Что такое абсолютный слух? Как развить абсолютный слух? Как развить музыкальный слух.

Умение слышать мелодию, чисто воспроизводить её голосом, писать собственные композиции, в которых преобладают приятные созвучия – всё это возможно только лишь при наличии хорошего музыкального слуха. Многие придерживаются мнения, что наличие таких способностей – природный дар, и если не повезло родиться с абсолютным слухом, то тут уже ничего не поделаешь. На самом деле, любой человек может заняться развитием этих навыков, достигнув впечатляющих результатов.

Основные разновидности

В среде музыкантов принято различать несколько видов музыкального слуха, среди которых:

  1. Абсолютный . Обладатель таких данных может воспроизвести любой звук или ноту, входящую в его вокальный диапазон, без предварительной настройки с инструментом. Считается большой редкостью.
  2. Относительный . Является самым распространённым явлением среди профессиональных музыкантов. Этот вид слуха очень похож на абсолютный, но его владельцам перед пением понадобится настройка на определённую тональность или ноту.
  3. Внутренний слух можно определить красноречивой фразой – «слышу, но не могу воспроизвести». При регулярных занятиях сольфеджио его можно приблизить к относительному и даже абсолютному.

Существуют также и подтипы музыкального слуха – мелодический и гармонический. Владельцам мелодического слуха легче подбирать и воспроизводить мелодию, чувствовать её движение, интервальный состав. При гармоническом музыкальном слухе люди воспринимают фактуру аккордов целиком, не разбивая их на отдельные звуки, и именно поэтому им проще подобрать песню на гитаре, чем пытаться наиграть соло-партию.

Занятия по развитию музыкального слуха

Упражнения могут быть следующими:

  1. Требуется стать с закрытыми глазами на место, где не видно говорящих, но слышны их голоса. Проверьте себя по голосовому и зрительному различию. Повернувшись лицом, сопоставьте свои умения, определив, кому принадлежит голос. Проделывая такое упражнение, можно со временем остро настроить слух и научиться сосредотачиваться на звуковых эффектах.
  2. Интонационная распевка. Игра на развитие музыкального слуха издается на рояле по формуле: до-ре-ми-фа-соль-ля-си-до, которую следует пропеть от начала до конца, затем вернуться от последней ноты к первой, но без аккомпанирования. Если попали – плюс, если нет – продолжение следует.
  3. Музыкальные дидактические игры на развитие слуха - интервальное пение. Под инструментальное сопровождение исполняется распевка: до-ре, до-ми, до-фа, после чего продолжается самостоятельное пение с чередованием звуков без инструмента.
  4. Музыка для развития музыкального слуха. Если решено освоить музыкальное искусство дома, поставьте полюбившуюся композицию и, прослушав ее часть, повторите услышанное. Действие проводится в течение дня с паузами.
  5. Обучение нотам. Добиться тонкого слуха позволит знание нотной грамоты, по которой нужно создавать разную тональность произведения.
  6. Изучение классических мотивов. Благодаря тонкой подаче мелодии классического направления, звуковое восприятие становится особо чувствительным и благоприятно влияет на развитие музыкального слуха дошкольников.

Фактор чистоты пения

Чтобы пение было чистым, учитываются такие нюансы:

  1. Вокальная позиция. У лиц с опущенным небом во рту, произношение получается нечистое. Чтобы это исправить, каждый раз перед распевкой необходимо надавливать на небо языком, как бы толкая его вверх.
  2. Направление звука. В зависимости от исполнения произведения подбирается тембр голоса. Репертуар должен соответствовать индивидуальному баритону.
  3. Мелодия и ее изменение. Чтобы лучше понимать тональность звуков при исполнении песен, следует в процессе обучения и развития слуха изменять ее интонацию. В качестве тренировки можно выбрать легкое четверостишье или песенку, и по ходу ее исполнения корректировать тональность.

В музыкальных школах развитие слуховых данных происходит в основном на уроках сольфеджио. Под руководством педагога учащиеся поют гаммы, интервалы, одноголосные и многоголосные интонационные упражнения. С каждым годом обучения вокальные примеры становятся сложнее, начинают появляться мелодии, написанные в народных ладах (лидийский, фригийский и т. д.), а также содержащие в себе сложные ритмические фигуры.

