Моя родина-россия (беседа на патриотическую тему с детьми старшей подготовительной группы). Классный час для начальных классов на тему: "Разговор о Родине" Беседы на тему родная страна

Воспитатель: Сморж А. А.

Программные задачи:

Закрепить символы нашей страны: флаг, герб;

Способствовать развитию чувства гордости;

Воспитывать в детях уважение и любовь к своей Родине, русскому народу;

Уточнить и систематизировать знания детей о столице России, формировать представление о Москве, как о главном городе нашей страны, воспитывать гражданско-патриотические чувства;

Активизировать речь и словарный запас.

Воспитатель: Здравствуйте, дети! Сегодня мы собрались побеседовать с вами о нашей Родине — России.

1 реб . Что мы Родиной зовём?

Дом, где мы с тобой живём,

И берёзки, вдоль которых

Рядом с мамой мы идём.

2 реб . Что мы Родиной зовём?

Поле с тонким колоском,

Наши праздники и песни,

Тёплый ветер за окном.

3 реб . Что мы Родиной зовём?

Всё, что в сердце бережём,

И под небом синим — синим

Флаг России над Кремлём.

Воспитатель: Дети, скажите, как называется наша страна, в которой мы живём?

Дети: Россия.

Воспитатель: Правильно. У каждой страны мира есть своя символика, т.е. свои знаки отличия: есть свой гимн, герб и флаг. Давайте поговорим о Российском флаге. (Рассматривание флага).

Воспитатель: Какого цвета Российский флаг?

Дети : Белого, синего, красного.

Воспитатель: Правильно, Российский флаг трёхцветный, т.е. бело-сине-красный.

Каждый цвет имеет своё значение.

Белый цвет — цвет чистоты.

Синий — неба синевы.

Третий — ярко — красный.

Что рассвет прекрасный!

Три оттенка флага

И страна им рада!

Реб . В моих ручках — маленький флажок

Он горит, как огонёк.

Пусть живет и здравствует в веках

Бело-сине-красный русский флаг.

Воспитатель : Любовь к Родине каждый из нас впитывает с молоком матери. Первые слова, которые мы учимся писать — « Мама» и Родина».

Реб . Мама и Родина очень похожи.

Мама красивая, Родина тоже.

Вы присмотритесь, у мамы глаза

Цвета такого же, как небеса.

Мамины волосы, словно пшеница,

Та, что на наших полях колосится,

Много у Родины общего с мамой,

Самой красивой, ласковой самой!

Так и должно быть, что дорого нам —

Напоминает всегда наших мам!

Воспитатель : Одна у человека родная мать, одна у него и Родина. Крепко любит народ её. Много сложил о ней пословиц и поговорок. Давайте вместе вспомним их. Я буду начинать, а вы все — заканчивать:

Родина любимая — что мать …. родимая

Если дружба велика, будет Родина …. крепка

Жить – Родине …. служить

Человек без Родины — что соловей …. без песни

Воспитатель : Флаг — это символ каждой страны. Но у России есть еще один символ, очень красивый и нежный — это красавица русская берёза.

Реб. На лугу зеленом

Береза стояла,

И ветвями детям

Березка кивала.

Реб. Под тёплым солнцем вырастая,

Мы дружно весело живём,

Россия, милая, родная!

Цвети и крепни с каждым днём.

Воспитатель : А кто знает, как называется этот символ?

(Воспитатель показывает картинку, на котором изображен герб РФ).

Дети: Герб.

Воспитатель : Это герб нашей страны. Герб объединяет людей, живущих в одной стране, является отличительным знаком государства. На нем старались изобразить что-то очень важное для страны. Каждый символ и цвет на гербе имеет свое значение.

Воспитатель зачитывает стихотворение «Герб России»:

У России величавой

На гербе орел двуглавый,

Чтоб на запад, на восток

Он смотреть бы сразу смог

Сильный, мудрый он и гордый,

Он – России дух свободный.

Воспитатель вместе с детьми расшифровывают символы и цвета, изображенные на нашем гербе:

Орел – царь птица, это большая сильная птица. Золотой цвет – это символ солнца. Необъятная Россия расположена и в Европе, и в Азии. Поэтому одна голова орла обращена на Восток, другая – на Запад при едином теле – едином правлении. Грудь орла украшена щитом, на котором изображен всадник, сражающийся со змеем (драконом), что показывает на постоянную борьбу добра над злом. Три короны над двуглавым орлом означают единую связь народов. Скипетр и держава в лапах орла – царские религии, которые служат воплощением государственного порядка и верности закону. Итак, герб России представляет собой темно – красный щит, на котором изображен золотой двуглавый орел.

