Презентация карамзин осень как произведение сентиментализма. Презентация по литературе Н.М.Карамзин

План-конспект урока по литературе в 9 классе

по теме «Глубина философских размышлений в произведениях

Н. Карамзина «Бедная Лиза» и «Осень»

Мухиной Елены Михайловны,

учителя русского языка и литературы

МБОУ СОШ №2 г. Шатуры

Московской области

Организационный момент : подготовка учащихся к уроку, настройка оборудования (Интернет).

Тема урока : Глубина философских размышлений в произведениях Н. Карамзина «Бедная Лиза» и «Осень» (тему урока учащиеся формулируют самостоятельно в конце урока после анализа и обсуждения прочитанных произведений).

^ Тип урока : урок изучения нового материала (комбинированный).

Технология урока : педагогическая технология на основе активизации и интенсификации деятельности учащихся (проблемное обучение); технология развивающего обучения (система развивающего обучения Л. Занкова).

^ Средства обучения .

Литература. Учебник для общеобразовательных учреждений в двух частях. Москва. «Просвещение». 2010г.

Презентация «Н. М. Карамзин - писатель и историк» (домашнее задание к уроку)

Таблица на интерактивной доске «Черты сентиментализма. Особенности русского сентиментализма»

Словарь литературоведческих терминов и понятий.

^ Основные цели урока .

Обучающие:

познакомить с биографией Н. Карамзина, разобрать понятие о сентиментализме, изучить повесть «Бедная Лиза» и стихотворение «Осень», показать глубину философских размышлений автора в этих произведениях.

Развивающие:

выработать способность приобретать новые знания и умение использовать ранее полученные знания; закрепить умения и навыки, позволяющие применить развитие психических функций учащихся (мышление, память, воображение, восприятие).

Воспитательные:

привить любовь к познанию окружающего мира, любовь к родному языку и литературе, воспитать активность, инициативность, любознательность.

^ Ход урока

Проверка домашнего задания .

Знакомство с презентацией «Н. М. Карамзин - писатель и историк» (бинарное представление материала учащимися)

^ Актуализация опорных знаний (объяснение нового материала).
Перед вами произведения Н. Карамзина «Бедная Лиза» и «Осень». Вам предстоит не только окунуться в художественную ткань этих удивительных произведений, насладиться их красотой, но и ответить на вопрос, что объединяет эти произведения, почему мы анализируем их вместе.

1.Беседа по содержанию повести «Бедная Лиза», прочитанной дома (формирование ЗУН в процессе анализа прочитанного).

Какие чувства вы испытали?

От какого лица идёт повествование?

Какой мы видим главную героиню в родительском доме?

Чему её смогли научить отец с матерью?

Какие средства художественной изобразительности использует автор для характеристики Лизы?

Что читатель узнаёт об Эрасте до встречи с Лизой?

Какие средства художественной изобразительности использует автор для характеристики Эраста?

Как складывались отношения между молодыми людьми?

Почему они расстались?

Как понимать финальную фразу повести?

О каких общечеловеческих ценностях заставляет нас задуматься Н. Карамзин?

Какой нравственный урок преподносит нам автор?

Как проявляются в повести черты сентиментализма?

Посмотрите на таблицу (она на интерактивной доске). Какие особенности повести как произведения сентиментализма мы не отметили? Подтвердите сказанное примерами из текста.

Важную роль в повести играет пейзаж. Он способствует пониманию эмоционального состояния героев - и не только.

Выразительное чтение наизусть стихотворения «Осень» (индивидуальное домашнее задание).

2. Беседа по стихотворению.

Какое впечатление произвело на вас произведение?

Какие чувства вы испытали?

Созвучны ли эти чувства с чувствами, которые вы испытали при чтении «Бедной Лизы»?

В чём смысл стихотворения Н. Карамзина «Осень»?

С чем сравнивается природа в стихотворении «Осень»?

Какие средства художественной изобразительности использует автор для передачи чувств лирического героя?

Как вы понимаете три последних строфы стихотворения?

^ Подведение итогов урока .

А теперь, пожалуй, главный вопрос. Два произведения Н. Карамзина: «Бедная Лиза» и «Осень». Что объединяет их?

Да, автор размышляет о бренности человеческой жизни и ответственности человека за свои поступки и перед теми, кого мы любим, и перед теми, кто нам близок. Предложите свои формулировки темы нашего урока (одна из них записывается на доске и в тетрадях).

Домашнее задание .

Ответ на вопрос: чем может быть интересен Н. Карамзин современному читателю? (5-8 предложений).


. Слово о писателе и историке. Стихотворение «Осень» как произведение сентиментализма.

Цель : познакомить с личностью и творчеством, дать понятие о сентиментализме как литературном направлении, проанализировать стихотворение как сентиментальное произведение.

Задачи:

Образовательные: -познакомить учащихся с литературным направлением «сентиментализм», показать его особенности, отметить основные черты; - показать учащимся разносторонность личности: писателя, историка, реформатора русского языка .

Развивающие: - развивать умение сравнивать литературные направления, извлекать важную информацию из данного текста.

Воспитательные: - расширять кругозор учащихся (эпоха – литература –история – язык);

Обратить внимание учеников на такие личностные качества Карамзина как: внутренняя независимость, честность, трудолюбие, гуманность.

Ход урока:

1. Организационный момент.

2. Актуализация знаний.

Мы уже познакомились с творчеством и совершили вместе с его героями путешествие из Петербурга в Москву.

Назовите основные проблемы, которые поставил в своем произведении.

3. Работа над новым материалом.

Сегодня мы начинаем работу над творчеством еще одного писателя, но для начала я предлагаю вам послушать отрывок из произведения, вспомнить его название и автора:

Еще одно, последнее сказанье -

И летопись окончена моя,

Исполнен долг, завещанный от Бога

Мне, грешному. Недаром многих лет

Свидетелем Господь меня поставил

И книжному искусству вразумил;

Когда - нибудь монах трудолюбивый

Найдет мой труд усердный, безымянный,

Засветит он, как я, свою лампаду -

И, пыль веков от хартий отряхнув,

Правдивые сказанья перепишет,

Да ведают потомки православных

Земли родной минувшую судьбу,

Своих царей великих поминают

За их труды, за славу, за добро -

А за грехи, за темные деянья

Спасителя смиренно умоляют.

. «Борис Годунов».

О ком идет речь в данном отрывке?

Какова была задача летописца?

Пушкин говорил: «Русская история, казалось, была открыта Карамзиным, как Америка Колумбом». Почему он так сказал?

Дома вы уже знакомились со статьей учебника, посвященной, поэтому многие факты его биографии вам известны.

Что же вы узнали об этом человеке? Чем он знаменит?

Что он оставил нашему поколению?

А сейчас подробнее о его деятельности.

Работа учащихся по индивидуальным карточкам.

Перед вами тексты, в которых рассказывается о достижениях в науке и искусстве. Ваша задача –изучить представленный материал, выбрать основное и рассказать об этом классу.

1. Карамзин – писатель и поэт.

2. Карамзин – историк.

Сообщения учащихся.

Случайно ли мы изучаем жизнь и творчество Карамзина? Кажется, он так далек от нашего времени… Но и сегодня он поражает стремлением к знаниям, трудолюбием, целеустремленностью, вниманием к простым, бедным людям, в которых он видел лучшие черты русского характера: доброту, сердечность, духовность, щедрость, умение преодолевать трудности…Карамзин уводит нас в далекое прошлое. Долгих 23 года он собирал материал для «Истории государства Российского». Это был настоящий подвиг. По словечку, по страничке он собирал материал о нашей Родине, как она создавалась, боролась, мужала, переносила набеги, унижения и опять боролась за свою самостоятельность. Сколько Карамзин обошел, объездил весей, находил тех, кто знал и помнил старину! Сколько перечитал, чтобы собрать все события становления государства Российского!

