Характеристика раскольникова в романе "преступление и наказание". Каковы возможные источники сюжета романа – жизненные и литературные? Раскольников полное имя

Нестерова И.А. Образ Раскольникова // Энциклопедия Нестеровых

Особенности образа Раскольникова.

"Студент", художник Ярошенко Николай Александрович

Роман "Преступление и наказание" Ф.М. Достоевского является одним из самых спорных и таинственных произведений русской литературы. Большинство исследователей основной концепции образа романа "Преступление и наказание", среди которых М. Бахтин, отмечали, что в центре любого из произведений Ф.М. Достоевского находится глубокая философская идея и персонаж, т.е. носитель этой идеи.

В центре романа "Преступление и наказание" стоит образ Родиона Раскольникова и его теория о делении людей на два разряда и о праве сильной личности на пренебрежение законами, юридическими и этическими, для достижения своей цели. Ф.М. Достоевский иллюстрирует зарождение идеи в сознании персонажа, ее осуществление, постепенное изживание и окончательное крушение. Именно поэтому вся система образов романа строится так, чтобы всесторонне отразить теорию Родиона Раскольникова, показать ее не только в отвлеченном виде, но и, так сказать, в практическом преломлении и в то же время убедить читателя в ее несостоятельности.

Является духовным и композиционным центром романа. Внешнее действие лишь обнаруживает его внутреннюю борьбу. Он должен пройти через мучительное раздвоение, почувствовать на себе все "за" и "против", чтобы понять себя и нравственный закон, нерасторжимо связанный с человеческой сущностью. Герой разгадывает загадку собственной личности и вместе с тем загадку человеческой природы.

С первых страниц романа Ф.М. Достоевский симпатизирует своему персонажу. Он описывает Родиона Раскольникова как человека с привлекательной внешностью "...он был замечательно хорош собою, с прекрасными темными глазами, темно-рус, ростом выше среднего, тонок и строен". Однако, несмотря на определенную симпатию к образу Раскольникова, Ф.М. Достоевский рисует нам человека погрязшего в нищете: "Он был до того худо одет, что иной, даже и привычный человек, посовестился бы днем выходить в таких лохмотьях на улицу". Здесь явно чувствуется тяга Ф.М. Достоевского к символизму и антитезе.

Родион Раскольников и поставил сам перед собою вопрос: "Тварь я дрожащая или право имею?" Главным образом для ответа на этот вопрос Раскольников и решился на убийство мерзкой старушонки.

В начале романа образ Раскольникова окружен таинственностью, он постоянно упоминает о некоем "деле", на которое хочет покуситься. Родион живет в комнатке, похожей на гроб. Отъединившись от всех и замкнувшись в своем углу, он вынашивает мысль об убийстве. Окружающий мир и люди перестают быть для него подлинной реальностью. Однако "безобразная мечта", которую он вынашивает в течение месяца, вызывает у него отвращение. Он не верит в то, что может совершить убийство, и презирает себя за отвлеченность и неспособность к практическому действию. Он идет к старухе-процентщице для пробы – место осмотреть и примериться. Раскольников думает о насилии, а душа его корчится под бременем мирового страдания, протестуя против жестокости. Во сне-воспоминании о лошади, которую секут по глазам, явлена правда его личности, правда земного нравственного закона, который он все-таки намерен преступить, отворачиваясь от этой правды.

Образ Родиона Раскольникова - это образ человека суеверного и склонного к преувеличению и паранойе. "Следы суеверия оставались в нем еще долго спустя, почти неизгладимо. И во всём этом деле он всегда потом наклонен был видеть некоторую как бы странность, таинственность, как будто присутствие каких-то особых влияний и совпадений".

Образ Раскольникова не лишен доброты и благородства. Ф.М. Достоевский особенно подчеркивает их, когда Родион отдает деньги семье Мармеладова и спасает от преследования пьяную девочку на бульваре. Кроме того, писатель пытается оправдать своего героя подчеркивая, что одна из причин, по которой он убивает старуху-процентщицу – это желание помочь матери и сестре, которая решается выйти замуж за Лужина, чтобы материально помогать брату.

По мнению русского писателя и критика Сергея Аскольдова, образ и имя Раскольникова приобретает символическое значение: раскол означает раздвоение, понимаемое в широком смысле. Здесь и этическое раздвоение Раскольникова (убийство – любовь к ближним, преступление – муки совести, теория – жизнь), и раздвоение непосредственного переживания и самонаблюдения – рефлексия.

Д.И. Писарев анализирует социально-психологические причины, толкнувшие Родиона Раскольникова на преступление, и объясняет его бесчеловечностью и противоестественностью существующего строя. В статье критика Н. Н. Страхова "Наша изящная словесность" выдвигается на первый план мысль, что Ф.М. Достоевский вывел в лице Родиона Раскольникова новый образ "нигилиста", изобразив "...нигилизм не как жалкое и дикое явление, а в трагическом виде, как искажение души, сопровождаемое жестоким страданием". Страхов увидел образе Раскольникова черту "истинного русского человека" – своего рода религиозность, с которой он предается своей идее, стремление дойти "до конца, до края той дороги, на которую его завел заблудший ум".

Несмотря на всю трагичность романа Ф.М. Достоевский заканчивает "Преступление и наказания" оптимистичными мечтами Раскольникова о счастье. Писатель дает своему герою второй шанс начать все заново, но с грузом прошлых ошибок. Ф. М. Достоевский подчеркивает, что Раскольников стал более мудрым человеком.

Родион Раскольников – один из центральных персонажей романа Федора Михайловича Достоевского «Преступление и наказание». Персонаж Раскольникова взят из жизни. Во второй половине девятнадцатого века произошло ограбление богатого дома. В процессе этого ограбления преступник топором убил двух служанок. Именно этот грабитель стал прототипом Родиона Раскольникова.

Раскольников в произведении «Преступление и Наказание» - противоречивый персонаж. Читая книгу, читатель будет задаваться важным вопросом: Как человек из приличной семьи смог пойти на преступление?

Ответ не так прост, как кажется. Родион был приверженцем теории Наполеона третьего. Теория заключалась в том, что существуют обычные люди и те, кто творят историю. Для тех, кто творит историю, не писаны никакие законы. Они торжественно идут к своей цели.

Родион хотел проверить, каким человеком он является. «Обычной тварью дрожащей» или человеком, имеющим право. Родион думал о том, что он – человек, который творит историю.

