«солнечный композитор. Проект урока: "Солнечный свет в музыке - имя ему Моцарт!" Адреса потока онлайн-вещания

К 125-летию С.С.Прокофьева

Поэт Константин Бальмонт как-то назвал Сергея Прокофьева «солнечным богачом». Действительно, «солнечность Прокофьева многообразна, его музыка ярка, как солнце, тепла, как солнце, и земной шар охватила она, как охватывают его солнечные лучи».
Цикл коротких фортепианных пьес - Мимолётности - написан под впечатлением стихов Константина Бальмонта. Две строки из его стихотворения были выбраны Прокофьевым в качестве эпиграфа.

"В каждой мимолётности вижу я миры.
Полные изменчивой радужной игры".

«Мимолётности»
Visions fugitives, Op. 22





«Осколками» крупных замыслов композитора, а иногда и просто лирическими отступлениями от капитальных работ являются созданные двадцать фортепианных миниатюр - «Мимолетности», ор. 22 (1915-1917).
«Первой была сочинена № 5, последней - № 19,- рассказывает Прокофьев,- порядок в сборнике был установлен из художественных соображений, а не из хронологических.

В фортепианном творчестве Прокофьева цикл пьес «Мимолетности» однако занимает отнюдь не преходящее, «мимолетное» положение. Здесь предельно сжато и конденсированно воплотился основной строй музыкальных образов композитора в их специфически прокофьевском пианистическом выражении.

Важное значение этих пьесок сразу ощутил Н. Я. Мясковский:
«Мимолетности» - ряд небольших по размеру, но крупных по внутреннему содержанию пьесок..,- писал он. - Это как бы моментальные записи минутных настроений, капризных вспышек фантазии, моментов внезапного душевного сосредоточения или беспредметного лиризма; то это легкая шутка, как бы луч улыбки, то острый, неожиданно сорвавшийся афоризм, то взволнованно-негодующий порыв, то, наконец, какое-то безвольное погружение в потустороннее. Преобладают настроения мягкие, мечтательные, усмешливые, изысканно-простые, но, благодаря вкрапленным среди них эпизодам сильным и бурным, целое не получает характера однотонности и однообразия. ...В «Мимолетностях» явно чувствуется какое-то органическое углубление, обогащение авторской души; чувствуется, что композитор уже прошел полосу стремительного - сломя голову - бега и начинает приостанавливаться, оглядываться по сторонам, замечать, что вселенная проявляет себя не только в сногсшибательных вихрях, но что ей свойственны, при постоянном движении, и моменты глубокого растворяющего душу покоя и тишины...».

Цикл «Мимолетностей» можно разделить по характеру выраженных в них образов и настроений на несколько групп. Прежде всего,- нежные, мечтательные, порой сказочные и неизменно подлинно лирические. Таковы №№ 1, 2, 8, 16, 17, 18, 20. Это - и наиболее национально выраженная, интонационно русская группа пьес.
Лирическая направленность названных «Мимолетностей» приводит Прокофьева в дальнейшем к «Сказкам старой бабушки» и другим шедеврам его лирического дара. Несомненно, лирическая группа пьес - наиболее важная часть цикла по своему общему значению в творчестве композитора.

Вторая группа - пьесы скерцозные, задорные, порой шутливо-юмористические. Таковы №№ 3, 5, 10, 11. Они насыщены юношеской жизнерадостностью. Мир такого рода образов волновал композитора всегда.

И, наконец, третья группа - пьесы остро экспрессивные, необузданно динамичные, а иногда и драматические. Это №№ 4, 14, 15, 19. Они порождены не только эмоциями беспокойства, тревоги, конфликтности. В них очень сильны и чисто зрительные, и театрально-действенные моменты, то есть то, что в дальнейшем получит свое яркое развитие в драматических коллизиях его оперных и балетных сцен.

Остальные номера цикла стоят особняком, разрешая самые различные образные и языковые задачи (например, «Мимолетность» № 7, как бы подражающая арфе).

Оглядывая единым взором весь цикл пьес, поражаешься их естественной правдивости, непринужденности высказывания, абсолютной чуждости всякой манерности, обыгрывания «напоказ» каких-либо острых и вообще «интересных» мест. «Новая простота» такого рода лирики ощущается даже в относительно сложных, гармонически и ритмически, построениях. Она обязывает и к своеобразной простоте интерпретации - к сдержанности и строгости, к избеганию даже малейшего намека на «навязывание», «открытость» эмоционального воздействия, исполнительскую риторику или «позу».

