1980 90 года в отечественной культуре.

Духовные и нравственные идеалы

Вместе с кризисом политической системы с середины 80-х годов, сомнению подверглось и сложившееся мировоззрение населения.

Коммунистическая идеология утратила свою значимость на фоне распада мировой системы социализма в общем, и в СССР в частности. Осознание людьми своего места в мире приводило не только к отказу от коммунистических идей, но и от многих сложившихся ценностей и обычаев. В поисках себя часть граждан прибегала к помощи философских и религиозных концепций.

Замечание 1

Двигаясь по принципу «от обратного», на передний план в те годы стали выходить заимствованные у либерального запада индивидуальные и материальные ценности (а не коллективные и духовные, как это было ранее).

Что касается общественных ожиданий, то и здесь настроения менялись одно за другим. Если изначально большая часть населения верила в официальную пропаганду, то по мере нарастания проблем в экономике, внутренней и внешней политике общественное настроение стало постепенно склоняться в сторону национальных ценностей, а не чуждых западных идеалов. Большое распространение получили идеи национализма.

Влияние религии и церкви на общественное сознание

Во все годы кризис общества , его сложившихся идеалов и ценностей напоминал людям о вере. Религиозные настроения в обществе с новой силой развернулись как раз в конце 80-х – начале 90-х годов.

На всей территории Российской Федерации началось активное восстановление храмов, монастырей, мечетей и синагог.

Однако в церковной среде не все было столь радужно, ведь распад СССР сказался и на ней:

  • В Прибалтийских странах власти потребовали передачи приходов и имущества РПЦ под управление Константинопольского патриархата.
  • На Украине и вовсе часть церковного руководства объявила о независимости своей православной церкви, что привело к расколу православия в этой стране.
  • Введение демократического начала в религиозной жизни привело к появлению и распространению в России различных сект, часть из которых была довольно радикальными.
  • Традиционные конфессии столкнулись с необходимостью сохранять свои позиции в борьбе за верующих.

Развитие искусства

Основными факторами в развитии российской культуры 90-х годов стало:

  • снятие ограничений на свободу творчества;
  • резкое сокращение государственного финансирования учреждений культуры;
  • серьезное снижение общекультурного уровня населения.

Произведения кинематографа

Многие культурные деятели стали работать в таких направлениях, как постмодернизм, неоавангардизм и концептуализм. Однако у этого процесса была и обратная стороны – подобное выражение искусства нашло признание лишь у узкого круга почитателей.

Произведения 90-х годов в традиционном стиле, напротив, получили международное признание.

Пример 1

Среди них стоит выделить, например, такие фильмы, как фильм Н.С. Михалкова «Утомленные солнцем», награжденный «Оскаром» и его же «Сибирский цирюльник»; фильм С. Бодрова «Кавказский пленник», отмеченный специальным призом Каннского кинофестиваля; фильмы А. Балабанова «Брат» и «Брат-2» и т.д.

В это же время возродилось проведение Международного московского кинофестиваля, появился ежегодный всероссийский кинофестиваль «Кинотавр», проходящий в Сочи.

Литературное искусство

Российское литературное творчество также претерпело некоторые изменения. К примеру, стал заметен кризис маститых литераторов прошлых лет, которые пережили в условиях распада единого государства кризис идентичности.

Для большинства писателей советского периода стало характерно создание публицистических произведений, в большинстве из которых подвергались критике общественные преобразования 90-х годов.

Литературная жизнь того времени также открыла много новых имен, некоторые из которых стали символами поколения.

Пример 2

К примеру, большую популярность обрел молодой писатель Виктор Пелевин, наиболее известными романами которого стали «Чапаев и пустота» и «Generation П». Его творчество отличали как фантастические сюжеты, так и преувеличенное философски-метафизическое отношение ко всему советскому.

В поэзии признанными лидерами 90-х стали Александр Еременко («Громадный том листали наугад...») и Иван Жданов («Пророк»).

Замечание 3

К числу отличительных черт новой литературы относилась ирония над советским наследием и ценностями, а также постоянный поиск необычных форм самовыражения авторов.

Проблемы развития российской культуры в 90-е годы

Стоит отметить, что развитие российской культуры и науки в 90-е годы носило все же противоречивый характер, как и в целом положение в стране.

С одной стороны, в Россию пришла полная свобода творчества, больше не контролируемая государством.

С другой же – отсутствие государственной финансовой поддержки в условиях рыночной экономики и спад интереса граждан к потреблению культурных ценностей приводило к невозможности реализации новой российской культуры в полной мере.

