Биография. Борис ефимов - патриарх советской карикатуры Борис ефимов художник карикатуры

Ефимов Борис Ефимович

Родился 28 сентября 1900 г. в г.Киеве. Отец - Фридлянд Ефим Моисеевич (1860 г. рожд.). Мать - Рахиль Савельевна (1880 г. рожд.). Первая супруга - Корецкая Розалия Борисовна (1900 г. рожд.). Вторая супруга - Фрадкина Раиса Ефимовна (1901 г. рожд.). Сын - Ефимов Михаил Борисович (1929 г. рожд.).

Борис Ефимов никогда не думал, что станет художником, хотя рисовать любил с детства. Способности к рисованию обнаружились у него рано, с 5-6 лет. На бумаге он предпочитал изображать не окружающую природу - дома, деревья, кошек или лошадок, а фигуры и персонажи, рожденные собственной фантазией, рассказами старшего брата и содержанием прочитанных книг. Очень скоро это ребяческое увлечение сменилось осознанным желанием переносить на бумагу смешное в повадках и характерах людей.

После переезда родителей в Белосток, Бориса определили в реальное училище, где учился и его старший брат. Там они вместе издавали рукописный школьный журнал. Брат Михаил (будущий публицист и фельетонист Михаил Кольцов) редактировал его, а Борис - иллюстрировал.

Первая карикатура Ефимова увидела свет в 1916 году в популярном в те годы иллюстрированном журнале "Солнце России". Позднее он вспоминал об этом событии так: "Будучи учеником пятого класса я, пользуясь фотографиями, смастерил шарж на председателя Государственной думы Родзянко и послал его в Петроград. Увидев рисунок напечатанным, я был потрясен..."

Вскоре семья переехала в Харьков. Родители остались, а брат уехал в Петроград. Борис вернулся в Киев, завершил обучение в реальном училище и в 1917 году поступил в Киевский институт народного хозяйства. Однако проучившись там год, он перешел на юридический факультет Киевского университета.

В 1918 году в киевском журнале "Зритель" появились шаржи на Блока, известных тогда актрису Юреневу, режиссера Кугеля, поэта Вознесенского. К тому же времени относится и серия цветных рисунков "Завоеватели" - своеобразная сатирическая летопись менявшихся в Киеве властей, сначала немецких, потом белогвардейских и петлюровских.

С установлением в Киеве Советской власти Борис Ефимов работает секретарем Редакционно-издательского отдела в Народном комиссариате по военным делам. В июне того же года в военной газете "Красная Армия" увидели свет его первые агитационные рисунки, снабженные ставшим впоследствии всемирно известным автографом "Бор.Ефимов".

С 1920 года Борис Ефимов работает в качестве художника-карикатуриста в газетах "Коммунар", "Большевик", "Вiсти", руководителем отдела изобразительной агитации ЮгРОСТА в Г.Одессе. Здесь он исполнил свой первый плакат на фанерном листе, на котором он изобразил побитого Красной Армией Деникина. Позднее Б. Ефимов был заведующим Изосекции отделения агитпунктов Юго-Западного фронта в Харькове. По возвращении в Киев он стал начальником художественно-плакатного отдела Киев - УкрРОСТА. Параллельно сотрудничал с газетами "Киевский пролетарий" и "Пролетарская правда".

В 1922 году Борис Ефимов переехал в Москву. С тех пор его работы стали печататься на страницах "Рабочей газеты", "Крокодила", "Правды", "Известий", "Огонька", "Прожектора" и многих других издания, выходить в отдельных сборниках и альбомах. В эти годы его главной специализацией стала политическая сатира. "Героями" его карикатур были: в 20-е годы многие западные политические деятели - Юз, Даладье, Чемберлен; в 30-е и 40-е - Гитлер, Муссолини, Геринг и Геббельс, которого он неизменно изображал в виде хромой мартышки; в последующие годы - Черчилль, Трумэн и другие. Иные карикатуры вызывали у изображенных на них персонажей такую яростную реакцию, что дело доходило до дипломатических протестов.

В 30-е годы в свет выходят альбомы карикатур "Лицо врага" (1931), "Карикатура на службе обороны СССР" (1931), "Политические карикатуры" (1931), "Выход будет найден" (1932), "Политические карикатуры" (1935), "Фашизм - враг народов" (1937), "Поджигатели войны" (1938), "Фашистские интервенты в Испании" (1938).

