Ван дейк автопортрет с семьей. Дейк, антонис ван

Только очень большие мастера портрета завоевали в истории искусства свое место. Ван Дейк - один из них

В эти дни в ГМИИ им. А. С. Пушкина открыта выставка «Голландский групповой портрет золотого века из собрания Амстердамского музея» , на которой экспонируются 10 крупноформатных групповых портретов второй половины XVI - конца XVII века, отражающие все основные стилистические и хронологические стадии развития голландской портретной живописи. Однако в экспозиции не увидеть ни самого известного произведения этого жанра - «Ночной дозор» Рембрандта, ни работ самого известного голландского (фламандского) портретиста эпохи - сэра Антониса ван Дейка.

Портрет - жанр особенный. При жизни художнику-портретисту легче обрести славу, а вместе с ней - достаток и положение; представителям иных жанров добиться признания куда труднее. Но чем глубже «река времен… топит в пропасти забвенья» имена и дела моделей, тем труднее и портретисту не потеряться в истории искусства, тогда как пейзаж или натюрморт не старятся, а, как хорошее вино, со временем обретают новые качества, пробуждая у новых и новых поколений зрителей интерес к своим авторам. И только очень большие мастера портрета завоевали в истории искусства свое место. Ван Дейк - один из них.

Этот художник за свою недолгую жизнь (он умер в возрасте 42 лет) успел стать одним из самых успешных учеников Рубенса (а в отсутствие Рубенса - главным художником всей Фландрии), пожить в Италии, в Англии поработать для короля Якова I и принца Оранского, стать придворным художником короля Карла I, а также самым популярным светским художником своего времени.

Антонис ван Дейк родился 22 марта 1599 года в большой семье (он был 7-м из 12 детей) успешного антверпенского торговца тканями Франса ван Дейка и его жены Марии Кайперс (Купере). Известно, что Франс ван Дейк в молодости занимался искусством (гильдия живописцев была одной из самых уважаемых в Антверпене), а к моменту рождения Антониса поддерживал дружеские отношения со многими голландскими мастерами. Мать будущего художника увлекалась вышивкой и вышивала даже масштабные исторические сцены с «таким поразительным умением, что мастера этой профессии считали их шедеврами». Возможно, первые уроки живописи юный Антонис, в самом раннем возрасте проявивший склонность к искусству, получил именно от нее. Мария Кайперс прожила недолго, и после ее смерти в 1607 году Антонису сначала приглашали учителей на дом, а в 1609 году 10-летнего мальчика отдали в ученики к известному в то время художнику Хендрику ван Балену.

Судя по всему, учеба давалась будущему художнику довольно легко: в 14 лет он уже создал совершенно самостоятельный портрет 70-летнего старика и надписал в уголке возраст портретируемого рядом со своим собственным - видимо, гордясь этим своим достижением. К 1613 году относится и его первый автопортрет.

В 1618 году 19-летний Антонис вступил в Гильдию живописцев св. Луки города Антверпена и уже как самостоятельный художник начал работать в мастерской Питера Пауля Рубенса. Между прочим, несмотря на то, что Ван Дейк получил право называться художником лишь в 1618 году, первые работы за его подписью появились еще в 1613–1615 годах - таким образом, можно утверждать, что какое-то время Ван Дейк занимался живописью на заказ и продавал свои работы в обход закона, запрещающего художникам, не вступившим в гильдию, коммерческую деятельность на территории города.

Портреты Ван Дейка этого периода - знатные горожане, их семьи, знакомые художники с женами и детьми - кажутся строгими, удивительно простыми и даже слегка наивными в сравнении с поздними произведениями художника. Для них характерен нейтральный темный фон, строгость и простота композиции, тщательная и реалистичная проработка черт облика моделей и деталей их костюмов.

К 1620 году ван Дейк уже уверенно занимал место первого помощника в мастерской Рубенса, работая над историческими, религиозными и мифологическими сценами. К этому времени он научился имитировать манеру мастера настолько хорошо, что и по сей день специалисты расходятся во мнениях по поводу авторства некоторых работ, а также фрагментов работ: отличить руку молодого Ван Дейка от кисти зрелого Рубенса иногда невозможно. Современники даже отмечали, что и самостоятельные картины Ван Дейка ничем не уступали полотнам Рубенса, разве что стоили на заре карьеры молодого художника значительно дешевле. В это же время от работы в мастерской его все чаще стали отвлекать заказы на портреты. Полагая главным в искусстве (и кстати, в своем творчестве тоже) масштабные алтарные полотна, Ван Дейк тогда не считал себя портретистом, хотя именно в этом качестве обрел известность, стал получать самостоятельные заказы и даже совершил первую поездку за пределы своей страны.

