Графиня де монсоро краткое содержание читать. Исторические персонажи "графини де монсоро" александра дюма

Графиня де Монсоро

Единожды за целую историческую эпоху может родиться женщина, способная повелевать судьбами людей. Природа наградила Диану де Монсоро редкостной красотой, подчиняющей волю и отнимающей разум.

Захватывающая история о красоте,которая внушает беззаветную любовь,но не приносит счастья, о любви, которая пылает, но не согревает и о грезах, которым никогда не суждено осуществиться.

Как же всё было на самом деле?



Замок Монсоро возвышается сегодня в некотором отдалении от берега Луары. В XV веке, в момент постройки замка, один из его фасадов выходил прямо к реке, и только в 1820 году был обустроен берег. Строительством замка занимался Жан де Камбес - один из приближенных Карла VII, который хотел таким образом контролировать различные дороги, пересекающие местность, в том числе и путь, проделываемый паломниками, отправлявшимися в аббатство Фонтевро. Персонаж, наиболее знаменитый во всей истории замка, без сомнения, Шарль де Камбес, которого обессмертил Александр Дюма-отец в своем романе "Графиня де Монсоро ". Это литературное произведение, созданное три века спустя после описываемых событий, излагает историю Шарля , его жены Франсуазы (не Дианы, как в романе) и ее любовника - сеньора де Бюсси д"Амбуаз


Луи де Клермон, сеньор де Бюсси д"Амбуаз . Родившийся в 1549-ом году, он был типичным дворянином той эпохи, отважным, гордым, жестоким и дерзким. Дюма почти ничего не исказил в его описании, только умолчал про некоторые факты, отнюдь не свидетельствующие о его благородстве, например, про то, что во время Варфоломеевской ночи, воспользовавшись удачным случаем, Бюсси убил своего родственника Антуана де Клермона, с котором имел тяжбу по поводу наследства. Таким образом, спорный замок, из-за которого и была тяжба, достался Бюсси. Сначала Бюсси был на службе герцога Анжуйского, будущего короля Генриха III, даже сопровождал его в Польшу, и лишь позже перешел к его брату Франсуа. То, что Бюсси был отчаянным дуэлянтом и любовником королевы Марго, это полная правда.


Теперь — героиня. В действительности эту даму звали Франсуаза де Маридор , родилась она в 1555-ом году. В 1573-ем году она вышла замуж за Жана де Косме, однако уже в 1574-ом году овдовела, а в 1575-ом году вышла замуж вторично, за Шарле де Шамбе, графа де Монсоро. (Последний, кстати, был вовсе не стариком, родившись в 1549-ом году, он приходился ровесником Бюсси!) Ну и кончено, нельзя не упомянуть о том, что прекрасная графиня была одной из придворных дам Екатерины Медичи, того самого «Летучего эскадрона», так что на ее юную, неопытную и беззащитную девушку она никак не тянула.


А вот и место действия — замок де Монсоро, а вовсе не дом в Париже. В 1579-ом году Бюсси, по поручению Франсуа Анжуйского находящийся в провинции, встретил там прекрасную графиню, с которой к тому же был знаком по парижской светской жизни, и, воспользовавшись отсутсвием ее мужа, находящегося в Париже, закрутил с ней роман. Все б ничего, но пикантные подробности этих отношений он имел неосторжность описать в письме, посланном другу в Париж. А тот возьми и покажи письмо герцогу Франсуа, ну а тот передал его королю (кстати, никакой информации о том, что герцог тоже был неравнодушен к жене графа де Монсоро, не найдено, однако интересно, почему же он тогда передал письмо?), а Генрих III, имевший на Бюсси зуб еще из-за Марго, не упустил возможности наконец-то поквитаться с ним.
И история получила свою трагическую развязку. Монсоро вынудил супругу пригласить любовника на свидание, где вместо прекрасной дамы его ждали 15(!) вооруженных молодчиков. Сумев уложить половину, Бюсси почти спасся, но… в общем, не буду повторять этих трагических подробностей, у Дюма они описаны весьма точно.



А вот дальнейшие события развивались не так, как в романе. Франсуаза де Монсоро вовсе не стала убегать от мужа или мстить герцогу Франсуа. Она просто… помирилась с мужем, и далее продолжала жить с ним в любви и согласии. У них родилось двое сыновей и четыре дочери, Франсуаза умерла в 1620-ом году, в возрасте 65-ти лет, а супруг пережил ее меньше чем на год (с) "Графиня де Монсоро", или как все было на самом деле .

Мой любимый герой ))


ШУТ ШИКО


Шико (1540-1591) родился в Гасконии в 1540 году. Будучи южанином, он очень любил солнце. Настоящее имя - Жан-Антуан д’Анжлер. Происходил из дворянской семьи.
Шико был необычный шут. Прежде чем зваться Шико, он звался де Шико (приставка «де» означала знатное происхождение). Единственный шут за всю историю Франции который носил шпагу. Да еще какую! Не уступающую самому Бюсси. В марте 1584 ему был пожалован королём аристократический титул. Шико пользовался при дворе последнего Валуа свободой, равной той, которой был удостоен за тридцать лет до него Трибуле при дворе Франциска I, и той, которая будет предоставлена сорок лет спустя Ланжели при дворе короля Людовика XIII.



Шут обладал неограниченными возможностями. Ему было позволено абсолютно все. Начиная от того что можно было улечься спать посередине зала во время королевской аудиенции и до того чтобы при людях обозвать короля дураком! Шут может сидеть на королевском троне, может стоять впереди короля, позади него, рядом,может говорить от имени короля, может передразнивать его. Вы себе это представить можете? Когда в те времена только один чей-то недобрый глаз в сторону царствуюшей особы мог повлечь гнев и наказание.


Шуту было не обязательно все время ходить с бубенчиками на голове, пестрой одежде и длинных скороходах с задернутыми носами, походить на скомороха. Тут Шико был исключением. У него был прекрасный вкус. Одевался он просто, но со вкусом, вкусом дворянина!




Основной задачей шута состояло в том что бы он веселил и развлекал короля. Шико с этим прекрасно справлялся. У него было потрясающее чувство юмора. Он мог мертвого рассмешить. От его лихих дурачеств, король порой чуть со смеху не помирал.
Король его очень любил. Он был для него самым близким другом. Он доверял своему шуту дела государственной (государсвтенной!!!) важности и частенько просил о помощи или обращался за мудрым советом. Они все время были почти безотлучными. Всегда ВМЕСТЕ. Шико оберегал Генриха Валуа, как мать оберегает ребенка .