В полной мере "убойная сила" карикатур Ефимова проявилась в годы войны. Его работы публиковались в те годы на страницах "Красной звезды", "Фронтовой иллюстрации", а также во фронтовых, армейских, дивизионных газетах и даже на листовках, которые разбрасывались за линией фронта и призывали вражеских солдат сдаваться. В поисках сюжетов для своих работ Борис Ефимов неоднократно выезжал в действующую армию.

В годы войны он активно работал и в области плаката. Борис Ефимов был в числе тех советских писателей и художников (Моор, Дени, Кукрыниксы и другие), кто уже на шестой день нападения Германии на СССР создал мастерскую "Окон ТАСС". Как и в годы гражданской войны, плакаты, сделанные сразу по получении сводок с фронта или последних международных сообщений, вывешивались на улицах Москвы, вселяя в людей даже в самые трудные дни веру в Победу. Потом "Окна" тиражировались и выпускались в тылу - Пятигорске, Тбилиси, Тюмени.

В архиве художника сохранились многочисленные отзывы самых требовательных критиков - бойцов с передовой. Приведем несколько таких отзывов:

"Уважаемый тов. Ефимов! Рисуйте побольше... Карикатуры - это оружие, могущее не только смешить, но и вызывать горячую ненависть, презрение к врагу и заставляющее еще сильнее драться и уничтожать проклятых гитлеровцев. Дукельский Илья. Полевая почта 68242."

"Ваше оружие, оружие советского художника, большая сила в борьбе против немецко-фашистских захватчиков. Если б знали вы, с каким нетерпением ожидаем мы, армейцы, каждый свежий номер газеты "Красная звезда"... П/п 24595. В. Я. Корниенко."

"С Новым годом, дорогой т. Ефимов! Группа фронтовиков Н-ской части шлет вам привет и поздравляет с Новым годом. Желаем успехов в вашей плодотворной и большой работе. Трудно передать, с каким нетерпением ждем каждой вашей карикатуры на тех, кто скоро падет под нашими ударами. Недалек тот день, когда мы на немецкой елке будем видеть повешенными главарей гитлеровской Германии. С приветом и добрыми пожеланиями фронтовики Леонтьев, Евсеев, Тлешов и др. П/п 18868."

В годы войны были работы Ефимова, вызвавшие международный резонанс - его карикатуры о втором фронте, печатались и в британских газетах. Более того, содержание этих карикатур пересказывалось по радио. Впрочем, с открытием второго фронта союзники все равно тянули до 5 июня 1944 года, т. е. до момента, когда исход войны был уже очевиден всем.

Заслуги Бориса Ефимова в годы Великой Отечественной войны отмечены медалями "За оборону Москвы" и "За победу над Германией".

В послевоенное время Борис Ефимов продолжает активно работать в самых разных жанрах. В 1948 году выходит сборник его карикатур "Мистер Доллар", а в 1950 г. - альбом рисунков "За прочный мир, против поджигателей войны".

В 1954 году он избран членом-корреспондентом Академии художеств СССР, в 1957 г. - членом правления Союза художников СССР, в 1958 году ему присвоено звание "Народный художник РСФСР", а в 1967 году - "Народный художник СССР". С 1932 года является членом Союза художников. Неоднократно избирался членом правления и секретарем Союза художников СССР.

С 1965 года и на протяжении почти 30 лет Борис Ефимов возглавлял в качестве главного редактора Творческо-производственное объединение "Агитплакат" при Союзе художников СССР, оставаясь при этом одним из самых активных его авторов.

Всего за годы творческой деятельности Борис Ефимов создал десятки тысяч политических карикатур, агитационных плакатов, юмористических рисунков, иллюстраций, шаржей, а также станковых серий сатирических рисунков для зональных, групповых и всесоюзных художественных выставок. Вышло в свет десятки сатирических альбомов, а также целый ряд книг мемуарного характера, рассказов, очерков, исследований по истории и теории искусства карикатуры. Среди них: "40 лет. Записки художника-сатирика", "Работа, воспоминания, встречи", "Рассказы о художниках-сатириках", "Мне хочется рассказать", "Основы понимания карикатуры", "На мой взгляд", "Невыдуманные истории", "Школьникам о карикатуре и карикатуристах", "Рассказы старого москвича", "Ровесник века", "Мой век" и другие.