Да, цикл «Мимолетностей», не имея общей сюжетно-психологической канвы, какого-либо определенного тонального принципа связи или интонационной общности все же представляет собой целостное явление. Пьесы объединяет не столько их тип и жанр, нередко даже весьма различные, сколько единое авторское отношение, творческий метод.
В. Дельсон
источник-http://www.belcanto.ru/prokofiev_visions.html


В августе 1917 года Бальмонт вписал в альбом Сергея Прокофьева «Что вы думаете о солнце» свой сонет:

Ребёнку богов, Прокофьеву

Ты - солнечный богач. Ты пьёшь, как мёд, закат.
Твое вино - рассвет. Твои созвучья, в хоре,
Торопятся принять в спешащем разговоре
Цветов загрезивших певучий аромат.
Вдруг в золотой поток ты ночь обрушить рад.
Там где-то далеко рассыпчатые зори
Как нитка жемчугов, и в световом их споре
Темнеющий растёт в угрозном гуле сад.
И ты, забыв себя, но сохранивши свет
Степного ковыля, вспоенного весной,
В мерцаниях мечты, все новой, все иной,
С травинкой поиграл в вопросы и ответы,
И в звук свой, заронив поющие приметы,
В ночи играешь в мяч с серебряной луной.

С 22 по 24 апреля в Москве и Санкт-Петербурге под руководством худрука Мариинского театра Валерия Гергиева проходил музыкальный марафон, приуроченный к 125-летию со дня рождения великого русского и советского композитора Сергея Прокофьева. Точнее, марафон продлится весь год и раскинется на три континента. Худрук Мариинки рассказал ТАСС, как он открыл для себя музыку Прокофьева, почему называет его солнечным композитором, а также о планах создать культурный центр имени Прокофьева в Николиной Горе, где тот прожил последние несколько лет.

Наблюдая за вами в последние годы, могу сказать, что к собственным дням рождения вы, Валерий Абисалович, относитесь без должного уважения, празднуете без кавказского размаха.

– Совсем забыть не получается, обязательно напоминают о приближении очередной годовщины, но, вы правы, не вижу оснований устраивать 2 мая шумные гуляния в свою честь. Понимаю: это далеко не самое заметное событие в истории классической музыки.

Зато памятные даты, связанные с жизнью выдающихся российских композиторов, не пропускаете. 175-летие со дня рождения Чайковского вы отметили концертом симфонического оркестра Мариинки 7 мая прошлого года в Клину, в доме-музее Петра Ильича.

– А до этого побывали в Воткинске, на родине великого Чайковского. В рамках Пасхального фестиваля проехали три десятка городов и везде исполняли бессмертные произведения классика. В том числе и 7 мая в Клину. Концерт начался в восемь вечера, закончился ближе к полуночи, но я попросил разрешения зайти в дом, в котором Петр Ильич провел последние годы жизни. Мне даже позволили сесть за рояль Чайковского, прикоснуться к клавишам инструмента. Знаете, в ту минуту я ощутил нечто особенное. Стараюсь избегать громких, пафосных фраз, но там определенно существует некая аура, суета мира не разрушает ее, не проникает сквозь стены…

В нынешнем году вы решили провести музыкальный марафон в честь Сергея Прокофьева.

– Терминология спортивная, но не знаю, как иначе назвать серию концертов, которую мы начали играть не вчера и закончим не завтра. Наиболее концентрированный отрезок пришелся на 22-24 апреля, захватив и день рождения Сергея Сергеевича. За три дня мы исполнили все семь симфоний этого солнечного композитора и много других его произведений. Раньше такого не делал никто, включая коллектив Мариинки. Но ради Прокофьева я готов стать марафонцем…

К слову, впервые музыка Сергея Сергеевича прозвучала в нашем театре ровно век назад. В 1916 году состоялась премьера "Скифской сюиты", и за дирижерским пультом стоял автор.

Вы называете Прокофьева солнечным композитором из-за того, что он родился в селе Сонцовка на Донбассе? Но у него ведь столько минорных нот…

– Нет, не из-за географических совпадений. Мне кажется, Сергей Сергеевич слышал музыку через спектр светлых, ярких лучей. Он не сумеречный и не мрачный, хотя, вы правы, в его операх и балетах много ночных сцен. И все же невероятный энергетический заряд Прокофьева выдает в нем человека солнца, а не тьмы.

Когда вы открыли его для себя?

– Очень рано. Мне было лет десять, я только-только начинал учиться играть на фортепиано, и моя первая преподавательница Зарема Лолаева дала мне задание разучить коротенький до-минорный этюд Сергея Сергеевича. Конечно, я представления не имел, кто он такой. Я вообще еще мало что понимал, но тот этюд играл с особым чувством и настроением. До этого я брался и за сонаты Моцарта, инвенции Баха, но эмоции были совершенно иные. А музыка Прокофьева – дерзкая, терпкая! – вдруг разбудила во мне внутренний азарт, зацепила и до сих пор не отпускает.