Убив старуху, Родион пытается доказать себе не только то, что он – необычный человек, но и то, что, совершив убийство, избавляет мир от тирана, наживающегося на чужом горе.

После убийства Родион чувствует угрызения совести. Родион думает о том, сможет ли жить дальше с клеймом убийцы. Он понимает, что он не такой, как его герои, которые спокойно спят, посылая тысячи невинных людей на смерть. Он убил всего лишь двух женщин, но уже ищет искупления.

Погружаясь в свои мысли, Родион начинает отдаляться от людей. Ему необходимо найти человека, который сможет понять его. Этим человеком является Соня Мармеладова.

Заблуждения Родиона хорошо раскрываются, когда читатель видит перед собой другого персонажа – Свидригайлова. Его идеи очень схожи с идеями Родиона. Свидригайлов считает, что можно творить зло, если цель является благой. Отличает его от Родиона то, что Свидригайлов не раз совершал преступления. Он был убийцей и жуликом.

В отличие от Свидригайлова, Родион понимает, что все его теории и истины – ложь. Сонечка Мармеладова помогает ему в раскаянии. Родион понимает, что нет большей истины, чем вера в Бога. Он отправляется на казнь, полюбив Соню.

Таким образом, Раскольников – это человек, глупо веровавший в теорию о разделении людей. Это человек, у которого есть совесть, который подвергает сомнению свои догмы, когда в его жизни появляется настоящая любовь.

Вариант 2

В романе «Преступление и наказание» Фёдора Михайловича Достоевского центральным персонажем является Родион Романович Раскольников.

Родион вырос в любящей, но бедной семье. Ему 23 года, он студент юридического факультета, но учёбу пришлось забросить, так как молодой человек живёт на грани нищеты.

Юноша скудно одет, но хорош собой: имеет стройную фигуру, высокий рост, тёмные глаза и русые волосы.

В начале романа, автор описывает Раскольникова как доброго, отзывчивого, умного, но гордого человека. Ему не чуждо сострадание к другим. Из-за сложного материального положения, которое оставляло желать лучшего, Родион замкнут в себе и угрюм. Он считает унизительным принимать помощь от своего друга или пожилой матери.

Отчаяние и беспомощность приводят к разрушению моральных принципов Раскольникова. Он разрабатывает собственную теорию, касающуюся современного общества: делит людей на «тварей дрожащих» и «право имеющих». Первые, по его мнению, являются бесполезными и «второстепенными», а вторым позволено всё, даже игнорирование моральных принципов для достижения «высшей цели». Разумеется, себя Родион относит ко второй категории.

Раскольников придумывает способ проверить границы дозволенного и идёт на сделку с совестью – решается на убийство. Долгое время молодого человека терзают сомнения, он переживает сильную внутреннюю борьбу и даже думает отказаться от ужасной затеи, но нищета, влекущая за собой гнетущее отчаяние, доводит его до безумия от безысходности. Он переходит черту нравственности и человечности, убивая старую процентщицу и воруя её деньги. Родион лишает жизни не только пожилую Алёну Ивановну, а и её беременную сестру Лизавету.

Раскольников так и не смог воспользоваться украденными деньгами, хотя очень в них нуждался. После совершения преступления он переживает надлом личности: его терзают мучительные угрызения совести, а непрекращающиеся ночные кошмары заставляют вновь и вновь переживать случившееся.

После убийства Родион становится ещё более нелюдимым, ему тошно от самого себя. Одиночество подводит его к грани безумия. Он боится разоблачения, пытается выведать, подозревают ли его в совершении преступления. Молодой человек доверяет свою тайну Соне Мармеладовой, девушке, живущей по «жёлтому билету». Она убеждает Раскольникова во всём признаться, ведь, по её мнению, только таким образом можно начать путь к исправлению и исцелению души.

Родион сдаётся полиции. Он раскаивается в своих деяниях. Теперь его теория кажется молодому человеку бессмысленной, жестокой и безнравственной и Раскольников отрекается от неё. Его отправляют на каторгу, где Родион становится на путь духовного перерождения и искупления вины.

Сочинение Образ и характеристика Родиона Раскольникова

Раскольников – красивый молодой человек с аристократическими чертами лица. Он снимал крохотную каморку на чердаке пятиэтажного дома.

Раскольников погряз в нищете, бедственность его положения, вечные долги, привели молодого человека к мысли о преступлении. Ему хочется помочь материально своей семье, но не находит способа. В Раскольникове рождается и крепнет мысль о мгновенном обогащении, он создает теорию, в которой убийство будет оправдано. Студент думает, что если он убьёт старуху-процентщицу, то принесёт пользу обществу. Обладая расчётливым, пытливым умом и холодным сердцем, сам себе Раскольников пытается доказать, что он смелый и решительный человек, а не «тварь дрожащая».

Родион целый месяц вынашивает идею убийства, продумывает каждый шаг, обращая внимание на мельчайшие подробности преступления. Иногда в нём просыпается истинный разум, и он отрекается от своей теории, осознавая неправомерность своих действий. И всё-таки желание почувствовать себя вершителем судеб, преобладает над рассудком, и Раскольников совершает преступление.

В нём присутствует и трусливое начало, создав свою теорию, он идёт убивать не какого-нибудь сильного и богатого человека, а беспомощную старуху, о которой, может, никто и не вспомнит. Всё-таки его гложет мысль, что за содеянное нужно отвечать. Отставив в сторону сомнения, думая лишь о лёгкой и быстрой наживе, молодой человек отправляется к старухе.

При совершении убийства на него нападает страх и паника, Раскольников действует, забыв о мерах предосторожности, что приводит ко второму убийству.

Раскольников не раскаялся в убийстве, он признал своё преступление лишь в том, что не выдержал, и явился с повинной. Только чувства к Соне начали переламывать его душу, значит, Родион ещё не совсем конченый человек, и имеет право на духовное и нравственное воскрешение. Любовь Раскольникова к Сонечке затронула какие-то новые струны в душе молодого человека. Он ощутил Соню как единое целое с самим собой, и с этого момента началось перерождение человека, Раскольников понял всю жестокость и бессмысленность своей безумной теории.