Б. Е. Ефимов - Герой Социалистического труда, трижды Лауреат Государственной премии СССР (1950, 1951, 1972), академик Академии художеств СССР, затем - Российской Академии художеств. Он награжден тремя орденами Ленина, орденом Октябрьской Революции, тремя орденами Трудового Красного Знамени, орденом "Знак почета", болгарским орденом "Кирилла и Мефодия" I степени, многими другими отечественными и зарубежными наградами.

Год 2000-й - год 55-летия Великой Победы - год своего 100-летия Борис Ефимов встретил по-прежнему влюбленным в жизнь, в прекрасное, книги, театр, спорт, компанию друзей, добрый розыгрыш, хороший анекдот.

В августе 2002 года возглавил отделение искусства карикатуры РАХ.
28 сентября 2007 года, в свой 107-й день рождения, он был назначен на должность главного художника газеты «Известия».
И в 107 лет Борис Ефимов продолжал работать. В основном он писал мемуары и рисовал дружеские шаржи, принимал активное участие в общественной жизни, выступая на всевозможных памятных и юбилейных встречах, вечерах, мероприятиях.
Борис Ефимов скончался в ночь на 1 октября 2008 года в Москве на 109 году жизни 1 октября 2008 года. Ему довелось застать последние дни девятнадцатого столетия, прожить весь двадцатый век и застать новое тысячелетие. Похоронен в колумбарии Новодевичьего кладбища.

От себя. Не знаю, насколько смешно было бойцам от карикатур Ефимова, но, при любом раскладе и отношении к его творчеству, идеологически всё было верно, т.к. дух бойцов, помимо прочего, держится не только на перловке с мясом, идеологическая подпитка была просто необходима, в т.ч. в подобной юмористической форме. Занятно было бы в 1-ю и 2-ю Чеченскую кампании в газетах лицезреть карикатуры и шаржи на Басаева, Радуева, Хоттаба и прочую нечисть. Но как же, они же в глазах лицемерной и двуличной мировой общественности борцы за свободу... А жаль.

ВЫСТУПЛЕНИЕ ПО РАДИО ЗАМЕСТИТЕЛЯ ПРЕДСЕДАТЕЛЯ СОВЕТА НАРОДНЫХ КОМИССАРОВ СОЮЗА ССР И НАРОДНОГО КОМИССАРА ИНОСТРАННЫХ ДЕЛ ТОВ. В. М. МОЛОТОВА

ГРАЖДАНЕ И ГРАЖДАНКИ СОВЕТСКОГО СОЮЗА!

Советское правительство и его глава тов. Сталин поручили мне сделать следующее заявление:

Сегодня, в 4 часа утра, без пред’явления каких-либо претензий к Советскому Союзу, без об’явления войны, германские войска напали на нашу страну, атаковали наши границы во многих местах и подвергли бомбежке со своих самолетов наши города - Житомир, Киев, Севастополь, Каунас и некоторые другие, причем убито и ранено более двухсот человек. Налеты вражеских самолетов и артиллерийский обстрел были совершены также с румынской и финляндской территории.

Это неслыханное нападение на нашу страну является беспримерным в истории цивилизованных народов вероломством. Нападение на нашу страну произведено, несмотря на то, что между СССР и Германией заключен договор о ненападении и Советское правительство со всей добросовестностью выполняло все условия этого договора. Нападение на нашу страну совершено, несмотря на то, что за все время действия этого договора германское правительство ни разу не могло пред’явить ни одной претензии к СССР по выполнению договора. Вся ответственность за это разбойничье нападение на Советский Союз целиком и полностью падает на германских фашистских правителей.

Уже после совершившегося нападения германский посол в Москве Шуленбург в 5 часов 30 минут утра сделал мне, как Народному Комиссару Иностранных Дел, заявление от имени своего правительства о том, что германское правительство решило выступить с войной против СССР в связи с сосредоточением частей Красной Армии у восточной германской границы.

В ответ на это мною от имени Советского правительства было заявлено, что до последней минуты германское правительство не пред’являло никаких претензий к Советскому правительству, что Германия совершила нападение на СССР, несмотря на миролюбивую позицию Советского Союза, и что тем самым фашистская Германия является нападающей стороной.

