Портрет эпохи классицизма. Классицизмискусство века просвещения


Классицизм (от латинского «classicus», т.е. «образцовый») – направление в живописи, одной из характерных черт которого было строгое соблюдение ряда правил, канонов. Правила были разработаны в качестве средства для достижения основной цели – просвещать население, демонстрируя ему возвышенные образцы и примеры.

Классицизм ориентировался на произведения античного искусства, однако это не означало обычного копирования. Направление предполагало также преемственность эстетических традиций эпохи Возрождения, художники которого очень часто обращались к теме античности.

Классицизм берет начало в живописи художников западноевропейских стран конца XVI в. В дело систематизации и закреплении достижений великих мастеров эпохи Возрождения, особенно Микеланджело и Рафаэля, большой вклад внесли братья Карраччи. В 1580-е гг. они открыли в Болонье Академию искусств, обучение в которой строилось на базе детального изучения принципов работы великих живописцев (от основ построения композиции до рисунка) и подражания их мастерству.

В начале XVII в. начинающие живописцы с разных стран приезжают в Рим для обучения живописи на базе ознакомления с шедеврами античности и Возрождения. Больших успехов добился француз Никола Пуссен (1594-1664 гг.). Впоследствии он создал множество достойных в художественном отношении произведений на темы античности и мифологии. Его работы отличала непревзойденная точность композиции и продуманность цветовых решений («Мидас и Бахус», 1625 г.; «Триумф Нептуна», 1634 г.).

Другой французский художник Клод Лоррен (1600-1682 гг.) написал серию пейзажей окрестностей Рима. Он стал первым из живописцев, кто серьезно заинтересовался вопросом изображения утреннего и вечернего освещения, светонасыщенностью. Филигранная работа со светом и с изображениями силуэтов, создание эффекта глубины пространства – все это создает стилистику произведений Лоррена («Пейзаж с купцами», 1628 г.; «Похищение Европы», 1655 г. и др.).

Своего расцвета классицизм достигает в XVII в. вместе с расцветом абсолютной монархии во Франции и выраженным подъемом театрального искусства. Во главе направления стоит открытая в 1648 г. в Париже Академия художеств, создавшая свод непоколебимых правил и законов для живописи.

Предметом искусства могло становиться только прекрасное и возвышенное; эстетическим идеалом оставалась античность (поэтому в работах классицистов нельзя найти человека с бесформенной фигурой или дряблой кожей). Академией также были установлены принципы изображения «страстей»; она же разделила жанры искусства на «высокие» (исторический, религиозный, мифологический) и «низкие» (портрет, пейзаж, натюрморт, бытовой жанр), причем совмещение жанров на картинах не допускалось.

В произведениях классицизма основное значение получили: логический смысл сюжета, ясная и грамотная композиция, верная передача объема. Главными элементами построения формы стали линия и светотень; разделение в планах пейзажа проводилось с использованием цвета (передний план делался коричневым, средний – зеленоватым, дальний – голубым).

Видными представителями европейского «позднего классицизма» или «неоклассицизма» стали французские художники Жак-Луи Давид (1748-1825 гг.) и Жан-Огюст-Доминик Энгр (1780-1867 гг.). Предельно сухой и полный драматизма живописный язык Жак-Луи Давида с одинаковым успехом воспевал идеалы Великой Французской революции («Смерть Марата», 1793 г.) и прославлял Первую империю во Франции («Посвящение императора Наполеона I», 1805-07 гг.).

Картины Энгра, часто обращавшегося к романтическим сюжетам, восхищают чувством стиля, изяществом линий, великолепной игрой цвета и света («Большая одалиска», 1814 г.; «Сидящая купальщица», 1808 г.).

Постепенно живопись европейского неоклассицизма, несмотря на деятельность отдельных крупных живописцев (Жак-Луи Давид и Жан-Огюст-Доминик Энгр), вырождается в официально-апологетическое или сентиментальное салонное искусство.

Русский классицизм появился в процессе европеизации России при Екатерине II и был распространен в конце XVIII и в 1-й половине XIX вв. На полотнах художников господствующими становятся идеи гражданственности, возвышенных нравственных идеалов, патриотизма, ценности человеческой личности. Античная культура, так же как и в европейском классицизме, принимается за абсолютную классику и бесценное историческое наследство. Искусство видится средством, которое должно укрощать грубые страсти и заниматься нравственным воспитанием через романтическое утверждение красоты.

