«Духовные» фамилии. Русские фамилии женские и мужские Русские дворянские фамилии

Семинарские фамилии

Особый класс составляли фамилии, которые принято было давать выпускникам духовных семинарий. В основном такие фамилии давали по названию церкви, в которой служил отец семинариста, либо по названию села, где она находилась. Так появились фамилии Богоявленский, Рождественский, Вознесенский, Троицкий, Воздвиженский, Знаменский, Архангельский, Борисоглебский, Никольский, Покровский и др.

Фамилия известного литературного критика Виссариона Белинского была получена в духовной семинарии его отцом. Она была образована от названия села Белынь Пензенской губернии, в котором дед будущей знаменитости был священником. Виссарион Григорьевич изменил свою фамилию Белынский на Белинский. Также и писатель Николай Гаврилович Чернышевский носил семинарскую фамилию, которую получил его отец в духовном училище по названию родного села Чернышеве.

В XIX веке был известен Николай Александрович Благовещенский, этнограф и автор многочисленных путевых заметок. Наибольшей популярностью пользовались его рассказы о путешествиях по святым местам, так как в данном случае он более всего проявил смысл своей фамилии. Фамилия известного русского историка Василия Осиповича Ключевского тоже являлась семинарской. Эту фамилию его отцу дали в семинарии по названию села Ключи на Тамбовщине, откуда он был родом. Ключевский выполнял программу своей фамилии, так как обращался к истокам, изучал историю страны.

Семинаристам давали также фамилии по названиям цветов: Гиацинтов, Розанов, Фиалков, Цветаев; птиц: Голубев, Лебедев, Скворцов; драгоценных камней: Алмазов, Аметистов, Бриллиантов, Яхонтов. Множество семинарских фамилий было дано в честь героев античной истории, древних философов и даже античных божеств: Аполлонов, Гераклитов, Посейдонов, Диогенов и т. д.

Часто фамилию семинаристу присваивали по каким-то внешним признакам или особенностям характера, используя как русские, так и греческие или латинские слова с привычным для нас окончанием: Славинский, Смысловский, Мудров, Остроумов, Трезвинский, Меморский (по латыни «памятливый»), Соллертинский («искусный»), Флавицкий («белокурый»), Гиляровский («веселый»).

Иногда русские фамилии семинаристов переводили на греческий язык и добавляли русские окончания. Например, Хлебников - Артаболевский, Петухов - Алекторов, Соловьев - Аедоницкий, Плотников - Тектонов и т. д. Фамилия Кустодиев была образована от латинского слова «кустос», которое переводится как «сторож». Такую фамилию мог получить в семинарии сын церковного сторожа либо так могли перевести на латинский язык старинную фамилию Стражев.

Так как в России духовенство было многочисленным, потомки обладателей семинарских фамилий составляли значительную часть населения. Многие из представителей таких фамилий стали известными людьми. Семинарские фамилии достаточно распространены и в настоящее время.

Из книги Тайна имени автора Згурская Мария Павловна

Фамилии Практически их имеют все люди. Фамилии записаны в паспортах, свидетельствах о рождении и в свидетельствах о браке. Но не все из нас задумываются над происхождением своей фамилии. Запомнив ее с детства, мы на протяжении последующей жизни повторяем ее, как нечто раз

Из книги Имена и фамилии. Происхождение и значение автора Кублицкая Инна Валерьевна

«Побочные» фамилии Мы уже сталкивались с фамилиями побочных детей в разделе об имени Богдан - Богданов, Федотов, Найденов… Совсем не обязательно, чтобы родоначальником таких фамилий был незаконнорожденный, но вместе с тем вероятность довольно велика. Как уже

Из книги Астрология имени автора Глоба Павел Павлович

Поповские фамилии До XVIII в. фамилии русских священнослужителей образовывались примерно так же, как у окружающих их людей, и были еще не у всех. Как и все прочие, они получали фамилии из отчеств, то есть с окончанием на - ов и - ин. Со временем начались трудности: в Успенской

Из книги Большая книга тайных наук. Имена, сновидения, лунные циклы автора Шварц Теодор

Из книги автора

Еврейские фамилии - О! Я всегда отличу евреев от неевреев по фамилии, - скажет иной знаток.- Как же? - спросим мы.- У них фамилии заканчиваются на - цкий или - ский: Березовский, Троцкий…- …Богдан Хмельницкий, - продолжим мы ряд.- Э-э… нет, он не. еврей. У них фамилии

Из книги автора

Новые фамилии С установлением советской власти граждане получили возможность менять фамилии - и многие сразу же этим воспользовались. Действительно, чем щеголять неприличной или обидной фамилией, не лучше ли взять что-нибудь благозвучное. Так Дурневы становились

Из книги автора

Фамилии Сокровенный смысл фамилий Фамилия несет особую информацию по сравнению с именем и отчеством. Если имя открывает нам связь с личным Ангелом-хранителем, отчество является хранителем того, что накоплено в роду, то фамилия тоже имеет отношение к нашему роду, к нашим