По поручению правительства Советского Союза я должен также заявить, что ни в одном пункте наши войска и наша авиация не допустили нарушения границы и поэтому сделанное сегодня утром заявление румынского радио, что якобы советская авиация обстреляла румынские аэродромы, является сплошной ложью и провокацией. Такой же ложью и провокацией является вся сегодняшняя декларация Гитлера, пытающегося задним числом состряпать обвинительный материал насчет несоблюдения Советским Союзом советско-германского пакта.

Теперь, когда нападение на Советский Союз уже совершилось, Советским правительством дан нашим войскам приказ - отбить разбойничье нападение и изгнать германские войска с территории нашей родины. Эта война навязана нам не германским народом, не германскими рабочими, крестьянами и интеллигенцией, страдания которых мы хорошо понимаем, а кликой кровожадных фашистских правителей Германии, поработивших французов, чехов, поляков, сербов, Норвегию, Бельгию, Данию, Голландию, Грецию и другие народы.

Правительство Советского Союза выражает непоколебимую уверенность в том, что наши доблестные армия и флот и смелые соколы Советской авиации с честью выполнят долг перед родиной, перед советским народом, и нанесут сокрушительный удар агрессору.

Не первый раз нашему народу приходится иметь Дело с нападающим зазнавшимся врагом. В свое время на поход Наполеона в Россию наш народ ответил отечественной войной и Наполеон потерпел поражение, пришел к своему краху. То же будет и с зазнавшимся Гитлером, об’явившим новый поход против нашей страны. Красная Армия и весь наш народ вновь поведут победоносную отечественную войну за родину, за честь, за свободу.

Правительство Советского Союза выражает твердую уверенность в том, что все население нашей страны, все рабочие, крестьяне и интеллигенция, мужчины и женщины отнесутся с должным сознанием к своим обязанностям, к своему труду. Весь наш народ теперь должен быть сплочен и един, как никогда. Каждый из нас должен требовать от себя и от других дисциплины, организованности, самоотверженности, достойной настоящего советского патриота, чтобы обеспечить все нужды Красной Армии, флота и авиации, чтобы обеспечить победу над врагом.

Правительство призывает вас, граждане и гражданки Советского Союза, еще теснее сплотить свои ряды вокруг нашей славной большевистской партии, вокруг нашего Советского правительства, вокруг нашего великого вождя тов. Сталина.

Наше дело правое. Враг будет разбит. Победа будет за нами.

1 октября 2008 года в Москве на 109-м году жизни скончался известный советский художник-карикатурист Борис Ефимов.


Борис Ефимов (настоящая фамилия - Фридлянд) - советский и российский художник-график, мастер политической карикатуры, народный художник СССР, академик Академии художеств СССР, младший брат репрессированного известного русского советского писателя и журналиста Михаила Кольцова.


Борис Ефимов прожил долгую, насыщенную историческими событиями жизнь, он говорил: «Судьба ко мне была благосклонна, с Муссолини здоровался за руку, обедал у Тито, Троцкого проводил в изгнание, со Сталиным говорил по телефону и провожал Луначарского».


Борис Ефимов родился в Киеве. Родители - Фридлянд Ефим Моисеевич (1860-1945) и Рахиль Савельевна (1880-1969). Борис начал рисовать уже с пяти лет. После переезда родителей в Белосток Борис поступил в реальное училище, где учился и его старший брат Михаил. Там они вместе издавали рукописный школьный журнал. Брат (будущий публицист и фельетонист Михаил Кольцов) редактировал издание, а Борис - иллюстрировал. В 1915 году он оказался в Харькове - шла война, и русские войска были вынуждены оставить город Белосток.


Первые карикатуры Бориса Фридлянда увидели свет в 1916 году в популярном в те годы иллюстрированном журнале «Солнце России». С 1920 года Борис Ефимов работает в качестве художника-карикатуриста в различных газетах. В 1922 году Борис Ефимов переехал и рисовал в жанре политической сатиры для «Рабочей газеты», «Крокодила», «Правды», «Известий», «Огонька», «Прожектора» и многих других изданий. В 1932 году ему было присвоено звание «Заслуженный деятель искусств РСФСР». В годы Великой Отечественной войны работы Бориса Ефимова публиковались на страницах газеты «Красная Звезда», в журнале «Фронтовой иллюстрации», а также во фронтовых, армейских, дивизионных газетах и даже на листовках, которые разбрасывались за линией фронта. С 1965 года и на протяжении почти 30 лет Борис Ефимов возглавлял в качестве главного редактора Творческо-производственное объединение «Агитплакат» при Союзе художников СССР, оставаясь при этом одним из самых активных его авторов.