Один из крупнейших меценатов и коллекционеров своего времени, Томас Хауэрд, граф Эрендел, пригласил его поработать к себе в Англию. Сделать это, видимо, было не просто, историкам известно письмо, полученное Хауэрдом в июле 1620 года от своего поверенного и содержащее такую характеристику художника: «Ван Дейк живет у господина Рубенса, и его произведения начинают цениться так же высоко, как и работы его учителя. Это юноша двадцати одного года, его родители очень богаты и тоже живут в этом городе, так что его трудно будет склонить к отъезду из этих мест, тем более что он видит успех и богатство Рубенса». Однако во второй половине 1620-го Ван Дейк все же отбыл в Англию. Поездка вышла на редкость удачной - с конца 1620 до начала 1621 года, когда он вернулся на материк, Ван Дейк успел поработать для Хауэрда, многих представителей английской знати (в том числе герцога Букингемского) и даже для короля Якова I, купившего в свою коллекцию одну из его картин.

После возвращения из Англии Ван Дейк, следуя примеру Рубенса, отправился в Италию и пробыл там 6 лет. За это время он успел посетить Геную (где пробыл большую часть времени), Рим, Венецию, Милан, Мантую, Палермо, Турин, Болонью и Флоренцию, внимательно изучая и копируя работы итальянских мастеров в свой альбом набросков. Сильнее всего его интересовало творчество Тициана - он стремился перенять некоторые его композиционные схемы, научиться так же работать с цветом и передачей различных фактур и текстур ткани, да и вообще всех поверхностей, изображаемых на холсте. На протяжении всей дальнейшей жизни Ван Дейк преклонялся перед талантом Тициана и даже собрал одну из самых представительных коллекций его картин - ему принадлежало 17 тициановских полотен.

Однако Тициан был не единственным мастером, чьим творчеством интересовался Ван Дейк: в сохранившемся до наших дней альбоме итальянских набросков имеются зарисовки работ Рафаэля, Леонардо да Винчи, Веронезе и некоторых других венецианских и болонских живописцев.

Стоит сказать, что одним изучением итальянских мастеров пребывание в Италии не ограничивалось. В 1624 году Ван Дейк, чья слава и положение светского художника после поездки в Англию значительно укрепились, получил приглашение от вице-короля Сицилии Эммануила Филиберта Савойского посетить Палермо. Там он работал над портретом вице-короля (1624), а также выполнил большую алтарную картину «Заступничество Святой Розалии за Палермо во время чумы» для палермской церкви Ораторио дель Розарио (1624–1627) - самую крупную свою работу религиозной тематики в итальянский период.

Поездка в Италию, помимо художественных ориентиров, помогла Ван Дейку определить и собственное предназначение в искусстве. Специалисты указывают, что, покидая Антверпен, он считал себя мастером многофигурных композиций, масштабных жанровых сцен, однако с ростом числа заказов (а в Италии он нашел для себя большую клиентуру, хотя и писал исключительно представителей высшего общества) стало окончательно ясно, что он в первую очередь - портретист.

В 1626–1633 годах он создал одну из самых масштабных своих серий - «Иконографию» - сборник портретов выдающихся современников, выполненных в технике офорта. Известно, что Ван Дейк лично сделал лишь 16 работ (в 1627 году он был вынужден срочно вернуться из Генуи домой, в Антверпен), остальные делались по его предварительным эскизам. Портреты делились на три группы: монархи и полководцы (изначально планировалось 16 портретов), государственные деятели и философы (12 портретов), художники и коллекционеры (52 портрета). В окончательном виде серия была издана только после смерти художника и насчитывала 190 гравюр. Интересно, что, хотя авторство «Иконографии» неоспоримо принадлежит Ван Дейку, сегодня никто не может утверждать наверняка, к каким именно из этих работ приложил свою руку художник, а какие были выполнены кем-то из последователей Ван Дейка для пополнения серии.

Завершая рассказ о поездке Ван Дейка в Италию, осталось только объяснить, что срочно вернуться в Антверпен его заставило известие о тяжелой болезни сестры. Однако по возвращении в живых сестру Антонис уже не застал. Судя по всему, он тяжело пережил это событие: именно в течение нескольких следующих лет из-под его кисти, помимо портретов, вышло значительное количество работ на религиозную тематику.

В конце 1920-х Ван Дейк начинает предпочитать парадный ростовой или поколенный портрет всем остальным портретным жанрам (до Италии он писал в основном погрудные, поясные и часто камерные портреты). Парадный портрет имеет особые функции: он не ставит целью отобразить личность модели (вообще, эмоциональная составляющая начнет интересовать художников гораздо позже - ближе к XIX веку), прежде всего такой портрет призван показать социальный статус человека и его роль в обществе. Чтобы верно передать их, художник, как правило, использует все доступные ему средства: в таких портретах нет ничего случайного или лишнего, имеет значение всё - от позы модели и наклона ее головы до освещения, фона, аксессуаров и предметов интерьера - словом, целая наука. Ван Дейк же возвел эту науку в ранг высокого искусства - кстати, и в многочисленных автопортретах этого периода тоже.

Слава Ван Дейка как непревзойденного мастера парадного портрета росла; он был буквально завален заказами, а в 1630 году стал придворным живописцем испанской наместницы в Нидерландах инфанты Изабеллы.