Из книги автора

Царские фамилии На Руси фамилии тоже рождались по ветвям генеалогического древа. Это было и в правящих династиях Рюриковичей, Романовых, и в других княжеских и боярских родах. В летописном своде «Повесть временных лет» упоминается, что легендарный варяг Рюрик пришел в

Из книги автора

Фамилии крепостных Долгое время крепостные крестьяне официально называли себя по фамилии помещика: Голицыны, Гагарины, Румянцевы, Оболенские и т. д. В среде крепостных тоже возникали свои фамилии, но их не полагалось записывать, поэтому они часто менялись. Гораздо раньше

Из книги автора

Двойные фамилии Одним из признаков знатности рода могло служить образование двойных фамилий. В знатных родах часто присоединяли новую фамилию боковой ветви рода к старинной родовой фамилии. В так называемой «Бархатной книге», опубликованной в 1687 году, приведены

Из книги автора

Распространенные фамилии В наше время существует огромное количество самых разнообразных фамилий, но среди них имеется небольшое число самых распространенных. Интересные данные о распространенности русских фамилий опубликованы Владимиром Андреевичем Никоновым. Он

Из книги автора

Смена фамилии В жизни возникают ситуации, когда человеку приходится менять свою фамилию. Рассмотрим все эти случаи более подробно. Во-первых, большинство замужних женщин переходят на фамилию мужа. Новая фамилия проявляется как дополнительная программа. Она включается

Из книги автора

Двойные фамилии Иногда встречаются двойные фамилии, которые могут образовываться различными способами. Когда-то наличие двойной фамилии считалось признаком знатности и древности рода, так как потомки древнего рода старались сохранить старинную родовую фамилию и

Из книги автора

Нерусские фамилии русских и русские фамилии нерусских Итак, мы уже неоднократно сталкивались со случаями, когда фамилии чисто русских людей имели иностранное происхождение или образовывались от иностранных корней. Но ведь было и наоборот.Если спросить у кого-нибудь,

Из книги автора

Еврейские фамилии – О! Я всегда отличу евреев от неевреев по фамилии, – скажет иной знаток.– Как же? – спросим мы.– У них фамилии заканчиваются на -цкий или -ский: Березовский, Троцкий.– …Богдан Хмельницкий, – продолжим мы ряд.– Э-э… нет, он не еврей. У них фамилии

Изначально на Руси фамилий не существовало. То, что в древних летописях походило на современные русские фамилии, имело совершенно другой смысл. Так, например, Иван Петров, в переводе на современный язык означало Иван сын Петров (Иван Петрович). Кроме того, часто встречающиеся формы - Шемяка, Чобот и даже Упырь, были личными прозвищами, которые давались человеку и довольно редко переходили по наследству его потомкам.

Распространенные русские фамилии высшего сословия обозначали либо принадлежность к царскому или княжескому роду (Рюриковичи, Гедеминовичи), либо относились к местам, откуда шел род знатного человека (Вяземские, город Вязьма; Бельские, город Белый; Ржевские, город Ржев).

Формирование родовых имен началось благодаря соединению корневой основы имени основателя рода или его прозвища и суфиксов, приставок, окончаний.

Основа фамилии мужчин и девушек позволяет выявить, каким образом она появилась. Самыми распространенными суффиксами, участвующими в создании родовых имен, являются «-ов/ова», «-ев/ева», «-ин/ина». Другими популярными суффиксами считаются «-ын/ына», «-ский/ская», «-ской», «-цкий/цкой/цкая».

500-летнее формирование фамилий

Впервые присвоение имени семье произошло в XV столетии. Закончился этап присвоения родового имени в XIX столетии. История формирования фамилий на Руси очень похожа на процесс возникновения фамилий в других государствах. Источниками для создания родового имени являлись географические названия, профессии основателя рода, ремесла и другие. В первую очередь ими были удостоены представители высшего сословия, тогда как крестьяне и бедняки получили их последними.

Многие фамилии не подлежат простейшему анализу и быстрой расшифровке. Они требуют тщательного изучения нюансов. В основном это связано с историей конкретного рода. Все русские фамилии имеют корень и дополнительную частицу. Корень всегда наделен лексическим значением. Так, в фамилии Иванов им является имя Иван, Кузнецов - профессия кузнец. Основная масса семейных имен имеет четкий ответ на вопрос «Чей?» или «Чьих ты будешь?».

Красивейшие фамилии представителей духовенства

Красивые мужские родовые имена получили представители духовенства во второй половине XVIII века. Корневой основой в этом случае являлось название прихода или церкви. До этого момента служители церкви в родовом имени не нуждались. Именовать их было принято отцом Федором, отцом Александром и так далее. С XVIII века им были дарованы фамилии типа Рождественский, Успенский, Покровский, Благовещенский и так далее.