В августе 2002 года Борис Ефимов возглавил отделение искусства карикатуры Российской академии художеств. В 2006 году Борис Ефимов принял участие в подготовке издания книги «Автограф века». 28 сентября 2007 года, в свой 107-й день рождения, он был назначен на должность главного художника газеты «Известия». В свои 108 лет Борис Ефимов продолжал работать - писал мемуары и рисовал дружеские шаржи, принимал активное участие в общественной жизни, выступая на всевозможных памятных и юбилейных встречах, вечерах, мероприятиях.


Когда политика становится историей



О Борисе Ефимове рассказывает обозреватель Радио Свобода, писатель Петр Вайль: «На стенах Московского бюро Радио Свобода - политические карикатуры Бориса Ефимова, большие, плакатного размера, аккуратно забранные в рамку. Всего - дюжина. Датированы разными годами - от середины 60-х до конца 80-х. То есть имеется и сюжет о перестройке, 87-й, несколько человек в полосатых брюках, черных пиджаках и галстуках бабочках. Они недоумевают и провозглашают вразнобой: «Перестройка опасна для США»; «Перестройку надо сковать»; «Перестройку надо приветствовать". Лица у этих людей - разные: от неприятных - к растерянным - и до просветленных. Персонажи более ранних лет однообразно неприятные. Например, те, которые на картинке "Большой бизнес и его подручные". Сам бизнес - бесформенный мешок, а у него на поводках - человекоподобные шавки с именами на поводках: "Диверсия", "Подкуп", "Шпионаж", "Коррупция". Человекоподобные вороны каркают с крыш небоскребов на другом плакате. На небоскребах вывески: "Врали трибюн", "Брехли ньюс". Тема средств массовой информации продолжается разнообразно. Человекоподобные кошки устраивают то, что названо "Кошачий концерт антисоветчиков".

Из бочки с надписью "Провокация, ложь, клевета" высовываются человекоподобные змеи: "Радио Свобода" и "Радио Свободная Европа". Человекоподобный человек с буквами "ЦРУ" на спине с помощью рук и ног, одних рук не хватает, жонглирует маленькими монстрами: "Голос Америки", "Радио Свободная Европа", "Радио Свобода".
Все эти карикатуры - монохром, черно-белые. Две новые - цветные. Группа энтузиастов с радостно-сосредоточенными лицами мчится, размахивая сачками. Над ними - лозунг: "Лови Свободу". Ниже частота: АМ 1044. Подпись та же, знакомая миллионам: "Бор.Ефимов". Дата - 2001. На другой - вдохновенный юноша, тоже с сачком, тоже ловит "Свободу". Здесь дата точнее - 28 сентября 2001-го года. Сто один год - это больше века. В мире столь больших, почти не поддающихся осмыслению чисел - количество становится качеством. Художник - свидетелем. Идеология - летописью. Политика - историей».

Гражданин трех веков


Борис Ефимов дважды удостаивался Сталинской премии, был Героем труда и членом академии художеств СССР. Мишенью пропагандистского остроумия Бориса Ефимова неоднократно было и Радио Свобода. В последние годы жизни художник несколько раз был гостем нашего радио. А три года назад в Праге проходила выставка его карикатур, и художник посетил штаб-квартиру Радио Свобода, где ответил на вопросы обозревателя РС Ивана Толстого. Вот отрывок из того разговора.


Борис Ефимович, в юности, когда у человека есть выбор профессии, он колеблется между одним и другим. Вы выбрали рисование, а что, тем самым, вы отклонили, что вы отбросили в своей карьере?


Вы знаете, у меня как-то это складывалось очень сложно и непредсказуемо. У меня не было какого-то определенного влечения. К тому же, я даже не знал, кем быть. Сначала мне взбрело в голову стать юристом. Мне очень нравилась профессия адвоката. Тогда по стране гремели имена Карабчевского, Плевако, Грузенберга и так далее. Я думал, что это красиво, и я пойду на юридический факультет в университет. И стал зубрить латинский язык, который был необходим для поступления на этот факультет. А потом все это как-то разладилось, никакой юрист из меня не получился, и потом пришли такие события, которые диктовали совсем другие пути, другие занятия, и я поплыл по течению, которое меня привело к моей профессии художника-сатирика. Она тоже пригодилась.