Воспитатель : Ребята, на Земле много разных стран и у каждой страны есть самый главный город – столица этой страны. Сегодня мы поговорим о самом главном городе нашей страны – Москве.

Москва – столица нашей Родины. Столица – это главный город государства, здесь находятся правительственные учреждения и правительство страны. Наша столица – самый большой и красивый город России.

Кто из вас, ребята, бывал в Москве? Что вам запомнилось больше всего? (Рассказы детей).

Воспитатель : В старину люди говорили: «Град Москва – всей Руси глава». Москва – один из самых древних городов России.

Город чудный, город древний,

Ты вместил в свои концы

И посады, и деревни,

И палаты, и дворцы.

На твоих церквах старинных

Вырастали дерева.

Глаз не схватит улиц длинных…

Это – матушка Москва…

Основание Москвы начиналось со строительства Кремля. Так строились почти все русские города. Потом Кремль окружили высокими каменными стенами. Таким мы его видим и сегодня. (Показ иллюстрации).

Воспитатель: В Кремле работают президент России и правительство.

Посмотрите, на главной башне Кремля, Спасской, расположены часы с боем. Это самые большие и точные часы нашей страны. Бой именно этих часов, мы слышим с вами по телевизору в Новогоднюю ночь. Называются эти часы – Кремлёвские куранты.

Главная площадь Москвы называется Красная площадь. Как вы думаете, почему она так называется?

(Ответы детей).

Воспитатель : В старину слово «красный» означало «красивый». Вот почему Красную площадь назвали «красной» — значит Красивая площадь.

Посмотрите, какая она большая!

(Показ иллюстрации).

Воспитатель : Здесь проходят праздничные парады, салюты, выступления знаменитых артистов. Мы с вами много раз видели Красную площадь по телевизору, а кто-то бывал на ней с родителями.

(Рассказы детей).

Воспитатель : Мы можем приехать в Москву на поезде, прилететь на самолёте, приплыть на теплоходе. В Москве всегда очень много гостей! Кто-то приезжает в Москву по работе, в командировку, решать важные дела, кто-то едет в гости к друзьям, родственникам, многие приезжают в Москву в отпуск – полюбоваться её красотой, погулять по её улицам, площадям, побывать в музеях. А сколько в Москве иностранных туристов! В столице много интересных мест, музеев, красивых соборов и зданий. Поэтому люди из других стран так хотят побывать в Москве.

И действительно, Москва – очень красивый город. Много веков трудился наш народ, чтобы сделать её ещё краше.

Есть в Москве и прекрасные старинные памятники архитектуры, и современные здания. Посмотрите, какие красивые старинные храмы есть в Москве. (Показ иллюстраций).

Воспитатель : У каждого храма – колокольня. В старину говорили, что звон Московских колоколов слышен по всей Руси! Это храм Василия Блаженного, он находится на Красной площади, это храм Христа Спасителя. (Показ иллюстраций).

Воспитатель : Представляете, ребята, как много людей трудились, чтобы построить такую красоту.

В Москве на Воробьёвых горах был построен первый в России университет имени Михаила Васильевича Ломоносова – это самое большое учебное заведение России. (Показ иллюстрации).

Воспитатель : Здесь учатся тысячи студентов. Конечно, потом в Москве были построены и другие институты.

Москва сегодня – это огромный город, в котором множество улиц и переулков, автомобильных дорог и мостов, театров и парков. В Москве самое протяжное в мире метро. Это целый город под землёй, по которому бегут поезда во все концы родной столицы.

Во все времена граждане нашей большой страны искренне восхищались Москвой, любили её глубоко и преданно. Недаром знаменитый поэт А.С. Пушкин писал: «Москва! Как много в этом звуке для сердца русского слилось…».

Современные поэты тоже не перестают восхищаться красотой Москвы:

Здесь Кремль,

Здесь Воробьёвы горы

И площадь Красная видна.

Такой большой старинный город.

Гордится им моя страна!

Всем городам она глава.

Столица Родины – Москва.

Дорогие ребята! Велика наша Родина! Привольно раскинулась она от снегов и льдов Крайнего Севера до южных морей. Это огромное государство! Есть в России высокие горы, полноводные реки, глубокие озера, густые леса и бескрайние степи. Есть и маленькие речки, светлые березовые рощицы, солнечные полянки, овражки, болота и поля.

Мы гордимся нашей великой Россией, ее разнообразной природой, богатыми недрами, а в особенности — трудолюбивыми и талантливыми людьми, ее населяющими.

О любви к родине люди сложили немало мудрых пословиц. Есть среди них и такие: «Русский человек без родины не живет», «Родная сторона — мать родна, чужая сторона — мачеха».