Если вы не знаете, как развить музыкальный слух в домашних условиях, то самый простой способо - это пробовать петь любимые песни как под запись, так и самостоятельно .

Обратите внимание! Тренировка слуха должна быть регулярной и систематической – только так вы сможете улучшить слух, научиться исполнять сложные вокальные партии. В каждое занятие нужно включать следующие этапы:

  • повторение ранее изученного материала;
  • изучение новой темы (сложные интервалы, пение отдельных звуков аккордов вместе с инструментом);
  • закрепление знаний на примере какой-нибудь популярной мелодии или классической музыки.

Только при комплексном подходе можно обеспечить правильное развитие музыкального слуха.

На нашем сайте будут выкладываться упражнения для развития музыкального слуха.

Владельцам смартфонов на Android пригодится программа под названием «Абсолютный Слух». В приложение «вшито» более сотни разновидностей аккордов, интервалов, гамм и мотивов, а также возможность писать мелодические и ритмические диктанты. Для устройств, поддерживающих iOS, существует аналог этой программы – «Perfect Pitch!».

Доказано, что при желании, упорстве и наличии музыкальной среды можно развить прекрасный слух. Часто родители не знают, как сделать это, они думают, что нужно долго и упорно тренироваться. Оказывается, развить эту способность можно в форме интересной игры.

Развитие музыкального слухазаключается в формировании долговременной памяти для каждого из услышанных сигналов. Тренировки практически не занимают много времени, но требует ежедневной практики. Многие мамы задумываются, как развить музыкальный слух в домашних условиях. Начинать занятия можно сразу после рождения, ведь дети стремятся подражать родителям. Любые мероприятия и уроки нужно проводить в хорошем настроении.

Начинать развитие способностей можно с двух месяцев, для этого подойдут обычные погремушки. Разнообразные звуки, которые издают колокольчики, пищащие и звенящие игрушки, побудит кроху к музицированию. Он сам будет дотягиваться и извлекать из каждой разные звуки, сравнивая их между собой.

По мере роста малыша мамы начинают понимать, как развивать слух, ведь этим простым методом пользовались их мамы и особенно бабушки. Нужно петь песенки и рассказывать сказочные истории, меняя голос с тихого на громкий, с протяжного на отрывистый, с сумбурного на ритмичный.

Слух тренируется быстрее и эффективнее других чувств. Существуют специальные упражнения, направленные на лучшее восприятие и определение звуков, с которыми возможно достичь в музыке неплохих результатов.

Регулярная тренировка слуха требуется каждому, кто занимается музыкой и другой активной творческой деятельностью.

Умение различать определенные сигналы по частоте звучания говорит о наличии способностей у человека. У детей обычно слабо проявляются музыкальные качества, поэтому с ними нужно выполнять специальные упражнения для развития слуха. С трех лет можно начинать знакомить ребят со звуками разной высоты. Сначала он сможет различать только контрастные звуки в разных октавах.

Часто дети не слишком охотно соглашаются на обучение, даже те, которые обладают большими способностями. В этих случаях нельзя насильно заставлять дошкольника заниматься, а лучше заинтересовать его самыми привлекательными или забавными сторонами таких уроков.

Уроки проводятся в игровой форме. Они должны вызывать интерес и азарт, но только не как обучающий урок. Способности к музыке важны не только для дошкольников, которые готовятся заниматься вокалом или обучаться игре на инструменте. Хорошие способности необходимы абсолютно всем детям, поскольку они хорошо влияют на развитие ума и интеллекта.

Родители, которые занимаются с детьми, развивают его слух, следят за речью и другими необходимыми в жизни навыками, могут впоследствии радоваться их прекрасным достижениям.

Тренированный необходим каждому, кто занимается музыкой.

То, что вы слышите, это то, что вы играете, и если у вас проблемы с распознаванием разных типов аккордов, ритма или мелодий, это значительно ограничивает ваши возможности.

Однажды после занятий со своими учениками я решил выпить чашечку кофе. По пути в кофейню я услышал крик птицы, пролетавшей мимо. Ничего странного, скажете вы. Но есть одна мелочь: я распознал в этом звуке интервал в большую терцию. И вот, у меня уже есть идея для следующей статьи!

Я уже давно преподаю игру на гитаре и могу сказать, что большинство современных гитаристов обладают очень хорошо и слишком . Отличный способ проверить, можете ли вы играть на слух, это попросить друга сыграть легкую фразу дважды, а потом попробовать воспроизвести ее самостоятельно.

