Культура западной европы 15 веке. Культура Западной Европы в XI–XV вв

Ответ оставил Гость

В Деяниях Апостолов есть место, где описывается встреча апостола Павла с эпикурейскими и стоическими философами в Афинах: «Что это за новое учение, проповедуемое тобою?» - спросили они. – «И став Павел среди ареопага, сказал: «Афиняне! По всему вижу я, что вы как бы особенно набожны. Ибо, проходя и осматривая ваши святыни, я нашел и жертвенник, на котором написано «неведомому Богу». Сего-то, которого вы не зная, чтите, я проповедую вам» (Деян 17: 22-23). Как Ветхий Завет был «детоводителем ко Христу», так и античная философия с ее морально-нравственными аспектами, отношением к мирозданию, материальному и идеальному началам была своеобразной подготовкой к восприятию христианского учения. Некоторые античные философы, например, Платон, Сократ, Зенон считались предтечами христианских богословов. В Архангельском соборе Московского Кремля они изображены с нимбами наряду с Отцами Церкви и Великими Святыми.Рождение Средневековой культуры, чудовищной и прекрасной одновременно, проходило в процессе крушения Средиземноморского эллинистического мира, столкновениях умирающей античности и варварского язычества. Это было время войн, политической неопределенности, упадка культуры. Начало Средневековья – V в. К этому времени были сформулированы основные каноны христианства, церковные традиции, были приняты богословские догматы на церковных соборах. Это время, когда жили Николай чудотворец Мирликийский, Иоанн Златоуст, Василий Великий, Григорий Богослов, Блаженный Августин, Бонавентура, Боэций – великие святители и философы христианства (Отцы церкви).В 395 г. – со смертью императора Феодосия Великого (379-395) произошло окончательное разделение Римской империи на Восточную и Западную. Восточная империя продолжала жить самостоятельно (после падения Западной в 476 г.) и у не началась своя, ранневизантийская история. Византия продлила жизнь античной культуры до 1453 г., когда сама была завоевана турками.Рассмотрим средневековую культуру Западной Европы.Неуверенность в материальной обеспеченности людей Средневековья сопровождалась духовной неуверенностью, неуверенностью в будущей жизни, поскольку блаженство никому не было гарантировано. Ментальность, эмоции, поведение западноевропейского человека формировались в первую очередь в связи с потребностью в самоуспокоении. Отсюда – особое значение авторитетов. Высший авторитет – Писание, Отцы Церкви. К авторитетам прибегали в той мере, в какой они не противоречили собственным воззрениям. «У авторитета нос из воска, и форму его можно изменить в любую сторону», - крылатая фраза, принадлежащая известному теологу кон. XII в. Алену Лилльскому. Церковь спешила осудить новшества, которые рассматривались как грех. Изобретать считалось безнравственным. Средневековая этика преподавалась и проповедовалась при помощи стереотипных историй, неустанно повторявшихся моралистами и проповедниками. Эти сборники примеров (exempla) и составляют средневековую нравоучительную литературу. К доказательству авторитетом прибавлялось доказательство чудом. Средневекового человека привлекало все, что было необычно, сверхъестественно и ненормально. Наука же более охотно избирала своим предметом что-то исключительное, чудесное, например, затмения, землетрясения.

Предварительный просмотр:

Культура Западной Европы в XIV – XV веках: новые горизонты

1. Цели урока :

А) образовательные

Изучить понятия «Возрождение» («Ренессанс»), «гуманизм», «гуманисты»

Ознакомиться с основными открытиями и изобретениями эпохи Возрождения

Рассмотреть европейское искусство Предвозрождения и раннего Возрождения

Б) развивающие

Формировать аналитическое и логическое мышление

Формировать умения монологической речи

Формировать умение работать с учебником

В) воспитательные

Воспитывать уважение к культурному наследию человечества

Формировать «гуманистические» установки и ценности

2. Основные понятия : Возрождение, гуманизм

3. Основные персоналии : Иоганн Гутенберг, Данте Алигьери, Джотто ди Бондоне, Франческо Петрарка, Джованни Бокаччо, Сандро Боттичелли

4. Межпредметные связи : философия, искусствоведение

5. Оборудование : доска, компьютер, проектор

6. Ход урока

Этап урока

Деятельность

Оргмомент

Приветствие учителя, опрос отсутствующих

Повторение старого материала

Фронтальный опрос

Вопросы:

А) В какой стране в XV в. шла борьба между королём и непокорным вассалом?