Мы только прикасаемся к его гигантскому труду, а его нужно читать, размышлять, понимать.

Когда мы рассматривали литературную деятельность, то упоминали сентиментализм. Само название «сентиментализм» указывает на то, что чувство становится центральной эстетической категорией этого направления. Чувство сентименталисты сознательно противопоставляли разуму классицистов.

Основная идея – мирная, идиллическая жизнь человека на лоне природы.

Задача автора – заставить сопереживать, вызвать сострадание, показать внутренние переживания человека. Сентиментализм обращает внимание на «настоящего человека» (с его чувствами, переживаниями), а не на его идеальный образец. Не героическая воля, а искренность поведения становится доблестью в глазах представителей этого направления.

Особенности русского сентиментализма:

Сильная дидактическая установка;

Выраженный просветительский характер;

активное совершенствование литературного языка посредством введения в него разговорных форм

4. Чтение и анализ стихотворения «Осень».

А сейчас познакомимся со стихотворением «Осень».

Чтение стихотворения.

Веют осенние ветры
В мрачной дубраве;
С шумом на землю валятся
Желтые листья.

Поле и сад опустели;
Сетуют холмы;
Пение в рощах умолкло -
Скрылися птички.

Поздние гуси станицей
К югу стремятся,
Плавным полетом несяся
В горних пределах.

Вьются седые туманы
В тихой долине;
С дымом в деревне мешаясь,
К небу восходят.

Странник, стоящий на холме,
Взором унылым
Смотрит на бледную осень,
Томно вздыхая.

Странник печальный, утешься!
Вянет природа
Только на малое время;
Все оживится,

Все обновится весною;
С гордой улыбкой
Снова природа восстанет
В брачной одежде.

Смертный, ах! вянет навеки!
Старец весною
Чувствует хладную зиму
Ветхия жизни.

Какие чувства вызывает стихотворение, посвященное осени?

В чем его смысл?

Какое эмоциональное настроение создает автор? (веют осенние ветры, в мрачной дубраве, желтые листья, поле и сад опустели, сетуют холмы, пение…умолкло, скрылися птички, взором унылым, бледная осень, томно вздыхая)

Какую роль играют эпитеты в этом стихотворении?

Как самим ритмом строк передается сложное душевное состояние лирического героя?

В чем необычность ритмики и интонационно-мелодического звучания стиха?

(Карамзин оказался одним из первых русских поэтов, различавших стихотворство и поэзию. Первое, считал он, это – следование метру и точный подбор рифм. Второе – следование внутреннему зову души, когда сама форма стиха начинает служить «сильному и стройному воображению и необыкновенной чувствительности». Он призывал быть «не только стихотворцем, но и Поэтом». Основываясь в «Осени» на заявленной метрической схеме, он тут же преобразует ее, ведомый «воображением и чувствительностью».

Проследим за ритмической организацией «Осени». Она не проста. Поэт соединил в одной строке два разных размера: дактиль и хорей. Ритм помогает объединить в едином всплеске эмоций радостное воодушевление при мысли о вечном обновлении природы и печальное уныние при мысли о неизбежном «увядании» человека.)

С чем сравнивается природа?

Определите жанр, его основные признаки.

Проанализируйте звуковое построение.

В чем вы видите новаторство Карамзина? (Новаторство Карамзина проявлялось во всех направлениях его литературной деятельности. В лирическую поэзию он внес новые жанры и формы, вместо распространенного ямба широко использовал хорей, трехсложные размеры и белый стих. Но главное – Карамзин заставил каждое стихотворение звучать, тонко и точно создавая эмоциональную атмосферу произведения. «С ним родилась у нас поэзия чувства, любви к природе, поэзия внутренняя, задушевная», – писал о Карамзине Вяземский.)

Используя полученные на уроке знания, найдите черты сентиментализма в стихотворении «Осень».

Какое достижение вы считаете наиболее важным и почему?

5. Домашнее задание.

2. Доказать, что это произведение написано в духе сентиментализма.

ФИО (полностью)

Бойко Алла Анатольевна

Место работы

МБОУ Задонская СОШ

Должность

Преподаватель русского и литературы

Литература

Тема и номер урока в теме

Повесть Н.М Карамзина « Бедная Лиза» как произведение сентиментализма .

Базовый учебник

Литература: программа по литературе для общеобразовательных учреждений. 5-11 кл. / Т.Ф. Курдюмова, Н.А. Демидова, Е.Н. Колокольцев и др.; под ред. Т.Ф. Курдюмовой. - 4-е изд., стереотип. - М.: Дрофа, 2011. - 93 с.

1. Цель урока: обобщить знания о специфике сентиментализма как литературного направления в европейской и русской литературе XVIII века; проанализировать основные элементы сентиментализма в поэзии и художественной прозе Карамзина в контексте творчества европейских сентименталистов.

2. Задачи:

обучающие :

Определить основные черты сентиментализма как литературного направления в русской и европейской культуре XVIII века; помочь школьникам осознать связь русского сентиментализма с европейским сентиментализмом;

Пополнить круг сведений о Н.М. Карамзине как крупнейшем представителе русского сентиментализма и многогранной личности;

Проанализировать лирику и прозу Н.М. Карамзина в контексте творчества европейских сентименталистов.

Развивать умение анализировать литературное произведение в рамках литературного направления.

Учить пересказывать, отвечать на вопросы с использованием образных средств русского языка.

Учить интерпретировать сюжет картин;

Учить написанию творческих работ на заданную тему (при домашней работе с карточками дифференцированного характера).

- развивающие:

Учить умению анализировать; сопоставлять сюжеты, характеры героев, творческий почерк разных писателей; устанавливать причинно-следственные связи в логике поведения героев, синтезировать - обобщать, делать выводы;

Развивать умение работать индивидуально и в группе;

- воспитательные:

Развитие эстетического сознания через освоение художественного наследия Карамзина и европейских писателей XVIII века.

Формирование целостного мировоззрения, учитывающего социальное, культурное, языковое, духовное многообразие мира.

3. Тип урока - традиционный, с элементами интеграции; урок обобщения и пополнения знаний.

4. Формы работы учащихся - анализ художественных текстов, в т.ч. сравнительный анализ, обработка информации, изложенной в электронном модуле и учебнике (составление таблицы), комментирование содержания картин, письменная работа по карточкам дифференцированного характера, пересказ краткого содержания литературных произведений с элементами анализа.

5. Необходимое техническое оборудование -

1.Учебник «Литература. 9 класс» под ред. Т.Ф. Курдюмовой. - 4-е изд., стереотип. - М.: Дрофа, 2011. - 93 с.

2. Тексты стихотворений Н.М. Карамзина «Поэзия», «Выздоровление» и «К соловью» и повести «Бедная Лиза», стихотворения И.В. Гете, Э. Юнга, Дж. Томсона, романы И.В. Гете «Страдания молодого Вертера», Ж.-Ж. Руссо «Новая Элоиза».

3. Дополнительная литература (выставка для рекомендации школьникам)

Лотман ЮМ. Сотворение Карамзина. М., 1987.

Осетров ЕМ. Три жизни Карамзина. М., 1985.

Топоров В.Н. «Бедная Лиза» Карамзина: опыт прочтения. М., 2006

4. Репродукции с картин

5. ПК с выходом в Интернет

СТРУКТУРА И ХОД УРОКА

Этап урока

Название используемых ЭОР (с указанием порядкового номера из Таблицы 2)

Деятельность учителя

(с указанием действий с ЭОР, например, демонстрация)

Деятельность ученика

Время

I . Предкоммуникативный этап

Слайд с темой и целями урока

1. Объявление темы и целеполагание.

Ребята, мы продолжаем знакомиться с разделом «Из русской литературы XVIII века» и сегодня обращаемся к творчеству Н.М. Карамзина.

Тема нашего занятия - «Творчество Н.М. Карамзина как вершина русского сентиментализма».