Вариант 4

В 60-х годах 19 века реформы произвели огромные изменения в стране. Началось резкое социальное расслоение. Особенно это было заметно в крупных городах. Одни богатели, стремительно поднимаясь вверх, а другие оказывались в бедственном положении. Началось время вседозволенности, денежных отношений. Для Достоевского необходимо было понять, к какому результату может привести человека нравственный нигилизм. Именно этой теме и посвятил писатель свое произведение «Преступление и наказание».

У теории главного героя были личные и социальные мотивы для того, чтобы совершить убийство. Человеком Раскольников был гордый, честолюбивый, и в то же время он болезненно относился к чужим страданиям. Бедный студент стал искать путь, который поможет ему избавиться от этой нищеты. Однако, он хочет найти выход из этого положения не только в свою пользу, но и помочь другим людям. Почему же такая дикая теория вдруг появилась в мыслях у воспитанного и умного студента? Неужели из-за нищеты, в которой он не может больше жить? Нет. Раскольников, совершая преступное действие, идет против законности, обретая себе свободу. Неспроста в романе возникает образ Наполеона. Ведь тот равнодушно относился к судьбам отдельных личностей, однако его путь помогал образованному человеку найти выход из сложившейся ситуации. Раскольников же, в отличие от императора, хочет сделать счастливым не только себя, но и остальных людей. Он думает, что совершив преступление, искупит этот грех множеством добрых поступков, ведь жизнь простой процентщицы не стоит и ломаного гроша по сравнению со многими счастливыми жизнями.

Однако холодный расчет и благородная душа не могут разом совмещаться в Родионе. Его доброта, сострадание к чужому горю конфликтуют с гордостью и тщеславием, что приводит нашего героя к таким нравственным переживаниям, что не дают ему превратиться в Наполеона. После того, как Раскольников убил старуху, его грызет чувство того, что он отдалился от родных людей. Ради них юноша пошел на это преступление и сейчас они стали чужими. И молодой человек, вместо того, чтобы гордиться содеянным, оказывается в полном одиночестве. Он как бы полон мечтами, повторить судьбу Наполеона, и в тоже время сомневается в своем выборе. Он не может сделать определенный выбор.

Вот эта сомнительность и нерешительность и привела его в полицейский участок. Достоевский здесь четко показал, что наказание персонажа состоит в его нравственных страданиях и пребывании в одиночестве. Лишь внимание и забота Сонечки Мармеладовой помогли вернуть его к жизни. Страдая сам, он мучает и девушку. Однако, через некоторое время Раскольников поймет, что только любовь поможет искупить все его душевные мучения. В конце концов, молодой человек обращается к вечной силе добра через библейские учения.

Образец 5

Роман Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание» вызвал много противоречивых мнений в обществе из-за главного героя.

Родион Раскольников – центральный герой романа. Он очень хорош собой, волосы тёмно-русые, глубокие тёмные глаза, высокий и стройный. Вместе с тем, он умный, образованный, гордый. Любит независимость. Но окружающая его обстановка сделала его очень замкнутым и раздражительным.

Молодой студент, мечтающий стать великим юристом, был нищий. Из-за нехватки денег, он вынужден бросить обучение и жить в небольшой комнате с минимальной обстановкой. Его одежда изрядно поношена, но новую он не может себе позволить. С первого взгляда заметно, что он постоянно задумчив и замкнут. Настроение его всегда плохое. Раскольников перестал общаться с людьми. Его унижала помощь со стороны посторонних.

Главный герой делить всех людей на две группы и никак не может понять к какой относится он сам: «тварь ли я дрожащая или право имею?». Эти мысли не дают ему покоя. Для проверки своей концепции Раскольников решается на убийство бабки – процентщицы. Родион думает, что забрав ценности, он осчастливит не только себя, но и всё человечество.

Реальность оказалось совсем другой. Вместе с бабкой Раскольникову пришлось убить и её сестру Лизовету, которая никогда в жизни никого не обидела. Награбленным он так и не смог воспользоваться, спрятав его. Ему страшно и плохо. Совесть главного героя, не даёт ему покоя и приводит к сумасшествию. Ему пытаются помочь друзья, но это оказывается безуспешным.

К концу романа у Раскольникова совсем не остаётся сил. Он понимает, что не может уже ничего исправить и жить с такой ношей он не сможет. Родион идёт с повинной и его приговаривают к 8 годам каторги. Но он принимает приговор с энтузиазмом и с гордостью отбывает срок. Ведь на воле его ждёт совершенно иная жизнь, с новыми и чистыми мыслями, а также с Соней Мармеладовой, которая смогла поверить в то, что в Раскольникове остались человеческие качества.

Фёдор Михайлович Достоевский в образе Родиона Раскольникова хотел показать, что каждый человек способен раскаяться в совершённых деяниях и стать полноценным членом общества.

Сочинение 6

В образе этого героя психологического романа автор поднял проблемы нравственности и дал свой анализ популярной в его время идеи сверхчеловека с христианской точки зрения.

Родион Раскольников – типичный бедный студент, погруженный в модные тогда философские и политические идеи радикального характера. Он лишь по необходимости заботится о пропитании и необходимом для жизни. В его лице писатель, который был сам в свое время приговорен к смертной казни, замененной каторгой и отдачей в солдаты, за участие в деятельности тайного общества, показал достоверный образ борца за переустройство мира.

Как и многие народовольцы и другие политические радикалы, Раскольников является в некоторой степени чистым и идейным человеком. Он убивает старушку-процентщицу, чтобы проверить может ли он менять мир, относится ли к способным править и преобразовывать или же просто представитель управляемой массы. Показательно, что, несмотря на свою крайнюю бедность, Раскольников, присвоив крупную сумму денег после совершенного убийства, не только не тратит их, но и, вообще, как бы забывает об их существовании. Он остается погруженным в свои идеи и размышления. Для него, как и для представителей радикальной молодежи того времени, только это и имеет ценность.

Однако, в отличие от другого романа «Бесы», в данном произведении автор ставил своей главной целью не показать страшное лицо народника, готового переступать через кровь и мораль, такого как Нечаев. В образе Раскольников писатель, сам прошедший через увлечение радикальными идеями, стремился показать выход для многих молодых людей. Для этого Достоевский подробно описывает крах воззрений Раскольникова, которому не удалось стать сверхчеловеком.

Достоверно неизвестно, убил ли кого-либо сам писатель, но, в любом случае, в образе Раскольникова много вложено пережитого самим автором романа.