Случается так, что окажется человек в чужой стране, как говорили в старину — на чужбине, и сначала все кажется ему новым, интересным: и люди, и обычаи, и природа. Но пройдет немного времени, и затоскует сердце, запросится домой, на родимую сторонушку, где все так близко, знакомо и так любимо! Ведь «по родимой стороне сердце ноет».

♦ Как мы называем это чувство?

Правильно! Чувство тоски по родине люди называют ностальгией.

Многие русские поэты, писатели, художники, которым суждено было жить в чужих странах, тосковали по России, слагали о ней песни, стихи, поэмы, писали картины, посвященные милой далекой Родине, мечтали хотя бы на старости лет вернуться домой.

Послушайте стихотворение.

Родная сторонушка

Выйду я на зорьке

Слушать соловья.

Рощицы, пригорки,

Вдалеке — поля.

Над родной сторонушкой

Солнце поднимается.

И поет соловушка,

Свищет, заливается.

Трели соловьиные

Понимаю я:

Славит он родимые

Рощи и поля.

Зорька ленту узкую

Бросит над рекой,

У каждого из нас есть и своя малая родина — тот уголок земли, где мы родились, где прошло наше детство, где живут наши родители, где находится наш родной дом.

Для кого-то малая родина — небольшой поселок или деревушка, для других — городская улица и зеленый дворик с качелями, песочницей и деревянной горкой.

Словом, малая родина у каждого своя!

Послушайте стихотворение.

Малая родина

Малая родина —

Островок земли.

Под окном смородина,

Вишни расцвели.

Яблоня кудрявая,

А под ней скамья.

Ласковая малая

Родина моя!

Дорогие ребята! Любите свою Родину — большую и малую. Старайтесь побольше узнать о ее истории, берегите ее природу, храните ее обычаи и традиции!

♦ Послушайте пословицы о любви к Родине. Объясните их.

«Велика русская земля и везде солнышко», «Всюду хорошо, а дома лучше», «Всякому мила своя сторона», «За Отечество жизнь отдают», «На чужой стороне и весна не красна», «Любовь к Родине сильнее смерти».

Если проехать нашу страну с севера на юг, можно заметить, как меняются климат, растительность, облик деревень, сел и городов.

На севере непрерывной полосой от Кольского полуострова до Чукотки простирается тундра. Почва здесь летом прогревается на небольшую глубину (1,5—2 см), а под ней лежит вечная мерзлота. Растения в тундре очень низкорослые (карликовые), а земля покрыта мхами и лишайниками.

♦ Что такое полярный день?

Солнце в этих краях поднимается невысоко, но много дней и ночей светит круглые сутки! Такое явление называется полярным днем. Едва наступает теплое время года, как все растения одновременно и внезапно расцветают. Это необыкновенное зрелище! В конце лета в тундре созревают ягоды. Голубики здесь так много, что россыпи ягод напоминают синие озера. А еще в тундре разгуливают огромные стада северных оленей.

♦ Что такое тайга?

Южнее тундры простирается тайга. Это густые хвойные леса, которые тянутся широкой полосой от запада до Восточной Сибири, почти 7 тыс. километров. В них растут ели, сосны, лиственницы, кедры, встречаются заросли можжевельника.

По мере продвижения на юг в лесах появляются более теплолюбивые растения: дуб, береза, граб, липа, клен, орешник. Они образуют широколиственные леса, идущие полосой в направлении городов Курска, Тулы, Нижнего Новгорода и Казани. Климат в этих местах нашей Родины мягкий, его называют умеренным.

Еще ближе к югу лес постепенно уступает место лесостепной и степной растительности.

♦ Как выглядит степь?

В начале лета степи напоминают красочные яркие луга с густыми высокими травами и пышными цветами. Цветут шалфей луговой, таволга, луговая герань, румянка и другие растения.

Южные степи — царство высокой травы — ковыля, заросли которого напоминают серебристо- седое море, волнующееся от ветра.

На берегах Черного и Каспийского морей располагается субтропическая зона, богатая своеобразными растениями. Лето здесь долгое и жаркое, а зима — короткая и совсем мягкая. В этих районах растут вечнозеленые лавры, цветут цикламены, рододендроны и акации.

Красота родной земли прекрасна в любое время года! И ранней весной, когда на однотонном серовато-коричневом ковре прошлогодних трав и листьев ярко желтеют цветы мать-и-мачехи, и в мае, когда распускается черемуха и заливаются соловьи.

Послушайте стихотворение.

