Духовная сфера жизни общ. Понятие культура, ее виды, типы и функции

Культурой мы называем все, что создано руками и разумом человека, весь искусственный – отличный от природы – мир явлений, который не может существовать без человеческой заботы.

Культура может быть нравственная, научная, экономическая, правовая, политическая и т.д. В обыденномсознании культура сливается с «культурностью», т.е. духовно-нравственным достоянием личности. В числе наиболее ценимых качеств культурного человека упоминаются сознательность, организованность, ответственность, эрудиция, скромность, аккуратность, справедливость.

Культура формирует человека как зрелое человеческое существо - в отличие от животного, которое приобретает родовые признаки прямо от рождения. Вряд ли все родовые признаки получили простор для развития: об этом говорят уникальные способности, присущие немногим людям.

Культура формирует человека как часть социума, когда он усваивает некий обязательный минимум культуры и входит в ту или иную группу со специфическими способами мышления и принципами поведения.

Культура приобщает человека к культурному наследию в более широком объеме, способствует усвоению других культур - иностранные языки, профессиональные навыки, приобретение широкой гуманитарной культуры.

Культура формирует индивидуальность, развивая способности, предуказанные природными задатками, биографией, жизненным опытом.

В свою очередь и культура создается, развивается и сохраняется как отдельными людьми, так и обществом в целом. И отношение общества к культуре обязано быть вполне осмысленным.

Художественная культура, или искусство. Эстетика – система чьих-либо взглядов на искусство.

Толстой: «Вызвать в себе раз испытанное чувство и, вызвав его в себе, посредством движений, линий, красок, звуков, образов, выраженных словами, передать это чувство так, чтобы другие испытали то же чувство, - в этом состоит деятельность искусства.

Искусство есть деятельность человеческая, состоящая в том, что один человек сознательно, известными внешними знаками передает другим испытываемые им чувства, а другие люди заражаются этими чувствами и переживают их».

В этом определенииследует подчеркнуть:

- Сфера искусства – это прежде всего чувства, эмоции.

- Сознательность акта творчества

- Важность намерений субъекта, т.е. творца.

Зритель, читатель, слушатель, может ограничиться ролью объекта, (нравится – не нравится), а может пойти дальше, т.е. попытаться судить о намерениях художника и о том, насколько художник справился со своей задачей. Здесь лишь важно помнить, что художника следует судить по тем законам, которые он сам над собой признает.

Можно разделить искусство на классическое и романтическое (Жирмунский). В классическом искусстве произведение важно само по себе, оно не содержит характера создателя, оно созвучно самой природе. А художник-романтик стремится выразить в первую очередь самого себя, считая, что именно этим он затронет чувства другого человека.

Идеология советских времен большое место отводила рассуждениям о форме и содержании в искусстве.

Гете сказал, что для истинного художника стимулом для творчества является не жизнь, а произведения искусства, созданные другим творцом. Это очень честная мысль, полностью противоречащая установкам коммунистических вождей, по которым художник именно обязан изображать жизнь.

Познание художественного произведения начинается с чисто эмоционального восприятия. Затем приходит желание понять, как, каким способом художник достиг своей цели – заразил тебя своим чувством. В дальнейшем хочется глубже понять художника, ты начинаешь интересоваться другими его произведениями, его личностью, его судьбой. Человек, ощущающий в себе творческие способности, потребности собственного творчества, проникает в творческую лабораторию поразивших его художников, проходя таким образом стадию ученичества.

«… Средство общения людей, соединяющее их в одних и тех же чувствах».

(«Прекрасно то, что нравится независимо от смысла» Кант.)

Культура «народная», «элитарная»и «массовая».

Народная культура – традиционна, однородна, отражает характер народа. Ее источник – село. Она глубока и инертна. Из народной культуры художники черпают материал, переосмысливая его и наполняя философским и нравственным содержанием.

Элитарная культура – творческий авангард, лаборатория. Это группы, студии, кружки, внутри которого говорят на специальном языке, доступном лишь посвященным. Здесь рождаются произведения новые, небывалые, здесь художники учатся друг у друга, здесь рожаются гении.

Массовая культура создается для широких городских масс «индустриальным» способом. В ней много неподлинного, подражательного и стандартизированного. Она заранее рассчитывается на достаточно низкий уровень восприятия.

Разумеется, существуют и промежуточные формы, когда крупномасштабное произведение, рассчитанное на широкие массы, включает в себя элементы как элитарного, так и народного искусства. (Фильм о Штирлице).

Нравственная оценка культуры. Толстой говорил о хорошем или дурном искусстве – в зависимости от того, на какие именно чувства читателя или зрителя воздействует художник. Наиболее важным критерием нравственной оценки является религиозное состояние общества.

В СССР, где господствовали атеизм и псевдорелигиозные культы, искусство во многом заменяло религию. Именно оно произведениями лучших мастеров будило в людях высокую нравственность, давало надежду на будущее.

Проблема сохранения и отбора культуры.