Б) Каковы причины победы Людовика XI в этой борьбе?

В) Каковы причины и особенности войны Алой и Белой Роз?

Г) Каково значение объединения Испании?

Д) Какой новый тип государства появляется в Европе в XIV – XV веках?

Таким образом, в Европе в этот период возникают централизованные государства. Столь кардинальным политическим переменам соответствовали изменения в культуре европейских стран. Эти изменения мы рассмотрим на сегодняшнем уроке. Запишите тему урока – «Культура Западной Европы в XIV – XV веках» (слайд 1 ).

Изучение нового материала

Сегодня на уроке мы должны ответить на главный вопрос: Как изменилась картина мира в сознании людей в XIV – XV веках? То есть мы изучим, как по-новому люди начали представлять себе мир и почему эти изменения произошли (слайд 2 ).

Давайте сначала рассмотрим образ мира в средневековой культуре (слайд 3 ). Нарисуем круг, представляющий мир, а в центре этого круга напишем слово «Бог». Что означает эта схема? То, что в центре мира, по мнению средневекового человека, стоял Бог (воистину, так и должно быть!).

В XIV – XV веках в культуре Западной Европы происходят важные изменения. Начинается эпоха Возрождения (по-французски – Ренессанс ) (слайд 4 ).

Запишем определение: Возрождение (Ренессанс) – это эпоха в истории европейской культуры XIV – XVI веков, для которой характерны:

Эпоха Возрождения отмечена рядом важных технических открытий. Отметим их. Во-первых, это появление портретной живописи, во-вторых, изобретение книгопечатания (слайд 6 ).

Портретная живопись пришла на смену средневековому стилю условного изображения людей. В отличие от него портрет обращал внимание на чувства и мысли конкретных людей. Примером нового подхода является портрет Симонетты Веспуччи работы Сандро Боттичелли (слайд 7 ).

Изобретение книгопечатания позволило снизить стоимость книг и издавать их большими тиражами, что сделало возможным быстрое распространение знаний среди грамотных людей. Изобрёл книжный станок немец Иоганн Гутенберг в 1445 году. Его портрет мы можем увидеть на экране (слайд 8 ).

Теперь узнаем, где и почему началось Возрождение.

Возрождение началось в Италии. Его колыбелью считается город Флоренция. Современный вид Флоренции со зданиями, построенными, главным образом, в эпоху Возрождения, представлен на фотографии на экране (слайд 9 ).

Чтобы узнать, каковы были причины Возрождения, давайте поработаем с учебником. Открываем пункт 3 «Колыбель новой культуры» на странице 220, читаем пункт и устно выделяем причины, по которым оно началось именно в Италии.

Теперь давайте запишем причины Возрождения:

  • Наличие богатых и процветающих городов
  • Наличие у их жителей особых качеств: расчётливость, предприимчивость, обширные знания о мире
  • Отсутствие в Италии сильной королевской власти
  • Сохранение значительного античного наследия на земле Древнего Рима (слайд 10 ).

Люди эпохи Возрождения выработали особое мировоззрение. Оно получило название гуманизм , а его сторонники – гуманисты . Эти понятия происходят от латинского слова humanus - человеческий, человечный.

Запишем определение. Гуманизм – это особое мировоззрение, в центре которого стоит человек (слайд 11 ).

А теперь давайте поговорим об искусстве эпохи Возрождения. В эпоху перехода от средневековой культуры к культуре Возрождения жили и творили многие великие художники и поэты. Самыми известными из них являются Данте, Джотто, Франческо Петрарка, Джованни Бокаччо (слайд 12 ). Чтобы узнать о них больше, давайте послушаем доклады. Пока один ученик читает доклад, другие в это время работают и заполняют таблицу «Деятели Возрождения» (слайд 13 ).


