Музыка английских композиторов, произведения, известные английские композиторы. Великие британские композиторы

Английские композиторы, как и многие другие, подарили нам нечто чудесное - музыку. Конечно, многие композиторы, кроме английских, сделали это, но сейчас речь пойдет именно об английских. Их музыка имеет некий шарм, а каждый композитор - свой особый подход к произведениям.

Начало развития музыки в Англии

До IV века Англия, с точки зрения искусствоведов, считалась одной из самых «наименее музыкальных» стран. Опираясь на этот факт, можно сказать, что и произведения английских композиторов классической музыки, да и в прочем любой другой, не казались ценителям прекрасного чем-то стоящим внимания и почтения. Но даже несмотря на мнение скептиков и искусствоведов, Англия имела и имеет великих и талантливых композиторов, имена которых известны каждому, а мелодии и произведения ценятся не только в самой стране, а и за ее пределами.

Первая известность композиторов тех времен

Известные английские композиторы стали появляться и прославляться где-то в X-XV веках. Конечно, музыка там появилась намного раньше, но произведения не были очень известными, а имена композиторов не дошли до наших дней, так же, как и их произведения. Английские композиторы классической музыки впервые появились и стали немного известными в XI веке. Первые произведения появились почти в тот же период, что и европейские. Английские композиторы классической музыки доносили в своих произведениях рассказы о кельтских или же просто военных походах. В произведениях был описан быт обычных, или не совсем, людей, проживающих или имеющих какую-либо связь с кельтскими островами и племенами.

После принятия христианства, в конце VI века, английские композиторы классической музыки стали активно развивать свои умения в сфере музыки, используя для этого церковную тематику, а немного позже, в начале и середине VII века, - бытовую и государственную. Таким образом, становится понятно, что английская музыка была посвящена религии и различным военным заслугам страны.

Популярность английских классических композиторов в наше время

Как видно, композиторы музыки были не слишком популярны в пятом и седьмом веках, а насколько подобных композиторов предпочитают сейчас? Конечно, в наше время не уделяют должного внимания подобной музыке и зачастую случают самые свежие музыкальные новинки вместо произведений великих композиторов. Но музыку известных английских композиторов можно услышать и в наше время - в оперных театрах или же просто найдя прекрасное музыкальное явление в интернете. Сегодня вы ознакомитесь с несколькими наиболее известными композиторами, чьи произведения известны во многих странах и на многих континентах. Музыка английских композиторов, конечно, имеет распространение в самой Англии и за ее рубежом, но не имеет такого большого количества почитателей, как тогда.

Кто такой Эдвард Бенджамин Бриттен?

Бенджамин Бриттен - британский композитор классической английской музыки, рожденный в ХХ веке. Родился Бенджамин в 1913 году в Лоустофте. Бенджамин является не только композитором, но и прекрасным музыкантом, а именно дирижером и профессиональным пианистом. Также он опробовал множество музыкальных направлений как композитор, в его репертуаре присутствовали вокальные и фортепианные пьесы, а еще оперные представления. Кстати, именно третий репертуар стал одним из его самых основных. Как и любой другой известный композитор, Эдвард Бенджамин Бриттен имеет за спиной множество различных шедевров оперной музыки и пьес.

Пьесы Бенджамина Бриттена и его популярность

Самая известная пьеса, которую ставят в театрах и в наше время, - «Ноев ковчег». Судя по названию, да и по сюжету пьесы тоже, легко понять, что само название подтверждает факт того, что множество произведений, написанных до ХХ века и в его начале, зачастую имели религиозную тематику. Говоря о Бенджамине, невозможно не упомянуть его значительность среди композиторов середины ХХ века. Он был наиболее известным композитором ХХ века, можно даже сказать, что именно он вознес значимость и красоту английских музыкальных шедевров «к небесам». После смерти Эдварда долгое время Англия «не видела» подобных талантов.

Кто такой Густав Холст?

Густав Холст - один из известнейших английских композиторов девятнадцатого и двадцатого веков. Густав был рожден в 1830 году и по сей день он сохранил свою популярность, а его творения до сих пор славятся любителями прекрасного. Симфонии и мелодии Густава Холста сейчас - совсем не редкость, их очень легко добыть в наше время: в интернете есть множество произведений в электронном виде, а приобрести диск со сборником произведений великого мастера - проще простого.

Пьесы и произведения Густава Холста, их роль в культурных заведениях

Вы скажете: «Он был великим и талантливым, а популярен ли он и популярны ли его творения сейчас?» На ваш вопрос нельзя дать однозначный ответ, ведь, как и любой музыкант, а особенно известный английский композитор тех времен, он не остался любимцем публики, а его произведениям люди предпочли музыкальные новинки. И каким бы известным и любимым публикой ни был Густав, в наше время мало кто вспомнит его имя. Но его нельзя не внести в наш список, ведь когда-то его пример был идеалом для начинающих английских композиторов, мечтающих о мировой славе и известности.

В заключение хочется сказать, что хоть английские классические композиторы и их музыка сейчас не пользуются успехом и такой великолепный жанр, как классика, сейчас почти никто не предпочитает, у жанров, произведений и их авторов все же остаются почитатели, число которых неимоверно сильно радует начинающих и не только классических композиторов. И помните: классика - вечная и неизменная, ведь какой она оставалась множество веков, является таковой и сейчас.

В 1904 году немецкий критик Оскар Адольф Германн Шмитц опубликовал книгу о Великобритании, назвав ее (и книгу, и саму страну) «Страной без музыки» (Das Land Ohne Musik). Возможно, он был прав. После смерти Генделя в 1759 году Британия вносила ничтожно малый вклад в развитие классической музыки. Правда, Шмитц не совсем вовремя выступил со своим осуждением: XX век стал свидетелем возрождения британской музыки, что проявилось в формировании нового национального стиля. Эта эпоха также подарила миру четырех великих британских композиторов.

Эдуард Элгар

Он нигде официально не учился искусству композиции, но сумел из скромного вустерского дирижера и капельмейстера Вустерской психиатрической лечебницы стать первым за двести лет британским композитором, достигшим международного признания. Проведя детство в магазинчике отца на главной улице Вустершира в окружении партитур, музыкальных инструментов и учебников по музыке, юный Элгар самостоятельно изучил музыкальную теорию. В тёплые летние дни он стал забирать с собой рукописи за город, для изучения (ещё с пяти лет он пристрастился к езде на велосипеде). Таким образом для него было положено начало прочной взаимосвязи между музыкой и природой. Позднее он скажет: «Музыка, она в воздухе, музыка вокруг нас, мир переполнен ей, и можно просто брать столько, сколько потребуется.» В возрасте 22 лет он принял должность капельмейстера в Вустерской психиатрической больнице для бедных в Павике, в трёх милях к юго-западу от Вустера, прогрессивном учреждении, где верили в целебную силу музыки. Славу ему принесло его первое крупное оркестровое произведение «Вариации на загадочную тему» (Enigma Variations, 1899 г.) - загадочную потому, что каждая из четырнадцати вариаций писалась на своеобразную тему, которой еще никто не слышал. Величие Элгара (или его английская самобытность, как говорят некоторые) лежит в использовании смелых мелодических тем, передающих настроение ностальгической меланхолии. Его лучшим сочинением называют ораторию «Сновидение Геронтиуса» (The Dream of Gerontius, 1900) , а его Первый марш из цикла «Торжественные и церемониальные марши» (Pomp and Circumstance March No. 1, 1901), также известный как «Край надежды и славы», неизменно вызывает бурный восторг у слушателей на ежегодных «променадных концертах».