Так получилось, что и в качестве дирижера в Кировском тогда еще театре я дебютировал в январе 1978 года с оперой Сергея Сергеевича "Война и мир".

К 1991 году, когда отмечалось столетие со дня рождения Прокофьева, меня уже избрали главным дирижером театра. Надо помнить, что это было за время: мы начинали год в одной стране, а заканчивали в другой. Советский Союз приказал долго жить, старый мир рушился, новый только зарождался. Тяжелейшая историческая полоса! Тем не менее в 91-м мы сыграли премьеры трех опер Сергея Сергеевича, две из которых – "Игрок" и "Огненный ангел" – шли на нашей сцене впервые, а "Любовь к трем апельсинам" не показывалась в Ленинграде с 1926 года.

То, что столетний юбилей Прокофьева пришелся на слом эпох, кажется мне символичным. Сергей Сергеевич был мятущимся, ищущим человеком. Он рано, в 13 лет, поступил в Петербургскую консерваторию, вскоре после революции 1917 года уехал из России, успешно работал на Западе, выступал как пианист, писал музыку к балетам Сергея Дягилева, имел блестящие перспективы, тем не менее в середине 30-х, в канун Большого террора, решил вернуться на родину, где сочинял произведения во славу Сталина и даже умер с ним в один день – 5 марта 1953-го…

В итоге страна рыдала по тирану, а смерть гения осталась в тени. Те, кто провожал его на Новодевичье, несли цветы в горшках, других не осталось, все разобрали на венки вождю.

– Знаете, не надо нам сильно переживать по таким поводам. Кульбиты истории не должны становиться главным акцентом в разговоре об исполинской фигуре масштаба Прокофьева. Жизнь великого композитора не прервалась 5 марта, его физический уход не имел ничего общего с эффектом опустившегося занавеса.

Тем не менее период забвения был. Вы пытаетесь сегодня в чем-то реабилитировать Прокофьева?

– Мне кажется, Сергею Сергеевичу не нужны добровольные адвокаты и помощники. То, чем сейчас мы занимаемся, делается не только ради него. Это огромная, важная часть моей жизни и, что еще важнее, всего коллектива Мариинского театра.

23 апреля, в день рождения Прокофьева, в Концертном зале Мариинки вы исполнили кантату "К двадцатилетию Октября". Не странный выбор?

– Абсолютно нет! Это грандиозное произведение. Революционное, смелое! Оно не уступает лучшим симфониям и балетам Сергея Сергеевича, но звучит крайне редко.

Еще бы! Кантата построена на цитатах из Маркса, Энгельса, Ленина и Сталина.

– Начинается все с Фейербаха, а дальше – да, идут классики марксизма-ленинизма в полном, даже расширенном составе… Скажу крамольную мысль: в этой компании меня интересует Прокофьев. Интересует настолько, что ради него готов перечитать произведения всех четверых.

Включая Иосифа Виссарионовича?

– Если понадобится для понимания сделанного Сергеем Сергеевичем.

Он же написал и "Здравицу" к 60-летию Сталина. Хотел тому понравиться?

– Это не было конъюнктурой или желанием угодить. Кантата очень яркая, талантливая, в полной мере демонстрирующая композиторский дар, технику и мастерство автора. В этот раз мы ее не исполнили, но в свое время сыграли в Нью-Йорке вместе с кантатой "К двадцатилетию Октября". Это вызвало бурную реакцию заокеанских критиков, мне крепко досталось от них на орехи. The New York Times посвятила разбору нашего выступления целую газетную страницу.

Это когда было?

– В 1996 году. Американцы неосторожно доверили мне открытие нового музыкального фестиваля в Lincoln Center. Организаторы хотели услышать что-нибудь интересное, оригинальное. Я думал совсем не долго…

Как вам кажется, Прокофьев жалел, что возвратился в СССР в 1936-м?

– Трудно сказать. Он выбрал сложную судьбу, в итоге очень многое и потерял, и приобрел. Глупо сейчас, спустя десятилетия, пытаться оценивать за другого человека плюсы и минусы. Не думаю, что кто-то знает истину и может говорить от чужого имени. Даже младший сын Прокофьева и мой друг Олег Сергеевич, к сожалению, безвременно ушедший в 1997 году, не брался ничего утверждать. Последние года полтора его жизни мы плотно общались, и я осторожно, но настойчиво поднимал тему: не ошибся ли Прокофьев, решив вернуться? Олег Сергеевич не смог дать однозначного ответа. В их жизни ведь было столько трагического…

Достаточно вспомнить, что первую жену Сергея Сергеевича Лину, мать Олега и Святослава, в 1948 году сослали в мордовские лагеря.