Подписи к слайдам:

Культура Западной Европы в XIV – XV веках

Эпоха Возрождения В XIV – XV веках в культуре Западной Европы происходят важные изменения. Начинается эпоха Возрождения (по-французски – Ренессанс).

Что такое Возрождение? Возрождение (Ренессанс) – это эпоха в истории европейской культуры XIV – XVI веков, для которой характерны: рост интереса к человеческой личности возрождение античного (греко-римского) наследия

Главные изобретения эпохи Возрождения Портретная живопись книгопечатание

Портретная живопись Пришла на смену средневековому стилю условного изображения людей. В отличие от него портрет обращал внимание на чувства и мысли конкретных людей. Сандро Боттичелли Портрет Симонетты Веспуччи

Книгопечатание Изобретение книгопечатания позволило снизить стоимость книг и издавать их большими тиражами, что сделало возможным быстрое распространение знаний среди грамотных людей. Изобрёл книжный станок немец Иоганн Гутенберг в 1445 году. Портрет Иоганна Гутенберга. Гравюра XVII века

Где и почему началось Возрождение? Возрождение началось в Италии. Его колыбелью считается город Флоренция. Вид современной Флоренции

Причины Возрождения Наличие богатых и процветающих городов Наличие у их жителей особых качеств: расчётливость, предприимчивость, обширные знания о мире Отсутствие в Италии сильной королевской власти Сохранение значительного античного наследия на земле Древнего Рима

Гуманизм Люди эпохи Возрождения выработали особое мировоззрение. Оно получило название гуманизм, а его сторонники – гуманисты. Эти понятия происходят от латинского слова humanus - человеческий, человечный. Гуманизм – это особое мировоззрение, в центре которого стоит человек.

Искусство раннего Возрождения В эпоху перехода от средневековой культуры к культуре Возрождения жили и творили многие великие художники и поэты. Самыми известными из них являются Данте, Джотто, Франческо Петрарка, Джованни Бокаччо.

Деятели Возрождения Имя деятеля Чем прославился? Данте Алигьери Джотто ди Бондоне Франческо Петрарка

Данте Алигьери Великий итальянский поэт, автор «Божественной комедии», в которой описываются странствия самого поэта по загробному миру. Сандро Боттичелли Портрет Данте Алигьери

Джотто ди Бондоне Великий живописец, рисовавший картины на евангельские сюжеты и отразивший в них новое понимание человека. Джотто ди Бондоне Поцелуй Иуды. Фрагмент

Франческо Петрарка Выдающийся поэт и мыслитель, автор «Книги песен» – сборника стихов, в которых он воспевает свою возлюбленную Лауру. Портрет Франческо Петрарки Ок. 1450

Сандро Боттичелли Творчество этого великого итальянского художника по праву считается вершиной искусства раннего Возрождения. Сандро Боттичелли Рождение Венеры

Главный вопрос урока Как изменилась картина мира в сознании людей в XIV – XV веках?

Образ мира в средневековой культуре БОГ

Образ мира в культуре Возрождения ЧЕЛОВЕК

Культура средневековья - неотторжимая и закономерная часть общемирового культурного развития, обладающая в то же время своим глубоко самобытным содержанием и оригинальным обликом.

ХI-ХIV века станут временем, когда средневековая культура обретет свои классические формы.

Философия. В XIV в. ортодоксальная схоластика, утверждавшая возможность примирения разума и веры на основании подчинения первого откровению, была подвергнута критике со стороны радикально настроенных философов (Дунс Скот и Уильям Оккам), отстаивавших позиции номинализма. Дунс Скот, а затем Оккам и его ученики требовали решительного разграничения сфер веры и разума, теологии и философии. Оккам говорил о вечности движения и времени, о бесконечности Вселенной, развивал учение об опыте как фундаменте и источнике познания. Оккамизм был осужден церковью, книги Оккама были сожжены.

Борьба церкви с оккамизмом способствовала развитию и распространению в XV в. другого его направления - формально-логического, в изучение знаков-«терминов» как самостоятельных логических категорий.