Проблема культурной элиты: поддержка нового и непонятного

Образование. Средства массовой информации.

Нашей культуре предстоит вспомнить свое христианское происхождение - как непосредственно от православия, так и через влияние западного христианства. И уже на этой базе предстоит осмыслить и либо принять, либо отвергнуть новейшие влияния, в изобилии предлагаемые всемирным информационным полем.

Еще и еще раз приходится говорить, что возвращение к христианским основам, к религиозным истокам культуры не означает отказа от достижений гуманизма. Напротив, это спиралеобразное движение вверх, к новой стадии развития, где научная мысль сочетается с религиозным миросозерцанием, где свобода сочетается с ответственностью, где есть Путь, Истина и Жизнь.

Сегодня все это приходится доказывать. Сегодня слишком многие не находят в себе сил преодолеть приобретенный в атеистическом детстве стереотип, по которому для образованного человека вера постыдна. И именно эти люди сегодня формируют телевизионные программы, газетные полосы, организуют массовые "культурные мероприятия". Мы вправе рассчитывать, что деятели культуры первыми преодолеют упомянутый стереотип, тем более, что часть из них сделала это еще в "застойные" годы, когда для этого требовалось изрядное мужество.

Саморазвивающееся общество не может пускать культуру на самотек, учитывая, что искусство может не только воспитывать, но и развращать душу человека. Пришло время определиться - каким образом общество должно оказывать влияние на культуру.

Развлекательная массовая культура должна иметь ограничение лишь со стороны закона, т.е. здесь должно запрещаться лишь разлагающее воздействие, описанное законом. Эта часть культуры не финансируется государством, а является самоокупаемой.

Государство должно поддерживать культуру, оказывающую благотворное влияние на человека. Однако решение о полном или частичном финансировании должны приниматься не одними чиновниками. Здесь необходим общественный ареопаг культуры, состоящих из авторитетнейших деятелей культуры, науки, религии, политики. Рекомендации ареопага культуры являются основополагающими для материальной поддержки или, напротив, для ограничительных мер в отношении прежде всего теле- и радио- программ.

Здесь возникает проблема формирования самого ареопага. Ясно, что он не может быть избираем всеобщими выборами. С другой стороны - едва ли можно отдать утверждение ареопага на откуп самим деятелям культуры во избежание корпоративных влияний. Однако какие-то решения, пусть не идеальные, можно найти; главное - сделать первый шаг и покончить с безраздельной властью анонимных редакторов и директоров программ, приоткрыть завесу тайны над теми, от кого зависит завтрашнее общественное сознание.

Доброе время суток, дорогие читатели нашего блога!

Поговорим о том, что в пирамиде Маслоу занимает верхушку, о духовном и прекрасном. Вопрос духовного и культурного, человек несет на всем протяжении своего существования, и нам с Вами предстоит разобраться в хотя бы в малой, но теоретически изученной части этой бравады информации.

Культура является сложным явлением, что можно подтвердить приводя новые и новые трактовки и определения, но самыми распрастраненными считаются три подхода:
— технологический подход (культура, как совокупность всех достижений в развитии материальной и духовной жизни всего общества);
— деятельностный подход (культура, как осуществляемая в сферах материальной и духовной жизни общества творческая деятельность);
— ценностный подход (культура, как практическая реализация общечеловеческих ценностей в делах и отношениях людей).
Из этого следует, что культура обладает своей структурой, системой, функциями, формами и т.д. Таким образом, мы говорим о культуре, как об институте общества, который исторически обусловлен рядом факторов. Открывая историческую справку о происхождении культуры, мы сталкнемся с первым упоминанием в I в. до н. э. и употреблении как филососфкого понятия в XVIII — н. XIX в.
На сегодняшний день понятие «культура» трактуют в широком и узком смысле, что помогает понять и оценить данное явление.
!Культура (шир) — исторически обусловленный динамический комплекс постоянно обновляющихся во все сферах общественной жизни форм, принципов, способов и результатов активной творческой деятельности людей.!
!Культура (узк) — процесс активной творческой деятельности, в ходе которой создаются, распределяются и потребляются духовные ценности.!

Как мы уже ранее отмечали, культура наделена рядом функций, которые призванна выполнять, как явление общественной жизни. И так, основные функции культуры :

  • познавательная — формирует представление о том где мы живем или о том или ином народе, стране или эпохе;
  • оценочная — осуществляет дифференциацию ценностей, в том числе и обогащение традиций;
  • регулятивная — формирует нормы и установки в обществе во всех областях жизни и деятельности;
  • информативная — передает знания, ценности и опыт предшествующих поколений;
  • коммуникативная — сохранение и передача культурных ценностей, а так же их развитие через общение;
  • социализации — освоение индивидом знаний, норм, ценностей, осознание и готовность к выполнению социальных ролей и стремление к самосовершенствованию.