Он обладал всеми качествами которыми должен обладать человек служивший при дворе: лицемерие, наигранные улыбки, гримасы, лукавая ирония, сарказм и притворство. Он был остроумен, весел, полон задора и энергии. Он излучал свет и положительные эмоции.


Он находил общий язык с любым человеком. Даже с самым злейшим врагом короля! Он мог влиться в доверие к любому. Как к пьянице монаху так к принцу крови. Он знал практически все что происходит в королевстве и за его пределами. Он просчитывал все на несколько ходов вперед. Фактически Шико был королем Франции. В Шико была воплощена мудрость королевства!!!

Шико был прекрасным философом, он ничего не принимал близко к сердцу. Он смеялся потихоньку над неблагодарностью людей и по своему обыкновению чесал себе нос и подбородок.



1591 году придворный шут Шико стал жертвой покушения при осаде Руана (город и порт на севере Франции, в 100 км от устья Сены) в рамках таинственной интриги, организованной Католической Лигой. Так закончилась жизнь великого шута и славного дворянина (с) из дневника за картинку спасибо

О фильме



Есть такой жанр, который называется жанром «плаща и шпаги». Обычно это означает, что в фильме будет полный набор красавиц и красавцев на любой вкус, много любви, много интриг, красивые костюмы и почти непременно надпись в титрах «по мотивам романа Александра Дюма».


..В 1997 году вышла на телеэкраны «Графиня де Монсоро» Следует сразу отметить удачный подбор актеров на практически все главные роли, а их в сериале очень много. Великолепный Евгений Дворецкий в роли короля Генриха, совершенно потрясающий Шико - Алексей Горбунов, и конечно - несомненный успех обеспечил Александр Домогаров в роли де Бюсси. Екатерина Васильева, Юрий Беляев, Кирилл Казаков, Екатерина Стриженова, Игорь Ливанов, - все они на своих местах.


Отрывок из интервью с режиссером фильмов “Сердца трех” и “Графиня де Монсоро” Владимиром Попковым



- До меня картина уже полгода находилась в подготовительном периоде. Работал над ней приятель Жигунова, его ровесник, известный актер. А когда Сергей Викторович понял, что он “не потянет”, то позвонил мне. В его положении нужен был человек с репутацией профессионала и производственника.



Когда я приехал, многие актеры были уже утверждены. Бюсси играл актер Виктюка, я же настоял на Саше Домогарове, которого отверг предыдущий режиссер, отстоял Женю Дворжецкого, Лешу Горбунова. Хотя сыграть Шико хотели очень многие (Угольников и др.), я говорил об этой роли и с Леонидом Филатовым, но он тогда уже болел. Поначалу Жигунов был категорически против Горбунова: “Я обожаю Лешу, фильм “Груз без маркировки”, но при чем тут Шико?!” Пришлось долго убеждать его, что шут - главный идеолог, король короля...



В отличие от Сергея Жигунова, я не был поклонником Дюма даже в детстве. Как вы помните, сам по себе роман “Графиня де Монсоро” - очень рыхлый и скучный. Прочитав сценарий, я пришел в ужас: он был еще хуже. Поэтому я поставил Жигунову свои условия: мой оператор (Павел Небера), мой композитор (Олег Кива) плюс - переписываем сценарий. Он пошел на это, но потребовал не сдвигать график съемок (сценарий был закончен, когда мы уже отсняли серий десять).


И, конечно, я не был согласен с кандидатурой актрисы на главную женскую роль. Дошло до того, что я уже хотел уходить из картины. В итоге пришлось полностью поменять концепцию замысла. Мне всегда нужна внутренняя точка отсчета, которую зритель, возможно, и не уловит. Когда она найдена, все остальное - дело техники.



В данном случае я понял, почему погибли Бюсси и Монсоро: они - “лишние” люди. Бюсси - последний рыцарь Франции, а Монсоро - первый буржуа, собственник, рожденный раньше своего времени. Диана же получилась как бы ангелом смерти, ускорившим их гибель. В картине, как мне кажется, появился социальный смысл. Поэтому у нас такие прохладные сцены любви. Было снято много материала, прежде чем мне в голову пришла эта идея. Другого пути у меня не было...



Еще одна трудность - обилие в романе описаний и монологов, которые нужно было перевести в действие. Это достигалось всякими уловками: ложными интригами и намеками, поддерживающими интерес зрителя. Мы работали на износ, в экстремальных временных рамках - 200-300 полезных метров в день (в советские времена - не более 50, а в труднопостановочных картинах и того меньше). Бывали курьезные случаи, поскольку таким разгильдяям, как Дворжецкий и Горбунов (смеется), мне иногда приходилось суфлировать, стоя за камерой. Чего не скажешь о Юрии Беляеве (Монсоро), который всегда знал текст безукоризненно.



У продюсера были жесткие обязательства перед РТР, а показ уже два раза переносился. Были задействованы такие силы, что о творчестве речь уже не шла - нужно было быстрее сдать картину. Никто не рассчитывал, что съемки затянутся на три года - Жигунов вообще наивно полагал, что справимся года за полтора. Порой мне даже некогда было переснимать. В результате - некая “скороговорка” в финале, в которой я, конечно, не виноват... (с) Владимир Попков

Экранизаций Дюма не счесть. Но вот загвоздка: все они в сущности оказываются весьма далеки от Дюма вовсе не по причинам исторической точности, поскольку история, по его собственному заявлению, служила лишь вешалкой для его сюжетов. Они далеки от Дюма в том, что лишь рассказывают нам что-то из жизни тех самых исторических персонажей, о которых писал он, но в угоду кинематографическому зрелищу часто делают их плоскими и двухмерными. И то самое очарование Дюма исчезает, прячется за одной из многочисленных штор роскошных дворцов.



Снимая свой сериал, его создателям удалось то, что мало кому удается. Они поселили в нем Дюма. И дело вовсе не в дословном следовании книги, которое, как известно, чаще всего вредит хорошей экранизации, чем помогает. Кроме отлично прописанного сценария, в котором нет ни грамма лишнего, фильм удивительным образом погружает в атмосферу Дюма.


Этому помогают все мелкие и незаметные, но столь важные детали. Музыкальное сопровождение, написанное Олегом Кивой. Удивительно красивые виды дворцов и замков, как снаружи, так и внутри, где решаются государственные дела и плетутся интриги. Это те самые таверны и кривые улочки, где пируют и сражаются на дуэлях герои романа.


Настоящие таверны и улочки, а не те дешевые подделки, которые так полюбили создатели современных псевдоисторических сериалов, в которых все настолько искусственно, что диву даешься, как исторические фильмы можно приравнять к ситкомам, где условность декораций - жанровый прием, совершенно неподобающий авантюрно-приключенческому кино. Нет, в «Графине де Монсоро», даже если таверна была создана специально для съемок, то она выглядит по настоящему грязной и закопченной, а не только что собранной из пенопласта.