Черемуха кудри вымыла

В майском дожде золотом

И над ручьем перекинула

Их кружевным мостом.

Капля скользит за каплей

По листьям, как по ступеням,

Слушает серая цапля

Капель звонкое пение.

А над болотцем топким

Клубится весенний пар,

И в зарослях тонко, робко

Первый звенит комар.

Хороша наша природа и знойным летом, когда листья на деревьях полностью раскрылись, буйно расцвели луговые травы, на опушках и вырубках сладко запахло ягодами, стали наливаться спелостью колосья в полях.

Послушайте стихотворение.

Июль

Белое солнце, сизое небо —

Зноем пышет земля.

Никнут колосья спелого хлеба

И золотятся поля.

Белоголовы и босоноги —

Дети весь день у реки.

И разлеглись у широкой дороги

В теплой пыли лопухи.

Пахнет вареньем лесная опушка,

Зной осязаем, как тюль,

Солнечный полдень, лета макушка —

Жаркий и щедрый июль.

Проходит короткое лето, и скоро уже бродит по лесам и лугам художница-осень в золотом кокошнике из кленовых листьев, в сарафане, украшенном алыми гроздями осенних ягод — рябины и калины, и раскрашивает в разные оттенки оранжевого, желтого, красного и лилового цветов листья кленов, осин, берез и лип.

Ветер-непоседа срывает с деревьев праздничный пестрый убор листьев. Летят по ветру они, словно желтые птицы-иволги.

Послушайте стихотворение.

Осенние листья

Иволгами листья

По ветру летят,

Шелестом и свистом

Наполняя сад.

Вьются листья всюду,

По воде плывут,

В золотые груды

Ветры их сметут.

И стоит по пояс

В листьях старый сад.

Сказочную повесть

Шепчет листопад.

Потом на смену золотой осени приходит поздняя осень, ее иногда называют предзимьем или серебряной осенью. Ноябрь — последний осенний месяц тоже по-своему красив!

Послушайте стихотворение.

Ноябрь

Пословицу старую вы не забыли?

Ноябрь к нам приехал на пегой кобыле.

Грязь на дорогах заледенела —

Белое с черным и черное с белым.

Белою шалью покрылись поля,

Черной водой налилась полынья.

Белое с черным и черное с белым —

Белые серьги береза надела.

Черные ветви тянет ольха.

Лес полосатый, как зебры бока.

Нет изумруда, кармина, лазури —

Мир черно-белый, как на гравюре.

Красота русской природы — скромная, неброская, а порой и совсем неприметная.

♦ Что нужно делать, чтобы заметить красоту родной природы?

Чтобы ее увидеть и полюбить, нужно неспешно, внимательно вглядываться в нее.

Посмотрите поздней осенью на яблоню в саду. Без листьев она кажется некрасивой, ствол у нее темный, шершавый, а широко раскинутые ветви толстые и неровные. Но придет весна, и яблоня преобразится! Бледно-розовые крупные и душистые цветы украсят ее ветви. Ветер зашелестит, играя молодой свежей листвой.

Послушайте стихотворение.

Яблоня

Стелются желтые мокрые травы,

Осенью яблоня наша грустит.

Ствол ее темный, с корою шершавой

И неказист, и невзрачен на вид.

Но не печалься, моя дорогая!

Снова прекрасной ты станешь весной.

Ветер душистый опять заиграет

Ярко-зеленою, свежей листвой.

Любит царевна-весна перемены,

Щедро погожие дарит деньки:

Ветви твои бело-розовой пеной

Пышно украсят цветов лепестки.

Ими любуются ясные зори,

Свет омывает лазурной волной.

Яблоня в светлом весеннем уборе —

Словно невеста в фате кружевной!

Вспомните неуклюжих мохнатых гусениц. Пройдет время, и они превратятся в нарядных красивых бабочек, порхающих над цветами!

Немало сказок и историй сложено о той красоте, которую мы замечаем не сразу, о которой многие и не догадываются.

Конечно, вы знаете сказку Ганса Христиана Андерсена о гадком утенке, который, повзрослев, превратился в прекрасного лебедя.

Живописцы и скульпторы, поэты и музыканты чувствуют волшебную красоту природы и в своих творениях открывают ее нам. Послушайте стихотворение.

Художник

Увидит то художник,

Что мы не замечаем —

Упругий подорожник

И кисти иван-чая,

И синеву речную,

И поле золотое.

Всю красоту земную

Художник нам откроет!

Ответьте на вопросы

1. Почему мы гордимся нашей Родиной — Россией?

2. Что такое малая родина?

3. Почему вы любите свою малую родину?