Конец 1630 - начало 1631 года Ван Дейк провел в Гааге, где работал над портретами принца Фредерика Оранского и его окружения; весной 1631-го по приглашению английского короля Карла I приехал в Англию в качестве его придворного художника. 5 июля 1631 года Карл I возвел его в рыцарское достоинство - и отныне Антонис ван Дейк стал именоваться сэром Антонисом (по-английски - Энтони) ван Дейком (к слову, на пару лет раньше, чем Рубенс).

Став придворным художником английского короля, Ван Дейк посвятил себя почти исключительно портретам и стремился отобразить в них сложившийся в английском обществе идеал аристократа - духовно-утонченную личность. Он пишет заказчиков в элегантных, непринужденных позах (которые, к слову, часто заимствует с картин Тициана), уделяет большое внимание горделивой осанке, облагораживает внешность моделей, часто вне зависимости от того, обладали ли они на самом деле этой рафинированной утонченностью, наделяет их полезными для создания заданного образа аксессуарами. Он писал в основном портреты короля, членов его семьи, детей (к слову, художник одним из первых отошел от традиции писать детей в пропорциях взрослого человека, только размером поменьше), а также некоторых придворных и представителей английской знати, хотя позировать великому Ван Дейку, любимцу короля, стремилось все английское высшее общество.

По словам Роже де Пиля, французского теоретика искусства и младшего современника Ван Дейка, тот «создал невероятное количество портретов, над которыми первое время трудился с большим тщанием, но мало-помалу стал торопиться и писать наспех». Приятель Ван Дейка, кельнский банкир Эберхард Ябах писал, что часто из-за перегруженности заказами тот работал параллельно над несколькими портретами, уделяя каждому заказчику в день не более часа и оставляя исполнение одежды, рук, аксессуаров, фона своим помощникам. На многих портретах это своеобразное разделение труда видно невооруженным глазом. Между тем славе художника это не мешало: 18 октября 1634 года гильдия св. Луки города Антверпена признала Ван Дейка лучшим среди фламандских художников, и его имя было внесено заглавными буквами в список членов гильдии.

В 1639 году Антонис женился на фрейлине королевы Мери Рутвен и вошел, таким образом, в круг английской аристократии, которую он и изображал. Зимой 1641 года у четы Ван Дейк родилась дочь. К сожалению, художнику так и не удалось в полной мере насладиться семейной жизнью, достатком (он был богаче многих своих утонченно-аристократических моделей) и даже радостями отцовства. Во время одного из своих путешествий на материк (после смерти Рубенса в 1640-м году Ван Дейк на некоторое время приезжал в Антверпен, затем съездил в Париж, где хотел получить заказ на оформление Большой галереи Лувра, и т. д.) он сильно заболел и 9 декабря 1641 года (через 8 дней после рождения дочери) умер в своем доме в Лондоне.

За свою недолгую жизнь Ван Дейк написал около 900 полотен - огромное количество для человека, чья творческая деятельность длилась около 20 лет.

Искусство Ван Дейка стоит у истоков национальной портретной школы Англии XVIII века. Его творчество служило примером для Томаса Гейнсборо, Джошуа Рейнольдса и других выдающихся портретистов английской школы. Поэтому сегодня специалисты причисляют позднее творчество Ван Дейка к истории английского искусства в той же мере, что и фламандского. Прижизненная популярность и слава Ван Дейка продолжилась и в следующих поколениях. Его картины попадали в собрания самых известных коллекционеров, а затем - крупнейших музеев. Сегодня его работы (в основном портреты, но не исключительно) находятся в постоянной экспозиции крупнейших музейных собраний мира - от Государственного Эрмитажа до нью-йоркского Метрополитена.

История рынка его работ насчитывает несколько веков, но и в наше время продолжает удивлять мир результатами. Так, в декабре 2009 года последний автопортрет Ван Дейка, написанный им в 1640 году, всего за год до смерти, ушел на лондонских торгах аукционного дома Sotheby’s за 8,3 миллиона фунтов (13,6 миллиона долларов), превысив верхний эстимейт более чем в 2 раза и поставив рекорд открытых продаж произведений художника. Этот сенсационный результат остается непревзойденным и по сей день. Годом позже на том же Sotheby’s работа «Два этюда мужчины с бородой» была продана за 7 250 500 долларов, также выше верхнего эстимейта в 5–7 миллионов долларов. Третий результат Ван Дейка - 2,85 миллиона долларов за «Погрудное изображение апостола Петра» на Sotheby’s в 2002 году.