Испанка, приехавшая вслед за мужем в чужую страну и оставленная им здесь ради другой женщины, провела в ГУЛАГе восемь лет…

– Да, страшная история. Сыновья все знали и понимали, это наверняка наложило отпечаток на их отношение к отцу. Разумеется, возвращаясь в Россию, Прокофьев не мог предвидеть ни семейную драму, ни того, что через несколько лет начнется война, и ему придется ехать в эвакуацию. Пересидеть лихолетье в какой-нибудь благополучной Швейцарии было бы спокойнее, но, видимо, что-то подсказывало Сергею Сергеевичу: в Москве и Ленинграде у него больше возможностей реализоваться, чем в Нью-Йорке или Париже.

Может, он устал соперничать со Стравинским и Рахманиновым, которых лучше принимали в Европе и Америке?

– Знаете, все относительно. Тот же Дягилев сначала симпатизировал Прокофьеву, потом развернулся в сторону Стравинского… Он мог сознательно подсыпать перцу, будя соревновательный дух между двумя талантливыми композиторами. Со мной далеко не все соглашаются, но я убежден, что именно в конце 30-х годов, во время войны и после Победы Прокофьев написал едва ли не лучшие свои сочинения. Не уверен, что на Западе он создал бы 5-ю и 6-ю симфонии или 7-ю и 8-ю сонаты.

Перед тем, как окончательно вернуться в СССР, Сергей Сергеевич приезжал сюда с большими гастролями. Принимали его фантастически. "Любовь к трем апельсинам" в Кировском театре поставили так, что это не могло не пленить сердце автора. Он пережил шок, подлинный триумф. Думаю, это и стало для Прокофьева весомым аргументом, положительной эмоцией в пользу возвращения. Не настаиваю, но такова моя версия.

Да, в советской России у Сергея Сергеевича не было прежнего душевного спокойствия, из-за разных дрязг здоровье его пошатнулось, но в творческом отношении он выиграл. Именно здесь у него появились прекрасные исполнители – Ойстрах, Гилельс, Рихтер, Ростропович, которые прекрасно чувствовали то, что хотел выразить с помощью нот Прокофьев…

Особняком стоит музыка к фильмам "Александр Невский" и "Иван Грозный". Композитора связывала с Эйзенштейном искренняя дружба. Их встреча была большой удачей, настоящим подарком для обоих. Все равно, как если бы Рахманинов не познакомился с Шаляпиным. Беда случилась бы! А так самородки нашли друг друга…

Вернемся к прокофьевскому марафону. Вы уже обмолвились, что начался он для вас не в минувшие выходные…

– Весь 2016-й у нас проходит под знаком Прокофьева. Уже в этом году мы исполняли его произведения в самых разных странах – на Кубе, в Чили, Мексике, США, Англии, Германии, в поездках по городам России – от Владивостока и Томска до Кемерово и Улан-Удэ... Впереди – Пасхальный фестиваль, где снова будет звучать музыка Сергея Сергеевича, гастроли в Китай, Швейцарию, Францию, Бельгию, Голландию…

Все не перечислить!

Понятно, что вы не ждете благодарностей, но если предположить, что Сергей Сергеевич увидел ваши усилия, как думаете, он стал бы от этого чуть счастливее?

– Мне кажется, он бы подумал, что, может, и правильно сделал, вернувшись в Россию, раз здесь его по-прежнему так ценят и чтут.

Год назад вы рассказывали, что друзья выкупили и подарили вам на день рождения пребывавшую в запустении дачу Прокофьева в Николиной Горе. Риелторы собирались сломать ветхий домик композитора и продать землю. Этого, по счастью, не случилось. Планы создать культурный центр там, где Прокофьев прожил последние несколько лет, у вас не изменились?

– Нет, конечно. Я передал дачу собственному благотворительному фонду. Дело ведь не в том, кто формально является собственником. Важно сохранить исторический и культурный памятник. У фонда был ряд успешных проектов, его сотрудники обладают необходимым опытом… Пока до реконструкции дело не дошло, нужно соблюсти определенные бюрократические формальности, но, как говорится, процесс идет. Дом не будет заброшен, это точно. Необходимо лишь время.

Немного зная вас, могу предположить, что, закончив этот марафонский забег, вы выйдете на следующую дистанцию. Какую?