Музыка 90-х годов - это, можно сказать, современная музыка, мы все ее помним, знаем, любим, а многие авторы, завоевавшие популярность в те годы, остаются популярными и сейчас. И все же приоритеты у всех разные. Техно, готика, латино, диджи-мьюзик, рэп, альтернативный рок, панк - можно было бы долго перечислять все, чем одарил слушателя этот период.Для одних 90-е остались эпохой Элтона Джона и его сингла Sacrifice, для других - это Уитни Хьюстон, чья слава, начавшаяся в 80-х, только росла, для третьих - это триумф Ace of Base, шведской группы, запустившей в начале декады мелодию Happy Nation. В те же годы стал знаменитым еще один шведский музыкант - Dr. Alban, яркий представитель евродэнса. Нигериец по происхождению и стоматолог по образованию Доктор Альбан подарил миру хит, долго не утративший своей прелести - It’s My Life.

Что касается рока, то к 90-м в нем образовалось множество новых стилей, течений направлений. Один из самых заметных стилей рока в 90-х был гранж. Этот стиль зародился в музыке групп города Сиэттла, на тот момент одной из столиц рок-музыки. В авангарде гранжа - депрессивного и отчаянного - шла группа Nirvana. Курт Кобейн, ее лидер, чья жизнь так трагически закончилась тогда же в 90-е (1994), был назван голосом поколения. Для многих именно эта группа осталась самой знаковой группой 90-х.

Во второй половине 90-х электронная музыка открыла свой новый этап. И немало этому способствовала группа The Prodigy, особенно внушительно у них прозвучало две песни: Smack My Bitch Up и Breathe. Эта группа вполне может быть названа основоположницей стиля бигбит. Несколько выдающихся хитов в эти годы запустили группы Blur, игравшая в разные годы брит-поп, инди-рок, психоделический рок, электронную музыку, и Radiohead, которую причисляли то к альтернативному року, то к арт-року.

Все это британские группы и перечисляя их, невозможно не упомянуть одну из самых успешных групп 90 -х Oasis, ставшую лучшим наследником всех рок-групп 80-х и развившую старые традиции. В 1990 году образовалась и сразу получила мировую популярность ирландская The Cranberries, предложившая мелодичный рок с элементами национального звучания. И, вообще, в то время популярнейший телеканал MTV пестрил различными видеоклипами самых разных групп английских и американских школ рока, где клип кажого музыканта, будь-то группы, не был похож один на другой с удивительными сценариями и сюжетом.

Будь-то рокеры Aerosmith, зажигательные Red Hot Chili Peppers, эксперементирующие U2 и молодые малоизвестные английские бенды Supergrass и Pulp, все они ежегодно занимали позиции в топ-100 Billboard и MTV Greatest Hits.

90-е годы явили миру такого фаворита как Робби Уильямс. В 1994 году он начал успешную сольную карьеру, а начинал в группе Take That. Изначально эта группа была создана в надежде на такой же фурор, какой произвел один из первых бой-бандов New Kids on the Block, имевший ошеломляющий успех в конце 80-х и начале 90-х. Эта группа закончила свое существование в 1994 году. Зато тогда же образовалась сразу ставшая любимой целым поколением группа Backstreet Boys из Орландо, США. Этот же год дал миру Spice Girls - британский женский коллектив, вслед за которым появилось множество копий и подражаний.

Это десятилетие было сложным для британского коллектива The Verve: он то собирался, то распадался. Но когда в 1997 году появился сингл Bitter Sweet Symphony, то стало ясно: свой вклад в копилку мировой музыки группа сделала.

Многие группы, образованные раннее, использовали это десятилетие для дальнейшего набора высоты. Среди них уже любимая в хард-роке Metallica, слегка изменившая свое звучание и выпустившая несколько отличных альбомов. То же можно сказать и о Pet Shop Boys, работавшем в классическом направлении евродэнса. В это десятилетие калифорнийцы из Red Hot Chili Peppers заключили контракт с "Уорнер брозерс", что послужило толчком к созданию новых хитов, а альбом Californication стал легендой.

Одной из самых знаковых песен этого десятилетия стала песня My Heart Will Go On канадской певицы Селин Дион. Использование ее в фильме «Титаник» принесло певице славу и Оскара. 1999 год многим запомнился появлением Бритни Спирс с альбомом …Baby One More Time. В этом же году мир активно завоевывала латинская музыка и созвучная ей: Дженифер Лопес, Рики Мартин, Энрике Иглесиас.