Оценивая данные функции, приходишь к выводу о том какую огромную роль в нашей жизни занимает культура, и это часть большого пространства под названием «духовная жизнь общества». Это та область бытия, в которой объективная реальность дается в форме противостоящей предметной деятельности, а как реальность, присутствующая в самом человеке, являющейся неотъемлемой частью его личности.
Говоря о духовном сразу возникают в голове следующие ассоциации: знания, вера, чувства, переживания, потребности, способности, стремления — все то что составляет духовный мир человека. Элементами духовной сферы жизни общества выступает мораль, наука, искусство, религия и некой степени право. Представим структуру духовной жизни общества в виде схемы (см. ниже).

Внимательно рассмотрев представленную схему можно представить на сколько многогранна духовная жизнь, и только гадать широту и простор каждого её элемента, в особенности затрагивая культуру.
Культура имеет самые разные формы и разновидности, в литературе принято выделять, три формы культуры: элитарная, народная и массовая; и две разновидности : субкультура и контркультура.
Рассмотрим формы и разновидности с указанием их основных особенностей.
Формы культуры:

  1. Элитарная
    создается привилегированной частью общества, либо по их заказу профессиональными творцами, которые обладают специальными знаниями в этой области процесса создания.
  2. Народная
    создается анонимными творцами, которые не обладают проф. или специальными знаниями (мифы, легенды, былины, песни и танцы).
  3. Массовая
    форма характеризующая современное культурное производство и потребление.

Разновидности культуры:

  1. Субкультура
    часть общей культуры, система ценностей, присущей определенной группе (религиозные, этнические, криминальные группы).
  2. Контркультура
    оппозиция и альтернатива по отношению к господствующей в обществе культуре(хиппи, панки, скинхэды и т.д).

И что самое удивительное каждая форма и разновидность удивляет своей широтой взглядов, и то сколько потребностей и интересов она может удовлетворять.

По итогу хотелось бы сказать, о том что каждый из нас является творцом своей культуры, которую через многие года будут упоминать в учебниках истории, и очень важно что мы оставим после себя, массовая культура продукт глобализации, и нам необходимо не забывать про самобытность нашего многонационального и великого народа.

© Мария Растворова 2015.

Вопрос №4. Культура в духовной жизни общества. Культура и деятельность.

    Духовная жизнь общества - сфера общественной жизни, определяющая специфику определенного общества. Данная сфера включает в себя духовные образования, культуру и все ее формы, все уровни общественного сознания, привычки и настроения общества.

    Духовная жизнь общества определяется не только культурой, но ее можно назвать ядром такой сферы жизни. Многие основы духовной жизни общества в целом представляют собой элементы культуры – это правовая, художественная, мировоззренческая и нравственная культуры.

    Также важнейшим элементом духовной жизни общества можно назвать религию.

    Во многом развитие культуры зависит от исторического этапа развития общества.

    Особенность культуры заключается в том, что она одновременно выступает в роли средства развития общества и личности, и результатом этого развития.

    Культура – это фундамент духовной жизни любого общества, так как она является способом организации и осуществления человеческой жизнедеятельности.

    Культура развивается и функционирует в системе социальных ценностей и норм, через специализированные учреждения и организации.

    Среди всех видов культур следует выделить духовную культуру . Специфика духовной культуры заключается в том, что ее можно назвать отображением духовного бытия – духовная культура нарастает на основе общественного бытия и влияет на все его сферы.

    Ее проявление происходит через освоение норм и ценностей предшествующего поколения и через процесс развития новых ценностей.

Разновидности культуры

1.Народной культурой называют культуру широких народных масс.

Особенность этого вида культуры заключается в том, что она формируется с момента образования определенного национального государства. Ее основой можно назвать самодеятельное творчество нации и опыт масс. Зачастую это традиции и обычаи.

2.элитарная зачастую формируется в высших слоях классового общества. Это происходит с момента закрепления их высокого положения в обществе.К элитарной культуре относят конкретный стиль жизни, сферу услуг и профессиональное искусство. Элитарная культура отсоединяется от народной культуры, и формирует свои традиции и ценности.

3. Массовая культура стала возможной с конца 19 века. Это обусловлено тем, что появилась возможность получения образования для широких масс и распространения элементов элитарной культуры. Культурный уровень широких масс стал подниматься. Таким образом, массовая культура образована на стыке народной и элитарной культур.

    Духовная жизнь - это сфера деятельности человека и общества, которая охватывает богатство человеческих чувств и достижений разума, объединяет как усвоение накопленных духовных ценностей, так и творческое созидание новых.

Функции культуры в обществе: 1.Функция накопления, хранения и передачи культурных ценностей. Эта функция позволяет человеку определить свое место в мире и, используя накопленные о нем знания, развиваться от низшего к высшему. Ее обеспечивают механизмы культурных традиций. Благодаря им культура сохраняет накопленное веками наследие, которое остается неизменным фундаментом творческих поисков человечества.