Elgar - The Dream of Gerontius

Густав Холст

Швед, родившийся в Англии, Холст был исключительно незаурядным композитором. Мастер оркестровки, в своем творчестве он опирался на столь разные традиции, как английские народные песни и мадригалы, индуистский мистицизм и авангардизм Стравинского и Шёнберга. Он также увлекался астрологией, и ее изучение вдохновило Холста на создание его самого известного (хотя и не самого лучшего) произведения - семичастной симфонической сюиты (The Planets, 1914-1916).

Густав Холст. "Планеты. Венера"


Ральф Воан-Уильямс

Ральф Воан-Уильямс считается самым английским из британских композиторов. Он отвергал иностранные влияния, насыщая свою музыку настроением и ритмами национального фольклора и творчества английских композиторов XVI века. Воан Уильямс ― один из крупнейших композиторов первой половины XX века, сыгравший важную роль в возрождении интереса к британской академической музыке. Его наследие весьма обширно: шесть опер, три балета, девять симфоний, кантаты и оратории, сочинения для фортепиано, органа и камерных ансамблей, обработки народных песен и многие другие произведения. В своём творчестве он вдохновлялся традициями английских мастеров XVI―XVII веков (возродил жанр английской маски) и народной музыкой. Произведения Уильямса отмечены масштабностью замысла, мелодизмом, мастерским голосоведением и оригинальной оркестровкой. Воан Уильямс является одним из основоположников новой английской композиторской школы — так называемого «английского музыкального ренессанса». Воан-Уильямс известен прежде всего как автор «Морской симфонии» (A Sea Symphony, 1910), «Лондонской симфонии» (A London Symphony, 1913) и восхитительного романса для скрипки с оркестром « (The Lark Ascending, 1914).

Воан-Уильямс. "Лондонская симфония"

Бенджамин Бриттен

Бриттен был и остается по сей день последним великим британским композитором. Его мастерство и изобретательность, особенно как композитора, пишущего для вокала, принесли ему международное признание, сравнимое со славой Элгара. В числе его лучших произведений опера «Питер Граймс» (Peter Grimes, 1945), оркестровое произведение «Путеводитель по оркестру для молодежи» (The Young Person"s Guide to the Orchestra, 1946) и крупное оркестрово-хоровое сочинение «Военный реквием» (War Requiem, 1961) на стихи Уилфреда Оуэна. Одна из главных тем творчества Бриттена - протест против насилия, войны, утверждение ценности хрупкого и незащищенного человеческого мира - получила высшее выражение в «Военном реквиеме» (1961). О том, что привело его к Военному реквиему, Бриттен рассказывал так: «Я много думал о своих друзьях, погибших в двух мировых войнах. Я не стану утверждать, что это сочинение написано в героических тонах. В нем много сожаления по поводу ужасного прошлого. Но именно поэтому Реквием обращен к будущему. Видя примеры ужасного прошлого, мы должны предотвратить такие катастрофы, какими являются войны». Бриттен не был большим поклонником «английской традиционности», характерной для композиторов предыдущего поколения, хотя аранжировал народные песни для своего партнера - тенора Питера Пирса. Ни в ранние годы, ни на более поздних этапах своей творческой эволюции Бриттен не ставил перед собой задач первооткрывателя новых технических приемов композиции или теоретических обоснований своего индивидуального стиля. В отличие от многих своих сверстников, Бриттен никогда не увлекался погоней за «самым новым», равно как и не старался найти поддержки в устоявшихся приемах композиции, унаследованных от мастеров предшествующих поколений. Он руководствуется, прежде всего, свободным полетом воображения, фантазии, реалистической целесообразностью, а не принадлежностью к одной из многочисленных «школ» нашего века. Бриттен ценил творческую искренность больше, чем схоластическую догму, в какие бы ультрасовременные наряды ее ни облекали. Он позволял всем ветрам эпохи проникать в свою творческую лабораторию, проникать, но не распоряжаться в ней.


Бриттен. «Путеводитель по оркестру для молодежи»


С тех пор как Бриттен был погребен в Олдборо (Суффолк) в 1976 году, британская классическая музыка изо всех сил старается сохранить свою славную репутацию. Джон Тавернер, прямой потомок композитора XVI века Джона Тавернера, и Питер Максвелл Дэвис создают произведения, которые благосклонно принимает критика, но ничего по-настоящему выдающегося пока не появилось. Классическая музыка занимает определенную нишу в британской культуре, но, пожалуй, не такую большую, как хотелось бы ее поклонникам. Она звучит в телевизионной рекламе и на различных спортивных мероприятиях, и простые британцы вполне могут посмотреть по телевизору заключительный вечер «променадных концертов» (если нет ничего более интересного), но на самом деле классическую музыку слушает очень небольшая часть нации, главным образом представители среднего класса. Респектабельная музыка для респектабельных людей.

Использованы материалы с сайта: london.ru/velikobritaniya/muzika-v-velik obritanii

Чарлз Айвз «Открытие» Айвза произошло только в конце 30-х гг., когда оказалось, что многие (и притом самые разные) способы новейшего музыкального письма были уже опробованы самобытным американским композитором в эпоху А. Скрябина, К. Дебюсси и Г. Малера. К тому времени, когда к Айвзу пришла известность, он уже много лет не сочинял музыки и, тяжело больной, прервал связи с внешним миром.


Впоследствии, в 20-е гг., отойдя от музыки, Айвз стал преуспевающим бизнесменом и видным специалистом (автором популярных трудов) по страхованию. Большинство произведений Айвза принадлежит к жанрам оркестровой и камерной музыки. Он автор пяти симфоний, увертюр, программных произведений для оркестра (Три селения в Новой Англии, Центральный парк в темноте), двух струнных квартетов, пяти сонат для скрипки, двух для фортепиано, пьес для органа, хоров и более 100 песен. Symphony No. 1 i. Allegro Rej. ii. Largo ii. Adagio molto iii. Scherzo: Vivace iv. Allegro molto я. Аллегро Рэй. II. Ларго II. Адажио мальто III. Скерцо: Vivace внутривенно Аллегро мальто


Во Второй фортепианной сонате () композитор отдал дань уважения своим духовным предшественникам. В каждой из ее частей запечатлен портрет одного из американских философов: Р. Эмерсона, Н. Хоторна, Г. Topo; вся соната носит название местечка, где эти философы жили (Конкорд, Массачусетс,). Их идеи легли в основу мировоззрения Айвза (например, идея слияния человеческой жизни с жизнью природы) Sonata No. 2 for Piano: Concord, Mass., i. Emerson ii. Hawthorne iii. The Alcotts iv. Thoreau Соната 2 для фортепиано:. Конкорд, штат Массачусетс, я. Эмерсон II. Хоторн III. В Alcotts внутривенно Торо


Эдуард Уильям Элгар Э. Элгар крупнейший английский композитор рубежа XIX-XX вв.Получив первые уроки музыки от отца, органиста и содержателя музыкальной лавки, дальше Элгар развивался самостоятельно, постигая азы профессии на практике. Лишь в 1882 г. композитор сдал экстерном экзамены в лондонской Королевской академии музыки по классу скрипки и по музыкально-теоретическим предметам. Уже в детстве он овладел игрой на многих инструментах скрипке, фортепиано, в 1885 г. заменил отца на посту церковного органиста.В 1873 г. Элгар начал свою профессиональную деятельность скрипачом в Вустерском «Гли-клаб» (хоровом обществе), а с 1882 г. работал в родном городе концертмейстером и дирижером любительского оркестра.