Многие священнослужители получали родовое имя при выпуске из духовной семинарии. В этом случае оно могло звучать как Афинский, Кипарисов, Тихомиров и другие. При таких обстоятельствах священнослужителям подбирались наиболее глубокомысленные фамилии. В случае если ученик имел плохую славу, его награждали именем, значение которого было отрицательным. В основном, происходили они от плохих библейских персонажей.

Графские фамилии или православные

Женские фамилии на Руси, как передает история, формировались таким же образом, как и мужские - посредством суффиксов и приставок. Самые популярные родовые имена девушек происходят от имен собственных, а также названий птиц и зверей. Хорошо звучат графские фамилии, но не менее красивые и нейтральные. От имен собственных произошли такие красивые родовые имена, как Илларионова, Владимирова, Романова, Павлова.

Список русских женских фамилий, происходящих от птиц и зверей включает самые звучные из них: Стриженова, Соколова, Орлова, Лебедева. Многие популярные наделены глубоким смыслом, как, например, Щедрая или Мудрая, Славянская. Среди них могут встретиться и необычные, такие как Родина. Все красивые родовые имена для девушек содержит Словарь русских фамилий, где они представлены по алфавиту.

Православный оттенок носят самые благородные родовые имена - Воскресенская, Преображенская, Рождественская.

Сила и благородство, призвание и профессия

Мужские фамилии имеют огромное значение в жизни современного человека. Каждая девушка стремится приобрести достойную фамилию после замужества. Разумеется, у мужчин пользуются популярностью не только красивые графские родовые имена, но также и несущие смысловую нагрузку. Прекрасными признаны фамилии, в основе которых лежат названия церковных приходов, географических объектов и имен собственных. Сложно с этим поспорить.

Довольно известны сегодня в кинематографических кругах фамилии Маковецкий, иначе владелец Маковца и Бондарчук, произошедшие от профессионального прозвища. Другие известные мужские родовые имена - Тихонравов, Ильин, Добровольский, Победоносцев. Как легко заметить, в русской истории больше всего запомнились культурные и политические деятели, обладающие великолепными родовыми именами.

Каждое родовое имя имеет свою историю и свой смысл. Примером прекрасных фамилий, в основе которых лежит географическое название, являются Белоозеров, Шуйский, Горский, Вяземский. Происхождение русских фамилий изначально связано с закладыванием в них смысла, который будет передаваться из поколения в поколение.

Православие подарило множество интересных фамилий

Словарь русских фамилий содержит довольно интересные и необычные примеры. Множество таких родовых имен изначально принадлежало православному духовенству. Сюда можно отнести такие фамилии, как Гиляровский, Люминантов, Гиацинтов, Птолемеев и Цезарев. С каждым столетием количество необычных фамилий прибавляется. Можно заметить, что необычные родовые имена имеют мусульманское и буддийское происхождения. Не стоит удивляться, так как возникновение такого явления как фамилии на земном шаре происходило примерно в одно время и в равных обстоятельствах.

Подобные родовые имена являются очень красивыми и многие из них сегодня - популярные. Конечно, чаще всего встречаются люди с «профессиональными» фамилиями - Рыбников, Гончаров, Хлебников. Большой процент занимают русские фамилии «именного» происхождения - Ильин, Сергеев, Иванов, Владимиров. С течением времени фамилии русского происхождения приобретали зарубежные оттенки. Так, русский Добровольский превращался в Беневоленского, а Надеждин в Сперанского.

В основе имя - популярности не отнимать

История распорядилась так, что мужские фамилии становятся популярными, если корневой основой является имя основателя рода. Сегодня можно насчитать в России немалое количество Сергеевых, Владимировых и Иванов. Наиболее часто встречаются фамилии Петров, Сидоров, Алексеев и прочие. «Профессиональные» родовые имена составляют немалый процент от общего числа. Менее «успешны» фамилии, в основе которых лежат названия зверей и географических объектов.

Избранные личности, продолжатели родов, носят графские и боярские фамилии, как Победоносцев, Годунов, Тихонравов, Новгородцев, Строганов или Минин. Разумеется, самые прекрасные из фамилий все же имеют церковное или приходское происхождения. Словарь русских фамилий содержит великое их множество от самых невероятных и единичных до наиболее известных.

Видео: Русские фамилии

В современном обществе духовные по происхождению фамилии довольно распространены, а многие их носители даже и не подозревают, что отдаленный предок мог принадлежать к духовному сословию. Духовные (иногда их ещё называют семинарскими) фамилии это не только Богоявленский, Агров или Херувимов; но и, например: Скворцов, Зверев, Касимовский, Борецкий, Великанов, Светлов, Головин, Тихомиров и многие другие.

