Программы для детей. Музейные программы для школьников как средство дополнительного образования обучающихся Образовательная программа для детского музея

«Культура.РФ» рассказывает о необычных музейных программах для детей в разных городах России - занятиях по швартовке судна, мастер-классах по созданию объемных изображений, ботаническому рисунку, театральных экскурсиях и многом другом.

Москва: абонемент «Встречи в доме Остермана»

Ростов: программа «Колокола и звоны Ростовского кремля»

Смоленск: интерактивная программа «Смоленская буквица»

Москва: программа «Ботанические беседы»

Санкт-Петербург: игра-экскурсия «По местам стоять!»

Астрахань: музейная программа «Времена года»

Участники музейной программы «Времена года» в Астраханской государственной картинной галерее имени П.М. Догадина познакомятся с творчеством художников-пейзажистов. Актеры-экскурсоводы расскажут об особенностях русского осеннего пейзажа и проведут мастер-класс, где дети создадут творческие работы по мотивам одного из произведений и обсудят представленные в галерее картины.

Красноярск: цикл встреч «Штучные истории. Экслибрис»

Октябрьская встреча «Штучные истории» в Музее-усадьбе Г.В. Юдина будет посвящена экслибрису - знаку на внутренней стороне книжной обложки, по которому можно узнать, кому принадлежит та или иная книга. Гости узнают историю экслибриса и увидят редкие книги из фондов Краеведческого музея, украшенные этими знаками. В конце встречи приглашенный художник поможет детям создать собственный книжный знак для домашней библиотеки.

Тула: занятие «Горшочек, вари!»

События в вашем городе ищите в афише портала «Культура.РФ».

Обзор составлен по материалам, предоставленным .

Музейно-педагогическая программа для дошкольников "Волшебная палитра"

Собственная музейно-педагогическая программа «Волшебная палитра» является частью художественно-эстетического воспитания дошкольников 5-7 года жизни и носит преемственный характер. Программа разработана на основе музейных экспозиций г. Ульяновска.Данная работа будет полезна воспитателям ДОУ, а также музейным работникам, осуществляющими свою деятельность с детьми дошкольного возраста.

Детская душа в одинаковой мере чувствительна и к родному слову, и к красоте природы, и к музыкальной мелодии, и к живописи, ведь каждый ребёнок – прирождённый Художник, Музыкант и Поэт. И творить он способен ярко и талантливо, только надо создавать для этого благоприятную среду, которая основана на доверии и понимании. Задача воспитателя - добиться того, чтобы ребёнок, говоря языком В.А. Сухомлинского, «не мог жить без красоты, чтобы красота мира творила красоту в нём самом».
Для достижения данной задачи необходимо формировать личность ребёнка-дошкольника путём приобщения его к эстетическим ценностям искусства, становления его творческих способностей и самовыражения в самостоятельной художественно-творческой деятельности. В полной мере осуществить поставленную задачу можно, если целенаправленно создавать оптимальные условия для укрепления творческого потенциала каждого ребёнка и формирование в нём нравственных начал через восприятие различных видов искусств, имеющих общечеловеческие эстетические ценности. Воспитательным компонентом при этом является эмоционально-положительное отношение ребёнка к объектам эстетического характера и понимание гармонии на примере изобразительного искусства, архитектуры, музыки, природы и человеческих взаимоотношений.
Понимание необходимости практически решить задачи эстетического формирования личности ребёнка-дошкольника, послужило стартовой точкой к созданию собственной программы, основанной на базисных теориях гармонического развития человека с учётом потенциала музейных экспозиций города и учреждений культуры.
Музейная экспозиция как сильное средство педагогического воздействия широко используется в практике работы многих дошкольных учреждений г. Ульяновска. Детские сады тесно сотрудничают с музеями города, в том числе и на договорной основе. Как правило, данное сотрудничество в большинстве своём обращено исключительно к темам краеведческого характера. Между тем, музеи города обладают богатыми ресурсами. Так, Ульяновский областной Художественный музей со своей богатейшей коллекцией художественных произведений недостаточно привлекается к работе с дошкольниками. Именно в этом заключается новизна и актуальность программы.
Музейный компонент, не дублируя общепринятые педагогические программы для детского сада, значительно расширяет их возможности, как в постижении изобразительного искусства, так и в формировании визуальной культуры. Образовательные мероприятия проводятся и в детском саду, и в пространстве музеях города, что даёт возможность использовать методику и принципы музейной педагогики, основанной на диалоге и индивидуальном подходе в учебно-воспитательном процессе.
Художественно-эстетическое развитие дошкольников формируется в процессе развития художественно-творческих способностей воспитанников, в том числе через интеграцию различных видов деятельности. Поставленные задачи решаются в непосредственно образовательной деятельности, в ходе совместной деятельности взрослого и детей и в совместной деятельности взрослого и детей, осуществляемой в режимных моментах, а также частично в кружковой деятельности.
Для достижения поставленной цели, мною, в первую очередь, были определены пути осуществления задач формирования эстетической личности, через комплексное воздействие на ребёнка-дошкольника таких смежных видов искусств, как музыка, художественное слово, пластическое движение, драматизация, при приоритетном использовании средств изобразительного искусства и подключение к самостоятельной детской изобразительной деятельности.
Средствами осуществления задач эстетического воспитания были определены:
1. Все виды искусства (изобразительное, архитектура, скульптура, музыкальное, танцевальное, театральное, дизайн, народное искусство).
2. Окружающая действительность, в том числе и природа.
3. Практическая художественно-творческая деятельность дошкольников.