Формально на 3-м месте в списке самых дорогих работ должна была бы стоять картина «Вздыбившийся жеребец», в 2008 году проданная на Christie’s более чем за 6 миллионов долларов, втрое выше эстимейта. Но с этой работой связана очень интересная история. В январе 2012 года картина была вновь выставлена на торги. К всеобщему удивлению, ушла она с результатом в 2,2 миллиона долларов, за 3,5 года утратив 3,85 миллиона долларов от своей прежней цены, и таким образом заняла второе (или первое, смотря в чем считать) место в нашем . Что год назад (когда составлялся рейтинг), что сейчас мы склонны думать, что это разовый сбой, причем случившийся не в 2012-м, как могло бы показаться, а именно в 2008-м, на волне всеобщего ажиотажа на арт-рынке, когда был показан не один малопонятный пиковый результат. Конъюнктура на рынке работ Ван Дейка в целом неплохая: на торги его вещи выставлялись около 350 раз, примерно поровну живопись и тиражная графика; около трех четвертей лотов продается; рынок постепенно растет: по расчетам artprice, 100 долларов, условно инвестированные в его творчество в 1999 году, к сентябрю 2013-го превратились в 133 доллара. Вероятно, в 2008-м покупатель просто сильно увлекся. А при повторной продаже вещь не провалилась, а ушла в пределах эстимейта, как ей и положено.

Интересно, что в наше время не только результаты продаж Ван Дейка становятся сенсациями. В марте 2011 года в Испании реставраторы подтвердили, что кисти Ван Дейка принадлежит картина «Дева Мария с младенцем и раскаявшиеся грешники», написанная в 1625 году для испанского герцога Медины-де-лас-Торрес и последние 200 лет хранившаяся в Королевской академии изящных искусств. Вплоть до последнего времени картина считалась копией. А летом того же года в лондонской компании Philip Mould Fine Paintings на выставке «Обретенный Ван Дейк» экспонировалось сразу три портрета кисти Ван Дейка, ранее считавшиеся произведениями либо «неизвестного автора XVII века», либо последователя художника. «Портрет девочки с веером», «Этюд головы старика» и «Портрет Оливии Портер» вновь обрели автора благодаря стараниям британского специалиста по живописи Старых Мастеров Филипа Маулда, известного своими открытиями в области атрибуции произведений изобразительного искусства.

February 21, 2013

Эрмитаж располагает прекрасной коллекцией произведений одного из величайших мастеров европейской живописи XVII века – Антониса Ван Дейка (1599–1641). В зале 246 Эрмитажа находится 26 картин, выполненных Ван Дейком в различные периоды творчества, написанных в разных странах – во Фландрии, Италии и Англии.

«Портрет молодой женщины с ребенком»

К числу работ, в которых с особой яркостью проявился реалистический дар Ван Дейка, относится «Портрет молодой женщины с ребенком». Это единственная из находящихся в Эрмитаже картин художника, дошедшая в первоначальном виде, на доске, и не переведенная в целях лучшей сохранности на холст. Она написана поверх светлого грунта, по старофламандской традиции. Спокойная репрезентативная композиция с величественно восседающей в торжественной позе дамой (как полагали, Балтазариной ван Линник – родственницей бургомистра Антверпена Рококса, портрет которого находится рядом) производит удивительно живое впечатление. Изображена женщина болезненного вида, бледная, с высоким лбом, печальными умными глазами и по-детски припухлыми губами. Ван Дейк запечатлел сложный, не лишенный противоречий образ. В то время как картина написана гладким слоем густой краски, а иногда корпусными мазками, так что можно проследить движение кисти (это характерно для манеры Ван Дейка), художник, чтобы выделить лицо портретируемой, пишет его технически по-иному – тонким эмалевым красочным слоем цвета слоновой кости, мягко моделируя объем нежно-розовыми и желтыми оттенками. Здесь, как и во многих других работах, Ван Дейк фиксирует момент непосредственного общения изображенных со зрителем: мать и ребенок, который только что играл с веером, взглянули на нас. Это мгновение и запечатлел Ван Дейк.

Одна из лучших работ на выставке – «Мужской портрет» – строится автором как диалог; однако один из партнеров не изображен, но в общении с ним раскрывается характер портретируемого. Динамичная композиция основана на контрасте направлений движения человека и кресла, развернутого в противоположную сторону, на «борьбе» света и тьмы. Художник ярко раскрывает духовную сущность человека. Картину можно поставить в один ряд с лучшими психологическими портретами Рембрандта.

Во время исследования этой работы Ван Дейка под верхним красочным слоем было обнаружено другое изображение – эскиз к знаменитому «Портрету кардинала Гвидо Бентиволио», созданному художником в 1623 году (Флоренция, Галерея Питти). По-видимому, эрмитажная картина была выполнена также в Италии, и уже ненужный для работы эскиз был записан художником.

Ван Дейк – не только портретист. К числу его лучших сюжетных композиций принадлежит эрмитажная «Мадонна с куропатками». Традиционный в европейском искусстве сюжет – отдых святого семейства на пути в Египет – у Ван Дейка получает своеобразное воплощение. Сцене, где изображены мадонна с младенцем, св. Иосиф и фигурки младенцев, развлекающих Христа, он придает несколько театральный характер. Почти постановочно, по-балетному, выглядит детский хоровод, яркие и нарядные детали вносят в картину декоративный элемент. Эти детали имели аллегорический смысл, связанный с культом девы Марии (роза и лилия – цветы Марии; яблоко – напоминает о том, что она искупает грех Евы; подсолнечник, который всегда тянется к солнцу,– намек на возвышенные помыслы богоматери; куропатка – символ беспутства – улетает). Вместе с тем Ван Дейк придает сцене интимность и теплоту. Чувственно-осязателен женский образ, дети, играющие в «золотые ворота», грациозны и изящны; мягкость и притушенность колорита картины хорошо передают атмосферу и освещение наступающего вечера.