Достоевский достоверно изобразил момент раскаяния, к которому затем приходит его герой, призывая читателей прочувствовать пережитое Раскольниковым и, отринув модные идеи переустройства общества, пойти за Христом.

Несколько интересных сочинений

  • Характеристика и образ Николая Ростова в романе Толстого Война и мир сочинение

    В романе Л.Н.Толстого присутствует множество персонажей и их образов, которые автор выделяет по-особенному и с мастерством. Несмотря на то, что Николай Ростов является не основным персонажем, он тоже сыграл немалую роль в этом произведении.

  • Сочинение Письмо Чацкому из 21 века

    Благодаря современным средствам связи могу тебе отправить электронное письмо. Представь себе, в наше время люди совсем разучились писать письма. Специальной бумаги для письма не сыщешь.

  • Сочинение по картине Васнецова Иван Царевич на Сером волке (описание) 4 класс

    Совсем недавно мне выпала честь ознакомиться с картиной Васнецова «Иван – Царевич на сером волке». Ее автор взял за основу одну из моих любимых сказок и изобразил Ивана-Царевича с Еленой Прекрасной, которые мчат по лесу верхом на волке.

  • Комедия «Ревизор» - произведение написанное Николаем Васильевичем Гоголем в первой половине девятнадцатого века. Вот уже долгое время произведение ставится на сценах больших и малых театров нашей родины.

  • Анализ произведения Слова о полку Игореве

    В основе «Слова о полку Игореве» незамысловатая сюжетная линия: в нем описывается неудачный поход на половцев 1185 года князя Игоря Святославовича вместе с его братом Всеволодом

Родио́н Рома́нович Раско́льников - главный действующий персонаж романа Фёдора Михайловича Достоевского «Преступление и наказание ».

Энциклопедичный YouTube

    1 / 2

    ✪ #БизнесЗагадка 04. ОТВЕТ. Победители Денис Кудинов и Родион Раскольников.

    ✪ Федор Михайлович Достоевский 1\2, Преступление и Наказание, краткое содержание аудио книга слушать

Субтитры

Раскольников в романе

Раскольников - бывший студент из Санкт-Петербурга, из-за нехватки средств вынужденный оставить учёбу в университете. Живёт крайне бедно.

«Он решился убить одну старуху, титулярную советницу, дающую деньги на проценты.

Старуха глупа, глуха, больна, жадна, берёт жидовские проценты, зла и заедает чужой век, мучая у себя в работницах свою младшую сестру. „Она никуда не годна“, „для чего она живет?“, „Полезна ли она хоть кому-нибудь?“ и т. д.» .

«Даёт вчетверо меньше, чем стоит вещь, а процентов по пяти и даже по семи берёт в месяц и т. д.» ( ).

На преступление, однако, не решается, пока не получает письмо от матери, в котором говорится о готовящемся бракосочетании его сестры с неким господином Лужиным . Понимая, что сестра не любит будущего мужа, а жертвует собой ради благополучия семьи и, в большей степени, ради самого́ Раскольникова, он обманом проникает в квартиру старухи, убивает и грабит её, попутно убивая случайную свидетельницу в той же квартире.

Имея свою теорию о том, что люди делятся на обычных людей, плывущих по течению, и людей, подобных Наполеону, которым дозволено всё, Раскольников до убийства причисляет себя ко второй категории; однако после убийства обнаруживает, что в полной мере относится к первой.

Внешность

Кстати, он был замечательно хорош собою, с прекрасными тёмными глазами, тёмно-рус, ростом выше среднего, тонок и строен… Он был до того худо одет, что иной, даже и привычный человек, посовестился бы днём выходить в таких лохмотьях на улицу.

Прототипы

1. Герасим Чистов.

Приказчик, раскольник 27-ми лет, убивший топором в январе 1865 г. в Москве двух старух (кухарку и прачку) с целью ограбления их хозяйки, мещанки Дубровиной. Из железного сундука были похищены деньги, серебряные и золотые вещи. Убитые были найдены в разных комнатах в лужах крови (газета «Голос» 1865 г., 7-13 сентября).

2. А. Т. Неофитов.

Московский профессор всеобщей истории, родственник по материнской линии тётки Достоевского купчихи А. Ф. Куманиной и наряду с Достоевским один из её наследников. Неофитов проходил по делу подделывателей билетов 5%-го внутреннего займа (сравните мотив мгновенного обогащения в сознании Раскольникова).

Французский преступник, для которого убийство человека было тем же самым, что «выпить стакан вина»; оправдывая свои преступления, Ласенер писал стихи и мемуары, доказывая в них, будто он «жертва общества», мститель, борец с общественной несправедливостью во имя революционной идеи, якобы подсказанной ему социалистами-утопистами (изложение процесса Ласенера 1830-х годов на страницах журнала Достоевского «Время», 1861 г., №2).

Литературоведы о персонаже

Исторические прототипы Раскольникова

Михаил Бахтин , указывая на исторические корни образа Раскольникова, отмечал, что нужно внести существенное исправление: речь идёт скорее о «прототипах образов идей» этих личностей, нежели о них самих, причём идеи эти трансформируются в общественном и индивидуальном сознании согласно характерным особенностям эпохи Достоевского.

В марте 1865 года выходит книга французского императора Наполеона III «Жизнь Юлия Цезаря», где отстаивается право «сильной личности» нарушать любые нравственные нормы, обязательные для обыкновенных людей, «не останавливаясь и перед кровью». Книга вызвала ожесточенную полемику в русском обществе и послужила идейным источником теории Раскольникова. «Наполеоновские» черты образа Раскольникова несомненно несут следы воздействия образа Наполеона в интерпретации А. С. Пушкина (противоречивая смесь трагического величия, подлинного великодушия и безмерного эгоизма, приводящего к фатальным последствиям и краху,- стихотворения «Наполеон», «Герой»), как, впрочем, и отпечаток эпигонского «наполеонизма» в России («Мы все глядим в Наполеоны» - «Евгений Онегин»). Сравните слова Раскольникова, втайне сближавшего себя с Наполеоном: «Страдание и боль всегда обязательны для широкого сознания и глубокого сердца. Истинно великие люди, мне кажется, должны ощущать на свете великую грусть». Сравните также провоцирующе-иронический ответ Порфирия Петровича «Кто ж у нас на Руси себя Наполеоном теперь не считает?» Реплика Заметова тоже пародирует повальное увлечение «наполеонизмом», ставшее пошлым «общим местом»: «Уж не Наполеон ли какой будущий нашу Алёну Ивановну на прошлой неделе топором укокошил?»