Значение Элгара для истории английской музыки определяется прежде всего двумя сочинениями: ораторией «Сон Геронтия» (1900, на ст. Дж. Ньюмена) и симфоническими «Вариациями на загадочную тему» которые стали вершинами английского музыкального романтизма. «Загадка» вариаций состоит в том, что в них зашифрованы имена друзей композитора, скрыта от глаз и музыкальная тема цикла. (Все это напоминает «Сфинксы» из «Карнавала» Р. Шумана.) Элгару принадлежит и первая английская симфония (1908). Среди других многочисленных оркестровых сочинений композитора (увертюр, сюит, концертов и др.) выделяется Скрипичный концерт(1910) одно из наиболее популярных сочинений этого жанра. Сон Геронтия The Dream Of Gerontius


Музыка Элгара мелодически обаятельна, красочна, обладает яркой характеристичностью, в симфонических произведениях привлекает оркестровое мастерство, тонкость инструментовки, проявление романтичности мышления. К началу XX в. Элгар приобрел европейскую известность. Land of Hope and Glory Земля надежды и славы


Ральф Воан-Уильямс Английский композитор, органист и музыкально-общественный деятель, собиратель и исследователь английского музыкального фольклора. Учился в Тринити-колледже Кембриджского университета у Ч. Вуда и в Королевском музыкальном колледже в Лондоне () у X. Пэрри и Ч. Станфорда (композиция), У. Пэрретта (орган); совершенствовался по композиции у М. Бруха в Берлине, у М. Равеля в Париже. В органист церкви Саут-Ламбет в Лондоне. С 1904 член Общества народной песни. С 1919 преподавал композицию в Королевском музыкальном колледже (с 1921 профессор). В руководитель Баховского хора.


Симфонические произведения Воана- Уильямса отличаются драматизмом (4-я симфония), мелодической ясностью, мастерством голосоведения, изобретательностью оркестровки, в которой ощущается влияние импрессионистов. Среди монументальных вокально- симфонических и хоровых произведений оратории и кантаты, предназначенные для церковного исполнения. Из опер наибольшим успехом пользуется «Влюблённый сэр Джон» («Sir John in love», 1929, по «Виндзорским кумушкам» У. Шекспира). Воан-Уильямс был одним из первых английских композиторов, активно работавших в кино (на основе музыки к фильму о полярном исследователе Р. Ф. Скотте написана его 7-я симфония). Vaughan williams symphony 4.


Обучаться на игре фортепиано начала с 5 лет, в 8 лет играла почти все произведения Бетховена наизусть. К 20 годам, количество ее концертов достигло 100 в год. «Когда я слушаю, как я играю, у меня такое впечатление, будто присутствую на собственных похоронах», эта фраза стала будто пророческой, ведь 1960 году из-за инфаркта на концерте ее музыкальная деятельность прекратилась. Она сочинила несколько своих произведений («Соната Джулии Хесс», «Прощание»). Стиль: классическая музыка. Во время войн она давала концерты по всему Миру, за что ее ценили и до сих пор помнят многие люди.



Американский джазовый пианист, дирижёр, автор песен, джазмен, флейтист, актер и композитор, обладатель 14 премий Грэмми один из наиболее влиятельных джазовых музыкантов. Музыка Хэнкока сочетает в себе элементы рока и наряду с вольными элементами джаза. Хэнкок выступает Послом Доброй воли ЮНЕСКО, а также председателем Джазового института им.Телониуса Монка. Про Херби говорят: «Гений чистой простоты».


Вокалист, музыкант, пианист, аранжировщик, композитор, гармонист. С самого детства от был слеп, но это не помешало ему в 8 лет стать гениальным пианистом. «Он видит, ведь он чувствует» – говорили его родители. Уандер любит использовать в своих композициях множество сложных аккордов. Президент США Барак Обама является давним поклонником музыки Стиви Уандера. Его имя в англоязычных странах стало нарицательным для обозначения слепых.


Негритянский гитарист Чак Берри, стоявший у истоков рок-н-ролла, оказал на эту музыку такое влияние, что представить без него этот стиль просто невозможно. Он сочинил множество заводных песен, ставших образцами рок-н-ролла, придумал многие трюки, которые на сцене гитаристы повторяют до сих пор. Весьма симптоматично изречение Джона Лен-нона: «Если бы термин «рок-н-ролл» не существовал, эту музыку надо было бы назвать «Чак Берри «Чак Берри». Американский музыкант Чак Берри Чак Берри 1926) (1926)


Боба Дилана принято называть «откровением Америки», и в этом смысле его творчество противоположно творчеству поп- звезд мастеров иносказания. Известно, что в песнях, словно в зеркале, отражается их автор со всеми его поступками и устремлениями. Для песен Дилана характерна некоторая нарочитость и самобытность, подчеркнутая независимость суждений. Даже в ранние годы творчества он отвергал любые сторонние мнения насчет того, как нужно петь и писать музыку. Американский певец и композитор Боб Дилан Американский певец и композитор Боб Дилан (1941) (1941)


С Элвисом Пресли ассоциируется устойчивое словосочетание «Король рок-н-ролла». Он находится на третьем месте среди величайших исполнителей всех времён и величайших вокалистов по версии журнала Rolling Stone. За свою карьеру Элвис Пресли стал обладателем трех премий "Грэмми" (1967, 1972, 1975), номинировался 14 раз. В январе 1971 года певцу была вручена премия Jaycee – как одному из "десяти выдающихся людей года" Американский рок-певец Элвис Пресли ()


Британская рок-группа из Ливерпуля, основанная в 1960 году, в составе которой играли Джон Леннон, Пол Маккартни, Джордж Харрисон и Ринго Старр. Знаменитая ливерпульская группа за достигла немало успехов, которые поражают и сейчас, и которые пытаются повторить современные исполнители. Самыми высокими достижениями Битлз можно назвать то, что их «A Day In The Life» является самой лучшей песней Великобритании, лучшим альбомом в истории рок-н-ролла признан альбом «Revolver» (1966), а грустная песня под названием «Yesterday» в прошлом веке исполнялась больше семи миллионов раз. И это еще не все достижения битлов!