Борис Ефимович, а ваши первые рисунки? Ведь вы родились еще в XIX веке, и, как вы говорили, 95 дней прожили в XIX веке…


Точно, как аптеке. И считаю себя гражданином трех веков.


И, стало быть, до революции, до 1917 года, Вы уже взрослый юноша и не раз держали карандаш в руках. Каковы же ваши первые рисунки? Остались ли они?


Мои первые рисунки - это впечатления от Гражданской войны в Киеве, в моем родном городе. Там двенадцать раз менялась власть. Не надо это понимать так, что это было двенадцать разных властей. Это были основные три силы, которые друг друга сменяли, причем, не по мирному соглашению, а с боями и с бомбардировками, с расстрелами. Все это надо было видеть, переживать, иногда приходилось и в подвале посидеть несколько часов, когда шла бомбардировка города очередной властью. Поэтому детство и юношество было беспокойным, прямо скажем. Но рисование было для меня удовольствием, потому что эти все силы, которые поочередно занимали город, были очень живописны. И я их зарисовывал в присущем им обмундировании, одеянии, оружии, со всякими деталями, которые их характеризовали. Например, была такая сила - украинские националисты. Они попросту именовались петлюровцами, по имени их главаря Симона Петлюры. Это были такие папахи с длинными хвостами. Они назывались шлыки. Красные, зеленые… Это было живописно.

Один из последних людей, видевших Старую Россию. Юноша из интеллигентной семьи, еще до Великой Войны - ученик Белостокского реального училища, в 1917 г. - студент Киевского института народного хозяйства.

В 1919 году в Киеве - зарисовки воюющих всех мастей:


1918

2opena написал очень хорошо.
Написано буквально накануне смерти, но всё правда (заголовок этого поста - его):

Борис Ефимов. Сто восемь лет без угрызений.

"Пока мы тут с вами духовно растем и интеллектуально совершенствуемся –карикатурист всех времен и народов Борис Ефимов отпраздновал свое 108-летие. А мы и не заметили (то есть, заметили, но несколько дней спустя). А президент заметил вовремя и сказал:

"Вы не просто отражали, но и формировали историю XX века. Всегда честно и преданно защищали интересы нашей страны и ее граждан. И миллионы людей отвечают Вам искренней благодарностью за радость встреч с Вашим замечательным творчеством".

Как мне однажды сказала одна близко знакомая женщина, чье мнение я уважаю: «Может быть, Бог дает талантливым, но бессовестным людям шанс раскаяться при жизни – и потомуони так долго живут?».

( bumblebeat замечает:

"Эти люди умели выживать. Молотов умер на 97-м году жизни, Каганович на 98-м, Маленков на 87-м, Ворошилов на 89-м, Буденый на 91-м, ..."

Только во всех перечисленных случаях - включая Ефимова - о таланте приходится говорить в весьма специфическом смысле - в смысле таланта lделлать великие подлости - прим. )

Нет ответа. Талантливые, но бессовестные не спешат заковать себя в вериги. Они предпочитают переписывать слова государственных гимнов (под которые не встать, а лечь от стыда хочется) и изображать врагами тех, на кого укажут ему власть предержащие.

Молодой почти художник Борис Фридлянд рисует залихватские антианархические картинки. Но, как только ветер перемен корректирует направление своего дутья, на картинках появляется иуда Троцкий (который, кстати, до того, как превратиться в иуду, написал предисловие к первой книжке карикатур Ефимова):

(А ведь недавно он был не только покровителем Бор.Ефимова, но и иконой и добрым химиком - прим. tapirr )

Борьба с врагами продолжается – нужно только оснаститься ежовыми рукавицами:

Власть не любит капиталистов? Получите, фашистские няньки:

Открылся второй фронт? Да пожалста – тут же заплакатируем апофеоз дружбы разносистемных народов:

Вождь рулит? Нарисуем:

Жить стало как? Правильно, лучше, правильно, веселее:

Даже можно очень-очень дружески осторожно нарисовать нечто вроде… нет, не шаржа, а такого приятственного портретика:

Акогда уже совсем все станет дозволено, чтобы не отстать от времени,пририсуем под сапог палачу и тирану раздавленную нежную красоту:

Исчезли капиталисты? Ничего страшного! Олигархи-то остались! Так что теперь когтистые лапы будут им принадлежать:

А милый, добрый юмор спроецируем на всех сразу правителей:


Ну чем не «честная и преданная защита интересов»? В зависимости от линии и директивы. Что прикажете, то и защищу. Кого прикажете, того и обосру.
Вроде бы, гнусно нападать на стаслишнимлетнего старичка – ну так и не будем.(написано, напомню, за 1 день до смерти - прим . ) Если старичок за сто восемь лет не понял, что такое совесть - так уж и не поймет. Но государство, вознаграждающее низкое лизоблюдство… э-э-э… не будем про государство..."



В чём юмор? Кто изображён? (Видимо, была ещё подпись)


stanis_sadal

"Он успел пожить 95 дней в ХIХ в веке, прожить весь ХХ век и застать ХХI…

Он видел Николая II, Ленина, рисовал Троцкого, Бухарина, с которыми был знаком. Присутствовал при кремации Маяковского, с которым дружил. Видел, как в печи вспыхнули его волосы…О себе он говорил: «Я гражданин трех веков. Судьба ко мне была благосклонна, с Муссолини здоровался за руку, обедал у Тито, Троцкого проводил в изгнание, со Сталиным говорил по телефону и провожал Луначарского».

Известный художник Михаил Златковский решил изменить правилу - о мертвых либо хорошо, либо никак. Не тот случай, считает он:

"Ефимов активно участвовал во всех провокационных кампаниях советского режима - его перо гвоздило направо и налево во время всех судилищ 30-х годов над бухариными-зиновьевыми-пятаковами, особенно изощренно он издевался над Троцким (когда-то его покровителем).

А потом «припечатаны» и пропечатаны в центральной прессе были «вейсманисты-морганисты», «мухолюбы и душегубы», независимая политика Югославии с «палачом коммунистов» Иосифом Тито, «убийцы в белых халатах».

На молодых художников советской карикатуры и плаката он писал доносы в КГБ, ВААП и куда только можно. Такая бурная деятельность легко объяснима - Ефимов рисовал очень посредственно.

Художник-график, иллюстратор, плакатист, один из самых известных и плодовитых советских карикатуристов. Член СХ СССР. Трижды Лауреат Государственной премии СССР (1950, 1951, 1972). Академик Академии художеств СССР, затем - Российской Академии художеств.

Борис Ефимович Фридлянд родился 15 сентября 1900 года в Киеве. Начал рисовать уже с пяти лет. После переезда родителей в Белосток поступил в реальное училище, где учился и его старший брат Михаил. Там они вместе издавали рукописный школьный журнал. Брат (будущий публицист и фельетонист Михаил Кольцов) редактировал издание, а Борис - иллюстрировал.

В 1918 году в киевском журнале «Зритель» появились первые шаржи Бориса Ефимова на А. А. Блока, Веру Юреневу, Александра Кугеля. В 1919 году Ефимов стал одним из секретарей редакционно-издательского отдела Народного комиссариата по военным делам Советской Украины.

С 1920 года Борис Ефимов работает в качестве художника-карикатуриста в газетах «Большевик», «Вести», «Коммунар» руководителем отдела изобразительной агитации ЮгРОСТА в Одессе. Здесь он исполнил свой первый плакат на фанерном листе, на котором он изобразил побитого Красной Армией Деникина. Позднее художник Ефимов был заведующим ИЗОсекции отделения агитпунктов Юго-Западного фронта в Харькове. По возвращении в Киев он был назначен начальником художественно-плакатного отдела Киев - УкрРОСТА. Параллельно сотрудничал с газетами «Киевский пролетарий» и «Пролетарская правда».

В 1922 году художник переезжает в Москву, где сотрудничает с центральными газетами «Известия» и «Правда», с сатирическим журналом «Крокодил», а с 1929 года с журналом «Чудак». Его рисунки стали регулярно печататься на страницах «Рабочей газеты», журналов «Огонек» и «Прожектор», выходить в отдельных сборниках и альбомах. В эти годы его главной специализацией стала политическая карикатура. «Героями» его карикатур были: в 20-е годы многие западные политические деятели - Даладье, Чемберлен; в 30-е - 40-е - Гитлер, Муссолини, Геббельс и Геринг; в последующие годы - Трумэн, Черчилль и другие.