К представителям русского классицизма относят прежде всего портретистов Д. Г. Левицкого (1735-1822 гг.), Ф. Рокотова (1736-1808 гг.), В. А. Тропинина (1776-1857 гг.), О. Кипренского (1782-1836 гг.), В. Боровиковского (1757-1825 гг.). Живописцы создали целую галерею замечательных портретов современников – работы, воспевающие внутреннюю красоту и благородство человеческих стремлений.

Портреты донесли до нас образы знаменитых людей и явили зрелость и художественное мастерство художников. Среди самых знаменитых работ – «Коронационный портрет Екатерины II» Ф. Рокотова, 1763 г.; «Портрет Е. И. Нелидовой» Д. Левицкого, 1773 г.; «Портрет М. И. Лопухиной» В. Боровиковского, 1797 г.; «Портрет Пушкина» В. Тропинина, 1827 г.

Знаменитым русским классицистом является К. А. Брюллов (1799-1852 гг.). На его картинах академический классицизм сочетался с романтизмом. Самое известное полотно художника «Последний день Помпеи» (1830-33 гг.) отличается драматическим сюжетом, театральной эффектностью пластики, сложностью освещения и виртуозным исполнением.

Эти и другие художники – представители классицизма - в своих работах во многом предвосхитили достижения русского реализма последующих десятилетий.

Становление классицизма в России Возникновение и становление классицизма в России тесно связано с развитием общественной мысли и просветительских идей второй половины восемнадцатого века. Широкое развитие получили идеи гражданственности и долга, а также нравственного воспитания человекагражданина. Классицизм как новое художественное направление определился в 1760 -е годы. Он избрал для подражания античную классику и ценил ее за ясность формы и логику мысли, но более всего – за созданный ею идеал человека-гражданина. В основе эстетики классицизма лежало утверждение, что искусство в одном идеальном образе красоты объединяет то, что в реальной действительности существует отдельными и разрозненными частями. Искусство должно восполнить отсутствующую в целом виде в натуре красоту и гармонию. В России стиль классицизма захватил достаточно большой временной отрезок, поэтому существует его разделение на хронологические этапы. Первый период – 1760 -1780 -х годы – ранний классицизм, зрелый классицизм «укладывается» в последние двадцать лет восемнадцатого века. Начало XIX столетия вызвало к жизни новое название поздней фазы классицизма. В наполеоновской Франции зародился так называемый «стиль империи» – ампир, который распространился и в России.

А. П. Лосенко – основоположник русского классицизма Основоположником академической школы живописи русского классицизма справедливо считают А. П. Лосенко (1737 -1773). Одна из лучших картин живописца – «Прощание Гектора с Андромахой» Сюжет произведения взят из VI книги «Илиады» Гомера. Гектор, сын троянского царя Приама, прощается с женой и маленьким сыном. Он отправляется на защиту осажденного ахейцами города Трои.