Крупнейшим мыслителем, повлиявшим на становление натурфилософии Возрождения, был Николай Кузанский (1401-1464), из Германии. Он попытался выработать универсальное осмысление начал мира и устройства Вселенной, основанных на диалектико-пантеистической интерпретации. Николай Кузанский настаивал на обособлении предмета рационального познания (изучения природы) от богословия.

Обучение в школах на латинском языке, только в XIV в. появились школы с преподаванием на национальных языках. Религиозное по содержанию, по форме образование носило словесно-риторический характер. Зачатки математики и естественных наук излагались отрывочно, описательно. Центрами обучения навыкам ремесла в XII в. становятся цехи.

Университет обладал юридической, административной, финансовой автономией. Внешняя независимость сочеталась со строгой регламентацией и дисциплиной внутренней жизни. Университет подразделялся на факультеты. Младшим факультетом, обязательным, был артистический (от лат. artes- искусства), на котором в полном объеме изучались «семь свободных искусств», затем шли юридический, медицинский, богословский (последний существовал не во всех университетах). Крупнейшим университетом был Парижский.



В XIV-XV вв. география университетов расширяется. Получают развитие коллегии (отсюда - колледжи). Первоначально так назывались общежития студентов, но постепенно коллегии превращаются в центры занятий, лекций, диспутов. Основанная в 1257 г. духовником французского короля Робером де Сорбон коллегия, названная Сорбонной, постепенно разрослась и так укрепила свой авторитет, что по ее имени стал называться весь Парижский университет.

Университеты ускорили процесс складывания светской интеллигенции. к концу XV в. все большее число студентов, преподавателей (магистров) и профессоров составляют выходцы из привилегированных слоев общества.

В XII-XV вв. появляются многочисленные библиотеки при университетах, королевских дворах, у крупных феодалов, клириков и состоятельных горожан.

Книга и лит-ра. С развитием школ и университетов расширяется спрос на книгу. Сначала она была предметом роскоши, ручной работы. С XIV в. в производстве книг начинает широко применяться бумага (книгопечатание в 40-х годах XV в немецким мастером Иоганн Гутенберг).

В XIV-XV вв. появляются довольно многочисленные описания различных земель, сделанные путешественниками, совершенствуются карты, составляются географические атласы. Все это имело немаловажное значение для подготовки ВГО.

В XIV в. сюжеты книг становились фантастичнее и неправдоподобнее, усиливались религиозные мотивы. Попытка возродить рыцарский роман с его героическим пафосом принадлежит английскому дворянину Томасу Мэлори («Смерть Артура» является выдающимся памятником английской прозы XV в.)

Развитие городской литературы в XIV-XV вв. - рост социального самосознания бюргерства. Городская поэзия (Франсуа Вийона), драма и возникшая в тот период прозаическая новелла (Эсташа Дюшена и Алена Шартье).

Очень популярными становятся творческие соревнования мейстерзингеров, проходившие во многих городах Германии.

Театр . К XIII в. зарождение городского театрального искусства. Церковные мистерии под влиянием новых веяний, связанных с развитием городов, становятся более яркими, карнавальными. В них проникают светские элементы. Сюжеты заимствованы из жизни («Игра о Робене и Марион» (XIII в.), бесхитростная история юных пастушка и пастушки). Представления разыгрывались прямо на городских площадях, в них принимали участие присутствующие горожане.

В XIV-XV вв. широкое распространение получили фарсы - юмористические сцены, в которых реалистически изображался быт горожан. Организация больших театрализованных представлений - мистерий - переходит от клириков к ремесленным цехам и торговым корпорациям. XIV-XV века - время расцвета средневековой гражданской архитектуры. Для богатых горожан сооружаются большие красивые дома. Замки феодалов тоже становятся более комфортабельными, постепенно утрачивая значение военных крепостей и превращаясь в загородные резиденции. Преображаются интерьеры замков, их украшают коврами, предметами прикладного искусства, изысканной утварью. Развивается ювелирное искусство , производство предметов роскоши. Более разнообразной, богатой и яркой становится одежда не только знати, но и состоятельных горожан.