Ее успехи на музыкальном поприще впечатляют. Сегодня певице вручены 34 «золотых» диска и 21 «платиновый». За время своей карьеры она дважды удостаивалась премии ГРЭММИ. С 1964 года в мире продано более 60 миллионов ее пластинок... Ее успехи на музыкальном поприще впечатляют. Сегодня певице вручены 34 «золотых» диска и 21 «платиновый». За время своей карьеры она дважды удостаивалась премии ГРЭММИ. С 1964 года в мире продано более 60 миллионов ее пластинок... В 1992 году вышли четыре компакт- диска Барбры Стрейзанд «Просто для летописи», представляющие собой звуковую иллюстрацию ее карьеры, начиная от первой звукозаписи в 1955 году. Диски содержат записи ранних телешоу с участием Барбры Стрейзанд, ее речи во время присуждения премий и неопубликованные песни. В 1992 году вышли четыре компакт- диска Барбры Стрейзанд «Просто для летописи», представляющие собой звуковую иллюстрацию ее карьеры, начиная от первой звукозаписи в 1955 году. Диски содержат записи ранних телешоу с участием Барбры Стрейзанд, ее речи во время присуждения премий и неопубликованные песни. «Надо жить, не подчиняя свою жизнь чужим мнениям, суммирует свой жизненней опыт Барбра. Только так ты сможешь не изменить себе». «Надо жить, не подчиняя свою жизнь чужим мнениям, суммирует свой жизненней опыт Барбра. Только так ты сможешь не изменить себе». Американская певица, композитор, режиссер, сценарист, киноактриса (1942)


Британская рок-группа, сформированная в 1964 году. Первоначальный состав состоял из Пита Таунсенда, Роджера Долтри, Джона Энтвистла и Кита Муна. Группа приобрела огромный успех за счёт неординарных концертных выступлений и считается как одной из самых влиятельных групп 60-х и 70-х годов, так и одной из величайших рок- групп всех времён. The Who прославились на родине как за счёт новаторского приёма разбивания инструментов на сцене после выступления, так и за счёт хит- синглов. The Who(Те самые) 1964

Величайшие композиторы мира всех времен: списки в хронологическом и алфавитном порядке, справочники и произведения

100 великих композиторов мира

Список композиторов в хронологическом порядке

1. Жоскен Депре (1450 –1521)
2. Джованни Пьерлуиджи да Палестрина (1525 –1594)
3. Клаудио Монтеверди (1567 –1643)
4. Генрих Шютц (1585 –1672)
5. Жан Батист Люлли (1632 –1687)
6. Генри Пёрселл (1658 –1695)
7. Арканджело Корелли (1653 –1713)
8. Антонио Вивальди (1678 –1741)
9. Жан Филипп Рамо (1683 –1764)
10. Георг Гендель (1685 –1759)
11. Доменико Скарлатти (1685 –1757)
12. Иоганн Себастьян Бах (1685 –1750)
13. Кристоф Виллибальд Глюк (1713 –1787)
14. Йозеф Гайдн (1732 –1809)
15. Антонио Сальери (1750 –1825)
16. Дмитрий Степанович Бортнянский (1751 –1825)
17. Вольфганг Амадей Моцарт (1756 –1791)
18. Людвиг Ван Бетховен (1770 –1826)
19. Иоганн Непомук Гуммель (1778 –1837)
20. Николло Паганини (1782 –1840)
21. Джакомо Мейербер (1791 –1864)
22. Карл Мария фон Вебер (1786 –1826)
23. Джоаккино Россини (1792 –1868)
24. Франц Шуберт (1797 –1828)
25. Гаэтано Доницетти (1797 –1848)
26. Винченцо Беллини (1801 –1835)
27. Гектор Берлиоз (1803 –1869)
28. Михаил Иванович Глинка (1804 –1857)
29. Феликс Мендельсон-Бартольди (1809 –1847)
30. Фридерик Шопен (1810 –1849)
31. Роберт Шуман (1810 –1856)
32. Александр Сергеевич Даргомыжский (1813 –1869)
33. Ференц Лист (1811 –1886)
34. Рихард Вагнер (1813 –1883)
35. Джузеппе Верди (1813 –1901)
36. Шарль Гуно (1818 –1893)
37. Станислав Монюшко (1819 –1872)
38. Жак Оффенбах (1819 –1880)
39. Александр Николаевич Серов (1820 –1871)
40. Сезар Франк (1822 –1890)
41. Бедржих Сметана (1824 –1884)
42. Антон Брукнер (1824 –1896)
43. Иоганн Штраус (1825 –1899)
44. Антон Григорьевич Рубинштейн (1829 –1894)
45. Иоганнес Брамс (1833 –1897)
46. Александр Порфирьевич Бородин (1833 –1887)
47. Камиль Сен-Санс (1835 –1921)
48. Лео Делиб (1836 –1891)
49. Милий Алексеевич Балакирев (1837 –1910)
50. Жорж Бизе (1838 –1875)
51. Модест Петрович Мусоргский (1839 –1881)
52. Петр Ильич Чайковский (1840 –1893)
53. Антонин Дворжак (1841 –1904)
54. Жюль Массне (1842 –1912)
55. Эдвард Григ (1843 –1907)
56. Николай Андреевич Римский-Корсаков (1844 –1908)
57. Габриель Форе (1845 –1924)
58. Леош Яначек (1854 –1928)
59. Анатолий Константинович Лядов (1855 –1914)
60. Сергей Иванович Танееев (1856 –1915)
61. Руджеро Леонкавалло (1857 –1919)
62. Джакомо Пуччини (1858 –1924)
63. Гуго Вольф (1860 –1903)
64. Густав Малер (1860 –1911)
65. Клод Дебюсси (1862 –1918)
66. Рихард Штраус (1864 –1949)
67. Александр Тихонович Гречанинов (1864 –1956)
68. Александр Константинович Глазунов (1865 –1936)
69. Ян Сибелиус (1865 –1957)
70. Франц Легар (1870 –1945)
71. Александр Николаевич Скрябин (1872 –1915)
72. Сергей Васильевич Рахманинов (1873 –1943)
73. Арнольд Шёнберг (1874 –1951)
74. Морис Равель (1875 –1937)
75. Николай Карлович Метнер (1880 –1951)
76. Бела Барток (1881 –1945)
77. Николай Яковлевич Мясковский (1881 –1950)
78. Игорь Федорович Стравинский (1882 –1971)
79. Антон Веберн (1883 –1945)
80. Имре Кальман (1882 –1953)
81. Альбан Берг (1885 –1935)
82. Сергей Сергеевич Прокофьев (1891 –1953)
83. Артур Онеггер (1892 –1955)
84. Дариюс Мийо (1892 –1974)
85. Карл Орф (1895 –1982)
86. Пауль Хиндемит (1895 –1963)
87. Джордж Гершвин (1898 –1937)
88. Исаак Осипович Дунаевский (1900 –1955)
89. Арам Ильич Хачатурян (1903 –1978)
90. Дмитрий Дмитриевич Шостакович (1906 –1975)
91. Тихон Николаевич Хренников (род. в 1913 году)
92. Бенджамин Бриттен (1913 –1976)
93. Георгий Васильевич Свиридов (1915 –1998)
94. Леонард Бернстайн (1918 –1990)
95. Родион Константинович Щедрин (род. в 1932 году)
96. Кшиштоф Пендерецкий (род. в 1933 году)
97. Альфред Гариевич Шнитке (1934 –1998)
98. Боб Дилан (род. в 1941 году)
99. Джон Леннон (1940–1980) и Пол Маккартни (род. в 1942 году)
100. Стинг (род. в 1951 году)