2.Функция целеполагания и регулирования жизни общества и деятельности человека . В рамках этой функции культура создает ценности и ориентиры общества, закрепляет достигнутое и становится основой для дальнейшего развития. Созданные культурой цели и образцы являются перспективой и проектом человеческой деятельности. Эти же культурные ценности утверждаются в качестве норм и требований общества ко всем своим членам, регулируя их жизнь и деятельность

3.Функция социализации . Эта функция дает возможность каждому конкретному человеку усваивать определенную систему знаний, норм и ценностей, позволяющих ему действовать в качестве полноправного члена общества. Люди, исключенные из культурных процессов, в большинстве своем не мoгут адаптироваться к жизни в человеческом обществе.

4.Коммуникативная функция . Эта функция культуры обеспечивает взаимодействие между людьми и общностями, способствует процессам интеграции и единства человеческой культуры. Особенно наглядной она становится в coвременном мире, когда на наших глазах создается единое культурное пространство человечества.

Культура и человеческая деятельность

    Чтобы материальные предметы оставались явлениями культуры, они должны поддерживаться или воспроизводиться человеческой деятельностью. Следовательно, материальные объекты мира культуры не только созданы человеком, но неотделимы от человеческой деятельности вообще.

    Материальные объекты культуры одухотворены человеческой деятельностью, которая придала им определенное содержание, наделила теми или иными функциями, вдохнула в них «душу» в виде определенного ценностного начала или смысла. Поэтому вся материальная культура на самом деле есть единство материального и идеального.

    Это единство присуще и явлениям, принадлежащим к духовной культуре. Но чтобы эти творения человека стали доступны другим людям, они должны быть объективированы, то есть материализованы в действиях человека, в языке, устном или письменном, воплощены в каких-то иных материальных формах (например, на полотне художника, на пленке аудио- или видеокассеты).

    культура в своем предметном бытии зависит от человеческой деятельности, является ее продуктом, результатом. Деятельность завершается, реализуется, овеществляется в предметах культуры.

    И в то же время предметы культуры остаются таковыми не вне деятельности, не за ее пределами, а в самой деятельности человека. Истинное бытие культуры деятельностно, процессуально. И оно включает в себя ее предметное бытие. Культура вообще неотделима от человеческой деятельности.

    Произведения искусства, научные открытия, технические новации - все это продукты творческого труда. Его специфика в том, что художник, ученый опирается на все предшествующее развитие культуры и в кооперации с современниками продолжает процесс культуротворчества.

    в творчестве сознательное начало деятельности сопрягается со свободой - свободой целеполагания, выбора средств, свободой проявления человеком своих способностей, качеств, своей «родовой сущности». Без свободы творчества культура развиваться не может.

    Бытие культуры - это бытие человека как субъекта, это его субъективная активность, деятельность, это созданный им материальный и духовный мир, это их единство и взаимосвязь.

    человек творит культуру и одновременно культура творит человека.

Духовная жизнь общества

  1. Духовная сфера жизни общ. Понятие культура, ее виды, типы и функции.

  2. Понятие субкультура, ее формы и отличия от преобладающей

  3. Основные виды культуры:
1

Под духовной сферой понимается то часть социального бытия, в которой отношения между людьми опосредуются не материальными ценностями и соответствующими им ориентациями, следовательно, духовная сфера включает в себя, такие основные области как: мораль, религия, искусство, наука, образование, деятельность соответствующих научных, религиозных и образовательных организаций. Духовная жизнь – способ жизнедеятельности людей и их реального бытия. Исходные содержательные элементы духовной жизни: знания представления, обычаи, вера, нормы, идеалы, чувства и ценности, которые составляют духовный мир человека. Важнейший элемент духовной жизни – культура, представляющая собой продукт общ и результат совместной деятельности людей, передающийся из поколения в поколение. Культура – междисциплинарное понятие, поэтому существует более 300 определений этого понятия. Неопределенность значения термина обусловлено историческим характером в данной категории и неравномерностью культурного развития разных обществ. Сам по себе термин культура произошел от латинского «культура» что переводится, как возделывать обрабатывать, поэтому в древнем Риме культура связывалась с трудом крестьян. В результате развития он стал наполняться другим смыслом. В 18 века он стал обозначать совершенствование духовных качеств, следовательно, культурным стали называть человека начитанно, в 20 веке термин стали использовать для характеристики убеждений и определенных ценностей, призванных совершенствовать жизненный опыт социальной сущности и регулирующих взаимодействие всего общества, либо его отдельных структур. В современном обществознании и культурологии значение понятия культура легче всего понять через ряд соотношений.

1 соотношение – культура общества. Общество – это всегда связь, отношение и взаимодействие между людьми, в то время как культура – это то, что определяет их взаимодействие и предает ему смысл и поддерживает его.

2 соотношение – культура – натура. Культура, то чего нет в природе и что создано человеческой деятельностью и в этом смысле культура – «вторая природа», т.е. среда искусственно созданная человеком при помощи языка, мышления. В то же время рассматривая это соотношение недостаточно указывать, что культура, только, что создано людьми в отличие от того что создано в природе, т.к. люди не только могут создавать культуру, но и отрицать ее.