Парадные портреты Ван Дейка

К последнему десятилетию творчества Ван Дейка, когда он жил в Лондоне и работал в качестве придворного живописца английского короля, относится ряд больших парадных картин эрмитажной коллекции. Это портреты самого Карла I, его жены – королевы Генриетты-Марии, а также придворных – Томаса Уортона, графа Денби и других лиц. Призванные возвеличить и увековечить в торжественном и парадном виде представителей высшей аристократии, такие картины часто строились по определенной схеме, постепенно сложившейся в искусстве Ван Дейка и надолго ставшей эталоном для парадных портретов многих живописцев Европы. Для таких работ характерны большой размер холста, придающий масштабность образу, вертикальный формат, позволяющий дать фигуру во весь рост, подчеркнув ее стройность и изящество, эффектные позы и жесты, нарядные туалеты, аксессуары, напоминающие об общественном положении портретируемого, расчет на обозрение снизу. Однако в парадных портретах Ван Дейка нас привлекают прежде всего умение мастера передать неповторимые индивидуальные черты модели, виртуозность исполнения, высокие колористические достоинства. Эти картины имеют также большую иконографическую ценность, являясь как бы «историей в лицах».


http://bordvprokat.ru/ аренда велосипедов спб - прокат велосипедов.



Портрет изображает жену одного из видных сановников города. Спокойная поза, строгий


Трактуя античную легенду с некоторой наивностью и прямотой, Иорданс изображает ее как сцену


«Тайная вечеря» - эскиз к картине, хранящейся в галерее Брера в Милане. Эскизы


«Пейзаж» Яна Брейгеля Бархатного, датированный 1603 годом, принадлежит к числу


Ощущение созвучия природы с жизнью человека привлекает в картине «Мадонна с младенцем»


Пейзаж производит впечатление реальной пространственной среды, в которой развертывается


Герои религиозной легенды в картине венецианского мастера наделены земной полнокровной


Статую заказал мастеру герцог Козимо Медичи в 1545 году, и спустя девять лет она была


«Усекновение главы Иоанна Предтечи» Сано ди Пьетро была частью полиптиха - большой


Общий ход эволюции искусства в Римской империи уводил


Кроме того, потомки писателя были категорически против музея, посвященного его вымышленному персонажу, отказались


Эта находка сыграла важнейшую роль в изучении истории Древнего Египта. На камне, найденном


Собрание Национальной галереи считается одним из лучших в мире. Интересно, что здание


Зал был задуман как мемориальный и посвящен памяти Петра I. Это нашло непосредственное отражение в


Отличительная особенность этого музея состоит в том, что среди его экспонатов нет ни произведений скульптуры, ни графики,


Приступая к осуществлению поставленной перед собой задачи, Третьяков имел ясно


Доспех прикрывал почти все тело рыцаря подвижно скрепленными пластинами, шлем полностью защищал


Работы – «Завтрак на траве» (1863) и «Олимпия» (1863), – когда-то вызвавшие бурю негодования публики


Багровые языки пламени, непроглядный мрак подземного царства, фантастические фигуры уродливых дьяволов – все


Несмотря на наличие подписи, остается неясным, кто был автором эрмитажной хоругви. Существовало несколько


Этот интимный бытовой сюжет, не притязающий ни на какое философское или психологическое значение,


Его могучий реализм, чуждый здесь внешним эффектам, захватывает нас проникновенной


Юный, безбородый Себастьян, с густыми вьющимися волосами, голый, прикрытый лишь по чреслам, привязан


Кипучий темперамент великого фламандского мастера заставлял его весьма вольно обращаться


Настоящая известность «Венеры с зеркалом» началась с выставки испанской живописи, устроенной Королевской Академией

Антонис Ван Дейк

Антонис Ван Дейк родился 22 марта 1599 в Антверпене, был седьмым ребенком в семье богатого торговца тканями Франса Ван Дейка, который был дружен со многими художниками Антверпена. В 1609 в 10-летнем возрасте его отдают в мастерскую известного живописца Хендрика ван Балена (1574/75–1632), писавшего картины на мифологические темы.
В 1615–1616 Ван Дейк открывает собственную мастерскую. К ранним работам относится его Автопортрет (ок. 1615, Вена, Музей истории искусств), отличающийся изяществом и элегантностью. В 1618–1620 создает цикл из 13 досок, изображающих Христа и апостолов: Св. Симон (ок. 1618, Лондон, частное собрание), Св. Матфей (ок. 1618, Лондон, частное собрание). Выразительные лица апостолов написаны в свободной живописной манере. Сейчас значительная часть досок этого цикла рассеяна по музеям всего мира. В 1618 Ван Дейк был принят мастером в гильдию живописцев Святого Луки и, уже имея собственную мастерскую, сотрудничает с Рубенсом, работает как помощник в его мастерской.