В том же ключе, что и Достоевский, «наполеоновскую» тему решал Л. Н. Толстой («наполеоновские» амбиции Андрея Болконского и Пьера Безухова и их полное разочарование в «наполеонизме»). Достоевский, безусловно, учитывал, кроме того, комический аспект образа Наполеона, запечатленный у Н. В. Гоголя (Чичиков в профиль - почти Наполеон). Идея «сверхчеловека» , наконец, разрабатывалась в книге М. Штирнера «Единственный и его собственность», которая имелась в библиотеке Петрашевского (В. Семевский) и послужила еще одним источником теории Раскольникова, ибо статья его, разбираемая Порфирием Петровичем, написана «по поводу одной книги»: это может быть книга Штирнера (В. Кирпотин), Наполеона III (Ф. Евнин) или трактат Т. де Квинси «Убийство как одно из изящных искусств» (А. Алексеев). Подобно тому как Магомет в пещере Хира испытывал муки рождения новой веры, Раскольников вынашивает «идею-страсть» (по выражению поручика Пороха, Раскольников - «аскет, монах, отшельник»), считает себя пророком и провозвестником «нового слова». Закон Магомета, по мысли Раскольникова, закон силы: Магомета Раскольников представляет с саблей, он палит из батареи («дует в правого и виноватого»). Выражение Магомета о человеке как «дрожащей твари» становится лейтмотивом романа и своеобразным термином теории Раскольникова, поделившим людей на «обыкновенных» и «необыкновенных»: «Тварь ли я дрожащая или право имею? < …> Велит Аллах, и повинуйся, „дрожащая“ тварь!» (Сравните: «И пришёл я со знаменем от вашего господа. Побойтесь же Аллаха и повинуйтесь мне», - Кор. , 2,44,50). Сравните также А. С. Пушкина: «Люби сирот, и мой Коран // Дрожащей твари проповедуй» (В. Борисова). Для Достоевского Христос и Магомет - антиподы, а Раскольников отпал от Бога, о чем говорит Соня Мармеладова : «От Бога вы отошли, и вас Бог поразил, дьяволу предал!».

Литературные предшественники Раскольникова

  • Библейский Иов (В. Этов). Точно Иов , Раскольников в состоянии кризиса решает «последние» вопросы, бунтует против несправедливого мироустройства. В эпилоге романа Достоевский подразумевал, что Раскольников, как и Иов, обретёт Бога.
  • Корсар, Лара, Манфред - герои-бунтари лорда Байрона .
  • Жан Сбогар - герой одноимённого романа Ш. Нодье , благородный разбойник и индивидуалист.
  • Ускок из романа Жорж Санд , пират, приобретший богатство и славу ценой преступления.
  • Растиньяк О. Бальзака .
  • Жюльен Сорель из романа Стендаля «Красное и чёрное ».
  • Медард - герой романа Гофмана «Эликсиры сатаны ».
  • Фауст - герой трагедии Гёте .
  • Гамлет - главный персонаж трагедии Шекспира .
  • Франц и Карл фон Моор - персонажи одного из любимых произведений Ф. М. Достоевского драмы Ф. Шиллера «Разбойники ».

С образом последнего особенно тесно связана этическая проблематика романа: Карл Моор и Раскольников равным образом загоняют себя в нравственный тупик. «Карл Моор,- писал

Родион Раскольников эрудированный молодой человек 23 лет, душа которого находится в постоянном поиске. Он не уверен точно, кто он в структуре им же придуманной теории о разделении массы человеческой на два основных типа: «низшие люди» и «собственно люди» .

В первую категорию Раскольников относит «тварей дрожащих» или «материал» — законопослушных, консервативных, заурядных людишек. Во вторую — людей выдающихся, достойных, двигающих мир, имеющих право даже на нарушения законов этики и морали.

Герой надеется, что ему на роду писано быть среди «избранных». Но его беспокоит собственная нерешительность в принятии решений посягающих на нормы нравственности. По сути, за угрюмым, высокомерным и самолюбивым меланхоликом скрывается второе «я» Раскольникова — чуткий, великодушный, добрый человек, любящий свою семью и не желающий никому страданий. Пойдя на кровавое преступление, Раскольников стремился доказать себе, что он сам относится ко второму типу людей, и его впереди ждут особые свершения. Однако результат разочаровал убийцу-теоретика, угрызения совести привели его к выводу, что он глубоко заблуждался.

Роль в сюжете романа

Три года назад Родион Романович Раскольников, рождённый в бедной, но гордой семье, прибыл из глубокой провинции в Петербург для обучения в юридическом университете. Темноглазый шатен выше среднего роста, стройный фигурой и приятный на лицо выходил на улицы Петербурга в жутких лохмотьях и в сильно изношенной, в пятна и дырах шляпе. Герой находился на грани нищеты и не мог более оплачивать своей учёбы и проживания в большом городе.

Этот неприятный факт подтолкнул его к свершению чудовищного преступления. Несколько раз Родион обращался за займами к Алёне Ивановне, скупой и неприятной бабке, наживающейся на безвыходных ситуациях терпящих серьёзную нужду людей. Студент убил топором старуху, выдающую деньги под проценты и залог, и её тихую сестру Лизу, случайно ставшую свидетельницей происшествия. За совершённое им преступление задержан безвинный человек.

О причастности Раскольникова догадывается следователь, но доказательств нет — если не брать в расчёт «теорию Раскольникова» и его неоднозначное, нервное, депрессивное поведение. Родион знакомится с семьёй Мармеладовых и неожиданно находит сочувствие в лице Сонечки, которая жертвуя своей честью, зарабатывает на панели, чтобы прокормить своих сводных братьев и сестёр. Его гнетёт глобальная разница мотивов его преступления и преступления бедной девушки. Состояние душевного раскола нарастает с каждым днём.

Не в силах примириться с самим собой Раскольников ссорится с матерью и сестрой, с единственным другом, отказывается от сочувствия Сонечки и, в конце концов, является в полицию с повинной. После суда героя ждут каторга и ссылка. Вместе с ним уже по собственной воле отбывать наказание едет сочувствующая ему Соня Мармеладова. Рядом с ней Раскольников обретёт счастье и по-настоящему раскается в совершённых грехах.