Если вам удастся сыграть фразу без ошибок с первого раза, вы на верном пути. Если вам пришлось долго искать нужные ноты, самое время заняться тренировкой слуха. Как и техника игры, способность распознавать и понимать музыкальные звуки требует постоянной практики и усилий. Многие мои ученики и товарищи понятия не имеют, как тренировать слух, поэтому я разработал несколько способов для этого.

Как тренировать слух

Хорошая идея — сходить в ближайшую музыкальную школу и узнать, не предлагают ли они курсов по сольфеджио и развитию слуха. Я сам и не догадывался о важности слуха, пока не начал ходить на занятия по и тренировке слуха в музыкальном колледже. Помимо прочего, там учат распознавать . Также вы узнаете, как записывать мелодии на бумагу и различать ритмы.

А что, если вы и так можете подбирать мелодии и вам для этого не нужно быть специалистом по ритмам и нотной записи? Отлично! Теперь попробуйте объяснить свою музыкальную идею клавишнику группы! Помните: профессионализм — не минутное дело! Ваши коллеги в любом случае оценят ваше внимание к деталям. В конечном итоге, большинство музыкальных курсов основываются на одном и том же. Попробуйте сыграть и спеть мажорную гамму, стараясь попадать в ноты.

Для начала, возьмите тональность, в которой вам легче всего петь. Потом можете играть и петь ноты гаммы с пропусками. Например, в тональности G мажор вы играете и поете ноту G, пропускаете ноту A и поете ноту B. Тренируйтесь до тех пор, пока не почувствуете, что это дается вам легко. Затем попробуйте спеть эту ноту без гитары. Добейтесь максимальной точности.

Пойте ступени гаммы в виде . Первая ступень — тоника, потом вторая ступень и т.д. Кроме того, можно также тренироваться петь , а также другие лады и

Музыкальное обучение, особенно для взрослых, может оказаться сложным, если у человека недостаточно развитый музыкальный слух. Именно поэтому большинство педагогов-музыкантов не рекомендуют игнорировать занятия по сольфеджио, главная задача которых – развить музыкальный слух во всех направлениях.

Что же на самом деле означает понятие «музыкальный слух»? Во-первых, нужно определиться, какой именно слух вам необходимо развивать. Если вы учитесь играть, вам необходим гармонический слух, то есть умение слышать гармонию, лад – мажор или минор, окраску звука. Если вы занимаетесь вокалом, ваша цель – развить мелодический слух, который поможет вам легко запоминать мелодию, состоящую из отдельных интервалов.

Правда, это задачи локальные, в жизни музыкантам приходится быть специалистами широкого профиля – и петь, и играть на нескольких инструментах, и учить этому других (игре на инструменте через пение и, наоборот, пению через игру на инструменте). Поэтому большинство методистов, которые говорят о том, как развить музыкальный слух, сходятся на мнении о том, что развиваться должны и мелодический, и гармонический слух одновременно.

Бывает и так, что человек слышит и различает , даже замечает ошибки у других певцов, а сам не может спеть чисто и правильно. Это происходит потому, что слух (в данном случае мелодический) есть, но нет координации между ним и голосом. В таком случае помогут регулярные вокальные упражнения, помогающие установить связь между голосом и слухом.

От чего зависит чистота пения?

Бывает, что человек будто бы поёт чисто и по нотам, а когда начинает петь в микрофон, откуда ни возьмись, берутся ошибки и неверные ноты. В чем же дело? Оказывается, петь просто по нотам – это еще не все. Чтобы петь чисто, необходимо учитывать некоторые другие параметры. Вот они:

  1. Вокальная позиция (или вокальный зевок, или певческий зевок) – это положение неба при пении. Если оно недостаточно поднято, создается ощущение, что человек поет нечисто или, точнее сказать, «занижает». Для того, чтобы устранить этот дефект, полезно перед занятиями вокалом несколько минут позевать. Если вам трудно это сделать, поднимите язык вертикально и толкайте небо вверх, пока не зевнете.
  2. Направление звука. У каждого человека есть свой неповторимый тембр голоса. Про то, какие типы голосов бывают, читайте в статье « ». Но звук (или окраску своего голоса) можно изменять в зависимости от содержания песни. К примеру, колыбельную никто не будет петь темным и строгим звуком. Чтобы такая песня звучала лучше, ее нужно петь звуком светлым, нежным.
  3. Движение мелодии вниз. Есть еще одна особенность в музыке: когда мелодия движется вниз, ее нужно петь так, как будто ее направление – абсолютно противоположное. Для примера возьмем известную песню «Маленькой елочке». Спойте строку из этой песни «…холодно зимой…». Мелодия движется вниз. Интонация падает, в этом месте возможна фальшь. А теперь попробуйте спеть эту же строчку, при этом выполняя плавное движение рукой снизу вверх. Изменилась окраска звука? Он стал светлее, а интонация чище.
  4. Эмоциональная настройка – ещё один немаловажный фактор. Поэтому необходимо периодически петь для зрителей. Хотя бы для своих домашних. Боязнь сцены постепенно уйдет.

Что мешает развитию слуха и чистого пения?

Есть некоторые вещи, которые могут отрицательно повлиять на развитие слуха. Нельзя играть на расстроенном инструменте, одновременно заниматься вдвоём в одном кабинете. Такая музыка, как тяжелый рок и рэп, вряд ли поможет вам развить слух, так как она не содержит выразительной мелодии, гармония чаще всего примитивная.

Способы и упражнения для развития слуха

Существуют множество эффективных упражнений для развития слуха. Вот всего лишь некоторые из них:

  1. Пение гамм. Играем на инструменте до – ре – ми – фа – соль – ля – си – до и поем. Затем без инструмента. Затем сверху вниз. Снова без инструмента. Сверяем последний звук. Если попали – очень хорошо, если нет – тренируемся дальше.
  2. Пение интервалов . Самый простой вариант – интервалы на основе той же самой гаммы до-мажора (см. предыдущее упр.). Играем и поем: до-ре, до-ми, до-фа и т.д. Затем без инструмента. Затем то же самое сверху вниз.
  3. «Эхо». Если вы не умеете играть, развивать слух можно, как в детском саду. Включите на телефоне вашу любимую песню. Слушаем одну строчку. Нажимам на «паузу», повторяем. И так всю песню. Телефон, кстати, может быть отличным помощником: на него можно записать интервалы, гаммы (или попросить, чтобы вам сыграли, если вы сами не умеете), а потом слушать в течение дня.
  4. Изучение нотной грамоты . Музыкальный слух – это мысли, интеллектуальный процесс, поэтому получение даже самых элементарных знаний о музыке само по себе автоматически способствует развитию слуха. В помощь вам – !
  5. Изучение классической музыки. Если вы думаете, как развить свой музыкальный слух, то не забывайте, что наиболее способствует развитию слуха классическая музыка благодаря выразительной мелодии, богатой гармонии и звучанию оркестра. Так что, активнее начинайте изучать именно это искусство!

ЭТО ЕЩЁ НЕ ВСЁ!

Вы очень хотите петь, но не спите ночами от того, что не знаете, как развить музыкальный слух? Теперь вы знаете, как получить то, о чём вы думали этими ночами! Впридачу получите хороший видео-урок по вокалу от Елизаветы Боковой – она рассказывает о “трёх китах” вокала, основах основ!

Можно с уверенностью сказать, что хороший слух это единственная способность, которая позволяет стать музыкантом.

Без этого не может быть ничего.

Конечно возможно научить играть на музыкальном инструменте человека без музыкального слуха, но его игра, скорее всего, будет напоминать действия робота выполняющего заложенную программу и неспособного отклониться от нее.

Когда говорят о музыкальности, то всегда подразумевают хорошо развитый музыкальный слух, даже если эту идею не озвучивают.

Я думаю, что существует множество вопросов связанных с музыкальным слухом, но на наиболее важными, являются следующие:

  • Что подразумевают под хорошим музыкальным слухом?
  • Какие существуют критерии для его определения?
  • Как развивать музыкальный слух?

Начнем с того, что определим,чем музыкальный слух отличается от обычного слуха.

Музыкальный слух - совокупность способностей, необходимых для сочинения, исполнения и активного восприятия музыки. Музыкальный слух, прежде всего, опирается на знание и на усвоенную систему символов. Например, каждый может напеть мелодию песни “В лесу родилась елочка”, но не каждый может назвать интервалы и ноты, из которых она состоит.