В 1930-е годы выходят альбомы карикатур Бориса Ефимова: «Лицо врага», «Карикатура на службе обороны СССР», «Политические карикатуры» (все -1931), «Выход будет найден» (1932), «Политические карикатуры» (1935), «Фашизм - враг народов» (1937), «Фашистские интервенты в Испании», «Поджигатели войны» (оба -1938).

После ареста М. Кольцова в конце 1938 года, художник был уволен из газеты «Известия» и вынужден был переключиться на работу в книжной иллюстрации (произведения М. Е. Салтыкова-Щедрина). В 1940 году под псевдонимом В. Борисов вернулся к политической карикатуре (газета «Труд») и после прямого указания Вячеслава Молотова был вновь включён в обойму мастеров советской политической карикатуры, с возобновлением публикаций в «Правде», «Крокодиле», «Агитплакате» и проч.

Во время войны Борис Ефимов вместе с другими известными живописцами и графиками активно включился в работу над антифашистскими плакатами. Многие из которых являются выдающимися образцами агитационного искусства. Некоторые из них выполнил совместно с художником Николаем Долгоруковым («Поджигателям новой войны следовало бы помнить позорный конец своих предшественников» 1947, «Силы мира непобедимы!» 1949, «Старая песня на новый лад!» 1949, «Народный суд. Закон» 1951, «Где суд капиталистам продан, там попраны права народа!» 1957), их сотрудничество продолжилось и в послевоенное время. Вместе с В. Н. Дени , Д. С. Моором , Л. Г. Бродаты, Кукрыниксами создал в мировой культуре уникальныйфеномен - «положительная сатира».

В 1966-1990 годах Ефимов - главный редактор творческо-производственного объединения «Агитплакат». Он автор политически злободневных карикатурных плакатов на международные темы: «Долг человечества и каждого народа: нигде и никогда не дать ей хода!» (1977), «Дружков из Тель-Авива и Каира вдруг увенчали премиями мира» (1978), «Корпус быстрого реагирования» (1979), «Советская угроза. Красная опасность» (1979), «Там, как история гласит, захватчик подлый был добит!».

Активно участвовал во всех политических кампаниях советского правительства: борьба с «социал-фашистами» - социал-демократическими партиями Запада, борьба с бухаринцами, троцкистами, с космополитами, с генетиками - «вейсманистами-морганистами, душегубами-мухолюбами», с Ватиканом, «врачами-убийцами», со «вражескими голосами» - радиостанциями «Свобода» и «Голос Америки». Известны его антирелигиозные плакаты и карикатуры («Папа на страже» 1932).

Борис Ефимов необычайно плодовитый автор, всего за годы творческой деятельности создал десятки тысяч политических карикатур, агитационных плакатов, иллюстраций, сатирических рисунков, шаржей, а также станковых серий. Он участвовал во многих групповых и всесоюзных художественных выставках. Вышли в свет десятки сатирических альбомов, книги, рассказы, очерки, исследования по истории и теории искусства карикатуры.

Борис Ефимов - Герой Социалистического труда. Был награжден многими наградами: тремя орденами Ленина, орденом Октябрьской Революции, тремя орденами Трудового Красного Знамени, орденом «Знак почета», болгарским орденом «Кирилла и Мефодия» I степени, многими другими отечественными и зарубежными наградами.

В августе 2002 года возглавил отделение искусства карикатуры РАХ. 28 сентября 2007 года, в свой 107-й день рождения, он был назначен на должность главного художника газеты «Известия». И в 107 лет Борис Ефимов продолжал работать. В основном он писал мемуары и рисовал дружеские шаржи, принимал активное участие в общественной жизни, выступая на всевозможных памятных и юбилейных встречах, вечерах, мероприятиях.

Оригинальная сатирическая графика и тиражные плакаты Б. Е. Ефимова хранятся в Государственной Третьяковской галерее (ГТГ), Национальном историческом музее России (ГИМ), Российской государственной библиотеке (РГБ), Мемориальном музее немецких антифашистов (ММНА) в Красногорске, Национальной библиотеке Белоруссии, в частных коллекциях России, Германии, Потртугалии, США.

Этот адрес электронной почты защищён от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.



Просмотров