Наша цель - рассмотреть принципы сентиментализма как литературного направления в европейской и русской литературе XVIII века; выяснить место и роль Карамзина в истории русской литературы XVIII века как крупнейшего представителя русского сентиментализма; выявить основные черты сентименталистской поэтики Карамзина на материале его лирических и эпических произведений в контексте творчества европейских сентименталистов.

2. Актуализация знаний

Вспомним, что вы знаете о сентиментализме.

Ответы учащихся (определение понятия, толкование термина «сентиментализм»)

II . Коммуникативный этап

1.Слово учителя.

Особенность литературы XVIII века состояла в том, что сосуществовали два литературных направления - классицизм и сентиментализм. Вы уже знаете, в чем состояла особенность классицизма, познакомились с писателями-классицистами.

Выясним, что собой представлял европейский сентиментализм как литературное направление, каковы место и роль русского сентиментализма в европейском литературном процессе. Для этого обратимся к информационной базе Интернета.

(Просмотр модуля «Сентиментализм»).

Итак, при каких обстоятельствах и по какой причине возник сентиментализм?

Каково взаимоотношение русского и европейского сентиментализма?

Он возник в недрах классицизма, как реакция на классицизм и его поэтику.

Уже сформировавшиеся в Европе принципы поэтики были восприняты и переосмыслены русскими писателями на русском материале.

ПК или интерактивная доска (при составлении таблицы)

2. Систематизация знаний по теории литературы над понятием сентиментализм.

Работа с учебником и составление сравнительной таблицы «Литературные направления XVIII века» .

Составим сравнительную таблицу «Литературные направления XVIII века», чтобы хорошо это представить и выделить черты сентиментализма как второго литературного направления, обусловленного классицизмом. Для этого воспользуемся информацией, представленной в просмотренном модуле и материалом учебника на стр. 69-70. Она будет необходима нам для анализа произведений Карамзина и европейских сентименталистов в аспекте литературного направления.

Какой вывод мы можем сделать, опираясь на эту таблицу?

Кроме того, литература сентиментализма готовила переход к новому литературному направлению - романтизму.

Коллективное составление сравнительной таблицы «Литературные направления XVIII века».

Литература сентиментализма представляла собой более современное направление, которое закрепляло за человеком право на частную жизнь и при активной гражданской позиции.

«Н.М. Карамзин Слово о писателе»

3. Систематизация сведений о жизни и творчестве Н.М. Карамзина.

Вам уже знакомо творчество Н.М. Карамзина. Вспомним основные вехи его биографии. В этом нам поможет информационный модуль. Просмотрите информацию, представленную в модуле, и отметьте, что нового вы узнали из этого проекта.

(Просмотр модуля)

Однако не все сведения о специфике литературной деятельности нашли отражение в модуле. Предлагаю дополнить информацию о писателе, поскольку это необходимо нам для осознания мировоззрения писателя.

Ответы детей.

Реферирование подготовленного ученика, который освещает факты биографии и этапы творческого пути писателя:

Принадлежность Карамзина к старинному дворянскому роду, круг его детского чтения;

Служба в лейб-гвардии Преображенском полку и знакомство с И.И. Дмитриевым;

Вступление в масонскую ложу «Златой венец» и увлечение переводами;

Создание первой сентиментальной повести «Евгений и Юлия»;

Путешествие по Европе и знакомство с видными философами и писателями, присутствие в Париже во время Великой французской революции, создание книги «Письма русского путешественника»;

Отход от масонов и погружение в литературную деятельность (повести «Бедная Лиза» и «Наталья, боярская дочь» как образцы «сентиментальной» прозы);

Создание предромантических элегий и литературные споры с «архаистами»;

Смерть первой жены и обретение семейного счастья во втором браке;

Назначение придворным историографом и работа над «Историей государства Российского».

Дидактический материал - карточки для групповой работы (см. Приложение № 2).

4. Анализ поэтических произведений Н.М. Карамзина в аспекте литературного направления

(проверка домашнего задания - предварительная групповая работа по карточкам дифференцированного характера).

Рассмотрим, в чем же состояло новаторство Карамзина-сентименталиста. Для этого обратимся к его лирике.

Дома вы по вариантам анализировали стихотворения Н.М. Карамзина. Обменяемся нашими наблюдениями.

1 группа готовила анализ фрагмента стихотворения Н.М. Карамзина «Поэзия». Отвечает ….

Выполним коллективно задание № 11 данного варианта. Найдем элементы, которое позволят нам определить данное произведение как новую поэзию - сентиментальную.

Сравните фрагмент Н.М. Карамзина с произведениями европейских сентименталистов Э. Юнга и И.В. Гете. Что их объединяет? Аргументируйте свой ответ, опираясь на признаки сентиментализма.

2 группа рассматривала стихотворение «Выздоровление». К доске идет….

3 группа рассматривала стихотворение «К соловью». К доске идет….

Определим черты сентиментализма в данном стихотворении.

Сравним это стихотворение со стихотворениями европейских сентименталистов Э. Юнга, Дж. Томсона, И.В. Гете.

Какой вывод о роли Карамзина можно сделать, рассмотрев его стихотворения в контексте европейской поэзии?

Выступления уч-ся с анализом отрывка из стихотворения Карамзина «Поэзия».

Коллективная работа. Определение черт сентиментализма в отрывке из стихотворения «Поэзия».

Аргументация ответов, с опорой на признаки сентиментализма в сравнительной таблице.

Выступления уч-ся с анализом стихотворения Карамзина «Выздоровление».

Ответы детей с опорой на текст и на признаки сентиментализма в сравнительной таблице.

Вывод:

Сентименталистская лирика Карамзина стала движением вперед в направлении к раскрепощению содержания и самого языка литературы.

Сентиментализм сформировал новую литературную ситуацию, связанную с постижением сокровенной части человеческого «я», мира его чувств, внутренних движений и переживаний. В этом отношении

5. Работа по определению черт сентиментализма в повести Н.М. Карамзина «Бедная Лиза»

Обратимся к прозе Карамзина. Повесть «Бедная Лиза вам уже знакома».

Вспомним сюжет повести.

Обратите внимание на смысл названия повести - «Бедная Лиза».

Каков идейный смысл произведения?

Поясните значение знаменитой карамзинской фразы «и крестьянки любить умеют!» Прокомментируйте.

Краткий пересказ содержания повести одним их учеников.

И крестьянки любить умеют.

В умении чувствовать и переживать нет сословных границ. Люди различаются не по сословиям, а по способности любить и сохранять верность и порядочность в отношениях.

Работа с иллюстрацией к повести «Бедная Лиза» в учебнике литературы (стр. 80).

Обратите внимание на иллюстрацию к «Бедной Лизе» на странице 80 учебника. Как вы думаете, какой эпизод повести проиллюстрирован? Подтвердите словами из текста повести.

Какой представлена Лиза? Соответствует ли созданный образ Карамзинской Лизе? Докажите.

Она опоэтизирована.

Карамзин, как все сентименталисты, поэтизировали крестьян, подчеркивая их природную свежеть непосредственности, умение чувствовать красоту и тонкость и сложность переживаний, в т.ч. любовных.

Репродукции картин художников И.П. Аргунова и А.Г. Венецианова.

Иллюстрирование мысли Карамзина «и крестьянки умеют любить» в контексте интерпретации сюжетов картин И.П. Аргунова и А.Г. Венецианова.

Обратите внимание на репродукции с картин художников И.П. Аргунова и А.Г. Венецианова.

Кого вы видите на картине художников И.П. Аргунова?

Как, при помощи каких деталей создает потрет молодой крестьянки художник?

Какие детали вы считаете главными и почему?

Какое настроение передано художником?

Каким настроением пронизана картина А.Г. Венецианова «Жнецы»?

Что является центром картины?