С другой стороны, если Вашей голове есть устойчивая связь между первой интонацией этой песни и тем, что это интервал большой сексты, то когда Вы слышите эту в любом музыкальном произведении. Вы знаете, что это интервал большой сексты и можете сыграть его на инструменте.

Работа слуха в таком случае заключается в запоминании определенных музыкальных структур и наделение их смысловой нагрузкой.

Как видите, развитие слуха представляет собой применение определенного знания на практике в совмещении с развитием слуховой памяти.

Отсутствие понимания того, как соотнести слуховой опыт с развитием слуха может приводить людей к мысли о том, что у них нет слуха.

Однако людей без слуха практически не бывает. Большинство проблем связанно с некачественным обучением основам, в музыкальных школах и прочих учебных заведениях.

Существует множество категорий музыкального слуха. Наиболее важными являются:

Абсолютный слух - способность определять абсолютную высоту музыкальных звуков, не сравнивая их с эталоном. Это подразумевает, что услышав любую ноту, Вы можете назвать ее.

Подразделяется на пассивный (небольшой процент определения нот, ограниченное применение) и активный.

Относительный слух - наиважнейший для любого музыканта — определяется, как способность определять и воспроизводить звуковысотные отношения в мелодии, аккордах, интервалах и т. д.;

Внутренний слух - способность к ясному мысленному представлению (например, по нотной записи или по памяти) отдельных звуков, мелодичных и гармоничных построений, целых музыкальных пьес; очень важен при обучении .

Гармонический слух - способность слышать гармонические созвучия - аккордовые сочетания звуков и их последовательности и воспроизводить их голосом в разложенном виде или на музыкальном инструменте. На практике это может выражаться, например, в подборе на слух аккомпанемента к мелодии, даже без знания нот или пении в многоголосном хоре.

Полифонический слух – способность слушать все голоса в многоголосном произведении.

Полиритмический слух – способность слышать ритмические фигуры звучащие разных размерах и способность воспроизводить эти ритмы.

Существует несколько основных способов развития слуха:

Сольфеджирование

Сольфеджирование (то есть практика ) предполагает пропевание интервалов, аккордов, гамм, ладов, мелодий. Такая практика закрепляет связь между слухом и написанной нотой, а также сольфеджирование формирует определенную слуховую систему.

Например, пропевая мажорную гамму Вы усваиваете ее строй, звучание и постепенно оно становиться для Вас естественным и привычным и любое отклонение Вы будете воспринимать, как неудобство. Таким образом, с одной стороны Ваш слух развивается, с другой стороны пока Вы не освоите, что-либо другое оно будет недоступно для Вашего восприятия. Такая проблема может, например, возникнуть при прослушивании атональной музыки.

2. Музыкальный диктант

Процесс в чем-то противоположный сольфеджированию. Здесь Вы, опираясь на уже приобретенные знания, записываете на ноты сыгранную преподавателем мелодию. Для этого используется различные приемы (нахождение устойчивых ступеней тональности в мелодике, узнавание интервалов, определение кадансов и т.д.).

Также музыкальный диктант способствует развитию музыкальной памяти.

3. Транскрибирование (от англ.transcribing переписывание) или съем — подбор по слуху или на инструменте и запись на
ноты какого-либо произведения.

Это может быть как съем Вашего инструмента, так и других инструментов и даже написание целой партитуры.

Существую различные приемы используемые транскрайберами для ускорения процесса переноса звучащей музыки на бумагу (замедление записи, таблицы, анализ и др.).

4. Слуховой анализ – определение на слух интервалов, аккордов, последовательностей аккордов, ритмических фигур и т.д.

Также для развития слуха можно использовать различные специализированные программы (например, Ear Trainer).

Таким образом, критерием хорошего слуха является способность слышать и воспроизводить различные элементарные структурные элементы, способность записать нотами услышанную мелодию, умение предслышать определенное звучание, умение слышать музыку глазами и т.д.

Многие люди, особенно новички, которые хотят научиться петь, задают вопросы: "А стоит ли мне вообще начинать учиться петь, если у меня нет музыкального слуха, если медведь наступил мне на ухо и я, хоть убей, не попадаю в ноты!?"

Задам встречный вопрос: А как Вы определили, что не попадаете в ноты? Уж не на слух ли?? Вот-вот.