Определить, то хотя бы предположить социальный статус, вернее сословную принадлежность своих предков, можно только в том случае если они передали своим потомкам духовные фамилии. Большинство других русских фамилий, в общем-то - всесословны. В том числе и “громкие” дворянские. Например, – Гагарины. Это и представители древнего княжеского рода; а так же смоленские крестьяне, и их потомок - Юрий Алексеевич Гагарин. Или другой пример. Замечательный писатель русского зарубежья Михаил Андреевич Осоргин (1878-1942) писал под литературным псевдонимом. Настоящая его фамилия была – Ильин, а уфимские дворяне Ильины являлись потомками Рюрика. Так что “простую” фамилию Ильин, могли носить и рюриковичи, а также купцы, мещане, и крестьяне.

А вот среди православного духовенства Ильиных было немного. Объясняется это тем, что в конце XVIII - первой трети XIX века, в духовном сословии происходил уникальный “фамилииобразующий” процесс. Повсеместно при поступлении ученика в Духовное училище или в Духовную семинарию ему присваивалась новая звучная или оригинальная фамилия.

Интересное описание этой эпохи оставил в своих воспоминаниях, опубликованных в 1882 году в журнале “Русская старина”, профессор Санкт-Петербургской духовной академии Дмитрий Иванович Ростиславов (1809-1877).

“В то время, которое я описываю, и даже еще долго, фамильные названия у большинства духовных лиц были мало употребительны… Батюшка мой, несмотря на свою благочинническую должность, подписывался на всех рапортах консистории и к архиерею Иваном Мартыновым. Потом родные братья, обучавшиеся в духовно-учебных заведениях, часто имели различные фамилии, например из дедушкиных детей, батюшка мой прозывался Тумским, дядюшка Иван – Весельчаковым, а дядюшка Василий – Крыловым.

…На основании этого обычая, духовные лица, отдавая детей своих в училище, давали им такие фамилии или прозвища, которые почему-либо им нравились. Люди простые, не изобретательные, не ученые, брали в этом случае во внимание или:

1) название села, так например, из четырнадцати сел Касимовского уезда, принадлежащих к Мещоре, только Черкасово и Фрол, сколько я помню, не дали прозвища детям своего духовенства, а из прочих вышли мне известные Тумские и Тумины, Биреневы, Лесковы, Палинские, Пещуровы, Куршины, Верикодворские, Гусевы, Пармины, Палищины и Прудины;

2) храмовые праздники: отсюда множество Вознесенских, Успенских, Ильинских…;

3) звание отца: отсюда Протопоповы, Поповы, Дьячковы, Дьяковы, Пономаревы; замечательно, что слова “священник” и “причетник” не пользовались популярностью; я не помню ни одного семинариста с фамилиею Священников или Причетников;

…Обучавшиеся же в семинариях и вообще обнаруживавшие притязание на ученость или остроумие, давали фамилии своим детям, сообразуюсь или с теми качествами, которые в них замечались, или с теми надеждами, которые на них рассчитывали. Отсюда множество Смирновых, Кротковых, Славских, Славинских, Поспеловых, Чистяковых, Надеждиных, Надежиных, Разумовых, Разумовских, Добрыниных, Добровых, Твердовых и проч. Тут, впрочем, очень любили фамилии, составленные из двух слов, - особенно те, в которые входили слова: Бог, добро и благо. Отсюда бесчисленное множество Тихомировых, Остроумовых, Миролюбовых, Миротворских, Миловидовых, Боголюбовых, Благосветловых, Благонравовых, Благосердовых, Благонадеждиных, Чистосердовых, Добромысловых, Добролюбовых, Добронадеждиных, Доброхотовых, Добротворских и поч.

…Но русский язык казался для многих недостаточным, или может быть надобно было блеснуть знанием латинского или греческого языков; отсюда Сперанские, Амфитеатровы, Палимсестовы, Урбанские, Антизитровы, Витулины, Мещеровы.

Само начальство не хотело тоже не заявить своего участия в этом деле; иные потому что отцы им самим предоставляли дать прозвание сыновьям, а другие даже отнимали у отцов право на это. В этом отношении замечателен был смотритель Скопинского училища Илья Россов. Для фамилий учеников он пользовался всеми науками, особенно естественными и историей: у него были Орловы, Соловьевы, Волковы, Лисицыны, Алмазовы, Изумрудовы, Румянцевы, Суворовы и проч. и проч. Однажды он вздумал отличиться перед правлением семинарии и обратить его внимание на свою изобретательность. Он прислал списки, в которых ученики внесены были, так сказать отдельными группами, по свойству своих фамилий, т.е. писались к ряду Румянцевы, Суворовы, Кутузовы, потом Орловы, Соловьевы, Птицыны, далее Волковы, Лисицыны, Куницыны. Но правление семинарии возвратило списки со строгим выговором и приказало составить их по успехам учеников, а не по значению фамилий их.

…Многие отцы-ректоры, академисты, магистры любили остроумничать по части фамилий. Если им почему-либо нравился какой-либо ученик, то они переменяли его фамилию и давали другую, которая им казалась лучше. Этой затейливостью отличался ректор рязанской семинарии Илиодор… Моего товарища Дмитрова перекрестил в Мелиоранского, ученика богословия Кобыльского в Богословского и проч.