3 соотношение – культура – цивилизация. Культура – явление интеллектуальное, включающее определенные правила, нормы, ценности, в то время как цивилизация материальное явление, которое охватывает физические объекты, созданные человеком. Цивилизация приходит на смену варварству и связана она была с возникновение материальной культуры, поэтому ее можно определить как культуру «одетую в вещь».

4 соотношение – наследственность, преемственность. Культура не дается человеку от рождения и не встроена в его генетическую память. Культура вне генетическая, наследуемая по средствам обучения поведенческая информация. Антропологи утверждают, что культура социологическое обозначение для научного поведения, т.е. поведения, которое не дано человеку от рождения и должно усваиваться каждым новым поколением заново, путем обучения у взрослых людей.

5 соотношение – культурная статика, динамика. Рассмотрение данного соотношение предполагает внимание у таким проблемам как: аномия или отсутствие четкой однозначности норм, неравномерность развития различных частей культуры, в частности культурное запаздывание или более медленное развитие нематериальной культурой по сравнение с материальной, чужое влияние (американизация)

6 соотношение – культурный этноцентризм или плюрализм культурной практики. Этноцентризм представляет собой традицию судить о другой культуре с позиции превосходства собственной. Его можно рассматривать, как мотивы, исходя из которых каждый народ верит, что занимает самое высокое место среди современных народов и наций и по отношению ко всем народам исторического прошлого. Чрезмерный этноцентризм связан с ксенофобией – страхом и неприязнью к чужим взглядам и обычаям. В современной общ, преобладает взгляд, что каждая культура может быть понята в ее собственном контексте – культурный реветивизм. Он позволяет понять различия между близкими культурами.

Культура – явление общественной жизни, различные формы жизнедеятельности людей и жизненный уклад общества.

Культура – совокупность, созданных человеком материальных и духовных ценностей

Культура -система специально приобретенных и транслируемых от поколения к поколению всех содержательных элементов духовной жизни общества, по средствам которых люди организуют свою жизнедеятельность.

Культура – исторически сложившаяся система общения, воплощающая в себе основные жизненные ценности и образцы социального поведения в определённом человеческом коллективе (народе, нации), образующих один культурный регион.

Понятие культура может использоваться в нескольких смыслах:


  1. Культура – совокупность в форме результатов человеческой деятельности и тот результат воздействия человека на природу, которое имеет внешнее эмпирически зримое выражение. Такая форма культуры называется материальной. Материальная культура – те ценности, которые составляют искусную среду обитания человека:
    природные объекты, которые подверглись изменениям человека
Искусственно – природные объекты, использованные человеком

Синтетические объекты, созданные человеком из природных

Социально - культурные объекты и социально – материальные

Духовная культура – совокупность ценностей идей, навыков социального общения в традициях и социальных нормах. В отличие от материальной культуры они существуют только в сознании человека. К ней относят науку, искусство, религие и мораль. В то же время материальная и духовная культуры тесно связаны между собой. В единстве они образуют обще - человеческую культуру. Материальная сопряжена с производством, сохранение материальных ценностей от поколения к поколению, в то время как духовная связана с преобразование внутреннего мира человека. Помимо 2 основных форм выделяют еще и типы культуры по разным основаниям

^ 1)кто создает культуру и каков ее содержательный уровень

Типы культуры:

Элитарная

Народная

Массовая


  1. Отношение к культуре
Типы культуры

Доминирующая

Субкультура

Контркультура


  1. Сфера функционирования
Типы культуры:

Экономическая

Политическая

Религиозная

Социальная

Как продукт общества и социально значимое явление культура выполняет ряд функций, важнейшие из которых: познавательная, оценочная, регулятивная (нормативная), информативная, коммуникативная, функция социализации, гуманистическая.

2

Теория субкультур – одно из средств описания явлений культурной дифференциации современного общества. В культурологии встречаются и другие термины, которые обозначают то же явления (неформалы, локальные сети, жизненные стили) и каждое из них акцентируется на одной из сторон, изучаемого явления. Теория жизни и стилей на символике, атрибутике и идеологии. Теория и метод социальных сетей на внутренней структуре сообществ и типов межличностных связей. Само по себе понятие субкультура сформировалось в результате осознания неоднородности культурного пространства. Хотя появление термина субкультура в научной литературе связано с 30-ми годами 20 век, настоящее распространения этот термин получил в 60-70х годах, в связи с исследованиями молодежных движений. По началу, на первый план выступала приставка суб «под», которая обозначала скрытые неофициальные культурные слои, поэтому понятие первоначально обозначало явление, воспринимавшиеся как вне культурные, но со временем понятие получила другой смысл. Этика и эстетика молодежных сообществ получила признание как особая молодежная культу, так же обнаружилось существование других культур, отличающихся от официальной со своими нормативными и символическими характеристиками. С этого времени субкультура – подсистема культуры. Определение субкультуры несколько затруднено из-за многозначности лежавшего в его основе понятия культура. Субкультура не представляет собой самостоятельного целого и ее культурный слой формируется в рамках более общей системы, определяющей основу той или иной цивилизации и целостность того или иного социума. Поэтому любая субкультура, как подсистема культуры опирается на единый культурный код, кроме того ориентирована на постоянный диальг с культурой и этот диалог может принимать формы: обновления, развития. Восстановление традиция или противостояния и разрушения, но каждая из них определяется по отношению господствующей культуре. Как правило, любая субкультура либо противопоставляет господствующей культуре свои нормы и ценности.