"Автопортрет" Конец 1620-х - начало 1630-х

С 1618 по 1620 Ван Дейк создает произведения на религиозные темы, часто в нескольких вариантах: Коронование терновым венцом (1621, 1-й берлинский вариант – не сохранился; 2-й – Мадрид, Прадо)

"Семейный портрет"

"Коронование терновым венцом" 1620-е

"Принц Уэльский в доспехах" (будущий король Карл II) ок. 1637

"Автопортрет с сэром Эндимионом Портером" Ок. 1633

"Амур и Психея" 1638

"Леди Элизабет Тимбелби и Дороти, виконтесса Андоверская"

"Люси Перси, графиня Карлайл" 1637

" Эскиз, изображающий принцесс Елизавету и Анну"

"Джеймс Стюарт, герцог Леннокс и Ричмонд" 1632

"Карл I на охоте"

"Маркиза Бальби" 1625

"Карл I , тройной портрет" 1625

"Маркиз Антонио Джулио Бриньоле - Сале" 1625

"Мария Кларисса, жена Яна Вовериуса, с ребенком" 1625

В Англии господствующим жанром в живописи был портрет, и работа Ван Дейка в этом жанре в Англии стала значительным событием. Основными заказчиками был король, члены его семьи, придворная знать. К шедеврам Ван Дейка относится Конный портрет Карла I с сеньором де Сент Антауном (1633, Бакингемский дворец, Королевские собрания). Выделяется парадный Портрет Карла I на охоте (ок. 1635, Париж, Лувр), показывающий короля в охотничьем костюме, в изысканной позе на фоне пейзажа. Известен т.н. Тройной портрет короля (1635, Виндзорский замок, Королевские собрания), на котором король показан в трех ракурсах, т.к. предназначался для отсылки в Италию, в мастерскую Лоренцо Бернини (1598–1680), которому было заказано создать бюст Карла I. После того, как в 1636 выполненный Бернини бюст (не сохранился) был доставлен в Лондон и вызвал фурор при английском дворе, королева Генриетта Мария тоже пожелала иметь собственное скульптурное изображение. Всего Ван Дейк писал королеву более 20 раз, но для этого замысла он создал три ее отдельных портрета, среди которых самый значительный Портрет Генриетты Марии с карликом сэром Джефри Хадсоном (1633, Вашингтон, Национальная галерея искусств). Но, видимо, они так и не были отосланы, и эта идея не была воплощена в жизнь. Ван Дейк в 1635 получает заказ на написание картины с изображением детей короля Трое детей Карла I (1635, Турин, Галерея Сабауда), которая позже была отослана в Турин, и считающаяся шедевром детского портрета. В том же году он повторяет картину, а два года спустя создает полотно Пятеро детей Карла I (1637, Виндзорский замок, Королевские собрания).

В этот период Ван Дейк пишет эффектные портреты придворных, создал портретную галерею молодых английских аристократов: Принц Карл Стюарт (1638, Виндзор, Королевские собрания), Принцесса Генриетта Мария и Вильгельм Оранский (1641, Амстердам, Рейксмузеум), Портрет королевских детей (1637, Виндзорзорский замок, Королевские собрания), Портрет Филиппа Уортона (1632, Санкт-Петербург, Эрмитаж), Портрет лордов Джона и Бернарда Стюартов (ок. 1638, Хэмпшир, Собрание Маунтбеттена).

К концу 30-х им созданы превосходные мужские портреты, великолепные по решению и психологической характеристике, строгие и правдивые: Портрет сэра Артура Гудвина (1639, Дербишир, Собрание герцога Девонширскиго), Портрет сэра Томаса Чалонера (ок. 1640, Санкт-Петербург, Эрмитаж).

"Отдых на пути в Египет" 1625

"Триумф Силена" 1625

"Самсон и Далила" 1625

"Любовь невзаимная"

"Henrietta Maria" 1632

"Королева Генриетта Мария" 1635

"Видение блаженного священника Иосифа"

В 1639 он женится на Мэри Рутвен, фрейлины королевы, в 1641 у них родилась дочь Юстиниана. В 1641 у Антониса Ван Дейка ухудшается здоровье, и после долгой болезни 9 декабря 1641 он скончался в возрасте 42 лет. Похоронили его в соборе Святого Павла в Лондоне.

Ван Дейк написал около 900 полотен, огромное количество для человека, чья творческая деятельность длилась около 20 лет. Он оставил грандиозное наследие, не только потому, что работал быстро и легко, но и потому, что использовал многочисленных помощников, художников из Фландрии и Англии, которые писали задние планы, драпировки, использовал манекены для написания одежд.