Когда я уже был в академии, Синод как-то догадался, что надобно положить конец этой безурядице, которая была причиною многих недоразумений при делах по наследствам. Он издал указ, которым предписывалось, чтобы все священно- и церковнослужители проименовывались и подписывались по имени и фамилии, чтобы дети их имели фамилии своих отцов. В это время мой батюшка решился поступить довольно оригинально. У него уже было четверо детей: я при должности, а прочие еще обучались, но имели все мою фамилию. Он подал прошение архиерею, что бы ему самому дозволено было именоваться Ростиславовым. Точно так же поступил мой дядя Иван Мартыновыч: он из Весельчакова стал Добровольским, потому что так прозывался его старший сын, обучавшийся тогда еще, кажется в семинарии. Я очень жалел, что не знал о намерении батюшки переменить свою фамилию. Не знаю почему он захотел назвать меня Ростиславовым, но я не любил этой фамилии, мне приятнее было бы быть Тумским”.

Известны некоторые духовные или семинарские фамилии-“кальки”. Когда Петухов превращался в Алекторова (от греческого “алектор” - петух), Соловьев в Аедоницкого, Белов в Альбанова, Надеждин в Сперанского и так далее.

Были случаи, когда фамилию выбирали в честь известного или уважаемого человека. В 1920-х годах были опубликованы воспоминания церковного историка Евгения Евсигнеевича Голубинского (1834 – 1912), родившегося в Костромской губернии в семье сельского священника Е.Ф.Пескова.

“Когда мне исполнилось семь лет, отец начал помышлять о том, чтобы отвести меня в училище. Первым вопросом для него при этом было, какую дать мне фамилию…он хотел дать мне фамилию какого-нибудь знаменитого в духовном мире человека. Бывало, зимним вечером ляжем с отцом на печь сумерничать, ион начнет перебирать: Голубинский, Делицын (который был известен как цензор духовных книг), Терновский (разумел отец знаменитого в свое время законоучителя Московского университета, доктора богословия, единственного после митрополита Филарета), Павский, Сахаров (разумел отец нашего костромича и своего сверстника Евгения Сахарова, бывшего ректором Московской Духовной Академии и скончавшегося в сане епископа Cимбирского), заканчивая свое перечисление вопросом ко мне: "Какая фамилия тебе более нравится?" После долгого раздумывания отец остановился наконец на фамилии "Голубинский".

Можно привести еще один забавный эпизод из воспоминаний, напечатанных в 1879 году в журнале “Русская старина” (имя их автора - сельского священника, не было названо). В 1835 г. отец привез его в Саратовское духовное училище.

“Несколько сот учеников толпилось на дворе… Некоторые из новичков, прижавшись к стенке, с клочком бумажки в руках, заучивали свою фамилию. У нас, духовных, как известно уже всем, фамилии есть забавные. Откуда они взялись? Это было так: привозит какой-нибудь отец своего мальца в училище, ставит на квартиру, непременно в артель. В артельной квартире непременно уже господствует какой-нибудь великан-синтаксист, лет 10 трудящийся над латинскими и греческими спряжениями. Иногда таких господ собиралось и по несколько на одной квартире. Отец обращается к какому-нибудь и спрашивает: какую бы, милостивый государь, дать фамилию моему парнишке? Тот в это время долбил: типто, типтис, типти…- Какую фамилию дать?!..Типтов! Другой, такой же атлет, сидит в это время, где-нибудь верхом на коньке сеновала или погребицы и долбит: diligenter – прилежно, male – худо… Слышит, о чем спрашивают и орет: Нет, нет! Дай своему сыну прозвание Дилигентеров, слышишь: Дилигентеров! Третий, такой же скотина, сидит верхом на заборе и орет урок из географии: Амстердам, Гарлем, Сардам, Гага… «Нет, нет, - перебивает, - Дай прозвище сыну Амстердамов!». Сбегаются все, делается совет, т.е. крик, ругань и иногда с зуботрещинами, и чья возьмет, того фамилия и останется. Дикий малец не может и выговорить-то, как его окрестили эти урванцы. Ему пишут на бумажку и он ходит и заучивает иногда, право, чуть не месяц. С месяц, по крайней мере, было, что спроси кого-нибудь учитель, и человек десять бросятся в карманы за запиской, что бы справиться, не его ли вызывают? Вот причина, почему у нас духовных, образовались фамилии Превышеколокольниходящинских! Я не раз бывал свидетелем подобных сцен. Я был уже в последнем классе семинарии, в 1847 году, когда последовало распоряжение Синода, что бы дети носили фамилию своих отцов. Но, за то, Превышеколокольниходящинские закрепились навек”.