Цитаты Раскольникова

Страдание и боль всегда обязательны для широкого сознания и глубокого сердца. Истинно великие люди, мне кажется, должны ощущать на свете великую грусть.

Человек он умный, но чтоб умно поступать — одного ума мало.

Смогу ли я переступить или не смогу! Осмелюсь ли нагнуться и взять или нет? Тварь ли я дрожащая или право имею!

Ко всему-то подлец-человек привыкает!

- … я слишком много болтаю. Оттого и ничего не делаю, что болтаю. Пожалуй, впрочем, и так: оттого болтаю, что ничего не делаю.

Все в руках человека, и все-то он мимо носу проносит, единственно от одной трусости... это уж аксиома... Любопытно, чего люди больше боятся? Нового шага, нового собственного слова они всего больше боятся...

Власть даётся только тому, кто посмеет наклониться и взять её. Тут одно только, одно: стоит только посметь!

Чем хитрей человек, тем он меньше подозревает, что его на простом собьют. Хитрейшего человека именно на простейшем надо сбивать.

Мелочи, мелочи главное!.. Вот эти-то мелочи и губят всегда и всё...

И я теперь знаю, Соня, что кто крепок и силен умом и духом, тот над ними и властелин! Кто много посмеет, тот у них и прав. Кто на большее может плюнуть, тот у них и законодатель, а кто больше всех может посметь, тот и всех правее! Так доселе велось и так всегда будет!

Я ведь не старушонку убил, я себя убил!

При неудаче всё кажется глупо!

Дело ясное: для себя, для комфорта своего, даже для спасения себя от смерти, себя не продаст, а для другого вот и продает! Для милого, для обожаемого человека продаст!

Хлеб-соль вместе, а табачок врозь.

Одним словом, я вывожу, что и все, не то что великие, но и чуть-чуть из колеи выходящие люди, то есть чуть-чуть даже способные сказать что-нибудь новенькое, должны, по природе своей, быть непременно преступниками, — более или менее, разумеется.

Которого практически сразу стал нарицательным в русской литературе. Этот персонаж в начале романа стоит перед дилеммой - сверхчеловек он или обычный гражданин.

В романе «Преступление и наказание» Федор Достоевский проводит читателя по всем этапам принятия решения и раскаяния после содеянного.

Преступление и наказание

Теория преступления Родиона Раскольникова, которой он пытается решить более глобальные вопросы, впоследствии проваливается. Достоевский в своем романе показывает не только вопросы зла и добра и преступления с ответственностью. Он на фоне моральных разногласий и борьбы в душе у юноши показывает повседневную жизнь петербургского общества девятнадцатого века.

Раскольников, образ которого буквально после первого выхода романа стал именем нарицательным, страдает от несовпадения своих мыслей и планов с реальностью. Он написал статью об избранных, которым позволено все, и пытается проверить, принадлежит ли он к последним.

Как мы убедимся позже, даже каторга не изменила то, что мыслил о себе Раскольников. Старуха-процентщица стала для него всего лишь принципом, через который он переступил.

Таким образом, в романе Федора Михайловича Достоевского сквозь призму страданий бывшего студента раскрываются многие философские и морально-этические вопросы.

Прелесть произведения заключается в том, что автор показывает их не с точки зрения монологов главного героя, а в столкновении с другими персонажами, выступающими как двойниками, так и антиподами Родиона Раскольникова.

Кто такой Раскольников?

Родион Раскольников, образ которого потрясающе описан Федором Михайловичем Достоевским, был бедным студентом. Жизнь в Санкт-Петербурге никогда не была дешевой. Поэтому без постоянного заработка этот молодой человек скатывается в беспросветную нищету.

Родион был вынужден даже бросить учебу в университете, так как не хватало средств ни на что. Впоследствии, когда разберемся с разными гранями его личности, мы убедимся, что этот студент долгое время жил в мире иллюзий.

Итак, почему же Раскольников убийство считал единственным правильным шагом к будущему? Неужели невозможно было пойти другим путем? Далее мы разберемся с мотивами поступка и ситуациями в жизни, которые привели к подобной задумке.

Для начала дадим описание Раскольникова. Он был стройным молодым человеком в возрасте двадцати трех лет. Достоевский пишет, что рост у Родиона был выше среднего, глаза темные, а цвет волос - темно-русый. Далее автор рассказывает, что из-за бедственного одежда студента больше напоминала лохмотья, в которых обычному человеку совестно будет на улицу выйти.

В статье мы рассмотрим какие события и встречи повлекли преступление Раскольникова. Сочинение в школе обычно требует раскрытия его образа. Данная информация способна помочь выполнить это задание.

Итак, в романе мы видим, что Родион, начитавшись западных философов, склонен делить общество на людей двух типов - «твари дрожащие» и «право имеющие». Здесь находит отражение ницшеанская идея сверхчеловека.

Вначале он даже относит себя ко второй категории, что собственно и приводит к убийству им старухи-процентщицы. Но после данного злодеяния Раскольников оказывается неспособным выдержать груза преступления. Оказывается, что юноша изначально относился к обычным людям и не был сверхчеловеком, которому все дозволено.

Преступные прообразы

Литературоведы долгие годы спорили, откуда появился такой персонаж, как Родион Раскольников. Образ этого человека можно проследить как в сообщениях прессы того времени, в литературных произведениях, так и в биографиях знаменитых людей.

Получается, что своим появлением главный герой обязан различным людям и сообщениям, которые были известны Федору Достоевскому. Сейчас мы осветим преступные прообразы Родиона Раскольникова.

В прессе девятнадцатого века известны три случая, которые могли повлиять на формирования сюжетной линии главного героя «Преступления и наказания».

Первым было описанное в сентябре 1865 года в газете «Голос» преступление молодого двадцатисемилетнего приказчика. Его звали Чистов Герасим, и среди знакомых юноша считался раскольником (если свериться по словарю, этот термин в иносказательном понимании означает человека, который поступает вразрез с общепринятыми традициями).

Убил топором двух старых прислужниц в доме одной мещанки, Дубровиной. Кухарка и прачка помешали ему ограбить помещение. Преступник вынес золотые и серебряные предметы и деньги, которые украл из обитого железом сундука. Старух обнаружили в лужах крови.