Творчество Ван Дейка оказало огромное влияние на развитие английской и европейской портретной живописи. Он был основателем английской школы портрета, традиции которого сохранятся в искусстве в течение столетий. Ван Дейк в портретах показывал людей разных сословий, разного социального уровня, разных по душевному и интеллектуальному складу. Приверженец традиций фламандского реализма он был создателем официального парадного портрета, в том числе аристократического портрета, в котором показывал благородного, утонченного, рафинированного человека, а также был создателем интеллектуального портрета.

" Предполагаемый портрет маркизы Джеронимы Спинола-Дориа"

""Автопортрет" Конец 1620-х - начало 1630-х

"Мария Стюарт и Вильгельм Оранский. Свадебный портрет"

"Портрет Карла I"

"Dorothy, Lady Dacre"

"portrait of a man in armour with re"

"Генриетта Мария"

"Queen Henrietta Maria" 1632

"Королева Генриетта Мария" 1632

"Молодая женщина, играющая на виоле"

"Портрет Карла I"

"Мария-Луиза де Тассис" 1630

"Thomas Chaloner"

"Рortrait of prince Сharles Louis"

"George Goring, Baron Goring"

"Cornelis van der Geest Huile sur panneau"

"Автопортрет"

"Рortrait de mary Lady killigrew"

"Wharton Philadelphia Elizabeth"

"Henrietta Maria and Charles I"

"Мария с младенцем Христом"

"АВТОПОРТРЕТ"

"Джеймс Стюарт, герцог Аекнокский и Ричмондский"






Антонис Ван Дейк

(1599 - 1641)

южнонидерландский (фламандский) живописец и график, мастер придворного портрета и религиозных сюжетов в стиле барокко.

Автопортрет

Первая треть ХVII в.

Холст, масло, 81х70

Старая Пинакотека, Мюнхен

Антонис Ван Дейк прожил недолгую, но яркую жизнь. Он работал в различных жанрах - писал картины на темы Ветхого и Нового завета, мифологические сцены, портреты, однако в историю искусства он вошел прежде всего как замечательный портретист. Он был учеником самого Рубенса, но д арование ван Дейка было столь значительно, что позволило ему преодолеть могущественное влияние Рубенса и создать собственный художественный язык. Рубенс не был крупным портретистом, так как его импульсивная натура не могла долго задерживаться на изучении индивидуальных явлений.

Ван Дейк же, помимо острого видения индивидуального и физиономического дара, был наделен удивительной тонкостью и эмоциональностью восприятия. Поэтому настоящим его призванием стало искусство портрета. Его образы отличают проникновенный лиризм и одухотворенность, оказавшие влияние на искусство самого Рубенса.

В детских портретах он достиг чрезвычайной нежности, а в полотнах на религиозные сюжеты - глубокой одухотворённости. Множество его картин на религиозные и мифологические сюжеты имели незаурядный спрос у церковных и светских заказчиков.

В Музее истории искусств в Вене до сих пор висит замечательный автопортрет художника, написанный им в возрасте 16 лет (ок. 1615).

Юный художник смотрит через правое плечо, взгляд его прямой и решительный. Воротничок его рубашки выписан одним смелым мазком белил, что свидетельствует о редком для такого юного художника мастерстве и уверенности в себе. Такая отшлифованная техника и ощущение своей силы - характерные черты творчества Антониса Ван Дейка. Историки называли его вундеркиндом - художником от природы.

Художник родился в зажиточной семье антверпенского купца (современная Бельгия). Получил блестящее образование: кроме фламандского языка. Антонис владел испанским, итальянским, французским и английским, имел блестящие знания по истории, теологии и мировой культуры. Учиться рисованию мальчик начал в 10 лет, в 16 лет юноша уже имел свою мастерскую, а в 18 стал сотрудничать с Питером Рубенсом.

Некоторое время Антонис Ван Дейк работал при дворе английского короля Якова І, который назначил художнику «ежегодный пенсион», однако он отказался от предложения оставаться в Лондоне и уехал в Италию - для завершения своего художественного образования. Больше шести лет понадобилось мастеру кисти для изучения итальянского искусства. В Генуе, Риме, Венеции, Милане художник писал портреты своих современников. От четырехлетнего путешествия потомкам остался «Итальянский альбом» Ван Дейка.

Семейный портрет,

1618-1 621 гг.

Государственный Эрмитаж,

Санкт-Петербург.

Это о дин из шедевров раннего творчества Ван Дейка. Как многие образы художника, портрет сразу же рождает ощущение живой встречи с реальными людьми. Спокойно, с мягкой улыбкой смотрит на нас с портрета миловидная женщина с ребенком на руках, рядом с ней - муж, в его лице угадывается натура незаурядная, сильная и нервная. Напряженный, горящий взгляд мужчины пристально устремлен на зрителя, так, словно ждет от нас ответа. Кажется, герой ван Дейка ведет диалог с незримым собеседником. Это ощущение непосредственного контакта было открытием в европейском искусстве и появилось лишь в портретах 17 столетия.