В определении перспектив развития художественно-эстетического воспитания дошкольников основной упор сделан на изобразительную и конструктивную деятельности детей, музыкальное воспитание, на театрально-игровую, и историко-краеведческое образование дошкольников.
С этой целью выделены 4 взаимосвязанных блока:
1 - Блок изобразительно-творческой деятельности «Волшебная палитра», который выделен в отдельную музейно - педагогическую программу с тем же названием;
2 - Блок конструктивно-творческой деятельности «Город мастеров»;
3 - Блок музыкально-ритмической деятельности «Музыкальная мозаика»;
4 - Блок театрально-игровой деятельности «Лицедеи».
Блоки выделены с учётом базисных программных требований и как региональный компонент, так как в решении вопросов художественно-эстетического развития нам помогают культурные и исторические ценности Симбирска-Ульяновска. Каждый из представленных блоков имеет свою цель и задачи обучения. Обучение начинается со второй младшей группы в рамках занятий по изобразительной деятельности, а также в совместной деятельности и в индивидуальных и подгрупповых формах работы с детьми. Начиная со старшей возрастной группы часть мероприятий переносится в пространство музея. В подготовительной группе занятия осуществляются только в музеях (Художественный музей, музей « Градостроительство и архитектура Симбирска – Ульяновска, Рериховский центр духовной культуры, областная библиотека для детей и юношества им. С.Т. Аксакова, музей Народного творчества, Выставочный зал) с использованием подлинных экспонатов, макетов и др. музейных материалов. В дошкольном учреждении осуществляется закрепление материала, обобщение на примере иных произведений искусства (постеры, фотографии, вырезки из журналов, открытки и т.п.).
Одним из основных блоков, который разработан в достаточной степени и апробирован совместно с областным Художественным музеем является
БЛОК ИЗОБРАЗИТЕЛЬНО - ТВОРЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ «ВОЛШЕБНАЯ ПАЛИТРА»
Целью музейно-педагогической программы «Волшебная палитра» является формирование творческой личности ребёнка - дошкольника посредством жанров живописи и собственной изобразительной деятельности.
Исходя из цели, выделены задачи эстетического воспитания программы:
- гармонически развивать каждого дошкольника на основе знакомства с произведениями изобразительного искусства в музейных экспозициях.
- способствовать пробуждению творческой активности и выработке навыков восприятия различных видов искусств.
- способствовать постижению языка изобразительного искусства через освоение его специфики.
- развивать практические умения через использование различных видов изобразительных средств.
Реализация перечисленных задач решается путём комплексного воздействия разных видов искусств на развитие художественно-творческого потенциала ребёнка, а также, их оптимального взаимодействия на овладение ребёнком приёмами изображения в практической деятельности.
Благодаря совместному планированию воспитательно-образовательного процесса достигается целенаправленная и согласованная деятельность всех специалистов, а эмоционально насыщенный материал оставляет глубокий отпечаток в душе ребенка. С художественно-эстетическим развитием происходит и духовное развитие человека. То, что сегодня ребенок воспринимает эмоционально, завтра перерастет в осознанное отношение как к искусству, так и к жизни.
Обеспечивая полноценное эстетическое воспитание и развитие ребенка-дошкольника, сформирует в будущем становление такой личности, которая будет сочетать в себе духовное богатство, истинные эстетические качества, нравственную чистоту и высокий интеллектуальный потенциал.