Злодеяние практически совпадает с событиями романа, однако наказание Раскольникова было немного другим.

Второй случай известен из второго номера журнала «Время» за 1861 год. Там был изложен знаменитый «процесс Ласенера», происходивший в 1830-х годах. Этот человек считался серийным французским убийцей, для которого жизни других людей не значили ровным счетом ничего. Для Пьера-Франсуа Ласенера, как говорили современники, было одинаковым «что убить человека, что выпить стакан вина».

После ареста он пишет мемуары, стихи и прочие произведения, в которых старается оправдать свои преступления. По его версии, он был под влиянием революционной идеи «борьбы с несправедливостью в обществе», которую ему внушили социалисты-утописты.

Наконец, последний случай связан с одним знакомым Федора Михайловича Достоевского. Профессор истории, москвич, родственник купчихи Куманиной (тетки писателя) и второй претендент на ее наследство (наравне с автором «Преступления и наказания»).

Его фамилия была Неофитов, а задержан он был в ходе процесса о выпуске фальшивых билетов внутреннего займа. Считается, что именно его случай натолкнул писателя вложить в мысли Родиона Раскольникова идею мгновенного обогащения.

Исторические прототипы

Если говорить о знаменитых людях, которые повлияли на формирование образа молодого студента, то здесь речь пойдет больше об идеях, чем о реальных событиях или личностях.

Давайте познакомимся с рассуждениями великих людей, которые могли сформировать описание Раскольникова. Кроме того, все их трактаты просматриваются на страницах романа в репликах второстепенных персонажей.

Итак, без сомнения, на первом месте находится произведение Наполеона Бонапарта. Его книга «Жизнь Юлия Цезаря» быстро стала бестселлером девятнадцатого века. В ней император показал обществу принципы своего мировоззрения. Корсиканец считал, что среди общей массы человечества изредка рождаются «сверхлюди». Главное отличие этих индивидуумов от других в том, что им позволено нарушать все нормы и законы.

В романе мы видим отражение этой мысли постоянно. Это и статья Родиона в газете, и размышления некоторых персонажей. Однако Федор Михайлович показывает разнообразное понимание смысла фразы.

Наиболее циничный вариант воплощения идеи в жизнь у бывшего студента. Кого убил Раскольников? Старуху-процентщицу. Однако сам Родион видит событие по-разному в отдельных частях романа. Вначале юноша считает, что «это ничтожнейшее создание» и «убив одно существо, он поможет сотням жизней». Позже мысль перерождается в то, что жертва была не человеком, а «раздавленной вшой». И на последнем этапе молодой человек приходит к выводу, что убил свою собственную жизнь.

Свидригайлов и Лужин также внесли наполеонские мотивы в свои поступки, однако о них речь будет идти позже.

Кроме книги французского императора, похожие идеи были в работах «Единственный и его собственность» и «Убийство как одно из изящных искусств». Мы видим, что в течение романа, студент носится с «идеей-страстью». Но данное событие больше похоже на неудачный эксперимент.

В конце романа мы видим, что на каторге Раскольников понимает ошибочность поведения. Но окончательно юноша не расстается с идеей. Это видно из его мыслей. С одной стороны он сокрушается о загубленной молодости, с другой - сожалеет о том, что признался. Если бы выдержал, может и стал бы для себя «сверхчеловеком».

Литературные прототипы

Описание Раскольникова, которое можно дать образу персонажа, аккумулирует в себе различные мысли и поступки героев других произведений. Федор Михайлович Достоевский через призму сомнений молодого юноши рассматривает многие социальные и философские проблемы.

Например, одинокий герой, бросающий вызов обществу, существует у большинства писателей-романтиков. Так, лорд Байрон создает образы Манфреда, Лары и Корсара. У Бальзака мы узнаем сходные черты в Растиньяке, а у Стендаля - в Жюльене Сореле.

Если учесть, кого убил Раскольников, можно провести аналогию с пушкинской «Пиковой дамой». Там Германн старается обрести богатство за счет старой графини. Примечательно, что старуху у Александра Сергеевича звали Лизаветой Ивановной и юноша ее убивает морально. Достоевский же пошел дальше. Родион реально забирает жизнь женщины с таким именем.

Кроме этого, достаточно большое сходство есть с персонажами Шиллера и Лермонтова. У первого в произведении «Разбойники» есть Карл Моор, который сталкивается с такими же этическими проблемами. А в «Герое нашего времени» Григорий Александрович Печорин находится в схожем состоянии морального экспериментирования.

Да и в других произведениях Достоевского существуют похожие образы. Прежде это «Записки подполья», позже - Иван Карамазов, Версилов и Ставрогин.

Таким образом, мы видим, что Родион Раскольников совмещает в себе противостоящего обществу, и реалистического персонажа со своим окружением, происхождением и планами на будущее.

Пульхерия Александровна

Мать Раскольникова своей провинциальной наивностью и простодушием оттеняет образы столичных жителей. Она воспринимает события более упрощенно, на многое закрывает глаза, кажется, не в состоянии понять. Однако в конце романа, когда вырываются в предсмертном бреду ее последние слова, мы видим, насколько ошибались в предположениях. Эта женщина воспринимала все, однако не показывала водоворот страстей, который бушевал у нее в душе.

В первых главах романа, когда нам представляется Родион Раскольников, письмо матери оказывает значительное влияние на его решение. Сведения о том, что сестра готовится «пожертвовать собой ради блага брата», повергают студента в мрачное настроение. Он окончательно утверждается в мысли убить старуху-процентщицу.

Здесь к его замыслам добавляется стремление уберечь Дуню от проходимцев. Награбленного, по рассуждению Раскольникова, должно хватить, чтобы не нуждаться в финансовых подачках будущего «мужа» сестры. Впоследствии Родион знакомится с Лужиным и Свидригайловым.

Сразу после того, как первый пришел к нему представиться, юноша принимает его в штыки. Почему так поступает Раскольников? Письмо матери прямо говорит, что подлец и плут. Он развивал при Пульхерии Александровне мысль, что лучшая жена - из бедной семьи, так как она полностью во власти мужа.

Из того же письма бывший студент узнает о грязных домогательствах помещика Свидригайлова к сестре, которая работала у них гувернанткой.