– Думаю, обилие звучащей в Мариинке музыки Прокофьева никак не обижает память о Чайковском, Глинке, Мусоргском, Стравинском, Рахманинове, Римском-Корсакове… К 25 сентября этого года, иными словами, к 110-летию Дмитрия Шостаковича вместе с его сыном Максимом мы подготовим цикл программ. Дмитрий Дмитриевич создал не так много опер и балетов, в этом смысле театр ограничен в выборе, зато по симфониям он – впереди планеты всей, чем Мариинка с огромным удовольствием и "пользуется". Играли и будем играть Шостаковича по миру.

Так что мы не стоим на месте, продолжаем двигаться вперед.

Беседовал Андрей Ванденко

Какой была бы наша жизнь без музыки? В течение многих лет люди задавали себе этот вопрос и приходили к выводу, что без красивых звуков музыки мир был бы совсем другим. Музыка помогает нам полнее ощущать радость, находить свое внутреннее «я» и справляться с трудностями. Композиторы, работая над своими произведениями, вдохновлялись самыми разными вещами: любовью, природой, войной, счастьем, печалью и многим другим. Некоторые из созданных ими музыкальных композиций, навсегда останутся в сердцах и памяти людей. Перед вами список из десяти самых великих и талантливых композиторов за все время. Под каждым из композиторов вы найдете ссылку на одно из наиболее известных его произведений.

10 ФОТО (ВИДЕО)

Франц Петер Шуберт – австрийский композитор, который прожил всего 32 года, но его музыка будет жить еще очень долго. Шуберт написал девять симфоний, около 600 вокальных композиций, а также большое количество камерной и сольной фортепианной музыки.

«Вечерняя серенада»


Немецкий композитор и пианист, автор двух серенад, четырех симфоний, а также концертов для скрипки, фортепиано и виолончели. Выступал на концертах с десяти лет, впервые выступил с сольным концертом в 14 лет. При жизни обрел популярность в первую очередь благодаря написанным им вальсам и венгерским танцам.

«Венгерский танец №5».


Георг Фридрих Гендель – немецкий и английский композитор эпохи барокко, он написал около 40 опер, множество органных концертов, а также камерной музыки. Музыка Генделя звучала на коронации английских королей, начиная с 973 года, звучит она и на церемонии королевских свадеб и даже используется в качестве гимна лиги чемпионов УЕФА (с небольшой аранжировкой).

«Музыка на воде».


Йозеф Гайдн — известный и плодовитый австрийский композитор эпохи классицизма, его называют отцом симфонии, поскольку он внес значительный вклад в развитие этого музыкального жанра. Йозеф Гайдн является автором 104 симфоний, 50 сонат для фортепиано, 24 опер и 36 концертов

«Симфония №45».


Петр Ильич Чайковский – известнейший русский композитор, автор более 80 произведений, в числе которых 10 опер, 3 балета и 7 симфоний. Был весьма популярен и известен, как композитор еще при жизни, выступал в России и за рубежом в качестве дирижера.

«Вальс цветов» из балета «Щелкунчик».


Фредерик Франсуа Шопен – польский композитор, который также считается одним из лучших пианистов всех времен. Он написал много музыкальных произведений для фортепиано, включая 3 сонаты и 17 вальсов.

«Вальс дождя».


Венецианский композитор и скрипач-виртуоз Антонио Лучо Вивальди является автором более 500 концертов и 90 опер. Оказал огромное влияние на развитие итальянского и мирового скрипичного искусства.

«Эльфийская песнь».


Вольфганг Амадей Моцарт – австрийский композитор, поразивший мир своим талантом с раннего детства. Уже в пять лет Моцарт сочинял небольшие пьесы. В общей сложности он написал 626 произведений, среди них 50 симфоний и 55 концертов. 9.Бетховен 10.Бах

Иоганн Себастьян Бах – немецкий композитор и органист эпохи барокко, известен как мастер полифонии. Является автором более 1000 произведений, в которые входят практически все значимые жанры того времени.

«Музыкальная шутка».

Звучит ария Царицы ночи В.А.Моцарта.

Кто написал это музыкальное произведение?

Как оно называется?

Посмотрите, какие интересные портреты Царицы ночи нарисовали ребята.

К каким композиторам относится В.А.Моцарт?

Кто еще относится к этому музыкальному направлению?

Почему этих композиторов называют венскими классиками?

Ребята, творчество каждого из венских классиков имеет свои яркие особенности, но только одного композитора называют «солнечным светом» в музыке. Имя этого музыкального гения – В.А.Моцарт.

Знаете ли вы, в каком городе родился Моцарт? Кто был его первым учителем? Сколько произведений он создал?

Как вы думаете, какая цель нашего сегодняшнего урока?

Совершенно верно. C егодня мы продолжим изучать творчество самого «солнечного» композитора. Вундеркинд - «чудо-ребенок», Моцарт стал вершиной европейской культуры 18 века.