Но и это не главное. Главное, что удалось Попкову со товарищи - это передать тех дорогих сердцу персонажей, в которых невозможно не влюбиться. Каждый из них, даже, казалось бы, самый незначительный, обретает свое собственное место, ему положенное - и оживает. И главная заслуга, безусловно, принадлежит тем великолепным актерам, что сыграли всех без исключения действующих лиц, которых у Дюма, как известно, немало.


Перечислить всех невозможно, поскольку в фильме заняты такие замечательные актеры, как Александр Домогаров, Евгений Дворжецкий, Борис Клюев, Екатерина Васильева, Дмитрий Марьянов, Дмитрий Певцов. Из главных героев стоит отдельно выделить королевского шута Шико, сыгранного Алексеем Горбуновым, в этом фильме исполнившим, вероятно, одну из своих лучших ролей. Именно благодаря этому актеру насмешливое лицо шута в любой момент готово смениться выдержкой благородного дворянина.



И, конечно, следует непременно упомянуть брата Горанфло, роль которого столь блестяще исполнена Владимиром Долинским. Умиление, вызываемого пьяной рожей беспутного монаха, достойно самой высокой похвалы.


Владимир Долинский (о Горанфло, Шико и "Графине де Монсоро"):
Я так полюбил своего героя, что просто купался в образе! Порой мне изменяло чувство меры, и Попкову приходилось сдерживать меня. Однако он умеет охлаждать пыл актеров очень грамотно, деликатно. Вот, скажем, Де Бюсси Саши Домогарова или Шико Алеши Горбунова получились ролями-"бриллиантиками"! Попков умеет шлифовать грани...


...Прошло уже столько лет, но когда время от времени возвращаешься к любимым героям, снова переживаешь за судьбу Дианы де Монсоро и графа де Бюсси, следишь за злоключениями наивного и добросердечного Генриха Валуа, пытающегося примирить свой народ и своей слабостью подталкивающего страну к кризису, наслаждаешься хитроумными интригами благородного шута Шико, понимаешь, что после ничего подобного снято не было и вряд ли будет.


Наверное, такая неповторимость увеличивает художественную ценностью этого фильма. Но и грусть тоже навевает. Ведь понимаешь, что это последнее произведение эпохи ушедшего прочь жанра.
Пусть кино будет разным. А великий рассказчик Дюма живет и здравствует на экранах, пусть и не больших, а телевизионных, но зато в своем истинном обличье.(с)Идущий









Романы Александра Дюма - страстная любовь моего отрочества, переходящая в одержимость. Читала его книги взахлеб, а главные герои становились моими кумирами. Я даже работу начинала писать в МАН по романам Дюма, но до ума так и не довела. Да и сейчас, достав иногда с полки том, могу вчитаться и напрочь забыть о времени. Легкая и энергичная проза Дюма затягивает.

"Графиня де Монсоро " - вторая часть трилогии о религиозных войнах и восшествии на престол Генриха IV стоит второй в моем личном рейтинге романов Дюма, сразу после "Графа Монте-Кристо ". Остальные части трилогии - "Королева Марго " и "Сорок пять " мне понравились значительно меньше. А вот "Графиня де Монсоро" - это настоящий восторг.

В детстве я мечтала жить в XVI веке, чтобы храбрый Бюсси был влюблен в меня, а не в эту пресную Диану, мечтала хоть одним глазком увидеть блестящего остроумца Шико. Да и вообще весь этот быт позднего Средневековья казался мне неимоверно привлекательным.

"История - это гвоздь, на который я вешаю свои романы ", - говорил Дюма. И второй краеугольный камень его творчества базировался на постулате "Малые причины порождают большие последствия" . Отдала Анна Австрийская подвески Бэкингему, и если б не храбрый гасконец, развязалась бы жестокая война между Англией и Францией; хотел Бюсси быть рядом с Дианой, и развернул новый виток противоборства между католиками и гугенотами.

На самом деле, все герои, которых Дюма описывает в "Графине де Монсоро" существовали на самом деле. Действительно, во второй половине XVI века Париж сотрясали многочисленные любовные похождения и яростные дуэли блестящего поэта, задиры и авантюриста Луи де Клермона графа де Бюсси.

Действительно, в это же время главный ловчий и камергер герцога Анжуйского Шарль де Шамб граф де Монсоро был женат на даме, послужившей прототипом для Дианы де Меридор, только звали ее Франсуаза.

И конечно их любовь с Бюсси не была столь возвышенной и романтичной. Встретились они в Анжере, где оба томились от провинциальной скуки, и от нечего делать завели интрижку, о которой, конечно, и узнал граф де Монсоро. Убийство Бюсси Дюма описал довольно точно, не упомянув лишь о том, что сама Франсуаза под нажимом мужа написала Бюсси записку, заманывая его в расставленную ловушку. Когда же окрыленный Бюсси пришел на свидание, Монсоро во главе 10-ти слуг набросился на любовника жены. Четырех из нападающих Бюсси убил, пока не был заколот кинжалом Монсоро.

После этой неприятной истории карьера Монсоро лишь пошла в гору, с Франсуазой они продолжали жить душа в душу, и родили еще шестерых детей.

Совершенно исторический персонаж и обаяшка Шико - шут короля Генриха III, который, как и многие шуты, отличался острым умом, прозорливостью, хитростью и, как ни странно, верностью.

Ну, о том, что Дюма вовсе не придумал всех своих королей и герцогов, об этом и говорить не стоит. Если бы все авторы, пишущие "исторические романы", так кропотливо и серьезно подходили бы к изучению эпохи, о которой они пишут, цены б им всем не было в базарный день.

Франция, последняя четверть 16 века. Страну раздирают на части непрекращающиеся религиозные войны, католики и протестанты, иначе называемые гугенотами, постоянно конфликтуют между собой. Весьма напряженная обстановка царит и при французском королевском дворе, все придворные подразделяются на два лагеря, одни из них преданно служат королю Генриху III, другие находятся на стороне его младшего брата, герцога Франсуа Анжуйского, мечтающего занять трон.