В России в это время: в группе «Браво» в 90-м появился новый солист Валерий Сюткин, стиляги из Москвы на пике популярности. «Агата Кристи» из Екатеринбурга выпустила альбомы «Декаданс», «Позорная звезда», «Опиум» - и покорила стадионы. В 1997 году из далекого Приморья пробился «Мумий Троль». «Машина времени» выпустила две программные баллады «Однажды мир прогнется под нас» и «Он был старше ее», которые тоже стали своеобразными знаками эпохи.

После краха СССР, российское общество стояло на распутье: коммунистическая идеология бесповоротно отошла в прошлое, а новые идеи, позаимствованы с Запада, не смогли окончательно прижиться. Это поспособствовало к возврату истинно русских культурных тенденций и внедрение их в духовную жизнь.

Однако перемены в духовной жизни не носили исключительно положительный характер. Далеко не всем гражданам Российской федерации в этот период были доступны пути поиска нравственных идеалов. Рост преступности и нестабильное материальное положение населения значительно препятствовали духовному развитию.

Влияние церкви на общество

Свобода вероисповедания и мировоззрения, которая была под запретом многие года, в этот период вновь была предоставлена гражданам. Уже в начале 1992 года верующими себя считало более 55% населения.

Церковь выступала в роли объединяющего звена русского общества. На территории государства России, начиная с 1993 года, проводилось массовое строительство культовых сооружений синагог, мечетей, церквей. Большим спросом пользовалась церковная литература, возродились паломничества верующих в святые места.

Однако подобная свобода имела и негативную сторону. Вместе с мировыми религиями, на территории России расцветали всевозможные лжехристианские секты и течения, многие из которых носили радикальный характер.

Лидеры таких объединений, зачастую, противозаконными путями отнимали у своих адептов недвижимость и денежные ресурсы, манипулируя сознанием людей. К концу 90-х годов лжеучители были полностью изолированы от гражданского общества, многие из них были осуждены за мошенничество.

Культура в 90-х годах

Политические и социальные изменения не могли отразиться и на российской культуре этого периода. Сокращение финансирования со стороны государства привели к значительному упадку уровня культурного развития в первой половине 90-х годов.

Главной особенностью культурной жизни было полное отвержение социального реализма. Деятели искусства все чаще обращались к концептуализму и пост-модернизму, однако признание приходило все же к представителям более консервативных течений, которые предпочитали афишировать свои достижения на публике.

Так фильм Н. Михалкова «Утомленные солнцем» был удостоен премии Оскар в 1995 г. Спустя год, не менее престижной наградой каннского кинофестиваля был награжден С. Бодров за фильм «Кавказский пленник».

Актуальной в этот период стала кино документалистика, в которой остро поднимались темы касаемо советского периода, а также обсуждались дальнейшие пути развития государства. Выпуск художественных фильмов в 90-х годах значительно сократился по причине недостаточного финансирования.

В 90-х значительно развивалась российская литература. Читатели знакомились с именами таких выдающихся литераторов как В. Аксенова, В. Астафьева, Ю. Нагибина. Г. Бакланова.

Во второй половине 80-х годов в России второй раз за столетии произошла настоящая культурная революция. Ценности советского образа жизни и советской культуры были не просто поставлены под сомнение, но и отвергнуты, как тоталитаристские, антигуманные и непрогрессивные. Главная причина обвала заключалась не столько в неготовности интеллигенции защищать лучшие традиции социалистической культуры, сколько в отчуждении рядового человека от духовных идеалов эпохи Октября. Богатейший потенциал духовных ориентаций социализма глубоко не проник в душу каждого гражданина, не охватил всех социальных слоёв.

В обществе возникли и новые реалии культурной жизни. В условиях свободно формирующегося рынка зарубежная культурная продукция значительно потеснила отечественную. Следствием стало резкое снижение качества и количества российской продукции. Исчезла целая отрасль культуры - кинотеатр. Это определило перестройку общественного сознания на индивидуальный лад. Глубоко развившаяся социальная апатия сказалась на падении посещаемости и других зрелищных мест: театров, концертных залов, художественных выставок. Молодое поколение, поставленное иностранной кинопродукцией вне традиционных духовно-нравственных ориентиров, всё глубже впитывает чуждые образцы.

Старт перестройки в области культуры дала политика управляемой гласности, провозглашенная в 1987 г. Вскоре ее реализация показала, что расширение пределов гласности неизбежно должно привести к снятию всяческих барьеров для распространения информации.

Вторая половина 1960-х - 1985 год - так называемая эпоха «застоя»;

1985-1991 год - «Перестройка» и распад СССР.