Какая деталь является значимой и важной для понимания мысли художника и почету?

Можно ли рассматривать эту деталь как метафору?

Что побудило художника обратиться именно к этому сюжету?

Какова его творческая задача?

Подтверждают ли сюжеты рассмотренных картин наш вывод о поэтизации сентименталистами крестьян, предположение за ними умения чувствовать красоту, тонкость и сложность переживаний?.

А мысль Карамзина о том, что «и крестьянки умеют любить»? Докажите.

Какой вывод можете сделать

Комментирование содержания картин

Девушка в русском костюме отличается духовной красотой и естественность. Все в ней прекрасно природной, натуральной красотой. Взгляд серых глаз серьезен и прям. Такая если полюбит, то сильно, надежно и навсегда. Картина «Жнецы» поэтизирует любовное чувство молодых крестьян, подчеркивает их способность постигать красоту, выражать красоту - трепетность и нежность молодых влюбленных подчеркивают трепетные бабочки на руке крестьянки. Бабочка в искусстве символизирует душу, способность чувствовать и переживать высокие чувства).

Аргументации школьников

Сентиментализм в искусстве и литературе прибегал к поэтизации характеров людей простого сословия, подчеркивая духовное равенство людей всех сословий как детей природы. Говорил о губительности цивилизации и о близости к природе как облагораживающем источнике.

« Важнейшие черты сентименталистской поэтики в повести Н.М. Карамзина “Бедная Лиза”»:

Использование детали для характеристики внешности и отражения внутреннего мира личности;

Непрямое называние чувств героев, роль жеста в передаче их душевного состояния;

Особая роль пейзажа;

Функция рассказчика в повести, роль лирических отступлений;

Обилие изобразительно-выразительных средств (психологические эпитеты, повторы, преобладание экспрессивных конструкций).

Вернемся к повести «Бедная Лиза». Какие черты сентиментализма наличествуют в повести?

Найдите в тексте описания внешности героев. Прочитайте их.

Какая деталь внешности является основной в портрете Карамзина?

Найдите и прочитайте эти фрагменты.

Найдите описание природы в повести и прочитайте.

Какова роль пейзажа в развитии сюжета повести?

Каков основной конфликт повести?

Где рождается противоречий, т.е. в какой момент исчезает гармония и начинаются страдания Лизы?

Каков характер конфликта?

Заметим, что в литературе сентиментализма этот конфликт является основным.

Какова функция рассказчика в повести?

Есть ли в повести лирические отступления? Найдите и прочитайте.

Какова роль лирических отступлений?

Найдите фрагменты, в которых передается переживание Лизы и Эраста. Какие средства выбирает автор для передачи эмоционального состояния героев?

Приведите примеры из текста психологических эпитетов, лексические и синтаксические повторы, преобладание экспрессивных конструкций.

Подведем итог нашим наблюдениям.

(демонстрация слайда)

Все это - важнейшие черты сентименталистской поэтики в повести Н.М. Карамзина «Бедная Лиза». «Поэтика» - это набор основных приемов создания текста.

В этом важнейшая заслуга писателя, поскольку для литературы 18 века это было новаторским движением вперед.

Чтение цитаты.

Избирательно, скупо, при помощи основных деталей.

Глаза, поскольку они отражают внутренний мир личности.

Он обращается к жестам в передаче их душевного состояния.

Чтение цитаты.

Чтение цитаты.

У пейзажа особая роль - он служит передаче чувства человека.

Конфликт чувства и долга (нравственных традиций).

Когда Лиза по причине сильного чувства нарушила нравственные традиции поведения девушки.

Это конфликт между чувством

Он передает не только сюжет истории, но и выражает собственное отношение - сочувствие Лизе, осуждение «воспитателей» слабого Эраста и т.д.

Обильные и разнообразные эпитеты и метафоры

(цитируют).

Примеры повторов и экспрессивных конструкций.

6. Сравнительный анализ повести «Бедная Лиза» и романа И.В. Гете «Страдания молодого Вертера».

Повесть «Бедная Лиза пользовалась необычайной популярностью в России». А в Европе господствовал другой герой - молодой Вертер, герой сентиментального романа И.В. Гете «Страдания молодого Вертера».

Кто читал этот роман? Кратко расскажите его содержание.

Сравним фрагменты произведений Гете и Карамзина.

Читаем 1-е письмо Вертера. Можно ли соотнести этот фрагмент с поведением, языком героев «Бедной Лизы»?

Кого из героев напоминает Вертер? Почету?

Сравните пейзажи в «Бедной Лизе» и «Вертере». Какой вывод вы можете сделать?

Посмотрите на эпизод первой встречи с Лоттой. Можно ли найти аналогии в произведении Карамзина?

Какой вывод вы сделаете, сравнив два произведения - русского и германского авторов?

Краткий пересказ содержания романа Гете учеником. (См. Приложение 3).

Ищут элементы поэтики сентиментализма, объединяющие «Вертера» и «Лизу» (используя таблицы и слайды)

Эраста. Так мог писать Эраст.

Это сентиментальный пейзаж. Он наполнен чувством и соотносится с состоянием героя!

Да, так воспринимает Лизу Эраст в моменты их первых встреч.

Вывод об общности содержания, стиля и языка произведений Гете и Карамзина.

III . Посткоммуникативный этап.

1. Разбор домашнего задания. Инструктаж перед домашней творческой работой.

Этот вывод станет вашим домашним заданием. Вам необходимо сравнить сюжеты, героев и принципы создания образов в произведениях Гете и Карамзина. Найти черты сентиментализма и сделать вывод. Работа выполняется письменно в рабочих тетрадях.

2. Рефлексия.

Итак, обратимся к теме нашего занятия

Какие цели мы ставили? Проверим, достигли ли мы их.

3. Оценка собственной работы.

Оценка работы класса и отдельных студентов.

рефлексия

Таблица 2.

ПЕРЕЧЕНЬ ИСПОЛЬЗУЕМЫХ НА ДАННОМ УРОКЕ ЭОР

Название ресурса

Тип, вид ресурса

Форма предъявления информации (иллюстрация, презентация, видеофрагменты, тест, модель и т.д.)

«Сентиментализм как художественное направление в литературе и искусстве»

Репродукции картин художников И.П. Аргунова «Портрет неизвестной»

А.Г. Венецианова «Жнецы»

Приложение 1.

Сравнительная таблица ««Литературные направления XVIII века»

Классицизм

Сентиментализм

Ориентация на высокие образцы античного искусства как эталон творчества. Античность - материал для формирования сюжетов и героев в новой литературе.

Преимущественная ориентация на современность.

Невнимание к частной жизни человека.

Внимание к внутренней жизни самого человека (миру его чувств, переживаний).

Гражданственность как ценностное приоритетное качество идеального человека.

Человек - гражданин вселенной.

Чувство, чувствительность - ключевые слова сентиментализма.

Приоритет разума перед чувствами.

Утверждение права человека на богатый мир чувств и эмоциональных переживаний.

Схематичность, обобщенность характеров героев.

Утверждение неповторимости, индивидуальности человеческой личности.

Четкое разграничение общественного и личного, сознательного и стихийного, Природы и цивилизации.

Показ сложного взаимодействия общественного и личного, сознательного и стихийного. Природы и цивилизации.

Внешние описания составляют условный фон, на котором развивается действие.

Внешние описания (пейзаж, интерьер) даны через призму восприятия героев, как отражение их чувств и переживаний.

Теория трех штилей. Четкое разграничение стилей и в соответствии с этим строгая иерархия жанров: высокий (трагедия, ода, героическая поэма), низкий (комедия, басня, сатира), средний (элегия, песня, повесть и т.д.)

Размывание жанровых границ.

Появление новых жанров: роман в письмах, сентиментальное путешествие, любовная повесть и т.д.

Принцип трех единства в драматургии (единство места, времени, действия).