План работы по музейно-педагогической программе «Волшебная палитра»
С Е Н Т Я Б Р Ь «Прекрасное в обычном» Жанр живописи НАТЮРМОРТ
О К Т Я Б Р Ь «Природа и художник» Жанр живописи ПЕЙЗАЖ
Н О Я Б Р Ь «Учимся смотреть» Жанровая БЫТОВАЯ КАРТИНА
Д Е К А Б Р Ь «Знаменитые люди Симбирского края» А. А. Пластов 31.01.1893г.- 12.05 1972г.
Я Н В А Р Ь «Праздники православного календаря» РОЖДЕСТВО В ДРЕВНЕ-РУССКОЙ ИКОНОПИСИ
Ф Е В Р А Л Ь «Графика» Книжная графика ИЛЛЮСТРАТОРЫ ДЕТСКИХ КНИГ
М А Р Т «Человек и время» Жанр живописи ПОРТРЕТ
А П Р Е Л Ь «Скульптура и её особенности» СКУЛЬПТУРА
М А Й «Застывшая музыка» АРХИТЕКТУРА

Культурно-образовательные программы, проводимые Чувашским государственным художественным музеем:

  1. - воскресная студия культурно-эстетического воспитания детей и взрослых (ОРиЗИ, рук. Л.А. Макарова).
  2. Музей с 2015 года участвует в Федеральной программе экскурсионно-образовательного туризма «Живые уроки» и постоянно обменивается опытом с ведущими музеями Москвы по программе «Урок в музее». Урок в музее - это отдельное занятие или цикл занятий в одном из филиалов ЧГХМ в рамках предметов «Искусство», «Мировая художественная культура», «Культура родного края», «История», «Музыка», «Технология». Урок строится на основе музейных коллекций и использует экспозицию музея для более глубокого и прикладного изучения предмета. Урок в музее обеспечивает междисциплинарный подход, объединение знаний из разных школьных предметов в цельную картину научного знания. Он обязательно связан с конкретными темами образовательной программы, но также подразумевает исследовательские и творческие задания, выходящие за рамки этой программы.
  3. Для детей разных возрастов (и интересующихся взрослых) музей предлагает серию тематических экскурсий по постоянной экспозиции - «Чувашское изобразительное искусство: Истоки. Развитие. Современность», включающие в себя не только рассказ о произведениях искусства, но и игры, творческие задания и другие элементы зрительской активности.
  4. Квесты, игры творческие встречи на сменных экспозиция.

    Несколько раз в месяц в отделах музея открываются сменные выставки, и для каждой из них мы разрабатываем детскую программу, возможна организация встречи с художниками и тематических мастер-классов. Смотрите в афишу и договаривайтесь с нами по телефонам: 62-42-57 и 89176773124.

  5. В гостях у Музейки - День открытых дверей каждое последнее воскресенье месяца, для возрастной категории до 18 лет: встречи с ведущими художниками Чувашской Республики, композиторами, музыкантами, поэтами; разнопрофильные мастер-классы, концертные выступления учащихся ДМШ им. Максимова и ЧДШИ № 1 (ЧГХМ, рук. Л.И. Кадикина).
  6. Беседы о литературе (ЦСИ ЧГХМ, рук. В.А. Бамбурин).

  7. - чтение, беседы, мастер-классы, просмотр видео- и део- фильмов для дошкольников и младших школьников (ЧГХМ, рук. М.В. Готлиб).
  8. Школа юного иллюстратора - программа, рассчитанная на детей 7-12 лет. С опорой на произведения современной и классической детской литературы знакомит с устройством книги и разными видами иллюстраций, предполагает изучение работ российских и зарубежных художников книги, освоение разнообразных живописных и графических техник. Педагог - художник Татьяна Лисицына. Запись на занятия по телефону 89373764916.

  9. Индивидуальные посетители с детьми могут воспользоваться «Музейным чемоданчиком» , чтобы знакомство с постоянной экспозицией ЧГХМ прошло в атмосфере исследовательской игры. Спрашивайте в кассе.


Просмотров