Поскольку у Пульхерии Александровны не было мужа, то Родя становится единственной опорой семьи. Мы видим, как мать опекает и заботится о нем. Невзирая на его грубое поведение и необоснованные упреки, женщина стремится помочь всеми силами. Однако она не может пробиться сквозь стену, которую сын выстроил вокруг себя в попытке оградить семью от будущих потрясений.

Дуня

В романе Федор Михайлович Достоевский иллюстрирует различные жизненные позиции и личные философии через противопоставление персонажей. Например, Дуня и Раскольников. Характеристика брата и сестры схожа во многих моментах. Они внешне привлекательны, образованы, мыслят самостоятельно и склонны к решительным поступкам.

Однако Родиона подкосила нищета. Он разуверился в доброте и искренности. Мы видим постепенную деградацию его социальной жизни. В начале романа сообщается, что Раскольников - бывший студент, однако сейчас он вынашивает планы «получения богатства в одночасье».

Авдотья Романовна же, его сестра, стремится к лучшему счастливому будущему, но на более реалистичных позициях. Она, в отличие от брата, не мечтает о моментальном богатстве и не питает романтических иллюзий.

Кульминация их противопоставления выражается в готовности к убийству. Если Раскольникову удается и он идет на это, чтобы доказать себе собственное превосходство, то у Дуни дела обстоят совершенно иначе. Она готова забрать жизнь Свидригайлова, но только из-за самозащиты.

Наказание Раскольникова мы видим в течение большей части романа. Оно начинается не на каторге, а сразу после смерти старухи. Терзающие сомнения и переживания по поводу хода следствия мучают студента больше, чем последующие годы в Сибири.
Дуня же, отстояв свое право на свободу, получает в награду счастливую жизнь в Петербурге.

Таким образом, сестра Раскольникова оказывается более активной, чем мать. И ее влияние на брата сильнее тем, что они обоюдно заботятся друг о друге. Он видит определенную отдушину в том, что помогает ей найти вторую половинку.

Раскольников и Мармеладов

Мармеладов и Раскольников фактически являются полной противоположностью. Семен Захарович является вдовцом, титулярным советником. Он достаточно пожилой для этого чина, однако его поступки объясняют подобный поворот событий.

Мы узнаем, что он безбожно пьет. Взяв в жены Екатерину Ивановну с детьми, Мармеладов переезжает в столицу. Здесь семья постепенно опускается на дно. Доходит до того, что родная дочь идет на панель, чтобы прокормить семью, пока Семен Захарович «валяется пьяненький».

Но в формировании образа Раскольникова имеет значение один эпизод с участием этого второстепенного персонажа. Когда юноша возвращался с «рекогносцировки» будущего места преступления, он оказался в трактире, где познакомился с Мармеладовым.

Ключевой является одна фраза из исповеди последнего. Он, обрисовывая вопиющую нищету, говорит «нет совершенно никаких преград». Родион Романович оказывается в мыслях в этом же положении. Бездействие и мрачные фантазии привели его в крайне бедственное положение, из которого он видел только один выход.

Получается, что разговор с титулярным советником накладывается на отчаяние, которое испытывал бывший студент после прочтения письма от матери. Вот с такой дилеммой сталкивается Раскольников.

Характеристика Мармеладова и его дочери Сони, которая впоследствии станет окном в будущее для Родиона, сводится к тому, что они покорились фатализму. В начале юноша пытается повлиять на них, помочь, изменить жизнь. Однако в конце он гибнет под прессом вины и отчасти принимает взгляды и жизненную философию Сони.

Раскольников и Лужин

Лужин и Раскольников похожи в неуемном тщеславии и эгоизме. Однако Петр Петрович намного мельче душонкой и глупее. Себя он считает успешным, современным и респектабельным, говорит, что создал сам себя. Однако по факту оказывается всего лишь пустым и лживым карьеристом.

Первое знакомство с Лужиным происходит в письме, которое Родион получает от матери. Именно от брака с этим «подлецом» юноша пытается спасти сестру, что и подталкивает его на преступление.

Если сравнить эти два образа, оба мнят себя практически «сверхлюдьми». Но Родион Раскольников более молодой и подвержен романтическим иллюзиям и максимализму. Петр Петрович же, наоборот, все старается загнать в рамки своей глупости и узколобости (хотя сам себя считает очень умным).

Кульминация противостояния этих героев происходит в «нумерах», где незадачливый жених по собственной жадности поселил невесту с будущей тещей. Здесь в крайне мерзкой обстановке он показывает свое истинное лицо. И результатом становится окончательный разрыв с Дуней.

Позже он попытается скомпрометировать Соню, обвинив ее в воровстве. Этим Петр Петрович хотел доказать несостоятельность Родиона в выборе знакомых, которых он вводит в семью (ранее Раскольников познакомил дочку Мармеладова с матерью и сестрой). Однако его гнусный план проваливается, и он вынужден сбежать.

Раскольников и Свидригайлов

В романе «Преступление и наказание» Раскольников, образ которого проходит эволюцию в процессе развития событий, сталкивается со своими антиподами и двойниками.

Однако прямого сходства нет ни с одним персонажем. Все герои выступают как противоположность Родиона или имеют более развитую определенную характеристику. Так Аркадий Иванович, как мы знаем из письма, склонен к постоянной погоне за наслаждениями. Он не гнушается и убийством (в этом его единственное сходство с главным героем).

Однако Свидригайлов предстает персонажем с двойственной натурой. Он вроде и рассудительный человек, но разуверившийся в будущем. Аркадий Иванович пытается принуждением и шантажом заставить Дуню стать его женой, но девушка дважды стреляет в него из револьвера. Ей не удалось попасть, но, как результат, помещик теряет всякую надежду на возможность начать жизнь с нуля. В итоге Свидригайлов совершает самоубийство.

Родион Раскольников видит в решении Аркадия Ивановича свое возможное будущее. Он уже несколько раз ходил смотреть на реку с моста, подумывая прыгнуть вниз. Однако Федор Михайлович помогает юноше. Он дает ему надежду в виде любви Сонечки. Эта девушка заставляет бывшего студента признаться в преступлении, а после следует за ним на каторгу.

Таким образом, в данной статье мы с вами познакомились с ярким и неоднозначным образом Родиона Раскольникова. В романе «Преступление и наказание» Достоевский с хирургической точностью препарирует душу преступника, чтобы показать эволюцию от решимости, навеянной иллюзиями, к подавленности, после столкновения с реальностью.



Просмотров