Преобладание книжной лексики, старославянизмов

Демократизация языка, отказ от части отягощающей старославянской лексики проникновение разговорной лексики (слов и оборотов, звучащих в гостиных дворянской интеллигенции).

Крупнейшие представители европейского классицизма: Ж. Расин, Ж.-Б. Мольер, Ж. Лафонтен.

Крупнейшие представители русского классицизма: М.В. Ломоносов, Г.Р. Державин, Д.И. Фонвизин, И.А. Крылов.

Крупнейшие представители европейского сентиментализма: Дж. Томсон, Э. Юнг, Ж.Ж. Руссо, И.В. Гете, Клопшток и др.

Крупнейшие представители русского сентиментализма: А.И. Радищев, Н.М. Карамзин как крупнейший представитель русского классицизма.

Приложение 2.

Средства художественной выразительности в стихотворение осень Карамзина!!! SOS

Ответ:

Сновной характер поэзии Карамзина, основная задача ее - создание лирики субъективной и психологической, уловление в коротких поэтических формулах тончайших настроений души. Дело шло о построении самого понятия лиризма нового эмоционального типа. В лирике Карамзина чувству природы, понятой в психологическом плане, уделено немалое внимание. Природа в ней одухотворена чувствами живущего вместе с ней человека, и сам человек слит с нею; точнее, - тема природы для Карамзина слита с темой настроения. Карамзин добивается создания в стихотворении не вещественного материального образа, а определенной лирической тональности, соответствующей настроению, основной теме произведения. Он пишет в статье «Мысли об уединении» (1802): «Некоторые слова имеют особую красоту для чувствительного сердца, представляя ему картины меланхолические и нежные» . Именно такие слова, вообще такие изобразительные средства старается преимущественно использовать Карамзин. Так, в стихотворении «Осень» он хочет создать общую настроенность тоски, увядания. Все элементы стихотворения подчинены этому эмоциональному лейтмотиву. Веют осенние ветры В мрачной дубраве; С шумом на землю валятся Желтые листья . Поле и сад опустели; Сетуют холмы; Пение в рощах умолкло - Скрылися птички. .... Странник, стоящий на холме, Взором унылым Смотрит на бледную осень, Томно вздыхая и т. д. Лирическая тональность стихотворения усилена подбором слов единого тона: осенний, мрачный, сетуют, унылый, бледный, томный, вздыхая и т. д. На первый план выдвигается не предметное слово, а качественное, - эпитет, характеризующий не объективный предмет, а отношение к нему. Бледная осень - это образ, не реализуемый зрительно, конкретно (аллегории здесь явно нет) , а лишь словесная нота, настраивающая душу на «осенний» лад. Слово значимо не своим конкретным значением, а обертонами, лирическими ассоциациями, ему свойственными.

Возможно, вы также захотите заняться опасной заботой о навигации? Когда, убегая перед страшным Орионом, Плеяды бросаются в темную бездну волн, со всех точек неба ветры дуют от ярости. Поместите корабль на берег; закрепите его со всех сторон камнями, чтобы ветры этого влажного сезона не могли поколебать его; вынесите его из страха, что дождь Юпитера не сгниет; возьмите его в свой дом и аккуратно сжимайте его оснастку, легкие крылья, которые заставляют его летать на воде; повесить его руль в дыму вашего очага и ждать возвращения сезона, когда вы плывете.

Похожие вопросы

  • Поставьте слова из скобок в родительном падеже. Ехал из (Москва) в Петербург, отъехал от (Москва), доехал до (Петербурга), ехал из (Ростов) в Тулу, выехал из (Воронеж), дост ал из-под (стол), дежурил вместо (друг), не пошёл в кино из-за (плохая погода), заболел накануне (экзамен), не справился с работой без (поддержка) друга.

Урок познакомит с личностью и творчеством Н.М. Карамзина, поможет дать понятие о сентиментализме как литературном направлении.

Затем вы снова запустите свой лодку; вы будете обвинять его, как и следовало бы, в том, чтобы вернуть с вашего пути разумную выгоду. Мой отец и твой, неразумный брат, плавали на кораблях, чтобы искать счастье, которого ему не хватало. Вот как он приехал сюда из Кумы в Эоли после долгого путешествия на черном лодке, как человек, который не скрывает ни выигрыша, ни богатства, ни изобилия, а нищета, смертельный подарок, который Юпитер делает мужчины. Он поселился возле Геликона, в этой несчастной деревне, Аскра, одиозная зимой, грустная летом, без приятной погоды.

Виноградова Наталья Юрьевна

Описание разработки

Цель : познакомить с личностью и творчеством Н. М. Карамзина , дать понятие о сентиментализме как литературном направлении.

Задачи:

Образовательные:

Показать учащимся разносторонность личности Н. М. Карамзина : писатель, историк, реформатор русского языка.

Будьте осторожны, О Перс, чтобы выбрать для всей работы, но особенно для навигации, подходящее время. Чем сильнее груз и тем больше прибыль, которая будет добавлена ​​к вашему кредиту, если ветры удерживают в их пользу их пагубные вдохи. Его великодушные дети предложили множество призов. Ибо Музы наставляли меня в науке о божественных песнях. В течение пятидесяти дней после летнего солнцестояния, когда ошеломляющий и трудный сезон подходит к концу, он в сезон плывет. Вы не рискуете увидеть, что ваш корабль разбит, ваши моряки поглотились, если бог, который потряс землю, Нептун или Юпитер, царь бессмертных, не хочет вашей потери: потому что в их руках есть и товары и зла.

Развивающие:

Воспитательные:

Расширять кругозор учащихся (эпоха - литература -история - язык);

Ход урока

1. Организационный момент.

2. Актуализация знаний.

Ответ на вопрос: Назовите основные проблемы, которые поставил А. Н. Радищев в своем произведении «Путешествие из Петербурга в Москву».

3. Работа над новым материалом.

Но будьте старательны, чтобы вернуться в дом. Это еще весной дней, когда человек может плыть. Когда в конце ветвей смоковницы появляются равные по размерам воронки, листья видны, путь покрыт морем: это навигация весны. Не прячьте в корпусе своих кораблей все ваше состояние; оставьте его на земле лучшей частью, покажите только наименьшее. Грустно пробираться по морю, чтобы искать руины. Соблюдайте все меры и выберите момент: во всем, это главное.

Выберите, чтобы привести женщину в свой дом в возрасте, в котором ваша молодежь будет в ее силе, когда у вас будет не меньше или меньше, чем тридцать лет. Это мужчина на свадебный сезон. Для женщины, что она остается четырьмя годами, и женится на пятом. Возьмите ее как девственницу, чтобы тренировать ее манеры; возьмите его по соседству, и прежде, наблюдайте, спрашивайте, боясь жениться на удовольствии для своих соседей. Человек может не лучше, чем женщина, когда она хороша, но ничего хуже, когда это плохо, и что дается праздникам и праздникам, она без факела потребляет крепкого мужа и книгу к жестокой старости.

И летопись окончена моя,

Когда - нибудь монах трудолюбивый

Правдивые сказанья перепишет,

Земли родной минувшую судьбу,

Своих царей великих поминают

А за грехи, за темные деянья

Спасителя смиренно умоляют.

Подумайте со страхом перед судьей бессмертных богов: не спешите ставить друга в ранг брата, но если вы это сделаете, остерегайтесь сначала нанести ему вред и никогда не использовать против него лживость. даже развлечь свой язык. Если он начинает и провоцирует вас каким-то словом, какой-то акт вражды, не отказывайте ему в два раза. Если он вернется и предложит вам удовлетворение, не отвергайте его. Несчастный человек, который часто меняет друзей. То, что ваша внешность не предает в вас плохую мысль.