4. Почему в народе говорится: «Скучно Афонюшке на чужой сторонушке» и «На чужой сторонушке рад своей воронушке»?

5. Что нужно делать, чтобы наша Родина с годами становилась все краше?

6. Как вы думаете, почему мы часто не замечаем красоту окружающего нас мира?

7. Кто помогает людям открывать красоту родной природы?

8. Вспомните и расскажите о том, что показалось вам красивым весной, летом, осенью, зимой?

Беседа Тема: МОЯ РОДИНА - РОССИЯ

ЦЕЛЬ:

Подвести детей к осознанию понятия «Родина»;

Дать представление о родном крае, о Родине; познакомить с поня­тиями «гражданин», государственные символы: флаг, герб, гимн;

Воспитывать у учащихся чувства патриотизма, уважительного от­ношения к государственным символам;

Раскрыть некоторые возможные формы проявления любви к свое­му Отечеству, как взрослыми, так и детьми;

Развивать чувства собственного достоинства, положительные ка­
чества личности.

ОБОРУДОВАНИЕ:

Плакаты с государственной символикой, фотография Президента РФ, аудиозапись государственного гимна РФ, аудиозапись песни «Уголок России»; карточки со словами Родина, Отечество, Отчизна, Россия, Русь, стихи поэтов, пословица, рисунки учащихся.

ПРЕДВАРИТЕЛЬНАЯ РАБОТА:

Нарисовать рисунки на тему: «Моя Родина - Россия».

Выучить стихи о Родине.

ЛИТЕРАТУРА:

1. Е.В. Пчелов. Государственные символы России.

Уч. пособие. М.Русское слово.

Ю.Яковлев. « Моя Родина» М.Просвещение 1989 г.

Сборник стихов о Родине. Москва 1997 г.

Энциклопедия для детей. История России.

Москва « Аванта +» 1995 г.

5. Энциклопедия для детей. География России.

Москва « Аванта +» 1995г.

ХОД БЕСЕДЫ

(На доске плакат)

«НЕТ ЗЕМЛИ КРАШЕ,

ЧЕМ РОДИНА НАША!»

Ребята, как вы понимаете значение слова Родина?
Учитель:

Родина - место, где человек родился, где он живёт, работает., учится, где живут его родные, близкие, друзья.

Подберите к слову Родина слова близкие по значению (использу­ются карточки со словами: Родина, Отчизна, Отечество, Россия, Русь.)

За ясные зори, умытые росами,

За русое поле с колосьями зрелыми

За реки разливные в пламени синем

Тебя по-славянски назвали Россия.

А. Левушкин. Учитель:

Мы живём в Российской Федерации, в России. Мы жители России,
россияне, каждый из нас - гражданин России. Гражданин - житель
страны, который признаёт -её законы, любит её, гордится её успехами,
вместе с ней переживает горе и радость.

Основной закон страны - Конституция. Она была принята 12 декабря 1993 года. В ней записаны права и обязанности каждого жителя нашей страны.

Какие символы имеет наша страна? (Герб, флаг, гимн)

Как вы считаете, зачем стране нужна символика?

Назовите цвета Государственного флага РФ? (Белый, синий, красный) Учитель:

Флагу - более 300 лет. Белый цвет означает мир, чистоту совести. Синий цвет - небо, верность, правду, чистое, высокое. Красный цвет- огонь, отвагу, символ жизни.

Цели:

  • закреплять знания воспитанников о государственных символах России, о правах и обязанностях юных граждан в обществе;
  • развивать устную разговорную речь, следить за произношением;
  • развивать интерес к истории России;
  • воспитывать чувство гордости за свою страну.

Оборудование: карта России, картинки, карточки, фотографии героев-прокопчан, фильм о войне, аудиозаписи песен.

Ход занятия

I. Оргмомент.

Какое у вас настроение?

а) Настройка аппаратуры. *Имена.

б) Фонетическая зарядка *Установка

а _ о _ у _ та то ту конституция ра ро ру Россия, Русь

Конституция – … (основной закон)

Наша Родина - … (Россия)

Дописать, поставить знаки орфоэпии.

Итог ф.з.

II. Сообщение темы занятия.

*Установки на деятельность.

Что мы Родиной зовём?

Ученик. Дом, где мы с тобой живём,
И берёзки, вдоль которых
Рядом с мамой мы идём.

Где ты живёшь, …?

Спроси у …, где он(а) живёт? (Организация диалога)

А в каком городе вы учитесь?

Ученик. В городе Прокопьевске Кемеровской области. (Работа по карте)

Родина это место, где ты живёшь со своими родителями и друзьями. У каждого человека есть город или деревня, где он родился, жил и учился. Это его маленькая родина. Наша общая, великая родина и состоит из множества таких маленьких уголков.