Братья ненавидят друг друга и постоянно строят заговоры и интриги, между членами их противоборствующих партий то и дело случаются ссоры и поединки, нередко заканчивающиеся гибелью одного или обоих участников. Действие романа начинается в 1578 году со свадьбы одного из королевских фаворитов, барона де Сен-Люка, взявшего в жены Жанну де Коссе-Бриссак, дочь известного маршала. Генрих III с самого начала высказывался против этого брака, друзья также отговаривали Сен-Люка, объясняя ему, что таким образом он неминуемо навлечет на себя немилость короля, желающего, чтобы его любимцы постоянно находились рядом с ним. Однако Сен-Люк все же поступает по-своему и женится на Жанне. Но на празднике и он, и его молодая жена чувствуют себя весьма неуютно, ведь ни король, ни герцог Анжуйский не прибывают на торжество, невзирая на все приглашения.

В определенный момент на свадьбе появляется знаменитый задира и дуэлянт Луи де Клермон, граф де Бюсси, главный фаворит герцога Анжуйского. Он тут же ссорится с четырьмя королевскими приближенными, называемыми при дворе миньонами. Король, все же появившись ненадолго на свадьбе в сопровождении своего шута Шико, увозит Сен-Люка с собой в Лувр, оставляя его новоиспеченную супругу Жанну в полном одиночестве.

Фавориты короля организовывают засаду на Бюсси, им удается его довольно серьезно ранить, невзирая на его виртуозное умение владеть шпагой, о котором известно всей Франции. В полубессознательном состоянии граф видит некую прекрасную белокурую даму, склонившуюся над ним. Однако впоследствии он сомневается в том, действительно ли эта прекрасная женщина существовала в действительности или все это было лишь фантазиями и бредом раненого.
На следующее утро Бюсси рассказывает герцогу Анжуйскому о том, что с ним произошло. Разъяренный принц тут же отправляется к своему царствующему брату и упрекает его в том, что его миньоны вчетвером напали на его приближенного. За это время Бюсси успевает провести в королевские покои Жанну де Сен-Люк под видом пажа, и молодые супруги наконец оказываются вместе, хотя об этом никто и не подозревает.

Через несколько дней Бюсси и герцог Анжуйский отправляются на охоту, которую организовывает для всего королевского двора новый главный ловчий Франции, граф Бриан де Монсоро. Внешность этого человека не слишком привлекательна, однако принц говорит Бюсси о том, что граф преданно служил ему, поэтому он и настоял на том, чтобы король передал эту должность именно Монсоро. В ходе этой охоты герцог просит своего любимца проследить за некоей прекрасной дамой и узнать, что за мужчина ее посещает. Граф де Бюсси сначала отказывается от этого поручения, которое кажется ему недостойным честного и благородного человека. Но, услышав, по какому адресу проживает интересующая герцога женщина, он вспоминает о том, что именно в этих местах он недавно и получил свою рану и, соответственно, у него появляется возможность найти очаровательную незнакомку из его видений.

Во время поисков Бюсси знакомится с молодым лекарем Реми ле Одуэном, и юноша рассказывает графу, что именно его вызывали ночью для оказания помощи раненому. Проникнув в дом таинственной дамы с помощью ключа, данного ему принцем, Бюсси видит графа де Монсоро, который настаивает на близости с той самой прекрасной женщиной, которая осталась у него в памяти, утверждая, что она является его законной супругой и не имеет никакого права ему отказывать. Однако девушка не желает его слушать, говоря о том, что условия их соглашения еще не полностью выполнены, что она еще не встретилась со своим отцом и пока не может быть и речи об основных супружеских обязанностях. Женщина обещает убить себя, если Монсоро не оставит ее сейчас в покое, и главный ловчий нехотя уходит из этого дома.

Бюсси появляется перед девушкой и представляется ей. Молодая женщина искренне рада его видеть, она сообщает о том, что ей известно, насколько он благороден и порядочен, поэтому и ей нечего больше опасаться. Она объявляет, что полностью вверяет графу свою честь и жизнь, и начинает рассказывать свою историю. Бюсси узнает о том, что перед ним находится Диана де Меридор, дочь барона де Меридора, одного из наиболее уважаемых дворян провинции Анжу. Диана появилась у родителей довольно поздно, они уже потеряли к этому времени двух старших сыновей. Ее мать умерла, когда девочке едва минуло три года, и отец воспитывал ее в одиночку, окружая беспредельной любовью и заботой.

Диана в течение многих лет чувствовала себя бесконечно счастливой, гуляя по лесам отцовского имения, она знала и любила едва ли не всех окрестных животных. Но безмятежная жизнь юной девушки была нарушена в тот момент, когда в свое поместье, расположенное поблизости от Меридорского замка, прибыл граф Бриан де Монсоро, в первый же день убивший любимую лань Дианы, Дафну. Девушка пережила гибель животного очень тяжело, хотя граф де Монсоро неоднократно извинился перед ней и сообщил, что обязательно сохранил бы жизнь лани, если бы знал, насколько она дорога мадемуазель де Меридор. Но Диана испытывала по отношению к этому человеку только отвращение и страх, когда Монсоро официально попросил у отца ее руки, девушка пришла в ужас и объявила старому барону, что для нее легче будет умереть, чем стать женой графа.

Вскоре после этих событий в провинцию приехал герцог Анжуйский, и Диана впервые оказалась вместе с отцом на балу, устроенном им для всей местной знати. Девушка заметила, что принц буквально не сводит с нее глаз, а на следующий день крайне встревоженный отец сообщил ей, что она должна немедленно уехать из Меридорского замка, поскольку принц задумал лишить ее чести. Диана отправилась вместе со своей преданной служанкой Гертрудой в близлежащий замок Боже, туда же вскоре примчался граф де Монсоро и рассказал ей, что герцог прибудет с минуты на минуту и им необходимо немедленно бежать в Париж. Граф также передал девушке письмо от отца, в котором он приказывал ей выйти замуж за Монсоро, поскольку никакого другого пути избежать насилия со стороны принца не существовало.

Когда Монсоро привез Диану в Париж, он запер девушку в том самом доме, где ее впоследствии встретил Бюсси. Несмотря на все попытки мадемуазель де Меридор отказаться от брака с ним, он сумел уверить ее в том, что герцогу Анжуйскому уже известно ее местонахождение, и он сможет защитить ее лишь в том случае, если она станет его законной супругой. Накануне знакомства Дианы и Бюсси она была обвенчана с Монсоро, однако твердо отказалась быть его женой в полном смысле этого слова до того момента как увидит своего отца и убедится, что с ним все в порядке.