Зов наступающей эпохи ощущается и в творчестве других писателей и поэтов XIV в. (Хуан Мануэль «Граф Луканор», Боккаччо «Декамерон»). «Кентеберийские рассказы» поэта Джеффри Чосера (1340-1400).

О новых веяниях в городской литературе, отразившей устремления народа к равенству, его бунтарский дух, свидетельствует та значимость, которую приобретает в ней фигура крестьянина. («Крестьянин Гельмбрехт», Вернер Садовник в кон. XIII в. , XIV в. Уильям Ленгленда «Видение Уильяма о Петре-Пахаре»).

В XIV-XV вв. происходят большие перемены в народной культуре и ментальности Западной Европы. По мере все большей секуляризации общества утверждается его стремление к освобождению от церковной опеки. Распространяется магия, демономания, ведовство, идеи аскетизма, самоистязания. Этим идеям соответствуют в литературе и искусстве образы колеса Фортуны, хоровода смерти, влекущего к гибели представителей всех сословий.

Такие сдвиги в мироощущении общества отразились и в том, что в образе христианского Бога снова начинают преобладать черты гневного и грозного Судии, карающего грешников. Одним из главных персонажей карнавалов и мистерий становится Смерть.

Важной чертой духовной жизни XIV-XV вв. были рост и укрепление национального самосознания народов Европы и возникновение новых представлений об обществе, закрепляются такие понятия, как граница, народ-нация. Более глубоким и личным становится чувство патриотизма.

В отличие от Италии, где в XIV-XV вв. развивалась культура Возрождения, в других странах Европы, хотя и сказывалось ее влияние, но все еще преобладали черты средневекового типа культуры, средневековой ментальности.

В XIV-XV вв. в архитектуре –готический стиль («пламенеющая» -изощренность в конструкциях, чрезмерная изысканность в убранстве, особая экспрессия скульптур).

Готическая скульптура . Человеческие страдания, очищение и возвышение через них (изображениие страданий распятого Христа, Бога, подавленного своим творением и скорбящего о нем). Исполнены характерности скульптуры Наумбургского собора в Германии, полна живой прелести статуя маркграфини Уты, статуи собора Парижской богоматери.

В конце XIV - начале XV в. одним из крупнейших европейских художественных центров становится Бургундия. Придворным мастером герцога Филиппа Смелого был выдающийся скульптор, выходец из Нидерландов, Клаус Слютер. Вершина его творчества - «Колодец пророков» в Дижоне.

Живопись в готических соборах -роспись алтарей. Однако подлинными галереями крошечных картин являются средневековые рукописи с их красочными и изысканными миниатюрами. В XIV в. во Франции и Англии появляется станковый портрет, развивается светская монументальная живопись.

В областях Испании -мавританское искусство . (ансамбль Альгамбра в Гранаде).

Крайний аскетизм и жизнеутверждающее народное мироощущение, мистическая экзальтация и логический рационализм, устремленность к абсолюту и страстная любовь к вещной стороне бытия причудливо соединяются в ней. При всем разнообразии средневековая культура, исполненная внутренних противоречий, образует ансамбль, идейную, духовную и художественную целостность.

Средневековая культура достигает своего расцвета в XI–XV вв. Она становится чрезвычайно многослойной, отражая высокую степень стратификации самого общества: в ней выделяются рыцарский и городской пласты, субкультуры городской молодежи, женщин, маргинальных групп. В то же время все общество сохраняет тесную связь с народной культурной традицией.