ШЕДЕВРЫ КЛАССИЧЕСКОЙ МУЗЫКИ

Самые известные композиторы мира

Список композиторов в алфавитном порядке

N Композитор Национальность Направление Год
1 Альбинони (Albinoni) Томазо итальянский Барокко 1671-1751
2 Аренский Антон (Антоний) Степанович русский Романтизм 1861-1906
3 Баини (Baini) Джузеппе итальянский Церковная музыка - Ренессанса 1775-1844
4 Балакирев Милий Алексеевич русский «Могучая кучка»-национально ориентированной русской музыкальной школы 1836/37-1910
5 Бах (Bach) Иоганн Себастьян немецкий Барокко 1685-1750
6 Беллини (Bellini) Винченцо итальянский Романтизм 1801-1835
7 Березовский Максим Созонтович русско-украинский Классицизм 1745-1777
8 Бетховен (Beethoven) Людвиг ван немецкий между классицизмом и романтизмом 1770-1827
9 Бизе (Bizet) Жорж французский Романтизм 1838-1875
10 Бойто (Boito) Арриго итальянский Романтизм 1842-1918
11 Боккерини (Boccherini) Луиджи итальянский Классицизм 1743-1805
12 Бородин Александр Порфирьевич русский Романтизм-«Могучая кучка» 1833-1887
13 Бортнянский Дмитрий Степанович русско-украинский Классицизм - Церковная музыка 1751-1825
14 Брамс (Brahms) Иоганнес немецкий Романтизм 1833-1897
15 Вагнер (Wagner) Вильгельм Рихард немецкий Романтизм 1813-1883
16 Варламов Александр Егорович русский русская Народная музыка 1801-1848
17 Вебер (Weber) Карл Мария фон немецкий Романтизм 1786-1826
18 Верди (Verdi) Джузеппе Фортунио Франческо итальянский Романтизм 1813-1901
19 Верстовский Алексей Николаевич русский Романтизм 1799-1862
20 Вивальди (Vivaldi) Антонио итальянский Барокко 1678-1741
21 Вила-Лобос (Villa-Lobos) Эйтор бразильский Неоклассицизм 1887-1959
22 Вольф-Феррари (Wolf-Ferrari) Эрманно итальянский Романтизм 1876-1948
23 Гайдн (Haydn) Франц Йозеф австрийский Классицизм 1732-1809
24 Гендель (Handel) Георг Фридрих немецкий Барокко 1685-1759
25 Гершвин (Gershwin) Джорж американский - 1898-1937
26 Глазунов Александр Константинович русский Романтизм-«Могучая кучка» 1865-1936
27 Глинка Михаил Иванович русский Классицизм 1804-1857
28 Глиэр Рейнгольд Морицевич русский и советский - 1874/75-1956
29 Глюк (Gluk) Кристоф Виллибальд немецкий Классицизм 1714-1787
30 Гранадос, Гранадос-и-Кампинья (Granados y Campina) Энрике испанский Романтизм 1867-1916
31 Гречанинов Александр Тихонович русский Романтизм 1864-1956
32 Григ (Grieg) Эдвард Хаберуп норвежский Романтизм 1843-1907
33 Гуммель, Хуммель (Hummel) Иоган (Ян) Непомук австрийский - Чех по национальности Классицизм-Романтизм 1778-1837
34 Гуно (Gounod) Шарль Франсуа французский Романтизм 1818-1893
35 Гурилёв Александр Львович русский - 1803-1858
36 Даргомыжский Александр Сергеевич русский Романтизм 1813-1869
37 Дворжак (Dvorjak) Антонин чешский Романтизм 1841-1904
38 Дебюсси (Debussy) Клод Ашиль французский Романтизм 1862-1918
39 Делиб (Delibes) Клеман Филибер Лео французский Романтизм 1836-1891
40 Детуш (Destouches) Андре Кардиналь французский Барокко 1672-1749
41 Дегтярёв Степан Аникиевич русский Церковная музыка 1776-1813
42 Джулиани (Giuliani) Мауро итальянский Классицизм-Романтизм 1781-1829
43 Динику (Dinicu) Григораш румынский 1889-1949
44 Доницетти (Donizetti) Гаэтано итальянский Классицизм-Романтизм 1797-1848
45 Ипполитов-Иванов Михаил Михайлович русский-советский композитор 20th-century classical composers 1859-1935
46 Кабалевский Дмитрий Борисович русский-советский композитор 20th-century classical composers 1904-1987
47 Калинников Василий Сергеевич русский русской музыкальной классики 1866-1900/01
48 Кальман (Kalman) Имре (Эммерих) венгерский 20th-century classical composers 1882-1953
49 Кюи Цезарь Антонович русский Романтизм-«Могучая кучка» 1835-1918
50 Леонкавалло (Leoncovallo) Руджеро итальянский Романтизм 1857-1919
51 Лист (Liszt) Ференц (Франц) венгерский Романтизм 1811-1886
52 Лядов Анатолий Константинович русский 20th-century classical composers 1855-1914
53 Ляпунов Сергей Михайлович русский Романтизм 1850-1924
54 Малер (Mahler) Густав австрийский Романтизм 1860-1911
55 Масканьи (Mascagni) Пьетро итальянский Романтизм 1863-1945
56 Массне (Massenet) Жюль Эмиль Фредерик французский Романтизм 1842-1912
57 Марчелло (Marcello) Бенедетто итальянский Барокко 1686-1739
58 Мейербер (Meyerbeer) Джакомо французский Классицизм-Романтизм 1791-1864
59 Мендельсон, Мендельсон-Бартольди (Mendelssohn-Bartholdy) Якоб Людвиг Феликс немецкий Романтизм 1809-1847
60 Миньони (Mignone) Франсиску бразильский 20th-century classical composers 1897
61 Монтеверди (Monteverdi) Клаудио Джованни Антонио итальянский Ренессанса-Барокко 1567-1643
62 Монюшко (Moniuszko) Станислав польский Романтизм 1819-1872
63 Моцарт (Mozart) Вольфганг Амадей австрийский Классицизм 1756-1791
64 Мусоргский Модест Петрович русский Романтизм-«Могучая кучка» 1839-1881
65 Направник Эдуард Францевич русский - Чех по национальности Романтизм? 1839-1916
66 Огиньский (Oginski) Михал Клеофас польский - 1765-1833
67 Оффенбах (Offenbach) Жак (Якоб) французский Романтизм 1819-1880
68 Паганини (Paganini) Николо итальянский Классицизм-Романтизм 1782-1840
69 Пахельбель (Pachelbel) Иоганн немецкий Барокко 1653-1706
70 Планкет, Планкетт (Planquette) Жан Робер Жюльен французский - 1848-1903
71 Понсе Куельяр (Ponce Cuellar) Мануель Мария мексиканский 20th-century classical composers 1882-1948
72 Прокофьев Сергей Сергеевич русский-советский композитор Неоклассицизм 1891-1953
73 Пуленк (Poulenc) Франсис французский Неоклассицизм 1899-1963
74 Пуччини (Puccini) Джакомо итальянский Романтизм 1858-1924
75 Равель (Ravel) Морис Жозеф французский Неоклассицизм-Импрессионизм 1875-1937
76 Рахманинов Сергей Васильевич русский Романтизм 1873-1943
77 Римский - Корсаков Николай Андреевич русский Романтизм-«Могучая кучка» 1844-1908
78 Россини (Rossini) Джоаккино Антонио итальянский Классицизм-Романтизм 1792-1868
79 Рота (Rota) Нино итальянский 20th-century classical composers 1911-1979
80 Рубинштейн Антон Григорьевич русский Романтизм 1829-1894
81 Сарасате, Сарасате–и–Наваскуэс (Sarasate y Navascuez) Пабло де испанский Романтизм 1844-1908
82 Свиридов Георгий Васильевич (Юрий) русский-советский композитор НеоРомантизм 1915-1998
83 Сен–Санс (Saint–Saёns) Шарль Камиль французский Романтизм 1835-1921
84 Сибелиус (Sibelius) Ян (Юхан) финский Романтизм 1865-1957
85 Скарлатти (Scarlatti) Джузеппе Доменико итальянский Барокко-Классицизм 1685-1757
86 Скрябин Александр Николаевич русский Романтизм 1871/72-1915
87 Сметана (Smetana) Бриджих чешский Романтизм 1824-1884
88 Стравинский Игорь Фёдорович русский НеоРомантизм-НеоБарокко-Сериализм 1882-1971
89 Танеев Сергей Иванович русский Романтизм 1856-1915
90 Телеманн (Telemann) Георг Филипп немецкий Барокко 1681-1767
91 Торелли (Torelli) Джузеппе итальянский Барокко 1658-1709
92 Тости (Tosti) Франческо Паоло итальянский - 1846-1916
93 Фибих (Fibich) Зденек чешский Романтизм 1850-1900
94 Флотов (Flotow) Фридрих фон немецкий Романтизм 1812-1883
95 Хачатурян Арам армянский-советский композитор 20th-century classical composers 1903-1978
96 Хольст (Holst) Густав английский - 1874-1934
97 Чайковский Петр Ильич русский Романтизм 1840-1893
98 Чесноков Павел Григорьевич русский-советский композитор - 1877-1944
99 Чилеа (Cilea) Франческо итальянский - 1866-1950
100 Чимароза (Cimarosa) Доменико итальянский Классицизм 1749-1801
101 Шнитке Альфред Гарриевич советский композитор полистилистика 1934-1998
102 Шопен (Chopin) Фридерик польский Романтизм 1810-1849
103 Шостакович Дмитрий Дмитриевич русский-советский композитор Неоклассицизм-НеоРомантизм 1906-1975
104 Штраус (Straus) Иоганн (отец) австрийский Романтизм 1804-1849
105 Штраус (Straus) Иоганн (сын) австрийский Романтизм 1825-1899
106 Штраус (Strauss) Рихард немецкий Романтизм 1864-1949
107 Шуберт (Schubert) Франц австрийский Романтизм-Классицизм 1797-1828
108 Шуман (Schumann) Роберт немецкий Романтизм 1810-1