ЛОСЕНКО ТОЧНО НЕ ИЛЛЮСТРИРУЕТ СОДЕРЖАНИЕ ПРОИСХОДЯЩЕЙ СЦЕНЫ. ВОСПОЛЬЗОВАВШИСЬ ОТДЕЛЬНЫМИ МОТИВАМИ АНТИЧНОГО ЭПОСА, ХУДОЖНИК ВЛОЖИЛ В ПРОИЗВЕДЕНИЕ ИНОЕ СОДЕРЖАНИЕ, ПОЛНОСТЬЮ ИСХОДЯ ИЗ ПРИНЦИПОВ КЛАССИЦИЗМА. В ОСНОВЕ ЗАМЫСЛА ЛОСЕНКО ЛЕЖИТ ИДЕЯ ДОЛГА ПЕРЕД РОДИНОЙ И ГЕРОИЧЕСКОГО САМОПОЖЕРТВОВАНИЯ ВО ИМЯ ОТЕЧЕСТВА. ЭТОЙ ВЫСОКОЙ ИДЕЕ ПОДЧИНЕНО ВСЕ РЕШЕНИЕ ПОЛОТНА. ВСЕ ЛИЧНОЕ, ГЛУБОКО ЧЕЛОВЕЧЕСКОЕ, ОТСТУПАЕТ НА ВТОРОЙ ПЛАН. В СРАВНЕНИИ С ГОМЕРОВСКИМИ ГЕРОЯМИ, ОБРАЗЫ, СОЗДАННЫЕ ХУДОЖНИКОМКЛАССИЦИСТОМ, КАЖУТСЯ БОЛЕЕ ОТВЛЕЧЕННЫМИ, НО ВОЗВЫШЕННЫМИ. ОНИ УТРАЧИВАЮТ СВОЮ ЖИЗНЕННОСТЬ И МНОГОГРАННОСТЬ, НО СТАНОВЯТСЯ ВЫРАЗИТЕЛЯМИ ОДНОЙ ИДЕИ, ОДНОГО ЧУВСТВА. КОМПОЗИЦИЯ КАРТИНЫ ЧЕТКО ПРОДУМАНА И ЛОГИЧНО ВЫСТРОЕНА. ДВЕ ОСНОВНЫЕ ФИГУРЫ – ГЕКТОР И АНДРОМАХА – ВЫДВИНУТЫ ВПЕРЕД И ПОМЕЩЕНЫ В ЦЕНТРЕ. ОНИ ВПИСАНЫ В КЛАССИЧЕСКИЙ ТРЕУГОЛЬНИК И ВЫДЕЛЕНЫ СВЕТОМ. СЛЕВА РАСПОЛОЖЕНА ГРУППА ОРУЖЕНОСЦЕВ И ВОИНОВ СО ЗНАМЕНЕМ. СПРАВА – СЛУГИ, ДЕРЖАЩИЕ ШЛЕМ, КОПЬЕ И ЩИТ ГЕКТОРА. ОНИ ПОЛУКРУГОМ ОБСТУПАЮТ ГЛАВНЫХ ПЕРСОНАЖЕЙ. ВТОРОСТЕПЕННЫЕ ФИГУРЫ ВЫПОЛНЯЮТ ФУНКЦИЮ НЕМЫХ СТАТИСТОВ, ОНИ НЕ УЧАСТВУЮТ В ДЕЙСТВИИ. ВОИНЫ И СЛУГИ СОСТАВЛЯЮТ ПАССИВНУЮ «ТОЛПУ» , КОТОРОЙ ПРОТИВОПОСТАВЛЕНЫ АКТИВНЫЕ «ГЕРОИ» . ЗДЕСЬ ОТЧЕТЛИВО ПРОЯВЛЯЕТСЯ ОФИЦИАЛЬНОЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЕ ОБ ИСТОРИИ КАК О ДЕЯНИЯХ ЦАРЕЙ И ГЕРОЕВ, НАРОД НЕ МОЖЕТ И НЕ ДОЛЖЕН ПРИНИМАТЬ В НИХ НИКАКОГО УЧАСТИЯ.

Главную идею произведения воплощают только центральные персонажи. Влияние классицизма сказывается в решении основных образов не менее явственно, чем в решении композиции. Гектор в патетической позе, с простертой рукой, подняв глаза к небу, клянется отдать жизнь за свободу Трои. Трагическим пафосом отмечены не только поза и жест героя, но и весь его облик, мужественный и благородный. Гектор воплощает классический идеал мужской красоты.

Классическим примером стиля классицизма в портретном жанре служит знаменитый «Портрет Екатерины II – законодательницы в храме богини Правосудия» (1783) кисти Д. Г. Левицкого. Условно-риторический пафос образа воплощен с помощью характерной для этого стиля пластической выразительности позы и жеста. Фигура Екатерины выдвинута на передний план и выделена светом. Простертой рукой она указует на жертвенник, на котором сжигаются маковые цветы (мак – символ сна).

В портретной характеристике Екатерины Великой на первый план выступает столь ценимое в классицизме общезначимое, должностное и высокое, заслоняющее личностную и эмоциональную сторону души. «Богоподобная» императрица представлена в античном наряде – платье уподоблено тунике, на голове не императорская корона, а лавровый ненец.