А это уже говорит о том, что слух у вас есть! Ведь ни один новичок без слуха не станет утверждать, что идеально попадает в ноты, потому что слышит это "непопадание" при пении.

Так в чем же причина? Почему мы, новички, берем ноты фальшиво, раз у нас есть слух?? А все дело в отсутствии координации между слухом и голосом . И эту координацию надо развивать так же, как малыш развивает координацию движения: учится ходить, бегать и т.д.

Первое, что необходимо сделать - это осознать, что музыкальный слух можно развить. И тот факт, что на данный момент у Вас нет слуха, еще не является для Вас приговором.

Здесь я собрал действенные советы и упражнения, которые помогут развить музыкальный слух новичку. Для некоторых упражнений Вам понадобится пианино или midi-клавиатура.

Если у Вас нет ни пианино, можете воспользоваться пианино-онлайн - Pianoplays.com. Кто не знает названий и расположений нот на пианино - вот картинка:

1. Пение гамм

Сыграйте на пианино одну октаву от ноты До:

До-ре-ми-фа-соль-ля-си-до.

Теперь пропойте эту гамму, каждую ноту в отдельности. Можно пропеть по названиям нот, а можно на любую удобную гласную. Не думайте о том, чтобы голос звучал красиво - наша с Вами задача на данном этапе состоит в том, чтобы голос попадал в ноты.

Теперь пропойте все в обратном порядке, одновременно, конечно, с пианино (или гитарой):

до-си-ля-соль-фа-ми-ре-До.

Старайтесь петь ноты с опорой на дыхание (см. урок "Как самостоятельно поставить голос? ").

Вначале голос не будет попадать в ноты, и это нормально. Ведь мы только начали развивать музыкальный слух . Повторяйте это упражнение столько раз, пока не начнете более-менее попадать в ноты, играемые на пианино.

После того, как Вы почувствовали, что начало получаться, попробуйте пропеть всю гамму уже самостоятельно, без помощи клавиш пианино. Сверьте последнюю пропетую ноту с соответствующей клавишей пианино - ну, что, звук более-менее одинаковый - уже лучше!

2. Пойте в "унисон" с любимым певцом

Включите любимую песню и начинайте петь ее в унисон с исполнителем. В унисон - это значит, что голос должен как бы слиться с исполнителем. Возьмите, например, припев любимой песни, послушайте его несколько раз, а потом пойте этот припев уже вместе с Вашим кумиром до тех пор, пока Ваш голос не начнет "сливаться" с ним.

3. "Подъезжаем" к ноте

Еще один способ, касающийся вопроса "", состоит в следующем. Возьмите на пианино какую-нибудь ноту, например, "Соль". И голосом "подъезжайте" к этой ноте, например, на гласной А. Тяните эту гласную все выше, как сирена, пока не услышите, что слились в унисон с нотой "Соль".

Теперь попробуйте другие ноты, попробуйте также поменять гласную:

4. Играем и поем интервалы от "До"

Мы не будем сейчас вдаваться в подробности теории музыки (об этом будет отдельный раздел), просто скажу, что интервалом в музыке называется "промежуток между нотами" .

Итак, мы будем играть и, соответственно, пропевать следующим образом (играем только по белым клавишам, черные в данном уроке рассматривать не будем, дабы не запутаться).

Берем ноту "До", рядом "ре" и возвращаемся опять к "До".

"До-ре-до "

(Здесь мы будем всегда возвращаться к До). Пропели.

Теперь играем и поем:

"До-ми-до "

"До-фа-до ",

"До-соль-до ",

"До-ля-до ",

"До-си-до "

Соответственно, пропеваем эти ноты вместе с тем, как играем.

Если у Вас не получается попадать голосом в играемые ноты, попробуйте использовать метод "подъезда" к ноте (см. пункт 4.). То есть, "подъезжаете" к каждой отдельной ноте, запоминаете, как они должны пропеваться, и выполняете упражнение заново.

Заключение

Надеюсь, я просветил Вас немного о том, как развить музыкальный слух . Тренируйтесь и упражняйтесь. Я всегда говорю в своих уроках, и скажу еще раз: Самое главное в любом деле - это практика, опыт и, конечно же, непреодолимое желание научиться любимому делу!

Переходим к следующему уроку, где Вы узнаете много интересного, а также некоторые секреты, которые я открою только Вам!



Просмотров