А как называется наша родина?

Ученик. Наша Родина – Россия. Столица России – город Москва (работа по карте)

Итак, тема нашего занятия “Наша Родина – Россия”

III. Беседа.

1. Государственные символы, права и обязанности юных граждан.

Что мы Родиной зовём?

Ученик. Всё, что в сердце бережём,
И под небом синим-синим
Флаг России над Кремлём.

В конституции записано, что мы должны с уважением относиться к государственным символам страны.

Д/и “Государственные символы”

Ученик. Белый цвет – берёзка,
Синий – неба цвет,
Красная полоска – солнечный рассвет. (О флаге)

Ученик. У России величавой
На гербе орёл двуглавый,
Чтоб на запад и восток
Он смотреть бы сразу мог. (О гербе)

А что ещё вы знаете о конституции?

Ученик. Конституция – это основной закон государства, где записаны права и обязанности граждан.

Ребята, а дети, как граждане России, какие имеют права?

Дети создают стенд “Права детей”

А теперь вспомните, какие обязанности у школьников.

Дети создают стенд “Обязанности школьников”

2. Праздники России.

Что мы Родиной зовём?

Ученик. Поле с тонким колоском,
Наши праздники и песни,
Тёплый вечер за окном.

Д/и “Праздники России”

3. Физминутка. (Муз. “Родина моя ”)

4. Россия – многонациональное государство.

Россия – крупнейшее государство в мире. Все граждане, живущие в России, по Конституции являются россиянами. На территории нашей страны живут более 180 национальностей. И все они составляют единую и дружную семью. Есть пословица:

Когда народ един, он непобедим (хоровое чтение)

Стихи (читают дети)

Живут в России разные народы с давних пор.
Одним тайга по нраву, другим – степной простор.
У каждого народа язык свой и наряд.
Один черкеску носит, другой надел халат.

Д/и “Россия – многонациональное государство”

5. Герои Великой Отечественной войны.

Много испытаний выпало на долю русского народа. Одно из них – Великая Отечественная война.

Когда началась Великая Отечественная война?

Когда закончилась война?

Назовите героев – прокопчан.

Ученики. Азаров Евгений, Дюжев Михаил, Чеченев Михаил, Шеломцев Николай, Гнедин Виктор,Чернов Григорий, Зонов Пантелей, Шульц Михаил, Мальцев Михаил, Шишкин Михаил, Уланин Дмитрий, Буслов Фёдор, Селиванов Евграф, Колпаков Пётр, Черных Иван, Мартехов Василий.

Стихи (читают дети)

Скольким детям возвратили детство,
Подарили радость и весну
Рядовые армии Советской,
Люди, победившие войну.
Память светлая о них жива,
И всегда мы о погибших будем помнить.
Всем героям честь, почёт, хвала.
О погибших вспоминаем стоя.

Музыка, фильм о войне, все стоя чтят память о погибших.

IV. Итог занятия.

Стихотворение (читает ученик)

Одним милее осень, другим милей весна.
А Родина Россия у нас у всех одна.

Я желаю вам, чтобы вы выросли настоящими гражданами, которые знают и уважают историю своей страны, её национальные особенности. И чтобы вы гордились своей Родиной – Россией.

Подарки детям (тетради “Я горжусь Россией”)

- *Что мы делали?

Как вы считаете, как вы сегодня говорили, как работали?

Оценка деятельности и речи воспитанников.

Литература

1. Е.Н.Степанов “Планирование воспитательной работы в классе”, Москва, 2002 г.

2. И.В. Колтуненко “Развитие речи глухих школьников”, Москва, 1980 г.

3. В.А.Степанов “Наша Родина – Россия”, Смоленск, 2008 г.

Классный час «Моя малая Родина»

Составитель:

Ламбина Екатерина Васильевна,

учитель начальных классов

МБОУ Берёзовская начальная

общеобразовательная школа

Класс:2 Цель:
    Формирование целостных представлений детей о родном крае, его богатствах. Воспитание любви и уважения к малой Родине, к родной природе. Развитие коммуникативных навыков.
Задачи:
    Учить детей видеть красоту родного края. Развивать интерес к истории родного края, общий кругозор школьников, обогащать познавательный опыт ребёнка. Учить взаимодействовать в группе, слушать и слышать окружающих, высказывать свою точку зрения, аргументировать свой ответ.

Оборудование: Мультимедийная презентация «Моя малая Родина», пазлы по количеству групп, детали для составления домика, стаканчики с ягодами.

Ход занятия .