Своеобразие фамилий в духовном сословии, частенько становилось предметом для шуток. Так, в рассказе А.П.Чехова “Хирургия”, дьячок – Вонмигласов (от церковно-славянского “вонми” – услышь, послушай); дьячок в рассказе “Канитель” – Отлукавин.

27 сентября 1799 года, указом Императора Павла I, была учреждена самостоятельная Оренбургская епархия. При этом местом пребывания епископа был назначен не губернский тогда Оренбург, а Уфа. В июне 1800 года в Уфе была открыта Оренбургская духовная семинария. В нашем обширнейшем крае – это было первое духовное учебное заведение. И можно предположить что, как и повсеместно, именно в её стенах началось активное “фамилиетворчество”. Но стоит отметить, что и в XVIII веке (то есть в досеминарскую эпоху) в Уфе и провинции служили клирики с необычными фамилиями: Ребелинские, Унгвицкие, Базилевские.

В 1893 году в “Уфимских губернских ведомостях” краевед А.В.Черников-Анучин опубликовал статью о родоначальнике Базилевских, и благодаря его работе известна история возникновения этой фамилии. Протоиерей стерлитамакского собора Фёдор Иванович Базилевский (1757-1848) был сыном священника Зилаирской крепости о. Иоанна Шишкова. В 1793 году, дьячок Фёдор Шишков архиепископом Казанским Амвросием (Подобедовым) был рукоположен в диакона к Покровской церкви города Стерлитамака. При этом владыка “приказал новопоставленному диакону писаться, впредь, везде уже не Шишковым, а Базилевским”. Вероятно, фамилия была образована от титула древнегреческих, а затем византийских императоров – базиле́вс. Будущий миллионер-золотопромышленник и самый известный уфимский благотворитель Иван Фёдорович Базилевский (1791-1876) являлся одним из первых учеников открытой в Уфе в июне 1800 года Оренбургской духовной семинарии, но свою фамилию он получил не в ней, а от отца, которому она была присвоена при рукоположении.

Тем не менее, можно предположить, что большинство “коренных” уфимских духовных фамилий появились именно в семинарии. Иногда удается проследить процесс их образования. Так в 1880-х годах в Уфимской епархии служил священник Виктор Евсигнеевич Касимовский, его брат Василий Евсигнеевич (1832-1902) был преподавателем Уфимской духовной семинарии. В ревизских сказках села Касимова Уфимского уезда (ныне в составе микрорайона Шакша), сохранились сведения о том, что в 1798 умер дьячок Пётр Федоров. В 1811 году его 15-ти летний сын - Евсигней Касимовский обучался в Оренбургской семинарии. Таким образом, Евсигней получил свою фамилию по названию села, где служил отец.

В 1809 году у воспитанников Оренбургской духовной семинарии (напомним, что находилась она в Уфе) были фамилии:

Адамантов

Акташевский

Альбинский

Аманатский

Березовский

Богородицкий

Борецкий

Бродский

Бугульминский

Быстрицкий

Виноградов

Высоцкий

Гарантельский

Гиляровский

Гумилевский

Державин

Добролюбов

Должниковский

Дубравин

Дубровский

Евхоретенский

Ждановский

Зеленский

Земляницин

Ивановский

Ильинский

Инфантьев

Казанцев

Канцеров

Карпинский

Касимовский

Катаевский

Космодемьянский

Красавцев

Красноярский

Круглополев

Лебединский

Левковский

Лепоринский

Лепяцкий

Магницкий

Молчанов

Монсветов

Набережный

Надеждин

Никольский

Петровский

Петропавловский

Прибыловский

Протопопов

Ребелинский

Рождественский

Руфитский

Сельский

Сергиевский

Серебренников

Словохотов

Смельчаков

Тоболкин

Тобольский

Троицкий

Унгвицкий

Флоринский

Фрагранский

Холмогоров

Хрусталев

Червинский

Черемшанский

Чистохотов

Ясинский

Можно также отметить, что некоторая часть семинаристов, и в самом начале XIX века, носили простые фамилии, образованные от имен. Были, и те, кто сохранил свои старинные родовые. Так, например, Кибардины. Еще в 1730-х годах в дворцовом селе Каракулине (ныне в территории Удмуртии) пономарем был Василий Кибардин. В последующие более чем 200 лет многие Кибардины служили в Оренбургско-Уфимской епархии.

В XIX веке в наш край переводились клирики из европейской части России. Переводились и приносили со своей родины новые духовные фамилии. Первый достаточно полный список Уфимского духовенства (священники, диаконы, псаломщики) был опубликован в Справочной книжке Уфимской губернии за 1882-1883. Среди них, конечно, были: Андреевы, Васильевы, Макаровы; и те, кто носили “не совсем” духовные фамилии: Бабушкин, Кулагин, Полозов, Уваров, Малышев. Но, тем не менее, у большинства священно и -церковнослужителей они были духовными. Приведем некоторые.