Примером зрелого классицизм а в русской исторической живописи может служить картина «Избрание Михаила Федоровича Романова на царство 14 марта 1613 года» кисти Г. И. Угрюмова(17641823), последователя А. П. Лосенко.

Художник выбрал один из важных моментов отечественной истории – избрание па царство юного боярина М. Ф. Романова, ставшего родоначальником новой династии, правившей в России вплоть до 1917 года. В передаче сюжета живописец исходил из официальной трактовки историками этого события: Михаил, поняв тяжелое положение, в котором находилась Россия, лишь уступает просьбам народа. Смущенный юноша, приложив правую руку к сердцу, другой как бы отстраняется от явившегося к нему посольства. Группа главных персонажей – Михаил, его мать, и архиепископ Феодорит – представлены в центре композиции, на амвоне перед иконостасом. Герои выделены композиционно, а также при помощи света и ярких красочных сочетаний. Справа изображены известные исторические лица. Жесты их полны степенности и торжественности. Контрастно им изображены простолюдины слева, горячо и призывно устремленные к новоявленному царю. Угрюмов с большим искусством пишет богатый интерьер, резной иконостас, пышные одежды изображенных людей.

Колизей, как никакой другой памятник, тесно связан с античной мифологией и историей. Как истинный художник-классицист, Матвеев стремился выразить идею красоты и возвышенности героическою, передать величавое дыхание былого. «Главный герой» Колизей расположен строго в центре композиции Живописец делит пространство Следуя правилам классицизма, Матвеев на параллельные холсту планы. передает точно очертания предмета контуром, На первом плане камни, кусты и линия и светотень характеризуют его строение, а гранитный парапет цвет отражает окраску предмета вне располагаются как бы «слоями» зависимости от условий освещения, рефлексов один за другим. Протяженность соседних предметов. Классицизм возводит все второго плана выявлена не только наблюденное в природе в некий абсолют, толщей Колизея, но и ракурсом поэтому локальный цвет превращается в почвы и здания и садами Рима в идеальную раску предметов. Вся глубине по обеим сторонам растительность – зеленого цвета, руины – Колизея. Третий план служит коричневого, желтый – для архитектурных деталей, фоном для главного объекта. серый – для стен домов.

Портреты зрелого классицизма (ампира) в творчестве В. Л. Боровиковского Примером ампирного портрета может служит произведение кисти В. Л. Боровиковского (17571825) «Портрет М. И. Долгорукой» , который был создан художником в 1811 году

Совершенная фигура прекрасной женщины ясным силуэтом вырисовывается на гладком фоне стены. Боровиковский сочетал здесь полноту пластических форм с красотой силуэта и благородством цвета. Линии упруги, объемы выразительны. Художник так строит пространство, что темно-красный бархат платья прекрасно оттеняет белизну открытых плеч и рук. Художник предельно лаконичен и выразителен. Со временем возвышенные идеи классицизма стали себя изживать. Общество «устало» от многократного повторения готовых образцов, а апологеты стиля продолжали настаивать, что совершенство уже достигнуто античным искусством и нечего больше выдумывать, изобретать, открывать. Постепенно классицизм превращался в академизм.

Европы 17 - 19 вв., важнейшей чертой которого было глубокое обращение к античному искусству как к идеалу, эталону, - классицизм. В живописи, как и в скульптуре, архитектуре и других видах творчества, продолжались традиции Возрождения - вера в силу человеческого разума, преклонение перед идеалами меры и гармонии

Тенденции классицизма появились в Италии в конце 16-го века. Общеевропейский стиль начал формироваться в лоне Франции. Эстетической ценностью этой эпохи обладает лишь неподвластное времени, непреходящее. Огромное значение придавалось воспитательной и общественной функции искусства. Поэтому классицизм в живописи выдвигает новейшие этические нормы, что формирует образы его героев: подчинение общему личного, страстей - разуму, долгу, верховным интересам общественности, законам мироздания, стойкость перед превратностями бытия и жестокостью судьбы. Ориентация на непреходящие образы, на разумное начало определила регламентацию художественных законов, нормативность требований классической эстетики, строгую иерархию существующих жанров - от «низких» (портрет, пейзаж, натюрморт) до «высоких» (мифологический, исторический, религиозный). Каждый жанр выдвигал содержательные строгие границы и формальные четкие признаки.