I. Вступление .

Учитель : Здравствуйте, ребята. Как быстро пролетело лето. Сегодня мы снова собрались все вместе в нашем классе. Я очень рада всех видеть и поздравляю вас с началом нового учебного года. Надеюсь, вы все хорошо отдохнули, набрались сил. И для начала мне бы хотелось узнать, как вы провели лето: как отдохнули, где побывали? (Рассказы учащихся о летнем отдыхе)

Учитель : По вашим рассказам каникулы вы провели замечательно, хорошо отдохнули: кто-то лето провёл в нашем замечательном посёлке, кто-то путешествовал по городам России, а кто-то побывал за границей.

Где бы мы не были, нас всегда тянет домой, на родину. Наш первый урок в этом учебном году мы посвятим разговору о нашей Родине.

    Беседа о Родине .
Учитель : Так что же такое Родина? (Высказывания детей) Что мы Родиной зовём? Дом, в котором мы живём. И берёзки, вдоль которых Взявшись за руки идём. Что мы Родиной зовём? Солнце в небе голубом И душистый, золотистый Хлеб за праздничным столом.

Учитель : В толковом словаре С.И. Ожегова даётся такое определение: «Родина….

Учитель : Какая страна для нас является Родиной? (Россию)

Учитель : Назовите столицу нашей Родины. (Москва)

Учитель : ( На фоне слайдов с видами России идут слова учителя )

Россия – самая большая в мире страна. Территория её протянулась от снегов и льдов Крайнего Севера до южных морей. Когда в Москве вечер, то на Чукотке – день. На территории нашей Родины есть как высокие горы, полноводные реки, так и бескрайние поля, густые леса. Мы гордимся нашей великой Родиной, её природой, трудолюбивыми и талантливыми людьми.

    Беседа о малой Родине .

    Учитель : Ребята, а слышали ли вы когда-нибудь о малой Родине? Как вы понимаете значение этих слов? (Высказывания детей)

Учитель : Прекрасна наша Россия, но у каждого из нас есть место, тот уголок земли, где он родился, живёт, где живут наши родные. Зовётся это место – малая Родина. У каждого это место своё: край, город, посёлок или даже улица. Все мы живём с вами в одном округе, в одном дорогом и любимом посёлке.

Учитель : Ребята, в каком округе мы живём? (В Ханты-Мансийском автономном округе)

Соединив тайгу и горы,

Озёра, реки и поля,

Раскинулась в просторах наших

Ханты-Мансийская земля. (Показ слайдов с видами ХМАО)

Учитель : Ханты-Мансийский автономный округ был образован 10 декабря 1930 г. Первоначально он носил название Остяко-вогульский от названия коренных жителей: остяки – ханты, вогулы – манси.

Ребята, как ещё сегодня можно назвать Ханты-Мансийский автономный округ? (Югра)

Территория нашего округа очень большая и по площади превышает территорию любого европейского государства. (Слайд)

    Работа в группах «Собери пазлы»
Учитель: Сейчас я предлагаю всем вам знакомую игру «Собери пазлы». Чья группа справится быстрее? А в это время родителям предлагаю ответить на вопросы.

Викторина для родителей:

    Кто покорил Сибирь? (Ермак Тимофеевич)

    Как называются длинные узкие сани, применяемые коренными жителями для езды на оленьих упряжках? (нарты)

    Назовите губернатора ХМАО? (Комарова Н.В.)

    Как называются леса ХМАО? (тайга)

    Назовите самую большую реку ХМАО. (Обь)

    Назовите самый большой по площади город Югры. (Сургут)

    Работа с собранной картинкой-пазлом.

Учитель : Ребята, внимательно посмотрите на картинку, которая у вас получилась, посмотрите, что на ней изображено. Подумайте, какие вопросы вы бы могли задать своим товарищам. (Дети могут задать вопросы: какие государственные символы изображены? Что означают цвета на флаге округа? Какое животное изображено? Сколько районов входит в состав ХМАО? и др.)

Учитель : Обратите внимание на флаг. Какие цвета на нём отображены? Почему? (Синий цвет символизирует многочисленные реки нашего округа, богатые рыбой; зелёный – леса, в которых обитают разные животные.)