Бюсси, проникнувшись красотой и трагической историей девушки, предлагает ей съездить в Меридор и привезти к ней отца, Диана с благодарностью принимает его стремление помочь ей. По дороге в Анжу граф встречается с супругами де Сен-Люк, сбежавшими от гнева разъяренного короля, обнаружившего, что они обманывали его в течение нескольких дней. Жанна рассказывает ему, что Диана де Меридор является ее ближайшей подругой, и в Меридорский замок они приезжают все вместе. Тем временем в Париже герцог Анжуйский, вступивший в заговор против своего брата-короля вместе с семейством герцогов Гизов, проходит тайную коронацию в монастыре Святой Женевьевы, свидетелем чего случайно становится беспредельно преданный Генриху III шут Шико.

Оказавшись в Меридоре, Бюсси и Сен-Люки видят, что там царит траур, что все слуги подавлены и печальны. Барон де Меридор с отчаянием рассказывает о том, что его дочь Диана мертва, что она бросилась в озеро, не желая становиться любовницей герцога Анжуйского. Бюсси понимает, что граф де Монсоро обманул пожилого человека, ведя свою игру, и настаивает на том, чтобы барон поехал с ним в Париж и встретился с принцем, хотя сначала старик категорически отказывается.

В Париже барон де Меридор узнает о том, что его дочь жива. Бюсси обещает Диане и ее отцу поговорить обо всем с герцогом Анжуйским, раскрыть перед ним обман Монсоро и настоять на расторжении брака, поскольку он был заключен обманным и насильственным путем. Старый дворянин и его дочь верят в то, что Бюсси им поможет, он и сам мечтает освободить девушку, в которую уже успел влюбиться.

Принц, узнав от своего фаворита правду, впадает в ярость, ведь Монсоро и его уверил в том, что Диана утонула в озере, хотя в Париже он позднее видел женщину, удивительно похожую на мадемуазель де Меридор. Он обещает Бюсси, что действительно расторгнет брак, и девушка сможет вернуться к отцу, и немедленно вызывает к себе Монсоро.

Однако граф нисколько не пугается гнева герцога Франсуа. Он спокойно говорит о том, что полюбил Диану и не собирается никому ее отдавать, напоминает герцогу о тайной коронации, инициатором которой выступил именно Монсоро, и угрожает выдать его королю, если принц не признает перед всеми его брака с Дианой.

Герцог в отчаянии, но он не видит иного выхода, кроме того как согласиться на условия Монсоро. Бюсси видит, что его миссия полностью провалена, он испытывает к принцу глубокое презрение, но не в силах ничего поделать.

После представления ко двору в качестве графини де Монсоро Диана с мужем и отцом уезжают в Меридор, однако перед отъездом она еще раз встречается с Бюсси и намекает ему на то, что физически она все еще не стала супругой графа. Бюсси приезжает в Меридорский замок следом за ней, и влюбленные наконец полностью сближаются, стараясь не думать о том, что Диана не свободна. Король, узнав от своего шута о подпольной коронации брата, сажает его под арест и предупреждает о том, что Франсуа не приходится ожидать пощады. Герцог почти смиряется с судьбой, но ему помогает убежать из Лувра король Генрих Наваррский, муж его сестры Маргариты, и принц отправляется в свою провинцию Анжу, встретив по дороге Бюсси.

Герцог уговаривает своего фаворита забыть прежние обиды и снова действовать сообща, Бюсси соглашается, хотя и не слишком охотно, но в этот момент он не видит другого выхода. Принц намерен развязать с братом настоящую войну, но на переговоры приезжает из Парижа королева-мать Екатерина Медичи, которая собирается любой ценой уговорить младшего сына завершить конфликт мирным путем. Сен-Люк устраивает дуэль с Монсоро и тяжело его ранит, Бюсси, думая, что его соперник уже мертв, настаивает на том, чтобы принц вернулся в Париж, согласившись на условия, предлагаемые королевой-матерью. Однако Реми все же спасает жизнь графа, и Бюсси погружается в отчаяние, полагая, что Диана теперь вынуждена будет оставаться с раненым супругом в Анжу.

Графиня де Монсоро принимается откровенно флиртовать с герцогом Анжуйским, и ее муж настаивает на немедленном отъезде из Меридорского замка, невзирая на свое состояние. В Париже Диана и Бюсси продолжают встречаться тайно, хотя супруг старается ни на шаг не отпускать молодую женщину от себя, и однажды свидетелем их прощания становится Орильи, лютнист герцога Анжуйского и его наиболее доверенное лицо. Услышав от лютниста о том, что любовником прекрасной Дианы, скорее всего, является его ближайший друг Бюсси, принц решает сам проследить за ним, и все подозрения действительно подтверждаются. Франсуа в ярости, он считает, что фаворит бессовестно обманывает его на протяжении длительного времени, не забывая в то же время твердить о своей преданности ему и чувстве чести.

Принц сообщает Монсоро о том, что его жена, отказывая мужу в супружеской близости, уже принадлежит другому мужчине, имя которого он обещает назвать несколько позднее. В этот период миньоны короля вызывают на дуэль фаворитов герцога Анжуйского, Бюсси по жребию предстоит сразиться с д’Эперноном, который понимает, что лучший фехтовальщик Франции неминуемо его убьет.

Монсоро, зная, что во время праздника Святых Даров к его супруге придет возлюбленный, пользуясь его отсутствием, устраивает у себя в доме засаду, специально наняв убийц. То же самое делает и д’Эпернон, безумно боящийся предстоящего поединка с Бюсси. Герцог Анжуйский уговаривает фаворита остаться с ним, зная, что тот торопится на свидание к Диане и там его ожидает неминуемая гибель, но граф не желает его слушать. Оказавшись у Дианы, он до последнего сражается с врагами, убивает Монсоро, но их оказывается слишком много, и они смертельно ранят Бюсси, невзирая на помощь подоспевших Сен-Люка и Реми. Когда умирающий граф, повиснув на ограде, просит помочь ему принца и Орильи, проходивших мимо, герцог отдает приказ застрелить его, и Орильи убивает Бюсси выстрелом в сердце.

Диана после этого бесследно исчезает. Фавориты короля гибнут на дуэли с любимцами его брата, и Генрих III на протяжении длительного времени чувствует себя бесконечно одиноким, рядом с ним теперь остается только один настоящий друг, его неизменный шут Шико, всегда старающийся поддерживать короля и во всем ему помогать.