Первым классицизм в живопись ввел француз Н. Пуссен, он и является его основоположником. Картины художника - «Смерть Германика», «Ринальдо и Армида», «Аркадские пастухи», «Нахождение Моисея» и т.д. Все они отмечены гармоничностью ритмического колорита и строя, возвышенностью этически-философского содержания.

Классицизм в русской живописи выражался утверждением красоты индивидуального, неповторимого, необычного. Наивысшее достижение данной эпохи именно в живописи не историческая тематика, а портрет (А.Антропов, А.Агрунов, Ф.Рокотов, Д.Левицкий, В.Боровиковский, О.Кипренский). в занимает почетное место, поскольку имеет свои открытия и особенности. О.Кипренский, например, открыл не только новые но и новейшие возможности живописи. Все его портреты разные: каждый имеет свой оригинальный живописный строй. Некоторые построены на живописном контрасте тени и света. В других же проявляется тонкая градация схожих, близких цветов.

Русский классицизм в живописи обязательно ассоциируется с бесценными полотнами Брюллова. Они отличаются сплавом академического классицизма и романтизма, новизной сюжетов, театральной эффектностью пластики и освещения, сложностью композиции. А.Иванов сумел преодолеть много шаблонов, свойственных академической технике и придал своим работам характер жертвенных суждений идеям.

Классицизм в живописи России также продвигали такие известные художники: И.Репин, И.Суриков, В.Серов, И.Шишкин, А.Саврасов, И.Левитан. Все они по отдельности сделали много для искусства своей страны, а вместе взяты - для культуры целого мира.

В переводе с латинского «classicus» означает - «образцовый». Простыми словами, классицизм на самой заре своего становления считался идеальным с точки зрения живописи. Художественный стиль развился в XVII веке и стал постепенно исчезать в XIX веке, уступая таким направлениям, как романтизм, академизм (сочетание классицизма и романтизма) и реализм.

Стиль живописи и скульптуры классицизма появился в то время, когда художники и скульпторы обратились к искусству античности и стали копировать многие его черты. Античное искусство Греции и Рима в эпоху Возрождения произвело настоящий всплеск интереса к произведениям искусства и творчества. Авторы Возрождения, которые сегодня считаются одними из самых величайших творцов в истории, обратились к античным мотивам, сюжетам, а главное — формам изображения человеческих фигур, животных, окружения, композиции и так далее. Классицизм выражает точное изображение, однако фигуры на картинах художников выглядят довольно скульптурно, можно даже сказать — преувеличенно-неестественно. Люди на таких полотнах могут показаться застывшими скульптурами в «говорящих» позах. Позы людей в классицизме сами за себя говорят, что происходит в данный момент и какие эмоции испытывает тот или иной персонаж — героизм, поражение, горе и так далее. Всё это представлено в преувеличенно-показной манере.

Классицизм, который был построен на основах античного изображения мужчин и женщин идеализированно атлетического или преувеличенно женственного телосложения, требовал от художников Эпохи Возрождения и художников последующих периодов изображать людей и животных на своих картинах именно в такой форме. Поэтому в классицизме невозможно найти мужчину или даже старика с дряблой кожей или женщину с бесформенной фигурой. Классицизм — это идеализированное изображение всего, что присутствует на картине. Так как в античном мире изображать человека было принято, как идеальное творение богов, которое не имеет изъянов, то художники и скульпторы, которые стали копировать данную манеру в полной мере стали соответствовать этому представлению.

Также классицизм нередко прибегал к античной мифологии. При помощи древнегреческой и древнеримской мифологии могли изображаться, как, непосредственно сами сюжеты из мифов, так и современные для художников сюжеты с элементами античной мифологии (античная архитектура, боги войны, любви, музы, амуры и так далее). Мифологические мотивы в картинах художников-классицистов впоследствии приняли форму символизма, то есть через античные символы художники выражали тот или иной посыл, смысл, эмоцию, настроение.

Картины в стиле классицизм

Гро Антуан Жан - Наполеон Бонапарт на Аркольском мосту


Джованни Тьеполо - Пир Клеопатры


Жак-Луи Давид - Клятва Горациев



Просмотров