Учитель :Ребята, как вы думаете, почему вокруг щита на гербе изображены еловые ветки? (Высказывания детей)

Учитель : Как называются леса нашего округа одним словом? (тайга)

    Отгадывание загадок.
Учитель : Кто же живёт в лесах нашего округа?
    Прыг-скок трусишка,
Хвост – коротышка, Ушки вдоль спинки, Глаза с косинкой. (Заяц)
    Трав копытами касаясь,
Ходит по лесу красавец, Ходит смело и легко, Рога раскинув широко. (Лось)
    Летит, пищит,
Ножки длинные тащит. Случай не упустит, Сядет и укусит. (Комар)
    У этого зверя огромный рост,
Сзади у зверя – маленький хвост, Спереди зверя – хвост большой. Кто же это? Кто он такой? (Слон) - ловушка
    Хоть я не молоток – по дереву стучу:
В нём каждый уголок обследовать хочу. Хожу я в шапке красной И акробат прекрасный. (Дятел)
    Разговор про ягоды.

Учитель : Кого из этих животных в лесу вы встречаете чаще? (Комаров)

Для чего вы ходите в лес? (За грибами, за ягодами)

Назовите ягоды, которые растут в лесах нашего округа. (Дети перечисляют)

Кто знает, какую ягоду называют царицей ягод? (Княженика)

Какая ягода три раза меняет цвет за свою короткую жизнь? (Морошка)

Какую болотную ягоду можно собирать и осенью, и весной? (Клюкву)

Учитель : А сейчас мы проверим, сможете ли вы на вкус определить ягоду. (От каждой группы выходит один человек и с закрытыми глазами пробует ягоду и называет её)

Учитель : Ребята, чем ещё знаменит наш край, какими природными богатствами? (Нефть, газ)

6) Достопримечательности посёлка.

Все вы знаете, что на территории нашего посёлка Берёзово в 1953 году впервые забил фонтан газа на территории Берёзовского района. В прошлом году мы отмечали 60-летие этого события. А ещё 420 лет со дня основания нашего замечательного посёлка с богатой историей.

Ребята, какие достопримечательности есть в нашем посёлке? (Музей, памятник А.Меньшикову, церковь Рождества пресвятой Богородицы, исторический сквер и др.) (Слайды)

    Беседа о спорте .

Учитель : С каждым годом наш округ и посёлок развиваются: строятся новые дома, объекты социального и культурного значения, проходят различные фестивали, спортивные соревнования разного уровня. В столице нашего округа – Ханты-Мансийске с 1997 года ежегодно проводится открытое первенство Ханты-Мансийского автономного округа по биатлону на Кубок Югры, в котором участвуют звёзды мирового биатлона.

А сейчас я предлагаю вам немного размяться. Игра «Пантомима» (Ребёнок показывает движения, характеризующие какой-либо вид спорта, остальные должны угадать).

Учитель : Ребята, а кто из вас знает, как связан бокс с нашим посёлком? (В нашем посёлке живёт известный боксёр Руслан Проводников) (Слайд).

Учитель : В нашем посёлке много не только знаменитых, но и просто замечательных людей разного возраста, разных национальностей. Ребята, вы хотите, чтобы наш посёлок развивался, становился лучше? От кого это зависит? Как должны жить люди, мы для этого? (В мире и согласии, дружбе, создавая уют)

    Работа по группам «Строительство дома»

Учитель : Наш урок сегодня мы начали с того, что рассказали о том, где мы побывали за время летних каникул, как отдохнули. Но как говорится в пословице: «В гостях хорошо, а…..(дома лучше)

Ребята, как вы думаете, можно ли нашу малую Родину – наш округ и посёлок назвать нашим домом? (Высказывания детей). Что может быть важнее уютного дома? Я предлагаю вам поиграть в строителей. Построим уютный дом.

Задание для 1 группы : Создание фундамента. На кирпичиках записать как можно больше слов, которые можно связать со словом «Родина». (Россия, Югра, Отечество, дом….)

Задание для 2 группы : Создание стен. Написать слова

Задание для 3 группы : Создание окошек. В окошках написать слова – чувства, которые испытывает человек в отношении своей родины. (Любовь, доброта, гордость…

Задание для 4 группы : Создание крыши. Чтобы сохранить наш дом – нашу Родину, все жители должны соблюдать правила. Придумайте эти правила. (Быть добрыми, быть трудолюбивыми…..)

Дети работают в группах и делают записи (5-7 минут). После этого выходит представитель каждой группы и озвучивает результат.

Учитель : Молодцы ребята! Каждый из вас постарался. Наш дом построен. Вы выбрали прочный материал. В доме царит мир и согласие. Можно быть спокойными за нашу Родину, если у неё такие замечательные хозяева.

    Итог урока.

Учитель : Ребята, о чём мы сегодня говорили? Что мы называем своей малой Родиной?

Сегодня день знаний. Скажите, что нового вы узнали? Что вспомнили? О чём хотите узнать подробнее?

    Домашнее задание .

Написать мини-сочинение «Приглашаю на мою малую Родину»



Просмотров