Мы знакомимся с музыкой Моцарта с самого раннего возраста – с того момента, как начинаем смотреть пере-

дачу «Спокойной ночи, малыши!»

Преподаватель напевает мелодию колыбельной.

Нам всем известна колыбельная песенка « Спи, моя радость, усни…»

А ведь эту мелодию сочинил Моцарт. Но и это еще не все.

Преподаватель наигрывает детскую песенку.

Эта детская песенка нам знакома с детства «Жил-был

у бабушки серенький козлик». Это тоже музыка Моцарта.

Музыка композитора, жившего в 18 веке, продолжает

радовать нас и сегодня.

Говоря современным языком, это такие хиты, которые по популярности и долголетию побили все имеющиеся мировые рекорды. Давайте обратимся к некоторым страницам биографии В.А.Моцарта. Я предлагаю вам посмотреть видеопрезентацию о жизни гениального композитора.

После просмотра вам нужно будет ответить на следующие вопросы:

    В каком городе, в каком году родился В.А.Моцарт?

    Как звали отца Моцарта?

    Как звали жену Моцарта?

    Сколько прожил Моцарт и сколько произведений создал за свою жизнь?

Видеопрезентация “Вечный солнечный свет – имя тебе Моцарт» (Приложение 5).

Учитель задает вопросы.

Ребята, Моцарт был универсальным композитором.

Он оставил богатое наследие во всех музыкальных жанрах. Но особенной глубиной у композитора отличаются лирические образы. Почему мы безошибочно угадываем: звучит музыка Моцарта? На доске зашифрован ответ на этот вопрос. Какое средство музыкальной выразительности является главным в музыке Моцарта?

М-Е-Л-О-Д-И-Я

Прочитайте, пожалуйста, в учебниках на стр.52, что об этом писал сам Моцарт.

Чтобы понять, как прекрасна музыка В.А.Моцарта, мы начнем разучивать фрагмент его вокального произведения.

Звучит канон Моцарта «Dona nobis pacem »

(«Даруйте нам мир» Приложение 2).

Какое настроение царило в музыке?

Произведение звучало на русском языке?

В произведении звучат всего три слова на латинском языке «Dona nobis pacem», что переводится на русский «Даруйте нам мир». Мы будем разучивать его на латинском языке.

Это удивительно красивое вокальное произведение. Исполнение должно быть возвышенное, божественное, словно ангелы исполняют свою песню.

Разучивание фрагмента (периода) канона В.А. Моцарта.

Внимание на четкое произношение, гибкую фразировку, прикрытые гласные о,а,э. Вокализированное пение на «а». Разучивание со словами. Работа со штрихами, выстраивание динамического развития произведения.

Ребята, давайте немного отдохнем. Представьте, что вы – оркестранты симфонического оркестра. Сейчас вы будете играть на инструментах, которые я буду называть.

(Звучит В.А.Моцарт «Женитьба Фигаро» Увертюра).

На этом уроке мы познакомимся еще с одним выдающимся сочинением Моцарта, известным во всем мире.

Звучит симфония №40(фрагмент).

Какое настроение в произведении?

Кто исполняет?

Как вы думаете, к какому жанру, получившему расцвет в 18 веке, относится эта музыка?

Что такое симфония, прочитаем в учебниках на стр. 52.

От какого греческого слова произошло слово симфония?

Из какого количества частей состоит симфония?

Кто исполняет симфонию?

Примечательно, что классический состав симфонического оркестра сложился в 18веке, в творчестве Й.Гайдна.

Какие еще вы знаете оркестры?

Из всех существующих ныне оркестров симфонический оркестр - самый крупный по составу и самый мощный по звучанию. Но мы видим, что благодаря композиторскому гению В.А.Моцарта, даже самый мощный оркестр может звучать как прекрасный ручей или источник. Симфония №40 или сороковая симфония – возвышенная, волнующая, удивительная по своей красоте, заставляет нас подняться над своими заботами и подумать о чем-то светлом, чистом и прекрасном. Кто же управляет оркестром?

И сейчас у вас появиться возможность стать на несколько минут дирижерами и исполнить фрагмент сороковой симфонии Моцарта.

Звучит повторно симфония №40.

Молодцы! Вы были прекрасными дирижерами.

Итак, к каким композиторам относится В.А.Моцарт?

Какое средство музыкальной выразительности определяет сущность музыки Моцарта?

Музыка Моцарта – это чудо!

Мне хотелось бы, чтобы музыка Моцарта звучала повсюду, и может быть тогда, наш мир стал бы чище, светлее и добрее.