В современной культурологии чаще всего встречается:

Субкультура – общность людей, чьи убеждения, взгляды на жизнь и поведение отличны от общепринятых или же скрыты от широкой публики, что и отличает их от более широкого понятия культуры. Чаще всего они переходят в отдельное понятие. Субкультуры могут различаться по: возрасту, расе, этнической или классовой принадлежности, полу и черты, которые служат определяющими для нее могут иметь эстетический, религиозный, сексуальный или любой другой характер, равно как и комбинацию из них. Они обычно возникают как оппозиция к ценностям более культурного широкого направления, к которому они относятся. Поклонники субкультуры могут демонстрировать свое единство по средствам использования от всех стиля одежды или поведения, а так же специфических символов. Поэтому изучения их обычно понимает под одним из этапов изучения символизма: касательно одежды музыки и др. внешних предпочтений поклонников субкультуры, и способов трактовки тех же самых символов, только в доминирующей культуре.

В связи с многозначностью трактовки понятия встает проблема ее типологии. Наиболее удобной является типология Осокина, в соответствии с которой субкультуры различаются в соответствии с типами общности и их носителей. Типы субкультур:


  1. Половозрастные (детская, молодежная, парковые собрания пенсионеров и т.д.)

  2. Профессиональные (профессионально – корпоративные, компьютерная, медицинская…..)

  3. Досуговые, религиозные и этнические

  4. Территориальные (землячество, локальные субкультуры, в качестве рассмотрения региональных общностей, или города, имеющие свои традиции, языковые особенности, фольклор)
Иногда определение субкультуры несколько затруднено, так как тот или иной стиль музыки, одежды и в первую очередь в коммерческих целях. Чем больше у продукта от той или иной субкультуры, чем круче он считается, тем лучше продается. Многие субкультуры постоянно страдают от коммерческого интереса, поэтому их поклонники стараются хотя бы на немного обойти доминирующую культуру. Этот процесс помогает создать постоянный поток новых стилей, которые можно адаптировать для бизнеса и выпускать в большой мир. Не все субкультуры считают своей отличительной чертой внешний вид. Очень многие современные течения делают акцент на моральные или политические убеждения. Кроме того существуют, как ультра реакционные субкультуры, так и те, которые практически не отходят от основного течения. Если не брать во внимание музыкальные предпочтения, то представители субкультур могут отличаться своими взглядами на природу, человека, искусство, моральные ценности, уклад страны.

В 50-х наиболее популярными субкультурами была трансформация различных музыкальных стилей (джаз, сменился рок-н-ролом, и в этот же период в Америки появились первые битники). В 60-х битники переросли в целую культуру, которая оказала сильное влияние на развитие всего человечества. 67 год стал выдающимся временем для хиппи, и тем временем они появляются и в СССР, куда ее привезли иностранные студенты. В 60-х зародилось движение диско. В этот период наблюдается увеличение количества компьютеров в западных странах, в связи, с чем начали формироваться хакеры. 70-е рассвет рока и панк-рока. В конце 70 широкое распространение получает готика, что признали почти все средства СМИ. В 70-х годах в Ленинграде появляются первые подпольные рок группы, а стиль их назывался – буги-вуги. В 80-х возникают неоромантики и электро-поп. В эти же годы появляется рэп, связан со специфической поэзией. В середине 80-х появляются свободные вечеринки, где играют техно и другую электронную музыку. 90-е – период смеси субкультур, что связано с распадом СССР. Коней 20 века – безумное время, каждый сходит с ума по - своему. В это время появляются: эмо, гламур, аниме.

Одной из разновидностей культуры является элитарная культура, которая проявляется как культура особого слоя общества, наиболее способного к духовной деятельности, одаренного высокими нравлтвенными и эстетическими задатками, с другой стороны как субкультура привилигированно общества. Характеризуется закрытостью, аристократизмом, культурным языком. Представители этого типа сознательно простивопоставляютсобя массовой культуры, что приводит к разрушения стериотипов и шаблонов массовой культуры.