Алеманов

Альбанов

Альбокринов

Аравицкий

Аргентовский

Архангельский

Белокуров

Бельский

Беневоленский

Бережковский

Благовещенский

Благодатов

Благонравов

Боголюбов

Богомолов

Бономорский

Василевский

Васнецов

Введенский

Великанов

Веселитский

Викторов

Владиславлев

Вознесенский

Воскресенский

Галунский

Геллертов

Генерозов

Головинский

Грачевский

Гребенев

Григоровский

Громогласов

Гуменский

Дмитровский

Добродеев

Добротворский

Доброхотов

Добрынин

Еварестов

Евфорицкий

Ерикалин

Желателев

Желвицкий

Златоверховников

Златоустовский

Ишерский

Казанский

Казырский

Кандарицкий

Касторский

Катанский

Кибардин

Кипарисов

Клейстеров

Ковалевский

Колокольцев

Кондарицкий

Константиновский

Контрактов

Котельников

Кочуновский

Красносельцев

Кречетов

Кувшинский

Кыштымов

Лавровский

Левитский

Лисневский

Логовский

Лучинский

Люперсольский

Лютецкий

Ляпустин

Малиновкин

Малиновский

Медиоланский

Милесский

Минервин

Миролюбов

Миславский

Михайловский

Монбланов

Назаретов

Налимский

Некрутов

Несмелов

Никитский

Никольский

Образцов

Остроумов

Пактовский

Перетерский

Печеневский

Подбельский

Покровский

Покрывалов

Полянцев

Пономарев

Похваленский

Преображенский

Протекторов

Пустынский

Разумовский

Реченский

Родосский

Румянцев

Сагацкий

Салтыков

Сатрапинский

Сацердотов

Светловзоров

Северовостоков

Сильевский

Симонейский

Скворцов

Соловьев.

Софотеров

Сперанский

Старосивильский

Стрежнев

Суздальский

Терновский

Тихановский

Тиховидов

Тихомиров

Туберозов

Уводский

Успенский

Фальковский

Феликсов

Фенелонов

Феофилактов

Финансов

Херувимов

Хлебодаров

Цареградский

Целяритский

Ципровский

Циркулинский

Чемоданов

Юловский

Юновидов

После того как в 1830-1840-е годы указами Синода, фамильная “безурядица” была прекращена, их доля стала постепенно уменьшаться, но, и в первой трети XX века оставалась еще довольно высокой. Так по сведениям из Адрес-календаря Уфимской губернии за 1917 год, более половины священников имели явно духовные фамилии. Кроме тех, что были приведены выше.

Алешинский

Алякринский

Беркутов

Бобровский

Богданов

Богословский

Богоявленский

Востоков

Геллертов

Горностаев

Граммаков

Задорожин

Земляницкий

Каллистов

Кондаков

Конфеткин

Ласточкин

Лепоринский

Логочевский

Макарьевский

Мокринский

Нарциссов

Новорусский

Павинский

Парийский

Песчанский

Починяев

Разсыпинский

Светозаров

Сердобольский

Спасский

Таланкин

Талантов

Можно задаться вопросом, почему нечто подобного не происходило, например, в среде купечества? Почему дворяне не спешили расставаться подчас с весьма неблагозвучными фамилиями: Дуровы, Свиньины, Куроедовы?

В своих “Мелочах архиерейской жизни” Н.С.Лесков писал, об орловских “духовенных” ещё с детства необыкновенно его интересовавших: “они располагали меня к себе … сословной оригинальностию, в которой мне чуялось несравненно более жизни, чем в тех так называемых "хороших манерах", внушением коих томил меня претензионный круг моих орловских родственников”. По всей вероятности, “сословная оригинальность” проистекала из того, что духовенство было самым образованным сословием российского общества.

Если в 1767 году при составлении наказа в Уложенную комиссию более половины уфимских дворян (по незнанию грамоты) не смогли его даже подписать, в семье священников Ребелинских, уже в середине XVIII века, а возможно и ранее, велась домашняя памятная книга, в которую записывались события, свидетелями которых они были. В дальнейшем, несколько Ребелинских вели личные дневники, писали памятные записки и мемуары. Священник Зилаирской крепости Иван Шишков, так как ни духовных училищ, ни семинарии в крае не было, в 1770-х годах смог дать своему сыну только домашнее образование. При этом будущий всеми уважаемый и весьма просвещенный стерлитамакский протоиерей Фёдор Иванович Базилевский обучился: грамоте, счету, Закону Божию, церковному уставу и пению по церковному обиходу.

Самым первым средним учебным заведением обширнейшей Оренбургско-Уфимской губернии была именно Духовная семинария, открытая в Уфе в 1800 году. Первая мужская гимназия начала свою деятельность почти тридцать лет спустя - в 1828.