Исполнение песни «Всюду музыка живет». Сл.В.Суслова, муз. Я.Дубравина.

Наше музыкальное путешествие подошло к концу. Скажите, пожалуйста, что вам запомнилось больше всего?

Какие музыкальные фрагменты вам понравились?

Почему? Хотели бы вы еще больше узнать о жизни Моцарта и послушать его произведения?

Сегодня все ребята работали замечательно и получают оценку «5».

Звучит музыка В.А.Моцарта.

Вольфганг Амадей Моцарт (1756-1791)

В.А. Моцарта в детстве называли солнечным мальчиком, в раннем отрочестве – вундеркиндом, а потом – гением.

В 4 года он свободно играл на скрипке и клавесине, уже в 6 лет начал сочинять музыку, в 7 импровизировал, состязаясь с известными музыкантами, в 14 лет его признали композитором, а в 15 – членом музыкальных академий Болоньи и Вероны.

Он прожил всего 35 лет и создал

626 музыкальных произведений,

в том числе:

23 оперы,

18 сонат,

23 фортепианных концерта,

41 симфонию.

Он работал во всех музыкальных формах своего времени и во всех достиг наивысшего успеха.

Краткая энциклопедическая справка

Вольфганг Амадей Моцарт (1756-1791) – великий австрийский композитор и дирижер, представитель Венской классической школы музыки, автор более 600 музыкальных произведений. По свидетельству современников, обладал феноменальным музыкальным слухом, памятью и способностью к импровизации. Всемирно признан одним из величайших композиторов: его уникальность состоит в том, что он работал во всех музыкальных формах своего времени и во всех достиг наивысшего успеха.

Ранние годы.

1.Зальцбург. Дом, в котором родился В.А.Моцарт. 2.Леопольд Моцарт. Худ. П.Лоренц. 3.Акварель художника Кармонтеля. Урок для Вольфганга и Анны.

Вольфганг Амадей Моцарт (имя при крещении - Иоганн Хризостом Вольфганг Амадеус Моцарт) родился 27 января 1756 года в небольшом австрийском городке Зальцбурге. Первые два слова в его полном имени - имя святого Иоанна Златоуста, последнее - по-латыни обозначает «возлюбленный Богом». Сам Моцарт предпочитал, чтобы его называли Вольфганг.

Его отец, Леопольда Моцарт, был придворным органистом и в то же время известнейшим в Европе музыкальным педагогом. Его книга «Опыт основательной скрипичной школы» была опубликована в 1756 году - в год рождения Моцарта, выдержала много изданий и была переведена на русский язык. Музыкальный талант Вольфганга и его старшей сестры Анны обнаружился еще в раннем детстве. Отец сам обучал сына игре на органе, скрипке, клавесине. В три года мальчик уверенно импровизировал, а в пять - сочинял музыкальные произведения.


4.Шестилетний Моцарт в костюме, подаренном императрицей. Худ. П.Лоренц. 5.Семья Моцартов. На стене - портрет матери. Худ. И.Непомук де Кроче.

Решив показать маленького сына-вундеркинда публике, Леопольд Моцарт предпринимает в 1762 году, когда сыну было всего 6 лет, успешную концертную поездку по Германии, Швейцарии, Голландии. Семейство дважды удостаивается приема у императрицы Марии-Терезии. Концертные поездки Моцартов продолжаются около десяти лет, и везде и всегда музыка мальчика Моцарта поражала слушателей удивительной красотой и гармонией. Кроме Вольфганга, в турне участвует его старшая сестра Анна, одаренная певица.

К 17 годам репертуар юного композитора включал более 40 крупных произведений. Концерты приносили немалый доход семье, но требовали от маленьких музыкантов больших физических и психических затрат.

В 1763 году во Франции издаются четыре произведения юного композитора в сонатной форме для клавира и скрипки. Это было настоящее признание.

6.Орден Золотой шпоры. 7.Сын И.С.Баха - Кристиан Бах. Худ. Т.Гейнсборо. 8.Портрет Моцарта. Худ. Дорис Шток.

Особенно важной для Моцартов оказалась поездка в Лондон (1764 – 1765). Сразу же по приезде они были приняты королем Георгом III. На одном из концертов присутствовал композитор Иоганн Кристиан Бах (сын великого Иоганна Себастьяна Баха), которого Моцарт спустя много лет назовёт своим учителем. Именно в Лондоне были сочинены первые симфонии.

С 1766 по 1769 годы, живя в Зальцбурге и Вене, Моцарт изучал творчество великих мастеров, в частности Генделя.

1769 – 1770 годы – поездка в Италию. Моцартов принимают король Фердинанд IV и Папа Римский Климент XIV, который награждает музыканта орденом Золотой шпоры.