Опасайтесь, что вас не будут обвинять в том, что вы принимаете слишком много гостей или не получаете их. Избегайте прохождения для компаньона нечестивых, для противника, хулителей добрых людей . Никогда не заставляйте сердце упрекать кого-либо за роковую, пожирающую нищету, печальный дар благословенных бессмертных. Для человека величайшее сокровище - внутренний язык слов; это первый из граций, который смягчается. Тот, кто плохо говорит о других, может плохо слышать. Не носите настроение в этих многообеденных приемах, когда речь идет об общих расходах; вы найдете удовольствие без особых затрат.

Дома вы уже знакомились со статьей учебника, посвященной Н. М. Карамзину, поэтому многие факты его биографии вам уже известны.

Какие роли (функции) в обществе выполнял Н. М. Карамзин, помимо того, что он был писателем?

Перед вами карточки, в которых рассказывается о достижениях Н. М. Карамзина в науке и искусстве. Ваша задача -изучить представленный материал, выбрать основное и рассказать об этом классу.

Когда утром вы выливаете возлияния чистого вина в честь Юпитера и других бессмертных, пусть это не будет, пока вы не вымыте руки: иначе боги откажутся слушать вас и отклонять ваши молитвы. Никогда не удовлетворяйте потребности природы, стоя и смотря на солнце. Скромный и религиозный человек позаботится о том, чтобы сидеть на корточках на попе, или уходить в отставку у стены хорошо закрытого двора. Не ходите в свой дом, оставляя свою жену, все еще мокрый своими ласками, чтобы предложить вам в этом состоянии в пламени очага; избегайте этой профанации.

  1. Карамзин - писатель и поэт.
  2. Карамзин - историк.
  3. Карамзин - реформатор русского литературного языка.

Сообщения учащихся.

Когда мы рассматривали литературную деятельность Н. М. Карамзина, то упоминали, что он открыл для русской литературы такое течение как сентиментализм. Что это за течение, мы рассмотрим, сравнивая его с уже известным нам литературным течением - классицизмом.

Это не конец похоронной трапезы, но, возвращаясь с священных праздников, вам необходимо будет работать, чтобы дать вам наследника. Никогда не входите в постель тех рек, которые текут без отдыха, о которых вы сначала не молились, ваши глаза фиксировали их прекрасные потоки и омывали ваши руки во влажных водах. Тот, кто пересекает реку и, через зло, воздерживается от купания его рук, боги возмущаются против него и налагают на него наказание позже. Сидя за столом богов, не носите железо с пятью пальцами вашей руки, чтобы отрезать зеленую сухую часть.

Основная идея - мирная, идиллическая жизнь человека на лоне природы.

Задача автора - заставить сопереживать, вызвать сострадание, показать внутренние переживания человека. Сентиментализм обращает внимание на “настоящего человека” (с его чувствами, переживаниями), а не на его идеальный образец. Не героическая воля, а искренность поведения становится доблестью в глазах представителей этого направления.

Не помещайте на урну, в которой содержится вино, сосуд, который наливает его на пьяниц: к этому приписывается смертельное предзнаменование. Если вы построите себе дом, не оставляйте его незавершенным, чтобы ворона не подошла к ней и не произнесла зловещий крик. Из вазы, которая не была освящена, остерегайтесь удаления пищи или пищи или воды для вашей ванны: это также не делается безнаказанно. Не сиди, ничто более смертоносное, на неподвижном камне гробниц, ребенок двенадцати дней: этот ребенок никогда не станет мужчиной.

Человек, не купайтесь с женщинами, или однажды вы будете сурово наказаны. Если вы встретите жертву на своем пути, не смейтесь над святыми церемониями; божественность раздражает. Избегайте осквернения рек у их ртов и воды из фонтанов с вашим мусором. Следуйте моим советам и бойтесь сделать вас несчастной славой среди людей. Плохая репутация - это бремя, легкое подтягивание, тяжелое для ношения, трудно откладываемое. Слава никогда не гибнет полностью, постоянно поддерживаемая речами толпы: это тоже богиня.

Черты сентиментализма

культ чувства

культ природы

  1. Чтение и анализ стихотворения «Осень».

А сейчас я предлагаю познакомиться с 1 из сентиментальных произведений Н. М. Карамзина стихотворением «Осень».

Чтение стихотворения.

В чем его смысл?

Что касается дней, которые посылает нас Юпитер, примените себя, чтобы знать влияния, и научите их своим слугам. Чтобы осмотреть работы, раздавать еду, день месяца, который наиболее удобен, это тридцатое, что люди заботятся о заботе об отправлении правосудия. Среди других, которые приходят к нам из Юпитера, священны: первый, четвертый, седьмой, где из Латона родился Аполлон золотому мечу, восьмому, девятому. Есть два дня растущего месяца, которые особенно благоприятны для трудов людей: одиннадцатый и двенадцатый; они оба хороши, первый - для стрижки, второй - для сбора урожая; но из двух лучших - двенадцатый.

Какое достижение Н. М. Карамзина вы считаете наиболее важным и почему?

5. Домашнее задание.

Весь материал - смотрите документ.

Содержимое разработки

Предмет: литература.

Тема: Н.М. Карамзин. Слово о писателе и историке. Понятие о сентиментализме. Стихотворение «Осень» как произведение сентиментализма.

Цель: познакомить с личностью и творчеством Н.М. Карамзина, дать понятие о сентиментализме как литературном направлении.

Именно в этот день гибкий паук висит в воздухе в час полного света и что предвидящее насекомое расширяет свои запасы. В этот день женщина также создает свою профессию и начинает работать. В первую часть месяца избегайте посеять тринадцатый день; выберите его предпочтительно для посадки. Напротив, шестнадцатый день вовсе не благоприятствует размножению растений, а мужчинам, по крайней мере, мужчинам, потому что для девушки, к сожалению, родиться или пожениться в этот день. Шестой сам по себе не способствует рождению девочек.

Это полезно для кастрирования коз и овец, для прикрытия парков, где хранится крупный рогатый скот; это способствует размножению нашего пола; он любит насмешки, лжи, мягкие разговоры, тайные разговоры. В восьмой день месяца поставьте мальчика и ревущего вола; в двенадцатом, трудолюбивых мулов. Это двадцатый день, имеющий большое значение, ближе к концу, что можно льстить собой, создавая мудрого человека, человека, чей ум в один прекрасный день наполнен смыслом. Десятый год благоприятствует рождению детей-мужчин, а в четырнадцатом - детей другого пола.

Образовательные:

Познакомить учащихся с литературным направлением «сентиментализм», показать его особенности, отметить основные черты;

Показать учащимся разносторонность личности Н.М. Карамзина: писатель, историк, реформатор русского языка.

Развивающие:

Развивать умение сравнивать литературные направления , извлекать важную информацию из данного текста.

В этот день вы будете льстить своей рукой, чтобы приручить их, овцы, волы с гибкими ногами, изогнутыми рогами, собаками с острыми зубами, мулами с неутомимой работой; но остерегайтесь их гнева. Аккуратно избегайте всех четвертых дней месяца, начните или закончите, чтобы вы были поглощены печалью. Это тот день, когда вы приведете жену в свой дом, после консультации с птицами, которые возглавляют этот акт жизни. Но остерегайтесь дней, когда встречается номер пять; они печальны и смертельны. Именно в эти дни говорится, что Эриннии ходят по земле, отдавая свое служение Горкосу, этому богу присяги, которую Эрве создает для потери лжесвидетельства.

Воспитательные:

Расширять кругозор учащихся (эпоха – литература –история – язык);

Обратить внимание учеников на такие личностные качества Карамзина как: внутренняя независимость, честность, трудолюбие, гуманность.

Ход урока

1.Организационный момент.

2.Актуализация знаний.

Ответ на вопрос: Назовите основные проблемы, которые поставил А.Н. Радищев в своем произведении «Путешествие из Петербурга в Москву».