Процесс постепенно вошел в неуправляемое русло. Он начался с расширения самостоятельности творческих коллективов, традиционная идеологическая опека над которыми сначала была ослаблена, а затем и вовсе снята. Принятое на правительственном уровне решение о прекращении глушения западных радиостанций фактически легализовало свободу соревнования в сфере идей и средств их распространения. Информационный взрыв поставил перед обществом много новых проблем. Как предотвратить отступление от социалистических принципов и гарантировать при этом свободу волеизъявления? Как соблюсти границы государственной тайны и поставить пределы вмешательству информационных служб в личную жизнь граждан? Важнейшим рубежом в развертывании процесса гласности стало введение с 1 августа 1990 г. Закона о печати. В первом же его параграфе декларировалась свобода средств массовой информации и недопущение их цензуры. Так гласность ввели в неуправляемое русло.

Насаждаемый с экранов идеал сильной, удачливой, всепобеждающей личности, идущей напролом во имя своих целей, глубоко чужероден национальному сознанию с его сострадательностью, всетерпимостью, отзывчивостью, добротой. Это углубляет пропасть между поколениями, делает невозможным понимание молодежи и стариков. Большую и серьезную проблему представляет стихийное массовое распространение в стране религиозных сектантских группировок, которые затягивают в свои сети подрастающее поколение, вырывая его с корнями из родной почвы. Все это дополняется резким усилением неравномерности доступа к потреблению культурных благ, особенно отрицательно сказывающей на процессе образования подрастающего поколения.

Поскольку к середине 1980-х годов советское государство исчерпало большую часть своих творческих сил, пришло в стадию стагнации и переоценки социалистических идеалов в силу их резкого расхождения с жизненными реалиями, новый лидер компартии М.С. Горбачёв объявил курс на «Перестройку». В период перестройки, начавшейся с новой культурной политики, проповедующей гласность и плюрализм мнений, произошло «возвращение» творческого наследия деятелей искусства, находившихся ранее под идеологическим запретом (А.И. Солженицына, Б.Л. Пастернака, М.А. Булгакова, В.В. Набокова и др.). В сфере искусства человек творчества теперь мог вздохнуть более свободно. Однако система образования и фундаментальная наука, долгое время являвшиеся предметом национальной гордости, вследствие неудачного реформирования приходят к состоянию кризиса, из которого они не выбрались до сих пор. Отсутствие государственной поддержки, падение престижа и потеря понимания социальной значимости работы учёного привело к «утечке мозгов» за границу, уходу их в коммерцию и другие сферы деятельности.

Существенной стороной перестройки стала гласность. Наиболее последовательно феномен «гласности» проявил себя во всех ипостасях культуры. Начиная с 1987 г. в стране было опубликовано и показано на кино- и телеэкранах практически всё, что было запрещено и недоступно советскому человеку на протяжении всего 20 века. Отечественная журналистика и электронные СМИ, вышедшие из-под цензурного контроля, раскрывали и раскручивали любые темы, разоблачали всех и вся.

В итоге пафос разоблачения обернулся потоком «чернухи», которая заполнила страницы книг, газет и журналов, экраны телевизоров и кинотеатры, сценические площадки. Очернительству подвергся весь советский период развития культуры России. В результате в «перестроечном» российском обществе проявил себя глубокий духовный кризис, выразившийся:

В росте нигилистических настроений;

В возвеличивании культа наживы и индивидуального преуспевания за счёт другого;

В разрушении привычных нравственных ориентиров.

Изменения происходили во всех сферах жизни общества - политической, экономической, социальной, культурной. Одними из первых на эти изменения отреагировали деятели кино. V съезд кинематографистов, состоявшийся в мае 1986 г., продемонстрировал не только взрыв протеста против так надоевших канонов «социалистического реализма» и давящей цензуры, но и, как скоро окажется, разрыв с гуманистической традицией советского кино трёх последних десятилетий. Прежнее руководство киносоюза расплачивалось как за саму систему управления искусством, созданную политическим режимом, так и за желание слишком быстрых перемен и амбиции новых руководителей союза. На волне энтузиазма, охватившего творческое сообщество от столь желанной свободы, трудно было представить, какой жесточайший кризис скоро будет переживать отечественный кинематограф.

С середины 90 года советское руководство признало необходимость разрешения частной собственности на средства производства, что в корне поменяло существовавшую до этого общественно-экономическую систему. В 1991 году в стране произошли серьёзные изменения, приведшие к ликвидации СССР. Однако с исчезновением СССР не исчезла советская культура. Будучи явлением весьма противоречивым, она внесла много оригинального и неповторимого в мировую культуру, оставив в благодарной человеческой памяти свой неизгладимый след.