Введение

Судьба музыки Англии оказалась сложной и парадоксальной. С XV века вплоть до конца XVII, в пору становления и расцвета английской классической музыкальной традиции, ее развитие было непрерывным. Процесс этот протекал интенсивно благодаря опоре на фольклор, определившейся раньше, чем в других композиторских школах, а также благодаря формированию и сохранению своеобразных, национально самобытных жанров (антем, маска, semi-опера). Старинная английская музыка дала европейскому искусству важные импульсы, среди которых - полифония, вариационно-фигурационные принципы развития, оркестровая сюита. При этом она оригинально преломляла идущие извне стимулы.

В XVII веке свершаются события, которые наносят мощные удары по английской музыкальной культуре. Это, во-первых, утвердившийся в ходе революции 1640-1660 годов пуританизм с его фанатичным стремлением отменить прежние духовные ценности и издревле бытующие типы и формы светской культуры, а во-вторых, реставрация монархии (1660), резко изменившая общекультурную ориентацию страны, усилившая внешнее влияние (из Франции).

Как ни удивительно, параллельно с очевидными симптомами кризиса возникают явления, свидетельствующие о высшем подъеме музыкального искусства. В трудное для английской музыки время явился Генри Пёрселл (1659-1695), произведения которого ознаменовали расцвет национальной композиторской школы, хотя и не оказали прямого воздействия на творчество следующих поколений. Георг Фридрих Гендель (1685-1759), работая в Англии, своими ораториями утвердил главенство хоровой традиции в спектре жанров английской музыки, чем непосредственно и воздействовал на ее дальнейшее развитие. В тот же самый период «Опера нищего» Гея и Пепуша (1728), пародийный характер которой свидетельствовал о наступлении эпохи культурного перелома, стала родоначальницей множества образцов так называемой балладной оперы.

Она явилась одной из вершин театрального искусства Англии и одновременно свидетельством низвержения искусства музыкального, - точнее сказать, перемещения его «культуротворящей энергии» (А. Швейцер) - из сферы профессиональной в любительскую.

Музыкальная традиция складывается из множества факторов - таких, как композиторское творчество, исполнительство, уклад музыкальной жизни. Регулируемые идеологическими, эстетическими, общехудожественными установками, эти факторы не всегда действуют в согласованном единстве, нередко в определенных исторических условиях их взаимодействие нарушается. Подтверждением тому может служить столетний период примерно с середины XVIII до середины XIX века в Англии.

Музыка Англии

Высокий уровень исполнительства, широкое распространение и глубокая укорененность в быту различных форм музицирования - инструментального, вокально-ансамблевого и хорового создали тогда благоприятную почву для яркой, большого размаха концертной жизни Лондона, что и привлекало в столицу империи континентальных музыкантов: Шопена, Берлиоза, Чайковского, Глазунова… Свежий ветер современности несли с собой и немецкие музыканты, дорога которым на Британские острова была широко открыта со времен воцарения Ганноверской династии (с 1714 по 1901 год), - вспомним, например, о еженедельных концертах Баха - Абеля и о концертах Гайдна - Заломона. Таким образом, Англия участвовала в интенсивном процессе формирования предклассической и классической симфонии, однако собственно творческого вклада в него не внесла. Вообще, в тот период ветвь национального творчества в жанрах оперы и симфонии, актуальных на континенте, была неразвитой, в других жанрах (например, в оратории) русло иногда становилось мелким. Именно эта эпоха дала Англии ныне никого не убеждающее название «страны без музыки».

Парадоксально, что «эпоха молчания» пришлась на так называемую викторианскую эру - период правления королевы Виктории (с 1837 по 1901 год). Государство находилось в зените своей силы и славы. Мощная колониальная держава, «мастерская мира», давала своей нации уверенное самоощущение и убежденность в том, что «ей до конца дней суждено занимать первое место в мире» (Дж. Олдридж). Викторианская эра - время расцвета всех областей культуры Англии: ее прозы и поэзии, драмы и театра, живописи и архитектуры, наконец эстетики - и время заметного упадка в сфере композиторского творчества.