Важной чертой мировоззрения людей этой поры, независимо от их социальной принадлежности, становится утвердившаяся в умах христианская вера, пронизывающая все сферы духовной жизни и творчества. Мировосприятию классического Средневековья в целом свойственно стремление к синтезу, отношение к миру как универсуму, задуманному и осуществленному по единому плану Творца, в котором в гармоничном соотношении пребывают Бог, природа и человек. Это было время напряженных философских дискуссий о природе Божества и сущности мира. Поскольку эти проблемы оставались центральными, философия практически ограничивалась рамками теологии, однако и в этих рамках было достаточно места для свободного развития мысли, в особенности в XI–XIII вв., когда средневековая схоластика (букв, «школьная наука») была еще динамично развивающейся дисциплиной. Она пользовалась античным инструментарием, опираясь на законы рационального мышления и систему логических доказательств даже тогда, когда речь шла о теологических истинах. В XII в. эта тенденция усилилась благодаря распространению аристотелизма и неоплатонизма, пришедших с арабского Востока. Самые острые дискуссии этого времени разворачивались вокруг проблемы соотношения общего – универсалий и частного – акциденций. Научный мир разделился на реалистов – тех, кто полагал, что общие понятия и категории реально существуют вне конкретных вещей и проявлений, – и номиналистов, считавших, что универсалии – лишь «имена», термины, выработанные нашим сознанием для обозначения единичных появлений и предметов. В обоих лагерях было немало одаренных мыслителей – реалисты Гийом из Шампо и Ансельм Кентерберийский, номиналисты – Беренгар Турский и Пьер Абеляр, один из самых независимых философов своего времени, «французский Сократ», учивший, что надо сомневаться во всем, и утверждавший, что божественные истины можно исследовать с позиций разума, «понимать, чтобы верить».

В XIII в. стремление к обобщению философских и естественнонаучных знаний порождает такие выдающиеся фигуры ученых-энциклопедистов, как Альберт Великий и Фома Аквинский, автор «Суммы теологии». Однако в XIV в. схоластика превращается во все более официозную и умозрительную науку.

Неоценимый вклад в развитие средневековой культуры внесли города. В городе формировалась специфическая атмосфера, в которой ценились образованность, владение языками, активность и предприимчивость; здесь возникало новое отношение ко времени, более динамичный ритм жизни. Городское сословие было носителем этических идеалов, вступавших в противоречие с аскетической религиозной моралью.



Если в эпоху раннего Средневековья центрами интеллектуальной жизни были монастыри, то теперь они переместились в города, где возникал постоянный спрос на образование, действовало множество школ и частных преподавателей-магистров. В XII в. в городах возникают университеты, представлявшие собой пользовавшиеся автономией корпорации студентов и преподавателей, выбиравших ректора. Как правило, университеты объединяли студентов разных национальностей, которые не испытывали затруднений в общении благодаря общему языку ученых – латыни, тем не менее они образовывали землячества – нации. Большинство студентов были клириками и готовились к духовной карьере.

Учебный план любого университета предполагал овладение семью свободными искусствами – грамматикой, риторикой, диалектикой, арифметикой, геометрией, музыкой и астрономией. После этого можно было продолжить обучение на одном из факультетов высшей ступени – теологии, права и медицины.

Старейшими в Европе были университеты Парижа, Болоньи, Оксфорда, Монпелье, Виченцы, Падуи, Кембриджа, Саламанки. Постепенно наметилась их специализация: в Болонье были сильны традиции преподавания права, в Сорбонне (Париж) и Оксфорде – теологии, в Саламанке – медицины.

В студенческой среде зарождались специфические формы творчества – латинская поэзия вагантов – бродячих школяров, прославлявших, наряду со знаниями, радости жизни и мирские удовольствия.

Собственно городская литература также носила отчетливо выраженный светский характер. Здравый смысл, ирония, симпатии и антипатии горожан отражались в сатирических стихах и баснях (шванки в Германии, фаблио – во Франции). В них высмеивались социальные пороки рыцарства и духовенства, невежество крестьян, но не оставлялись без внимания и недостатки самих горожан – плутовство и стяжательство. Городская сатира облекалась и в форму эпоса: чрезвычайной популярностью пользовался «Роман о Лисе», в котором под видом животных были выведены современные социальные типы – Лис-горожанин, Волк-рыцарь, Медведь-крупный феодал. С другой стороны, городской роман мог быть облечен в аллегорическую форму, подобно знаменитому «Роману о Розе» Жана де Мена. На городской почве развивалась и лирическая поэзия, и реалистическая прозаическая новелла.