На семнадцатый день священные дары Цереры будут осторожно помещены внимательным фермером на сплющенном участке. В тот же день дровосек позаботится о том, чтобы разрезать куски, составляющие брачный ложе, и всех тех, кто входит в конструкцию сосудов. В-четвертых, мы начнем производить светлый неф. Девятнадцать хороша днем. Новое вовсе не нужно бояться, оно подходит для плантаций; он благоприятствует рождению мужчин и женщин; нет ничего смертельного. Что касается двадцати девяти, очень немногие знают, что это лучший день месяца, чтобы запустить на темном море лодку со многими скамейками, проворными веслами.

3. Работа над новым материалом.

Сегодня мы начинает работу над творчеством еще одного писателя, но для начала я предлагаю вам послушать отрывок из произведения, вспомнить его название и автора:

Еще одно, последнее сказанье -

И летопись окончена моя,

Исполнен долг, завещанный от Бога

Мне, грешному. Недаром многих лет

Свидетелем Господь меня поставил

И книжному искусству вразумил;

Когда-нибудь монах трудолюбивый

Найдет мой труд усердный, безымянный,

Засветит он, как я, свою лампаду -

И, пыль веков от хартий отряхнув,

Правдивые сказанья перепишет,

Да ведают потомки православных

Земли родной минувшую судьбу,

Своих царей великих поминают

За их труды, за славу, за добро -

А за грехи, за темные деянья

Спасителя смиренно умоляют.

А. С. Пушкин. «Борис Годунов».

О ком идет речь в данном отрывке? Какова была задача летописца?

Почему Пушкин говорил: «Русская история, казалось, была открыта Карамзиным, как Америка Колумбом»?

Дома вы уже знакомились со статьей учебника, посвященной Н.М. Карамзину, поэтому многие факты его биографии вам уже известны.

Какие роли (функции) в обществе выполнял Н.М. Карамзин, помимо того, что он был писателем?

А сейчас подробнее о каждой из этих ролей.

Работа учащихся по индивидуальным карточкам.

Перед вами карточки, в которых рассказывается о достижениях Н.М. Карамзина в науке и искусстве. Ваша задача –изучить представленный материал, выбрать основное и рассказать об этом классу.

    Карамзин – писатель и поэт.

    Карамзин – историк.

    Карамзин – реформатор русского литературного языка.

Сообщения учащихся.

Когда мы рассматривали литературную деятельность Н.М. Карамзина, то упоминали, что он открыл для русской литературы такое течение как сентиментализм. Что это за течение, мы рассмотрим, сравнивая его с уже известным нам литературным течением – классицизмом.

Составление сравнительной таблицы:

Классицизм

Сентиментализм

1. Произведения написаны «высоким штилем».

1. Произведения написаны «средним штилем».

2. Предметом изображения является общественная жизнь

человека, события и дела государственного масштаба.

2. Предметом изображения являются чувства,

внутренний мир человека, его частная жизнь , его душа.

3. Герои – государственные люди: чиновники, монархи

3. Герои – простые люди, крестьяне.

4.Требует соблюдения литературных норм и правил

4. Нарушение правил изображения героя, отступление

от строгих литературных норм.

Само название “сентиментализм” указывает на то, что чувство становится центральной эстетической категорией этого направления. В этом отношении чувство сентименталисты сознательно противопоставляли разуму классицистов.

Основная идея – мирная, идиллическая жизнь человека на лоне природы.

Задача автора – заставить сопереживать, вызвать сострадание, показать внутренние переживания человека. Сентиментализм обращает внимание на “настоящего человека” (с его чувствами, переживаниями), а не на его идеальный образец. Не героическая воля, а искренность поведения становится доблестью в глазах представителей этого направления.

Черты сентиментализма

уход от прямолинейности классицизма в обрисовке характеров и их оценке

подчеркнутая субъективность подхода к миру

культ чувства

культ природы

культ врожденной нравственной чистоты, неиспорченности, естественности

утверждение богатого духовного мира представителей низших сословий

Особенности русского сентиментализма

сильная дидактическая установка

выраженный просветительский характер

активное совершенствование литературного языка посредством введения в него разговорных форм

    Чтение и анализ стихотворения «Осень».

А сейчас я предлагаю познакомиться с 1 из сентиментальных произведений Н.М. Карамзина стихотворением «Осень».

Чтение стихотворения.

Какие чувства вызывает стихотворение?

В чем его смысл?

С чем сравнивается природа в стихотворении?

Используя полученные на уроке знания, докажите, что стихотворение «Осень» относится к сентиментализму?

Какое достижение Н.М. Карамзина вы считаете наиболее важным и почему?

2. Доказать, что это произведение написано в духе сентиментализма.

Карамзин – писатель и поэт

Карамзин стал первым русским профессиональным литератором, он принимал участие в создании журналов («Московский журнал», «Вестник Европы»), в которых публиковал не только произведения российских и западноевропейских авторов, но и собственные произведения. Публикация «Бедной Лизы» и «Писем русского путешественника» принесли ему всероссийское признание и известность. А также открыли в России эпоху сентиментализма. Доминантой «человеческой природы» сентиментализм объявил чувство. Публикация этих произведений имела большой успех у читателей того времени, «Бедная Лиза » вызвала множество подражаний. Сентиментализм Карамзина оказал большое влияние на развитие русской литературы: от него отталкивался, в том числе, романтизм Жуковского, творчество Пушкина.

Поэзия Карамзина, развившаяся в русле европейского сентиментализма, кардинально отличалась от традиционной поэзии его времени, воспитанной на одах Ломоносова и Державина. Наиболее существенными были следующие отличия:

Карамзина интересует не внешний, физический мир, а внутренний, духовный мир человека. Его стихи говорят «на языке сердца», а не разума. Объект поэзии Карамзина составляет «простая жизнь», и для её описания он использует простые поэтические формы - бедные рифмы, избегает обилия метафор и других тропов, столь популярных в стихах его предшественников.

Другое отличие поэтики Карамзина состоит в том, что мир для него принципиально не познаваем, поэт признаёт наличие разных точек зрения на один и тот же предмет.

Карамзин изменил отношение к литературному творчеству. Его признаками становились не высокий слог, а изящество языка, ценность героя стала определяться не социальным уровнем героя, а его душевной тонкостью, способностью к сопереживанию и добродетели.

Карамзин – историк

Николай Михайлович Карамзин - поэт, прозаик и историограф. Он открыл своим соотечественникам "Историю государства Российского”. Благодаря многолетнему титаническому труду Карамзина, русские люди узнали о самых отдаленных временах становления страны. Его труд - это не сухие факты и цифры, а жизнь во всем ее многообразии. Карамзин систематизировал, обобщил и художественно оформил колоссальный материал, накопленный летописцами.

В 1803 году в жизни Н. М. Карамзина происходит эпохальное событие: указом императора Александра I он назначается на должность официального историографа. Карамзин начинает масштабную работу по написанию истории России. Перед ним открываются все архивы и библиотеки Российской империи. Карамзин вынужден оставить издание журнала «Вестник Европы» и занятия литературой; он с головой погружается в учёную деятельность.

С 1803 по 1826 года из-под его пера выходят 12 томов «Истории государства Российского» – одного из первых обобщающих трудов по отечественной истории.

Стоит отметить, что труд Н. М. Карамзина был не первым описанием истории России. В XVIII веке на этой ниве трудились В. Н. Татищев и М. М. Щербатов. Но, огромная заслуга Карамзина именно в том, что он открыл историю России для широкого круга образованной публики.

Примечательно, что Н. М. Карамзин, тщательно обрабатывая исторический материал, одновременно выступает и в роли литератора – он пишет об истории России ярким, живым, интересным, образным языком. Поэтому неудивительно, что труд историка пользовался таким успехом у современников. По словам А. С. Пушкина «все, даже светские женщины, бросились читать историю своего отечества, дотоле им неизвестную. Она была для них новым открытием.