Вместе с тем именно с середины XIX века, когда кризис национальной композиторской школы был уже очевидным, стали накапливаться импульсы подъема, который обозначился в середине XIX века и отчетливо проявился на рубеже XIX и XX веков.

Ширилось и разрасталось хоровое движение, любительское и профессиональное. Хоровая традиция осознавалась как подлинно национальная. Ей присягали английские мастера: Хьюберт Пэрри (1848-1918), Эдвард Элгар (1857-1934), Фридерик Дилиус (1862-1934), Густав Холст (1874-1934), Ральф Воан-Уильямс (1872-1958).

Параллельно развивалось фольклорное движение, ведущей фигурой которого был Сесил Дж. Шарп (1859-1924). Оно включало научное направление (полевой сбор, теоретическое осмысление) и практическое (внедрение в школу и быт). Этому сопутствовали критическая переоценка развлекательно-салонного усвоения фольклорных жанров и проникновение народного материала в композиторское творчество. Все эти стороны фольклорного движения взаимодействовали - дополняя друг друга, а порой конфликтно противопоставляясь одно другому.

До середины XIX в., как ни странно это покажется на первый взгляд, собственно английские песни редко попадали в сборники - значительно реже, нежели песни Шотландии, Уэльса и, особенно, Ирландии. Не без иронии Ральф Воан Уильямс писал во вступительном очерке к книге крупнейшего фольклориста страны Сесила Шарпа «Английская народная песня»: «Из авторитетных источников мы до сих пор знали, что народная музыка была «либо плохой, либо ирландской»»

Движение за возрождение старинной музыки - Пёрселла, Баха, английских мадригалистов и верджинелистов - способствовало пробуждению глубокого интереса исполнителей, изготовителей музыкальных инструментов и ученых (таков А. Долметч с семьей), а также композиторов к

«золотому веку» английской профессиональной школы. Наследие XV-XVII столетий, оживленное исполнительской практикой, возвышенное критической мыслью, представало одухотворяющей силой национального самобытного мастерства.

Перечисленные тенденции, сначала малозаметные, постепенно набирали мощь и, устремившись навстречу друг другу, к концу XIX века взорвали почву. Их объединение обозначило начало нового музыкального возрождения Англии. После длительного перерыва эта страна не отдельными творческими личностями, но национальной школой вошла в европейскую музыкальную культуру. К этому времени на континенте заговорили об английских композиторах; Брамс предсказывал английской музыке интересное будущее, Р. Штраус поддерживал ее в лице Э. Элгара. Интенсивность ее эволюции на рубеже XIX и XX веков была велика.

Традиция австро-немецкого романтизма с давних пор нашла в Англии благодатную почву. Это исторически обусловленное влияние, подкрепленное системой музыкального образования и практикой совершенствования молодых композиторов в городах Германии, сказывалось в стилистике (прежде всего, у Пэрри, Стэндфорда, Элгара). Английские музыканты понимали, что утверждение национальной самобытности предполагало освобождение от столь властного воздействия. Однако, в отличие от деклараций, в творчестве процесс этот проходил медленно и сложно, поскольку сами ведущие жанры - в том числе такие концептуальные, как симфония или симфоническая поэма, - предполагали опору на плодотворный опыт австро-немецкой школы. Соответственно, мера немецкого влияния и степень его преодоления служили критерием национального своеобразия и значимости творчества композитора. Показательны, например, такие оценки одного из английских критиков: «В то время как музыка Пэрри и Стэнфорда говорила по-немецки с английским и ирландским акцентом… музыка Элгара говорила по-английски с немецким акцентом».

На рубеже веков в Великобритании, как и по всей Европе, ощущалось стремление создать музыкальный язык, который соответствовал бы современной эстетике. «Новое слово» пришло из Франции. Возникший в среде английских музыкантов интерес к Востоку побудил их отнестись с вниманием к достижениям французского импрессионизма. Это особенно проявилось в творчестве Сирила Скотта (1879-1970), Гренвилла Бантока (1868-1946) и Густава Холста. Правда, у Скотта и Бантока мир восточных образов и настроений не затрагивает основ композиторского мышления. Их образ Востока - условный, и в его воплощении нетрудно обнаружить много традиционных черт.

Иного уровня достигло претворение этой тематики в творчестве Холста, тяготевшего к индийской культуре. Он стремился найти более глубинный, духовный контакт западной и восточной культур, что в целом характерно для искусства XX века. И осуществлял он это стремление по-своему, не согласуясь с тем, что делал его старший современник Дебюсси. Вместе с тем открытия импрессионизма, связанные с новым представлением о музыкальном пространстве, тембре, динамике, с новым отношением к звуку, вошли в палитру средств выразительности, которыми пользовались композиторы Англии - родины «пейзажа и марины» (Ш. Нодье).

При всех индивидуальных стилистических различиях, английских композиторов в тот период связало стремление укрепить народно-национальные основы их музыки. Открытие крестьянского фольклора и творчества мастеров староанглийской школы как двух взаимосвязанных источников принадлежит Г. Холсту и Р. Воану-Уильямсу. Обращение к наследию «золотого века» английского искусства было единственно возможным путем возрождения национальной традиции. Фольклор и старые мастера, установление связей с современной европейской музыкальной культурой - взаимодействие этих тенденций в искусстве Холста и Воана-Уильямса принесло английской музыке XX века долгожданное обновление. Важной опорой в утверждении национальных идеалов служили темы, сюжеты и образы английской прозы, поэзии, драматургии. Для музыкантов современное звучание приобретают сельские баллады Роберта Бёрнса и богоборческие поэмы Джона Мильтона, пасторальные элегии Роберта Херрика и насыщенные страстной напряженностью стихи Джона Донна; был заново открыт Уильям Блейк. Все более глубокое постижение национальной культуры стало важнейшим фактором становления и расцвета английской композиторской школы XX века, формирования эстетического идеала композиторов.

Первыми крупнейшими представителями нового английского музыкального возрождения явились Хуберт Пэрри (1848-1918) и Чарлз Станфорд (1852-1924). Композиторы, ученые, исполнители, заторы и педагоги, они, подобно основоположникам многих национальных школ, были выдающимися деятелями, чей многогранный труд был самоотверженно направлен на создание новой национальной композиторской школы, способной возродить традицию славного прошлого английской музыки. Их собственная социальная и творческая активность служили высоким примером для современников и для английских композиторов следующих, младших поколений.

Становление новой английской композиторской школы разворачивалось в период длительного правления (1837-1901) королевы Виктории. В эту эпоху полнокровно развивались различные области английской культуры. Особенно богатой и"плодотворной была большая национальная литературная традиция. Если Пэрри и Станфорд деятельностью своей тесно связаны с, условно говоря, проторенессансным периодом рассматриваемой эпохи, то имя Элгара открывает собственно творческий период нового возрождения.