Что же происходило во Франции во второй половине 1570-х годов?
Тридцать первого мая 1574 года умер Карл IX. Узнав об этом, будущий король Генрих III мчится из Кракова в Париж, сбежав от своих подданных. За королем гонится польский дворцовый маршал Тенчинский, но Генриху удается ускользнуть от «верного слуги», он благополучно прибывает во Францию, а 13 февраля 1575 года коронуется в Реймсе.
«Политическое наследство», доставшееся Генриху от брата, могло бы озадачить и человека с более сильным характером, гораздо более искушенного в политической борьбе, чем новоиспеченный король: борьба между католиками и протестантами была в самом разгаре. Генрих же менее всего был способен примирить партии и восстановить порядок в стране. В лице последнего Валуа мы имеем превосходный образец представителя вырождающейся династии.
Непосредственно за Варфоломеевской ночью последовало несколько войн. Гугеноты засели в ряде городов и сражались отчаянно. Ла-Рошель королевским войскам, несмотря на множество приступов, взять так и не удалось. Наконец, устав от непрерывных сражений, стороны в 1576 году подписали мирный договор. Король согласился на все требования гугенотов: им была предоставлена свобода вероисповедания повсюду, кроме Парижа, переданы восемь крепостей, возвращены конфискованные имения. Гугенотским вождям, Конде и Данвилю, было разрешено губернаторствовать в ряде провинций, где они становились как бы маленькими королями. Самое главное было в том, что королю пришлось допустить существование политической организации гугенотов — протестантской конфедерации. Кроме того, королевский эдикт сообщал, что беспорядки и крайние проявления жестокости, имевшие место в Париже 24 августа 1572 года и в других городах в последующие дни, произошли вопреки желанию короля и к его крайнему неудовольствию, а потому его величество (якобы выражая сокровенное желание покойного брата) полностью восстанавливает доброе имя всех погибших гугенотских вождей. В результате уступок Генриха протестанты получили возможность образовать чуть ли не государство со своей армией и администрацией.
Успехи протестантов заставили и противную сторону подумать о защите своих интересов на случай полного бессилия центральной власти, которая оказалась неспособной разрешить спор в пользу большинства, то есть католиков. Так, в том же 1576 году под руководством Гизов возникла Католическая лига. Как и организация протестантов, она объединяла представителей верхних и нижних слоев общества. Генрих Гиз распространил воззвание, в котором Лига предлагала полностью восстановить Божьи законы, возобновить богослужение только по обрядам святой римской церкви, а кроме того, возвратить сеньорам и провинциям феодальные права и вольности. Принадлежность к Лиге была объявлена обязательной для всех католиков; они должны были беспрекословно повиноваться Гизу и обязывались отдать за него жизнь. Генрих Гиз стал кумиром католиков, как дворян, так и буржуа, которые видели в нем символ единства страны.
Лигисты действовали решительно, и король скоро начал опасаться их гораздо больше, чем гугенотов, которые все-таки были более или менее удовлетворены (даже королевский брат, герцог Алансонский, в последнюю минуту ставший на их сторону, получил Анжу, Турень и Берри). В этой обстановке он решается на ход, ставший, пожалуй, его самым значительным политическим маневром: он решается возглавить Лигу и стать большим католиком, чем сам Гиз. 1 января 1577 года король объявил, что не признает никакой религии, кроме католической. В ответ на это гугеноты, возглавленные Генрихом Наваррским, еще в феврале 1576 года бежавшим из Парижа, начали новую войну. Их поддерживали шведский и датский короли, английская королева и немецкие князья. Военные действия сопровождались неслыханными грабежами и насилиями: солдаты, превратившиеся в разнузданных бандитов, не щадили ни своих, ни чужих. В сентябре 1577 года обессиленные противники заключили мир на три года. Чтобы обезопасить себя, король запретил все религиозные организации — как католические, так и протестантские. Однако главные проблемы оставались нерешенными, и колеблющееся равновесие сулило лишь недолгую передышку.
Таков исторический фон, на котором развертывается действие «Графини де Монсоро». Следует сказать, что Дюма вольно обошелся с хронологией, поместив в 1578 год события, происшедшие годом раньше. Это объясняется особенностями взгляда Дюма на историю вообще и обстоятельствами создания романа.
В своем творчестве писатель придерживался так называемой «теории малых причин», полагая, что дворцовые интриги, заговоры и т. п. вызывают громадные исторические последствия. Логика такого взгляда заставляла его видеть вершителей истории в совершенно незначительных по своему положению, но ловких и изобретательных людях, каков, например, королевский шут Шико. С точки зрения Дюма, именно Шико спасает короля от козней лигистов, а Францию от неизбежной новой войны. Пристрастие, которое писатель питал к смелым и находчивым людям, самостоятельно «делающим историю», отчасти объясняется его представлением об описываемой эпохе как о переходном, «смутном» времени. В XVI-XVII веках во Франции на смену прежнему феодально-рыцарскому кодексу чести и верности приходит новая, буржуазно-индивидуалистическая мораль, мораль человека, заботящегося прежде всего о своей личной выгоде. Любимые герои Дюма уже не всегда могут вести себя честно и прямо. Чтобы добиться своего, им часто приходится пускаться на хитрость, а то и обманывать (вспомним проделки д’Артаньяна). В «Графине де Монсоро» некоторые черты этого индивидуализма проявляются в Шико; хитрить приходится даже «верному рыцарю» Бюсси. Любовная история Бюсси и Дианы де Меридор тесно переплетается в романе с политическими событиями. Однако французский исследователь Париго заметил, что Дюма рассматривает историю «как декорацию, на фоне которой развивается страсть».
Читатель, конечно, согласится с тем, что в романе Шико занимает по меньшей мере столь же важное место, как Бюсси и графиня де Монсоро. И в самом деле, Антуан д’Англерэ (таково было настоящее имя Шико), храбрый и веселый гасконский дворянин, больше всех подходил для того, чтобы стать «вершителем истории», действующим в романе. Именно ему писатель уготовил роль спасителя короля и Франции от козней лигистов. Остроумием, смелостью, умением не теряться в самых сложных ситуациях Шико напоминает своего знаменитого земляка д’Артаньяна. По иронии судьбы Генрих, из которого вышел бы превосходный шут, был королем, а Шико, которому роль короля удавалась гораздо лучше, чем его незадачливому господину,— шутом. Шико был не только шутом, но и офицером. В 1574 году он исполнял обязанности «лейтенанта его величества в замке Лош», а служа Генриху IV, Шико сопровождал его во всех походах. В смерти Шико, как и в его жизни, тесно переплелись шутовство и истинное геройство. В 1592 году при осаде Руана он взял в плен графа де Шалиньи и задумал подарить своего пленника Генриху IV. Войдя вместе с графом, он театрально крикнул королю: «Взгляни-ка, что я тебе дарю!» Де Шалиньи, придя в ярость от такого обращения, ударил Шико по голове эфесом шпаги, которую ему непредусмотрительно оставили. Через несколько часов Шико умер.
Роман, написанный в 1846 году, выходил в виде отдельных публикаций в газете. Необходимость все время держать читателей в напряжении также обуславливала преобладание авантюрного, приключенческого элемента над фактически-историческим. Как создатель приключенческого романа, Дюма восхищает богатством и смелостью своей фантазии, но вместе с тем следует отметить, что сюжетно-историческая часть его произведений почти всегда заимствована из мемуаров и хроник. Не служит исключением и «Графиня де Монсоро». Почти все действующие лица романа упоминаются в мемуарах современника описываемых событий Пьера де Бурдейля Брантома (1535-1614). Дюма лишь по-иному расставил их, кое-что изменил, кое-что прибавил. Что же нам известно о них?
Франсуа де Бальзак, сеньор д’Антрагэ (1541-1613), в описываемое время выступал против короля на стороне Гизов. Жак де Леви, граф де Келюс (1554-1578), был, как и в романе, фаворитом Генриха III и погиб на дуэли, где вместе с Можироном и Ливаро дрался против Антрагэ, Рибейрака и Шомберга. Келюс умер на руках у короля, который сочинил в его честь эпитафию, начинавшуюся словами: «Он принял смерть, но не бесчестье...» Зато Гаспар де Шомберг, граф де Нантейль (1544-1599), благополучно прожил после дуэли еще 20 лет, исполняя дипломатические поручения французских королей в Германии. Жан-Луи де Ногарэ де ла Валетт, герцог д’Эпернон (1554-1642), который не участвовал в дуэли совсем по другим причинам, чем это описано у Дюма, был галантным и храбрым гасконским дворянином, фаворитом Генриха III, как и превосходный фехтовальщик Франсуа д’Эпине де Сен-Люк, барон де Кревкер (1554-1597). Последний, впрочем, пользовался милостью и при Генрихе IV — он был губернатором Бретани. Знаменитый Луи де Клермон, граф де Бюсси д’Амбуаз (1549-1579), фаворит герцога Анжуйского, в 1576 году был губернатором провинции Анжу, незадолго перед этим подаренной герцогу. Имеются сведения, что он сменил Ла Моля как возлюбленный Маргариты Наваррской. Бюсси погиб на следующий год после знаменитой дуэли от руки Шарля де Шамбе, графа де Монсоро, жена которого была любовницей Бюсси.
Из того, что мы узнали, видно, каким образом Дюма вплетал исторические факты в захватывающее действие. Разумеется, он не всегда точен при описании событий. Но как писатель он на высоте каждый миг.