В обществознании выделяют 2 типа элиты:

Политическая(та часть общества, в которой объединены соц.полит нравственных и социальных целей)

Культурная(на основе духовных идей и социо культурных норм, как правило их интересы не совпадают, но возможен союз, которые оказвается не прочным)

Массовая культура выступает как культура повседневной жизни. Ей характерна массовость досткпность и всеобщность потебления. Как вид культурной продукции, гдк характерно ежегодное производство в больших объема. Масовое потребление и производство культузных ценностей. Не смотря на то в каких формах она приявляется, она имеет ряд конкретных общих целей:
1) досуг и снятие напряжение

2) распространение культурных образцов в масса

3) формирование не критического восприятия культуры человеком

4) ореинтация на искуствнно издаваемы образцы и стереотипы

5) приобщение к миру иллюзий

6) отвлечение масс от социальной активности

7) приспособление к существующим условиям

Массовая культура базируется на бессознательной форме восприятия и интересе людей к обыденной форме жизни. Она призванавыполнять ряд функций


  1. Обеспечение социализации человека в условиях среды большого города

  2. Приучение к новым социальным ролям и ценностям

  3. Удовлетворение потребностей человека и отвлечение его от интенсивной гонки в сфере жизненного успеха

  4. Снятие психологического напряжения, решение конфликтных ситуаций

  5. Овладение способом регуляции действий в различной обстановке
Народная культура – традиционна, коллективистская. Ее цель – влияние на развитие населения. Основной источник культуры – основная тенденция развития народной культуры стать массовой или элитарной. Сфера культуры имеет в своем развитии тенденцию к постоянному расширению и не последнюю роль в этом процессе играет массовая коммуникация(социально обусловленное явления, основная функция которого – воздействие на аудиторию через содержания передаваемой информации. Непременное условие ее осуществления – наличие технических средств, обеспечивающих распределения массовой информации)

Средства массовой коммуникации:

К СМИ относится периодическая печать, радио и телевидение.

СМД (кино, театр, цирк) Отличаются регулярностью обращения к массовой аудитории.

Технические (телефон, телетайп, интернет) Не имеют массового охвата территории.

СМИ обеспечивают регулярность тиражирования информации, поэтому они являются наиболее мощным механизмом воздействия. Одним из важных условий функционирования – значимость передаваемой информации. Не последнюю роль играет и оценочная информация.

Воздействие информации зависит от того насколько она соответствует социальным запросам территории.

Функции МК:


  1. Информационна (предоставляет актуальную информацию о сферах деятельности людей)

  2. Регулирующая (влияет на формирование общественного сознания группы и личности, формирование общественного мнения и создание социальных стереотипов)

  3. Культурологическая (способствует необходимости преемственности культуры и сохранение культурных традиций)

Роль и место социально-культурной деятельности в общей системе духовной жизни общества.

1. Подходы к пониманию культуры как явления общественной жизни:

· технологический: культура как совокупность всех достижений материальной и духовной жизни общества;

· деятельностный: культура как творческая деятельность в сферах материальной и духовной жизни общества;

· ценностный: культура как реализация общечеловеческих ценностей в делах и отношениях людей.


2. Понятие культуры
(от лат. возделывание, обрабатывание)

· в широком смысле: исторически обусловленный динамический комплекс постоянно обновляющихся во всех сферах общественной жизни форм, принципов, способов и результатов активной творческой деятельности людей;

· в узком смысле: процесс активной творческой деятельности, в ходе которой создаются, распределяются и потребляются духовные ценности.


3. Материальная и духовная культура
(деление по потребностям человека, удовлетворяемым ценностями):

· материальная – результат производства и освоения предметов и явлений материального мира

· духовная – совокупность духовных ценностей и творческой деятельности по их производству, освоению и применению.

Это деление условно.

4. Функции культуры
: познавательная, оценочная, регулятивная (нормативная), информативная, коммуникативная, социализации.

5. Духовный мир личности
– область бытия, в которой объективная реальность присутствует в самом человеке, является неотъемлемой частью его личности: знания, вера, чувства, переживания, потребности, способности, стремления и цели.

Духовная сфера жизни общества

Духовная сфера - это область идеальных, нематериальных образований, включающих в себя идеи, ценности религии, искусства, морали и т.д. Это сфера отношений, возникающих при производстве, передаче и освоении духовных ценностей (знаний, верований, норм поведения, художественных образов и т. п.).

Если материальная жизнь человека связана с удовлетворением конкретных повседневных потребностей (в пище, одежде, питье и т.д.). то духовная сфера жизни человека направлена на удовлетворение потребностей в развитиисознания, мировоззрения, разнообразных духовных качеств



Структура духовной сферы жизни общества в наиболее общих чертах такова:

§ религия - форма мировоззрения, основанная на вере в сверхъестественные силы;

§ мораль - система нравственных норм, идеалов, оценок, поступков;

§ искусство - художественное освоение мира;

§ наука - система знаний о закономерностях существования и развития мира;

§ право - совокупность норм, поддерживаемых государством;

§ образование - целенаправленный процесс воспитания и обучения.

Духовные потребности в отличие от материальных не заданы биологически, а формируются и развиваются в процессе социализации личности.