Средневековые города часто становились ареной праздников, процессий, игр, спортивных состязаний. В XII–XIII вв. одним из излюбленных развлечений становится театр. Театральные зрелища зародились в церкви как часть литургической драмы. Первоначально это были мистерии и миракли – спектакли на библейские сюжеты, посвященные чудесам святых. Позднее между их актами стали вторгаться светские «интерлюдии», разросшиеся до самостоятельных постановок и превратившиеся в забавные фарсы и реалистические сценки из жизни.

В эпоху классического Средневековья пышно расцветает элитарная рыцарская культура, сформировавшаяся в XI–XIII вв., в период феодальных распрей, войн, крестовых походов, когда рыцарство достигло пика своего социального значения. Этический идеал рыцаря по-прежнему включал в себя моральные ценности германского воина – доблесть, презрение к смерти, верность сеньору, щедрость, однако существенным дополнением к ним становится христианская идея: в теории рыцарь воспринимается воином Христовым, носителем высших добродетелей, чьи подвиги освящены благородными целями. На практике эти декларируемые качества уживались с высокомерием, обостренным чувством чести, эгоизмом и жестокостью. Новым компонентом рыцарской этики стало и понятие куртуазности, включавшее галантность, умение изящно выражаться, поддерживать занимательную беседу, танцевать и ухаживать за дамами. Важнейшим элементом куртуазного поведения было поклонение Прекрасной Даме. Идеалы куртуазии сложились в XI–XIII вв. на юге Франции в Провансе, при небольших, но изысканных дворах, где в отсутствие суверена, уходившего в походы, часто властвовала его супруга. Провансальские поэты – трубадуры – в своей лирической поэзии прославляли радости жизни, наслаждения и любовь как одну из высших ценностей. Они исповедовали новое отношение к женщине, свободное от женофобии, свойственной аскетическому религиозному идеалу Средневековья.

Другим популярным жанром рыцарской литературы стал рыцарский роман – авторское произведение с занимательной фабулой. Сюжеты для них черпались из германского и кельтского фольклора, античной литературы, восточных сказок. На севере Франции сложилась своя традиция рыцарского романа – так называемый бретонский цикл, посвященный подвигам легендарного короля Артура и рыцарей Круглого стола, зачинателем которого был Кретьен де Труа. В течение нескольких столетий тематика и образы героев этих романов определяли символику куртуазных развлечений, главное место среди которых занимали рыцарские турниры – спортивные состязания в честь Прекрасной Дамы, с их пышным геральдическим оформлением и театрализованными выездами участников. По-прежнему популярными у разных слоев общества оставались эпические поэмы, предназначавшиеся не для чтения, а для устного исполнения на пирах трубадурами или профессиональными актерами и музыкантами – жонглерами. В это время были записаны многие старинные эпические сказания, подвергшиеся при этом значительной переработке («Песнь о Нибелунгах»), создавались и относительно новые циклы – «Песнь о Сиде», посвященная эпохе Реконкисты, «Песнь о Гильоме Оранжском», графе Тулузском. В отличие от рыцарских романов, им была свойственна историческая достоверность. Самым популярным эпосом классического Средневековья была «Песнь о Роланде», повествующая о гибели арьергарда армии Карла Великого в Ронсевальском ущелье.

В народной культуре наряду с христианскими представлениями, прочно укоренившимися в массовом сознании, но подчас остававшимися наивными и не во всем согласовывавшимися с официальной церковной доктриной, уживались старинные языческие верования, суеверия и обычаи (гадания, почитание воды и огня, поклонение майскому дереву). Особенно ярко этот симбиоз проявлялся в праздниках, приуроченных к сельскохозяйственному циклу. В это время торжествовала смеховая традиция, позволявшая избавиться от психологического напряжения и забыть о социальной иерархии. Это стремление выливалось в пародирование всего и вся, «праздники дураков» или «беспорядка», ряжение, осмеяние сакрального, нарушение официальных запретов. Такие развлечения, как правило, предшествовали церковным праздникам – Рождеству или Пасхе. Перед долгим пасхальным постом в средневековых городах устраивался карнавал – прощание с жирной пищей, сопровождавшееся театральными зрелищами, играми, потешными боями толстого Карнавала с тощим Постом, танцами, масками, выездами на площади «кораблей дураков». Завершался праздник сожжением чучела Карнавала. Карнавальное действо было высшим проявлением праздничной народной культуры.