А. Столяров

Трон которого хотел заполучить его родной брат - Франсуа (герцог Алансонский), а также де Гизы .

Сюжет

Вторая половина XVI века, Франция. В Париже правит Генрих III Валуа . Король слаб, безволен, капризен и весьма религиозен, не склонен активно заниматься государственными делами, не слишком популярен в народе. Он окружает себя фаворитами, среди которых выделяется пятёрка «миньонов» (фр. mignon - фаворит ), возглавляемая графом де Келюсом - ближайшие личные друзья короля. Миньонам короля противостоят «анжуйцы» - четвёрка дворян из свиты герцога Анжуйского, возглавляемая блистательным графом де Бюсси , бретёром и поэтом, известным множеством любовных приключений. Одним из немногих дельных политиков при дворе является королевский шут Шико . Добродушный, умный, дальновидный, прекрасный фехтовальщик, он имеет огромное влияние на Генриха и постоянно в тайне ведёт свою игру в интересах короля. Генрих III ненавидит и боится Бюсси, Шико, напротив, относится к графу с нескрываемой симпатией и постоянно намекает королю, что было бы неплохо привлечь Бюсси на свою сторону. Герцог Анжуйский наследует после бездетного Генриха французскую корону, но он не против поторопить события. Шико выясняет, что партия де Гизов, возглавляющих Католическую лигу и очень популярных среди парижан-католиков, готовит переворот. Гизы тайно производят помазание на царство герцога Анжуйского, притворяясь, что собираются отдать престол ему как законному наследнику Генриха, чтобы заручиться его поддержкой. Один из ближайших людей герцога - граф де Монсоро - активно участвует в тайных делах Анжуйца и Гизов, за что принц выпрашивает для него у короля придворную должность главного ловчего.

На свадьбе одного из миньонов, Франсуа д’Эспине де Сен-Люка и Жанны, дочери маршала де Бриссака , де Бюсси ссорится с миньонами, и те ночью нападают на него впятером. Де Бюсси, предупреждённый о предстоящем нападении де Сен-Люком, храбро защищается, но получает тяжёлое ранение; его спасает только внезапно открывшаяся дверь одного из домов в переулке, где шёл бой. Хозяйка дома и её служанка оказывают де Бюсси помощь, а тайно приглашённый лекарь Реми́ излечивает графа. Очнувшись на следующий день на улице, де Бюсси вспоминает прекрасную женщину, виденную в бреду. Едва придя в себя, он бросается на поиски и с помощью встреченного им Реми достигает цели - знакомится с хозяйкой дома, которая оказывается Дианой де Монсоро, в девичестве - де Меридор. Бюсси и Диана сразу же влюбляются друг в друга. Диана рассказывает, что была похищена людьми герцога Анжуйского, который был очарован ею. Граф де Монсоро, также влюбленный в Диану, организовал её побег. Граф был противен Диане, но бесчестье пугало её сильнее, и она приняла его помощь. Монсоро увёз Диану в Париж , и через некоторое время, запугав возможными кознями принца, убедил согласиться на брак с ним.

Тем временем король, скучая, не отпускает де Сен-Люка к жене. Оправившийся после ранений Бюсси проводит Жанну во дворец, переодев её в своего пажа . Муж с женой, наконец, встречаются. Молодожёны потешаются над религиозным королём с помощью духовой трубы, в которую они кричат: «Покайся, грешник!». Раскрыв их проделку, взбешённый Генрих удаляет де Сен-Люка и Жанну из дворца, и те отправляются в Меридор, где рассчитывают найти приют у Дианы, которая оказывается давней подругой Жанны.

Бюсси хочет помочь Диане избавиться от ненавистного брака. Он привозит в Париж барона де Меридор, которого, Монсоро ввёл в заблуждение, рассказав о смерти дочери. Поскольку брак уже заключён, единственный способ избавиться от него - просить короля признать брак недействительным. Бюсси обращается к своему сеньору - герцогу Анжуйскому, не будучи полностью осведомлен о глубине интриг между графом де Монсоро и принцем вокруг похищения Дианы и заговора Гизов. После первого же намёка Монсоро на связывающие их грязные тайны принц предаёт де Бюсси: вместо повеления о расторжении брака он позволяет де Монсоро представить жену ко двору, что окончательно узаконит их брак. После представления Дианы ко двору Монсоро, ревнуя к принцу, отправляет её в Меридор, к отцу.