Конечно, человек способен прожить без удовлетворения этих потребностей, но его жизнь тогда будет мало отличаться от жизни животных. Духовные потребности удовлетворяются в процесседуховной деятельности - познавательной, ценностной, прогностической и т.д. Такая деятельность направлена прежде всего на изменение индивидуального и общественного сознания. Она проявляется в искусстве, религии, научном творчестве, образовании, самообразовании, воспитании и т.п. При этом духовная деятельность может быть как производящей, так и потребляющей.

Духовным производством называется процесс формирования и развития сознания, мировоззрения, духовных качеств. Продуктом этого производства являются идеи, теории, художественные образы, ценности, духовный мир индивида и духовные отношения между индивидами. Основные механизмы духовного производства - наука, искусство и религия.

Духовным потреблением называется удовлетворение духовных потребностей, потребление продуктов науки, религии, искусства, например посещение театра или музея, получение новых знаний. Духовная сфера жизни общества обеспечивает производство, хранение и распространение нравственных, эстетических, научных, правовых и иных ценностей. Она охватывает различные формы и уровни общественного сознания - нравственное, научное, эстетическое, религиозное, правовое.

РОЛЬ КУЛЬТУРЫ :

Культура сплачивает людей, интегрирует их, обеспечивает целостность сообщества. Но сплачивая одних на основе какой-либо субкультуры, она противопоставляет их другим, разъединяет более широкие сообщества и общности. Внутри этих более широких сообществ и общностей могут возникать культурные конфликты. Таким образом, культура может и нередко выполняет дезинтегрирующую функцию. В ходе социализации ценности, идеалы, нормы и образцы поведения становятся частью самосознания личности. Они формируют и регулируют ее поведение. Можно сказать, что культура в целом определяет те рамки, в которых может и должен действовать человек. Культура регулирует поведение человека в семье, школе, на производстве, в быту и т.д., выдвигая систему предписаний и запретов. Нарушение этих предписаний и запретов приводит в действие определенные санкции, которые установлены сообществом и поддерживаются силой общественного мнения и различных форм институционального принуждения. Культура, представляющая собой сложную знаковую систему, передает социальный опыт от поколения к поколению, от эпохи к эпохе. Кроме культуры, общество не располагает иными механизмами сосредоточения всего богатства опыта, который был накоплен людьми. Поэтому не случайно культуру считают социальной памятью человечества.

Культура, концентрируя лучший социальный опыт множества поколений людей, приобретает способность накапливать богатейшие знания о мире и тем самым создавать благоприятные возможности для его познания и освоения. Можно утверждать, что общество интеллектуально настолько, насколько полно использует богатейшие знания, содержащиеся в культурном генофонде человечества. Все типы общества, которые живут сегодня на Земле, существенно различаются, прежде всего, по этому признаку. В сфере труда, быта, межличностных отношений культура, так или иначе, влияет на поведение людей и регулирует их действия, и даже выбор определенных материальных и духовных ценностей. Регулятивная функция культуры поддерживается такими нормативными системами, как мораль и право.

Таким образом, система культуры не только сложна и многообразна, но и весьма подвижна. Она является живым процессом, живой судьбой народов, постоянно движется, развивается, видоизменяется. Культура - непреложная составляющая часть жизнедеятельности как общества в целом, так и его тесно взаимосвязанных субъектов: личностей, социальных общностей, социальных институтов

МЕСТО КУЛЬТУРЫ:

1) духовная культура играет важную роль в жизни общества, являясь средством аккумуляции, хранения, передачи накопленного человечеством опыта;

2) культура является особой человеческой формой бытия, которая имеет свои пространственно-временные границы;

3) культура служит одной из важнейших характеристик жизнедеятельности как отдельной личности, так и конкретного общества в целом.

ВЫВОДЫ:

Термин «социально-культурная деятельность» в обыденной жизни употребляется в трех значениях:

Как общественная практика, в которой задействовано сегодня множество профессий, крайне необходимых для современной социокультурной сферы;

Как учебный предмет, обладающий определенной логикой и структурой;

Как исторически сложившаяся отрасль научных знаний, теория, которая развивается благодаря усилиям большого отряда ученых и практиков.

Теория социально-культурной деятельности является одной из составных частей теории педагогики, общепедагогической системы научных знаний. Она базируется на фундаментальных для педагогической науки положениях из области человекознания, социологии, психологии, истории, культурологии и т.д.: переводит эти положения с присущего им общего уровня на уровень особенного, тем самым в известной мере развивает их. В свою очередь, теория социально-культурной деятельности является базовой отраслью научных знаний для множества более узких специализированных дисциплин, входящих в образовательные стандарты подготовки кадров для сферы искусства, СМИ, туризма, информационных технологий и других.

Статус современного специалиста социально-культурной сферы - менеджера, педагога, технолога - не выдуман, он не рождается спонтанно, а формируется под влиянием сегодняшних реалий. Преодоление негативных последствий административно-командной системы управления сместило приоритеты в сторону развития инициативы, предприимчивости, деятельностного начала, необходимых этому специалисту в современной экономической ситуации.



Просмотров