Подобно своим современницам, английская композиторская школа столкнулась, прежде всего, с проблемами европейского музыкального романтизма во всем их объеме. И естественно, что искусство Вагнера стало их средоточием. Властное воздействие вагнеровской музыки в Англии можно сравнить лишь с его же влиянием тогда во Франции или же с влиянием Генделя в Англии XVIII в.

Уже на рубеже веков английские композиторы делали настойчивые попытки выйти из-под влияния немецких классико-романтических традиций, пустивших на английской почве столь глубокие корни. Вспомним, что Пэрри хотел создать - в противовес мендельсоновской - национальную разновидность философской оратории. Крупным достижением стала трилогия малых кантат Элгара «Дух Англии» (1917).

Первым истинным композитором, которого дала Англия со времен Пёрселла, называют Эдварда Элгара (1857-1934). Был очень тесно связан с английской провинциальной музыкальной культурой. На начальных этапах своей творческой жизни он обслуживал как композитор и аранжировщик оркестр родного Вустера, еще писал для музыкантов Бирмингема, работал для местных хоровых обществ. Его ранние хоровые песни и кантаты находятся в русле великой английской хоровой традиции, подошедшей в 80-90-е гг. XIX в. - то есть именно тогда, когда Элгар создал ранние хоровые сочинения, - к кульминационной фазе. Оратория Элгара «Сон Геронтия» (1900), принесшая славу английской музыке на континенте, явилась столь значительным завоеванием композитора, что вытеснила, по общему признанию, «Илию» Мендельсона й стала второй после «Мессий» Генделя любимой ораторией английской публики.

Значение Элгара для истории английской музыки определяется прежде всего двумя сочинениями: ораторией «Сон Геронтия» (1900, на ст. Дж. Ньюмена) и симфоническими «Вариациями на загадочную тему» («Энигма» - вариации {Enigma (лат.) - загадка.}, 1899), которые стали вершинами английского музыкального романтизма. Оратория «Сон Геронтия» подводит итог не только длительного развития кантатно-ораториальных жанров в творчестве самого Элгара (4 оратории, 4 кантаты, 2 оды), но во многом и всего предшествовавшего пути английской хоровой музыки. Отразилась в оратории и другая важнейшая черта национального Возрождения - интерес к фольклору. Не случайно, прослушав «Сон Геронтия», Р. Штраус провозгласил тост «за процветание и успех первого английского прогрессиста Эдварда Элгара, мастера молодой прогрессивной школы английских композиторов». В отличие от оратории «Энигма» - вариации заложили первый камень в основание национального симфонизма, который до Элгара был наиболее уязвимой областью английской музыкальной культуры. ««Энигма «-вариации свидетельствуют, что в лице Элгара страна обрела оркестрового композитора первой величины», - писал один из английских исследователей. «Загадка» вариаций состоит в том, что в них зашифрованы имена друзей композитора, скрыта от глаз и музыкальная тема цикла. (Все это напоминает «Сфинксы» из «Карнавала» Р. Шумана.) Элгару принадлежит и первая английская симфония (1908).

Творчество Элгара принадлежит к числу выдающихся явлений музыкального романтизма. Синтезируя национальные и западноевропейские, преимущественно австро-немецкие влияния, оно несет в себе черты лирико-психологического и эпического направлений. Композитор широко применяет систему лейтмотивов, в этом явственно ощущается воздействие Р. Вагнера и Р. Штрауса.

Утверждение новых позиций английской музыки пришлось на время перелома в духовной жизни Великобритании. То были годы великих испытаний и перемен. Первая мировая война заставила многих художников этой страны, считавшей себя оплотом незыблемости в Европе, чутко реагировать на небывалые по масштабам противоречия окружающей действительности. В послевоенной английской музыке господствует тенденция центробежная потребность взглянуть на мир широкоохватным взглядом. Молодое поколение решительно вошло в соприкосновение с новаторскими поисками европейских мастеров - Стравинского, Шёнберга. У истоков «Фасада» Уильяма Уолтона (1902-1983) - композиционные идеи, почерпнутые из «Лунного Пьеро» Шёнберга, но в основе стилистики сочинения лежит антиромантизм, провозглашенный Стравинским и французской «Шестеркой». Констант Лэмберт (1905-1951) удивил соотечественников, с первых же шагов на своем творческом пути начав работать в жанре балета, традиции которого прервались в Англии еще во второй половине XVIII века; на самом же деле вполне закономерно, что композитора привлек этот жанр, ставший в Европе к 20-м годам XX века символом современных художественных исканий. Балет Лэмберта «Ромео и Джульетта» (1925) явился своеобразным откликом на «Пульчинеллу» Стравинского. В то же время другим своим сочинением - Элегическим блюзом для малого оркестра (1927) - Лэмберт откликнулся на поразивший евро­пейцев джаз. С творческой позицией Эйслера и рабочим движением связал свою деятельность Алан Буш (1900-1995), он не только воспринял соответствующие социально-политические и философские идеи, но также выработал свою композиторскую технику, опираясь на плодотворно преломленный Эйслером опыт Нововенской школы.

В первой половине 30-х годов смена композиторских поколений, наметившаяся в предыдущее десятилетие, окончательно определилась. В 1934 году Англия потеряла трех крупнейших мастеров - Элгара, Дилиуса, Холста. Из них лишь Холст активно работал до последних дней. Элгар после десятилетия молчания только в начале 30-х годов ожил для творчества. Тогда же пораженный тяжелой болезнью и слепотой Дилиус, живший во Франции, был вдохновлен неожиданным успехом своей музыки на родине, в Лондоне, где в 1929 году прошел его авторский фестиваль, и в приливе сил диктовал свои последние произведения.

К концу 30-х годов поколение молодых входит в пору творческой зрелости. Время экспериментов осталось позади, определяются основные интересы, творчество устремляется в русло устоявшихся традиций, появляются мастерство и взыскательность по отношению к своим замыслам. Так, Уильям Уолтон пишет монументальную библейскую ораторию («Пир Валтасара», 1931) и вслед за ней - крупные оркестровые работы (Первая симфония, 1934; Скрипичный концерт, 1939). Майкл Типпет (р. 1905) отвергает свои ранние опусы; новые работы в камерном жанре (Первая фортепианная соната, 1937) и концертные оркестровые сочинения (Концерт для двойного струнного оркестра, 1939; Фантазия на тему Генделя для фортепиано с оркестром, 1941) он объявляет началом своего творческого пути, первой кульминацией которого стала оратория «Дитя нашего времени» (1941). Над крупномасштабными композициями работают в те годы Лэмберт (маска «Последняя воля и завещание лета» для солиста, хора и оркестра, 1936), Беркли (Первая симфония, 1940), Буш (Первая симфония, 1940).

Среди многих ярких и своеобразных художественных индивидуальностей, которыми богата английская композиторская школа XX века, выделяется Бенджамин Бриттен. Именно ему суждено было найти в своем творчестве гармоничное взаимодействие разнонаправленных (а для предшествующего поколения английских композиторов едва ли не взаимоисключающих) тенденций - воплощения идей современности и претворения самобытности национального искусства.

бриттен музицирование ансамблевый вокальный



Просмотров