До 1840-х годов главным предметом в семинариях был латинский язык, который изучался до степени свободного им владения. В средних классах воспитанников обучали сочинять стихи, и произносить речи на латыни. В высших все лекции читались на латинском языке, семинаристы читали античные и западноевропейские богословские и философские труды и сдавали экзамены на латинском языке. В Уфимской семинарии уже в 1807 году были открыты классы медицины и рисования, в 1808 году французского и немецкого языков. С 1840-х годов латынь стала одним из общеобразовательных дисциплин. Кроме богословских и богослужебных предметов в Уфимской семинарии изучались: гражданская и естественная история, археология, логика, психология, поэзия, риторика, физика, медицина, сельское хозяйство, алгебра, геометрия, землемерие, еврейский, греческий, латинский, немецкий, французский, татарский и чувашский языки. Основная часть выпускников становились приходскими священниками, но были и те, кто служил затем в различных светских учреждениях (чиновники, преподаватели). Некоторые семинаристы поступали в высшие духовные и светские учебные заведения – духовные академии, университеты.

В 1897 г. по данным первой всеобщей переписи населения по Уфимской губернии среди дворян и чиновников, грамотных было 56,9%, среди духовенства - 73,4%, городских сословий - 32,7%. Среди дворян и чиновников, получивших образование выше начального, было 18,9%, среди духовенства -36,8%, городских сословий - 2,75.

Особенно в XIX веке духовенство исправно поставляло интеллигенцию российскому государству, и среди фамилий знаменитых ученых, врачей, педагогов, писателей, художников множество духовных. Далеко не случайно, что воплощение таланта, цивилизованности, оригинальности и общей культуры это – сын соборного протоиерея, булгаковский Филипп Филиппович Преображенский.

ПОКРОВСКИЙ

История фамилии Покровский начинается в XVII веке в центральных областях России и неразрывно связана с Русской Православной Церковью.

Эта фамилия историками определяется как "искусственная фамилия". Такие фамилии появлялись на протяжении XVII -XIX вв. в среде русского православного духовенства. Духовенство было единственной социальной группой в России, систематически вводившей в употребление искусственные фамилии. Эта практика началась в самом конце XVII века и продолжалась свыше двух веков. Искусственные фамилии иногда давались вместо уже имеющихся или присваивались в духовных училищах ученикам, ранее не имевшим фамилий. Поскольку православные священники могли вступать в брак, то их искусственные фамилии наследовались детьми и таким образом получали дальнейшее распространение.

Поначалу искусственные фамилии служили просто для фиксации личности безымянных детей, но в дальнейшем создание таких фамилий стало повсеместной практикой. Они могли меняться запросто по одному только решению руководства духовного училища, семинарии или высшей духовной академии.

Фамилии, как правило, давались в качестве награды или наказания. Изобретательность людей, дававших фамилии, была практически неистощимой, и поэтому фамилии русского духовенства не только чрезвычайно разнообразны, но и живописны. Такие фамилии образовывались: от названия местности, от имен святых, от названий церковных праздников, от экзотических животных и растений. Также пользовались популярностью фамилии, которые, давались с целью выделить поведение и моральные качества их носителей. Семинаристы сложили остроумную формулу получаемых фамилий: "По церквам, по цветам, по камням, по скотам, и яко восхощет его преосвященство".

Праздник Покрова Пресвятой Богородицы, установленный в середине XVIII века в царствование византийского императора Льва, в память чудесного явления Богоматери, распростершей над Царьградом свой покров - как небесную защиту города от осадивших его сарацин, принял у новообращенных христиан - славян своеобразную окраску. Из целого ряда вызванных этим праздником в представлении славян преданий особенно популярно было следующее.

В стародавние годы Богородица странствовала по земле, случилось ей зайти в одну деревню, где жили забывшие о Боге и обо всяком милосердии люди. Стала проситься Матерь Божия на ночлег - нигде ее не пустили. Услышал жестокосердные слова проезжавший в это время по небесной стезе над деревнею святой Илья-пророк - не мог снести он такой обиды, причиненной Деве Марии и на отказавших Божественной Страннице в ночлеге низринулись с неба громы-молнии, полетели огненные и каменные стрелы, посыпался град величиною с человеческую голову, полил ливень-дождь, грозивший затопить всю деревню. Всплакались испуганные нечестивые люди, и пожалела их Богородица. Развернула она покров и накрыла им деревню, чем и спасла своих обидчиков от поголовного истребления. Дошла благость неизреченная до сердца грешников, и растопился давно не таявший лед их жестокости: сделались все они с той поры добрыми и гостеприимными.

Поэтому на Руси издревле праздник "Святого Покрова" отмечался с особой торжественностью и пышностью, а в семинариях ученикам, которые выделялись своими успехами в науках и богословии и подавали большие надежды, нередко присваивалась фамилия, образованная от названия этого светлого праздника. Кроме того, фамилию Покровский обычно получал священник, служивший в церкви Покрова Святой Богородицы.

Дети священников, как правило, имели возможность получить хорошее образование, поэтому уже в конце XVIII века среди российских государственных деятелей представители этой фамилии встречаются часто.



Просмотров