Подъем материальной культуры, расцвет городских ремесел, строительной техники и мастерства инженеров, каменщиков, резчиков и художников привел к расцвету архитектуры и искусства в XIII–XV вв. В период зрелого Средневековья произошла быстрая трансформация архитектуры, скульптуры и живописи от романского стиля, доминировавшего в X–XI вв., к готическому (XII–XV вв.). Готические постройки, в особенности величественные кафедральные соборы, были синтезом всего лучшего, чего достигла средневековая цивилизация к этому времени, – духовных устремлений, технического совершенства и художественного гения.

В 14 -15 веках средневековая Европа переживала период глобальных перемен и трансформаций. Основные игроки на политической арене – Англия, Франция, Испания, Бургундия, политикой и войнами закрепляли свой суверенитет.

14 век. В самом начале века происходят отдельные незначительные изменения на политической карте Западной Европы, которые обозначают расстановку сил на континенте перед 100 - летней войной. Наследник английского трона Эдуард получил титул «принц Уэльский», что означало окончательное упразднение независимости этой британской страны.

Ради усиления своей независимости Шотландия пошла на подписание союзного договора с Францией повлиявшее на ход мировой истории (соглашение в Карбейле, 1326). В 1305 и 1337 в Италии были подтверждены франко-кастильские дружественные отношения, представители кантонов Ури, Швиц, Унтервальден подписали союзный договор, который стал реальным шагом на пути становления швейцарской государственности.

В 1326 Арагон захватил Сардинию. В 1337 Англия начала войну с Францией (т. н. 100-летняя война, 1337-1453). Конфликт развивался весьма активно, и в результате успешных боевых операций до 1360 года под английский контроль перешел весь юго-запад Франции. Одновременно это означало, что английские владения получили общую границу с Кастилией, что в свою очередь втянуло её и остальные Пиренейские страны в сферу англо-французских конфликтов.

После ряда внешнеполитических комбинаций в 1381 оформились два союза: франко-кастильский и англо-португальский. Их противостояние вылилось в ряд битв, в которых Португалия отстояла свои права на независимость перед Испанией (тогда ещё Кастилией).

В самом конце века произошло династическое объединение трех скандинавских стран - Кальмарская уния (1397). Единственным королем Швеции, Норвегии и Дании стал Эрик Померанский, внучатый племянник Маргариты Датской, которая при этом сохраняла властные полномочия вплоть до своей смерти в 1412 году. 15 век.

В 1453 закончилась 100-летняя война. В результате Франция вернула себе почти все территории - под английским контролем оставался только Кале. Но противостояние двух стран не завершилось. В 1475 г. Англия высадила во Франции большой военный десант. При этом она опиралась на союз с Бургундией. Но французский король Людовик 9 сумел заключить с Эдуардом 4 мирный договор в Пекеньи (1475) после чего английская армия покинула Францию.

В 1477 после смерти герцога Бургундского Карла смелого его страна была разделена на две части. Бургундские земли в Нидерландах получила его дочь Мария (позднее они были принесены как приданое ее мужу Максимилиану Габсбургу, будущему императору Священной Римской империи). Французские земли Бургундии оккупировала французская армия. На территории Пиренейского полуострова пограничные и династические португало - кастильские конфликты были в основном урегулированы серией договоров (1403, 1411, 1431). В 1479 в результате династического брака королевы Кастилии Изабеллы и короля Арагона Фердинанда возникла новая западноевропейская страна - королевство Испания.

В 1492 эта страна разгромила Гранадский халифат и присоединила к себе его территории. Тем ни менее трения между Португалией и Кастилией, не исчезли окончательно и со временем, португало - кастильское противостояние трансформировалось в португальско-испанское. На этот раз конфликт начался из-за новых земель, открытых мореплавателями обеих стран. Сначала он был урегулирован дипломатическим соглашением которое разделило мир по горизонтали - граница между заморскими владениями Пиренейский королевств была определена по параллели Канарских островов, однако позже данные соглашения, по ряду причин, потеряли силу.



Просмотров