Первая попытка переворота Гизов пресекается Генрихом III благодаря своевременной помощи Шико: король берёт под своё командование Католическую лигу, а герцога Анжуйского сажает под домашний арест в Лувре. Генрих Наваррский организует герцогу побег, тот скрывается в Анжу и начинает готовиться к войне с Парижем. Генрих III отдаёт приказ об аресте анжуйцев, но тем удаётся бежать. Бюсси, предупреждённый Шико, ещё раньше уезжает из Парижа, поселяется в Анжере, в нескольких милях от замка Меридор, и влюблённые начинают регулярно встречаться. Вернувшийся из Парижа Монсоро застаёт их прогуливающимися вместе, но не узнаёт Бюсси - он считает, что Дианы добивается принц. Де Сен-Люк вызывает Монсоро на поединок и тяжело ранит его, но оказавшийся поблизости Реми, которого де Бюсси взял к себе в качестве личного врача, своевременно оказывает графу помощь, и Монсоро поправляется. Он решает вернуть Диану в Париж. Одновременно с этим королева-мать прибывает в Анжер, чтобы убедить герцога Анжуйского отказаться от военных планов. Под нажимом Бюсси, который стремится в Париж, герцог соглашается.

На приёме у короля Бюсси подвергается явному оскорблению со стороны четверых миньонов и вызывает их всех на дуэль. Чтобы соблюсти равенство сторон, договариваются, что вместе с Бюсси будут драться трое его друзей-анжуйцев. Для дуэли назначается день, следующий за праздником Святых Даров , пары дерущихся распределяются по жребию. Бюсси достаётся в противники д’Эпернон .

Гизы планируют во время праздника Святых Даров захватить короля, силой вырвать у него отречение от престола и возвести на трон Франции своего короля. Шико своевременно узнаёт об этих планах и устраивает ловушку, подменив короля на праздничном шествии и придя вместо него в церковь, где ожидали Гизы. Впрочем, план Шико исполняется не в полной мере; главным заговорщикам удаётся бежать, воспользовавшись тайным ходом.

Герцог Анжуйский узнаёт об отношениях де Бюсси и Дианы. Из ревности и страха перед Бюсси, имеющим влияние на принца, он рассказывает обо всём графу де Монсоро и помогает устроить засаду на Бюсси. В подготовке ловушки принимает участие д’Эпернон, откровенно напуганный перспективой дуэли с Бюсси. Бюсси, отбившегося от засады и тяжело раненого, убивают по приказу герцога Анжуйского. Диану спасает из засады де Сен-Люк. Впоследствии он докладывает королю об убийстве, свидетелем которого стал. Дуэль между тремя оставшимися анжуйцами и тремя миньонами состоялась на следующий день после убийства Бюсси (д’Эпернон, лишившись противника, в дуэли участия не принимал); пятеро были убиты, включая тяжело раненого де Келюса. В живых остался только анжуец Антрагэ, который бежит из Парижа.

Роман и реальные исторические события и персонажи

Роман, написанный в 1846 году , первоначально выходил в виде отдельных публикаций в газете. Почти все действующие лица романа упоминаются в мемуарах современника описываемых событий Пьера де Бурдейля Брантома (1535-1614), однако Дюма по-иному расставил их и многое изменил в поступках и мотивах героев.

Показанная в заключительной сцене романа «дуэль миньонов» (см. ) в реальности не имела под собой никакой политической подоплёки, а была достаточно заурядной стычкой из-за личных амбиций участвовавших в ней дворян. Лишь необычное развитие событий (подключение секундантов к схватке и реакция короля) сделали из неё значимое историческое событие.

Участники этой дуэли, как, впрочем, и другие упомянутые в романе исторические личности, претерпели под пером Дюма значительные изменения. Франсуа де Бальзак, сеньор д’Антраге (1541-1613) в описываемое время выступал против короля на стороне Гизов. Жак де Леви, граф де Келюс (1554-1578) был, как и в романе, фаворитом Генриха III, на «дуэли миньонов» он вместе с Можироном и Ливаро дрался против Антраге, Рибейрака и Шомберга. Реальный Жорж де Шомберг был миньоном Генриха, но выступал на дуэли миньонов в качестве второго секунданта д’Антраге, то есть, условно, на стороне «гизаров», и дрался с таким же, как он сам, миньоном Ливаро; Дюма поставил его на более естественную для его положения сторону. Ещё один из миньонов, Жан-Луи де Ногаре де ла Валетт, герцог д’Эпернон (1554-1642), в реальности вовсе не имел отношения к этой дуэли; показанный у Дюма как трусоватый и подлый, в действительности, согласно де Бурдейлю, он был галантным и храбрым дворянином. Ещё один реальный исторический персонаж, попавший в роман - фаворит Генриха III, превосходный фехтовальщик Франсуа д’Эпине де Сен-Люк, барон де Кревкер (1554-1597); он пользовался милостью и при Генрихе IV, который назначил его губернатором Бретани.

В реальной дуэли миньонов погибли трое: Рибейрак, Можирон и Шомберг. Д"Антраге отделался царапиной на руке, Ливаро был тяжело ранен, но оправился и погиб несколькими годами позже, на очередной дуэли. Келюс получил 19 ранений, стараниями короля выжил и пошёл на поправку. Но через месяц после дуэли он неосторожно решил прокатиться на лошади; раны открылись, и граф умер на руках короля, который сочинил в его честь эпитафию, начинавшуюся словами: «Он принял честь, но не бесчестье».

Знаменитый Луи де Клермон, сеньор де Бюсси д’Амбуаз (1549-1579), фаворит герцога Анжуйского, в 1576 году ставший губернатором провинции Анжу, незадолго перед тем подаренной герцогу, в реальности не имел к дуэли миньонов никакого отношения и погиб годом позже. При этом обстоятельства его гибели близки к описанным в романе: его заманил в ловушку и убил Шарль де Шамб, граф де Монсоро , узнавший, что Бюсси является любовником его жены. Дюма сильно изменил и историю, и образы героев: реальный де Бюсси отнюдь не был безупречным рыцарем (в Варфоломеевскую ночь он убил нескольких своих родственников, получив в результате значительное наследство), а реальный Монсоро - исчадием зла, добившимся жены силой (на самом деле история его брака вполне заурядна). Кроме того, реальный де Бюсси не был графом, он был старшим сыном Жака де Клермона, барона де Бюсси д"Амбуаз (1525-1587) и по праву майората мог унаследовать отцовский титул.



Просмотров