Исследователи отмечают в «Истории государства Российского» большую научную ценность авторских комментариев. Примечательно, что многие из них содержат большое количество выписок из древних рукописей.

Главная заслуга Карамзина как историка России состоит совсем не в том, что он написал истинную историю России, а в том, что он создал возможность в будущем истинной истории России. Карамзин открыл целому обществу русскому, что у него есть отечество, которое имеет историю, и что история его отечества должна быть для него интересна, и знание ее не только полезно, но и необходимо. В его живом и искусном литературном рассказе вся Русь прочла историю своего отечества и в первый раз получила о ней понятие. С той только минуты сделались возможными и изучение русской истории и ученая разработка ее материалов; ибо только с той минуты русская история сделалась живым и всеобщим интересом.

Карамзин – реформатор русского литературного языка

Творчество Карамзина сыграло большую роль в дальнейшем развитии русского литературного языка. Создавая «новый слог», Карамзин отталкивается от «трёх штилей» Ломоносова, от его од и похвальных речей.

«Три штиля», предложенные Ломоносовым, опирались не на живую разговорную речь, а на остроумную мысль писателя-теоретика. Карамзин же решил приблизить литературный язык к разговорному. Поэтому одной из главных его целей было дальнейшее освобождение литературы от церковнославянизмов.

Вторая черта «нового слога» состояла в упрощении синтаксических конструкций.

В отличие от Ломоносова, Карамзин стремился писать короткими, легко обозримыми предложениями.

Третья заслуга Карамзина заключалась в обогащении русского языка рядом удачных неологизмов, которые прочно вошли в основной словарный состав.

К числу нововведений, предложенных Карамзиным, относятся такие широко известные в наше время слова, как «промышленность», «развитие», «утончённость», «сосредоточить», «трогательный», «занимательность», «человечность», «общественность», «общеполезный», «влияние» и ряд других.

Одним из первых Карамзин начал использовать букву «Ё».

Чтобы посмотреть презентацию с картинками, оформлением и слайдами, скачайте ее файл и откройте в PowerPoint на своем компьютере.
Текстовое содержимое слайдов презентации:
Н.М.Карамзин. Слово о писателе и историке. Понятие о сентиментализме. «Осень» как произведение сентиментализма Русская история, казалось, была открыта Карамзиным, как Америка Колумбом. А.С.Пушкин Самостоятельная работа1. Карамзин – писатель и поэт.2. Карамзин – историк.3. Карамзин – реформатор русского литературного языка. Новые словосочетания: нежное сердце, душевная доброта, благородный вид, похитить сердце, бледная луна.Новые слова: личность, первоклассный, промышленность, влюбленность, рассудительность.Заимствования: тротуар, милиция, тост, эгоист, карикатура, контролер. СентиментализмОт английского sentimental - чувствительныйXVIII
ppt_y
ppt_y
style.rotationstyle.colorfillcolorstroke.colorfill.type КлассицизмСентиментализмКульт разумаКульт чувстваПриоритет – общественная жизнь человека, гражданский долгПриоритет- частная жизнь человека, сфера эмоцийЛитературные нормы и правилаНарушение литературных границ и правил Основная идея – мирная, идиллическая жизнь человека на лоне природы. Предмет изображения - мирная, идиллическая жизнь человека на лоне природы Идиллия – безмятежное, мирное и гармоничное бытие. Резкое противопоставление деревни – средоточия естественной жизни, нравственной чистоты и города – символа зла, неестественной жизни, суеты, нравственной распущенности. Новые герои – поселяне и поселянки, пастухи и пастушкиИдеал – естественный человекУтверждается богатый внутренний мир представителей низших сословий Жанры – сентиментальная повесть, путешествие, эпистолярный жанр (письма), идиллия (пастораль)- (франц. pastorate, от лат. pastoralis - пастушеский), литературные, музыкальные жанры, основанные на поэтизации мирной и простой сельской жизни. Идиллия (греч. eidýllion) - одна из основных литературных форм буколической поэзии (буколики); их объединяют интерес к повседневной жизни простых людей, к интимным чувствам, природе; изображение намеренно безыскусно.Буколика, буколическая поэзия (от греч. bukóĺos - пастух) - один из малых жанров поэзии, связанной со своим фольклорным источником - песнями пастухов. Б. как жанр определяется наличием песни, разнообразием и убедительностью раскрытых изнутри характеров, мастерством детали (особенно в пейзаже, всегда мирном и потому условном), восхвалением прелестей сельской жизни. Особое внимание пейзажуСентиментальный, идиллический пейзаж – речка, ручейки, лужок Задача автора – заставить читателя переживать, вызвать сострадание, слёзы умиления ПредставителиЛоренс Стерн Сэмюэл Ричардсон Жан Жак Руссо Русские сентименталистыВ.А.Жуковский Н.М.Карамзин Язык произведенийЭмоциональныйИзящныйВыразительный, образный Идеи сентиментализмаНравственное равенство людейИдеалы естественности и простотыИдея органической связи с природой

ЖанрыДневникиПутевые заметкиПисьмаМемуарыЭлегические посланияПовестиРоманы
ppt_y
ppt_y
ppt_y
ppt_y
ppt_y
ppt_y
ppt_y Боровиковский «Портрет Лопухиной»Что является фоном?Каков смысл этого фона?Что выражают глаза, губы, поворот головы героини?Какие черты присущи этой женщине?Как одета Лопухина?Какие краски преобладают в портрете?Почему именно эти тона использует художник?

Чем этот портрет отличается от портретов эпохи классицизма?
Сентиментализм в парковом искусствеНарядность дворца и «больших кругов» в парке со статуями Правосудия и Мира не подавляют величием, а создают ощущение свободы и гармонии «Молочня» построена в стиле швейцарской хижины из валунов. Колокол над «Молочней» приглашал в назначенный час к питию молока, а рядом на лугу паслись коровы и овцы.Для чего?
style.rotationppt_wppt_y
Дети Марии Фёдоровны (жены Павла Первого) с лопаточками и граблями возделывали огород. В парке был «Памятник родителям». Семейные связи и идеи воспитания были святы во времена сентиментализма.
В Павловском создано на редкость органичное сочетание природы и искусства. Здесь нет противоречия между природой, зданиями, статуями.Парк кажется импровизацией самой природы, но он рукотворен.

Нежные чувства преданности и дружбы были символически увековечены и в другом сооружении парка – «Храме Дружбы». Черты сентиментализмауход от прямолинейности классицизма в обрисовке характеров и их оценке;подчеркнутая субъективность подхода к миру;культ чувства;культ природы;культ врожденной нравственной чистоты, неиспорченности, естественности;утверждение богатого духовного мира представителей низших сословий. Особенности русского сентиментализмасильная дидактическая установка;выраженный просветительский характер;активное совершенствование литературного языка посредством введения в него разговорных форм. Чтение и анализ стихотворения «Осень» - Какие чувства вызывает стихотворение? - В чем его смысл? - С чем сравнивается природа в стихотворении? - Как вы думаете, что автор хотел сказать этим стихотворением? Проверим себя! Когда зародился сентиментализм?XVIII
Как переводится термин?Чувствительный
Чем сентиментализм отличается от классицизма?Правит чувствоПленяет добродетельДоблесть – искренностьИнтерес к простому человеку

Какие шедевры западноевропейского сентиментализма вы знаете?Ричардсон «Кларисса Гарло»Руссо «Юлия, или Новая Элоиза»Гёте «Страдания юного Вертера»
Каковы идеи сентиментализма?Нравственное равенство людейИдеалы естественности и простотыИдея органической связи с природой

Каковы ведущие жанры сентиментализма?ДневникиПутевые заметкиПисьмаМемуарыЭлегические посланияПовестиРоманы

Кто является русскими сентименталистами в литературе?Н. М. КарамзинА. Н. РадищевРанний В. А. Жуковский


Приложенные файлы



Просмотров