Отечественная культура и "перестройка"

Обновление системы государственного социализма, начатое партийным руководством во главе с М.С. Горбачевым в 1985 году имело большие последствия для всех отраслей культуры. В ходе "перестройки" (1985 - 1991 годы) развернулась интенсивная ломка сложившихся стереотипов во всех направлениях социокультурной жизни. За шесть лет ситуация в культурной жизни изменилась радикальным образом. Исчез монолит "советской культуры", искусственно скрепленный идеологическими догмами. Культурная жизнь стала несравненно сложнее, разнообразнее, многовариантнее.

Перестройка как процесс трансформации советского общества теснейшим образом связана с культурой, игравшей огромную роль в духовной подготовке перемен. Культура стала стержнем идеологической перенастройки общества.

Решающее значение для перемен в культурной жизни общества имела политика гласности . Реформаторы рассматривали гласность как необходимое условие курса на демократизацию и ускорение социально-экономического развития. Были смягчены или частично пересмотрены постулаты официальной идеологии. Классовый подход с его идейной непримиримостью постепенно вытеснялся идеей приоритета общечеловеческих ценностей и "социалистического плюрализма" мнений. Однако разрешенный сверху плюрализм мнений очень быстро вышел за рамки социалистического.

Для "перестройки" характерны идейные разногласия и политическое размежевание художественной интеллигенции, что раскололо некогда единые творческие союзы. Из парадных казенных мероприятий съезды творческой интеллигенции превратились в дискуссии. Появлялись новые группировки, хотя их организационное оформление сдерживалось трудностью раздела собственности, принадлежавшей союзам.

Нестабильность политической и экономической ситуации и облегчение процедуры выезда привели к новой волне эмиграции из страны. Нормализация отношений с Русским Зарубежьем и современные средства транспорта и коммуникации помогали поддерживать единство российской культуры. В СССР стала свободно продаваться эмигрантская периодика.



Ослабление цензуры вызвало бурный поток публикаций на ранее запретные темы. На первый план выдвинулось обсуждение и осуждение "деформаций социализма", которых накопилось немало за 70 лет существования советской власти. Среди авторов острокритических публицистических статей преобладали "шестидесятники".

80-е годы - время сосредоточения художественной культуры вокруг идеи покаяния. Мотив всеобщего греха, плахи заставляет прибегать к таким формам художественного образного мышления как притча, миф, символ ("Плаха" Ч. Айтматова, фильм "Покаяние" Т. Абуладзе).

Смягчение идеологического диктата позволило расширить культурно-информационное пространство, в котором жило общество. Массовый читатель получил доступ к литературе, которая десятилетиями пряталась в спецхранах. За два-три года "толстые" литературно-художественные журналы вернули читателям десятки произведений ранее запрещенных авторов. Граница между подцензурной литературой и самиздатом размывалась. На экраны возвращались "полочные" (не пропущенные в свое время цензурой) фильмы, на сцены театров - "старые новые" пьесы. Началась реабилитация диссидентов.

Характерным явлением духовной жизни конца 80-х годов стало переосмысление истории советского периода. Еще раз нашла своеобразное подтверждение мысль о том, что в России непредсказуемо не только будущее, но и прошлое. Стали публиковаться документы, недоступные ранее даже специалистам. Наблюдался всплеск интереса к публицистическим произведениям и документальной прозе.

Важнейшей особенностью художественной ситуации восьмидесятых годов - является возникновение мощного потока "возвращенной" художественной культуры. Российская общественность получила возможность открыть для себя сознательно изгнанные ранее из отечественной культуры имена и произведения, широко известные на Западе: лауреатов Нобелевской премии Б.Л.Пастернака, А.И.Солженицына, И.Бродского, а также В.В.Набокова, Э.Лимонова, В.Аксенова, М.Шемякина, Э.Неизвестного.

По многообразию творческих стилей, эстетических концепций, пристрастий к той или иной художественной традиции, культура конца 80-х начала 90-х годов напоминает начало XX века в русской культуре.

Отечественная культура как бы добирает несостоявшийся естественный момент своего развития (спокойно пройденный западно-европейской культурой XX века) и насильственно остановленный известными социально-политическими событиями у нас в стране.

Вместе с тем ликвидация цензуры и политика "открытых дверей" в культурном обмене имели и негативную сторону. В страну устремились сотни проповедников различных конфессий, религиозных школ и сект, которые формировали свои отделения в СССР. На смену идеологическому диктату в искусстве пришел диктат рынка. В поток массовой западной культуры вливалась низкопробная отечественная продукция.

К концу перестройки государственная культурная политика должна была решать принципиально новые задачи: как обеспечить поддержку высокого уровня отечественной культуры в рыночных условиях и цивилизованными мерами регулировать распространение массовой культуры.



Просмотров