В 1770-1774 годы Моцарт жил в Италии, где изучал европейскую музыку и овладевал тонкостями мастерства, знакомился с выдающимися музыкантами своего времени. Там же созданы его первые оперы («Мнимая простушка», «Митридат – царь Понтийский», «Луций Сулла», «Сон Сципиона»), имевшие большой успех у публики.

Расцвет творчества.

Расцветом творчества Моцарта принято считать 70-ые годы 18 века, когда им созданы такие произведения, как симфония №31 (Парижская), 6 сонат для клавира, духовные хоры, концерт для флейты и арфы, 12 балетных номеров.
В это же время Моцарт тяжело переживает смерть матери. Потеря изменила стиль его произведений с безмятежного, солнечного на бурный, драматический.

В это время (1779) Моцарт начинает служить. И первым местом его постоянной работы становится должность придворного органиста в родном городе. Но придворная жизнь тяготит независимую и свободолюбивую творческую личность уже известного музыканта, и он выбирает нелегкий путь вольного музыканта и тяжкие заботы о хлебе насущном.

Пик славы.

В 1781 году на оперной сцене Мюнхена дебютировала опера Моцарта «Идоменей», имевшая большой успех у публики. Моцарт принимает решение окончательно поселиться в Вене. В 1783 году он женится на Констанце Вебер. В это время Моцарт приобрёл в Вене широкую известность; огромной популярностью пользовались его «академии» - так назывались публичные авторские концерты, в которых исполнялись сочинения одного композитора им же самим. В Вене были созданы наиболее значительные произведения оперного и симфонического жанров. Знаменитейшие оперы «Свадьба Фигаро» и «Дон Жуан» (обе написаны совместно с поэтом Лоренцо да Понте) ставятся во всех крупных театрах Европы, став выдающимися образцами оперного реализма.

В 1789 году композитор получил весьма выгодное предложение возглавить придворную капеллу в Берлине. Музыкальный мир того времени не понял его отказа, который одновременно был чреват и материальными трудностями. Сам же композитор сделал выбор в пользу семьи и творчества.

Заботясь о материальном обеспечении детей, Моцарт был вынужден напряженно работать. В это время его преследуют неудачи. «Дон Жуан» неожиданно проваливается в Вене. Моцарт вынужден занять должность композитора и капельмейстера при дворе императора Иосифа II, который мало понимал в музыке и мог публично высказаться, что сочинения Моцарта «не во вкусе венцев».

Последним большим сочинением Моцарта стала гениальная опера на немецком языке «Волшебная флейта» (1791) - своего рода духовное завещание.

9.Худ. И.Эдлингер. Прижизненный натурный портрет В.А.Моцарта.Мюнхен.1790. 10.Вена. Дом, в котором

Смерть.

Последние годы жизни Моцарта трагичны. Тяжело болела жена. Заботы и напряженный творческий труд окончательно подорвали здоровье 35-летнего композитора. С ноября 1791 года Моцарт много болел и совсем не вставал с постели. Он чувствовал приближение смерти, поэтому мистически воспринял заказ на создание заупокойной мессы «Реквием». Заказ сделал граф Вальзегг-Штуппах в память своей умершей жены. Есть сведения, что граф отличался тем, что заказывал талантливым композиторам произведения, которые позже исполнял под своим именем. Так должно было быть и с «Реквиемом». Моцарт работал, пока его не оставили силы, но «Реквием» так и не был закончен. Работа завершена учеником Моцарта Зюссмайером, который использовал наброски и эскизы своего великого учителя.

Последние месяцы жизни композитора прошли в бедности. Умер Вольфганг Амадей Моцарт 5 декабря 1791 года от острой лихорадки. Похоронен в общей могиле для малоимущих на кладбище Святого Марка в Вене. Однако знаменитая легенда об отравлении Моцарта его другом и соперником Сальери, не нашедшая исторического подтверждения, продолжает жить.

Для венцев смерть Моцарта прошла практически незаметно, однако в Праге при большом стечении народа (около 4000 человек) в память о Моцарте на 9-ый день после его смерти 120 музыкантов исполнили со специальными дополнениями «Реквием» Антонио Розетти, написанный ещё в 1776 году.

Предлагаем вам посмотреть один из лучших документальных биографических фильмов о великом Моцарте. Его создал немецкий музыковед и композитор Малькольн Хоссик на основе опубликованных материалов и личных впечатлений. Фильм в формате mp4 продолжается 26 минут и охватывает все основные события из жизни Моцарта. Перейдите по ссылке на youtube: https://youtu.be/updJKzBBe5A - или просто нажмите на кадр.



Просмотров