В то же время, с помощью уникальной техники исполнения работ, он доводит до совершенства тип парадного портрета барокко, в котором главную роль играют осанка и жест человека. Например,

А. Ван Дейк.

Портрет кардинала

Гвидо Бентивольо,

1623

Холст, масло, 196 х 147

Галерея Питти, Флоренция.

Маркиза Елена Гримальди Каттанео,

1623

Холст, масло, 246 х 173. Национальная галерея, Вашингтон

Поселившись с 1624 г. в Генуе, художник становится популярным портретистом известных аристократических семейств города. Ван Дейк создает блестящие портреты, в которых надменные старцы, благородные кавалеры, стройные женщины, в тяжелых, богатых платьях с длинными шлейфами изображены в полный рост на фоне пурпура и массивных колонн роскошных генуэзских дворцов.

Портрет маркиза Антонио Джулио Бриньоле-Сале

Первая треть 17 в.

Холст, масло, 250 x 127

Музей в Генуе,

Палаццо Россо

Мужской портрет (предположительно портрет парижского банкира Марка Антуана Люманя)

1620-е гг.

Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург

Портрет молодой женщины с ребенком. Между 1618 и 1621 гг. Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург

Некоторая встревоженность читается в доверчиво распахнутых глазах юной матери, держащей на коленях ребенка (предположительно портрет Бальтазарины фан Линик с сыном Адрианом).

Портрет Елизаветы и Филадельфии Уортон (?)

Конец 1630-х гг.

Государственный Эрмитаж,

Санкт-Петербург

Детские портреты открывают еще одну грань его искусства. Ван Дейк славится как мастер детского портрета. Никогда не впадая ни в кукольность , ни в слащавость, в своих портретах детей он тонко подчеркивал особенности детского возраста, умел передать всю свежесть и наивность детского восприятия мира. Обе девочки на эрмитажном портрете, причесанные и одетые как настоящие придворные дамы, позируют художнику. Пытаясь сохранить взрослую серьезность, они держат себя со всей непосредственностью детей, с удовольствием и не без лукавства играющих свою роль.

Портрет

Николаса Рококса

Около 1621 г.

Государственный Эрмитаж,

Санкт-Петербург

Пышные развевающиеся драпировки звучного красного тона, детали парадной архитектуры вносят в портреты оттенок приподнятости и торжественности. Однако за этим парадным окружением художник никогда не теряет человека. Книги и античные бюсты, помещенные на столе в «Портрете антверпенского бургомистра Николаса Рококса», отражают богатый мир духовных интересов представленного человека, известного в свое время ученого-нумизмата, коллекционера и покровителя искусств. Подобное заостренное внимание к духовной, интеллектуальной стороне деятельности человека получает постепенное развитие в портретном искусстве Ван Дейка. В его портретах сказалось и свойственное фламандскому искусству первой половины XVII столетия высокое представление о значимости человеческой личности.

Мужской портрет (предположительно портрет антверпенского врача Лазаря Махаркейзюса),

1620-е гг.

Государственный Эрмитаж,

Санкт-Петербург

Художника не интересует ни костюм, ни окружающая обстановка, только сам человек, его душевные движения, его внутренний мир.

Человек не позирует, он запечатлен в момент, должно быть, спора, он кому-то что-то страстно доказывает, подкрепляя свои слова жестом руки. Художник прибегает здесь к своеобразному и новому приему, раскрывая внутренний порыв, внутреннее духовное напряжение человека через внешнее действие. Живой взгляд, направленный в сторону невидимого собеседника, порывистая поза, подвижные пальцы - все помогает выявить внутреннее существо человека, его темперамент, подчеркнуть его духовную значимость.

В портрете нет ярких красок. Ван Дейк использует только контрасты черного и белого. Но прибегая к столь лаконичным средствам, художник достигает впечатления исключительного красочного богатства. Густые темные тона насыщены горячими красноватыми оттенками, словно отражающими внутреннее духовное горение изображенного человека, его страстный эмоциональный порыв. В таком характере колорита, теплого, насыщенного, как бы излучающего внутренний свет, сказалось изучение Ван Дейком опыта венецианских колористов и прежде всего Тициана.

Портрет

Эберхарда Ябаха.

Санкт-Петербург

Используя раз найденное удачное решение в разных портретах, Ван Дейк всегда безошибочно умеет найти и подчеркнуть те подчас едва уловимые индивидуальные черты внешнего и внутреннего облика модели, которые позволяют ему даже в пределах выработанной схемы создавать каждый раз в чем-то иной образ, ибо именно они и составляют основу сходства в портрете.

Ван Дейк обогащает портрет изображением в глубине его на фоне конкретного уголка английской природы. Написанный необычайно легко, свободно, с почти эскизной широтой, составляющей некоторый контраст с деликатностью фактуры самого портретного изображения, этот пейзаж вносит легкую романтическую нотку в общий строй портрета.

Портрет

Анны Далькит (?) и

Анны Керк.

Конец 1630-х гг. Государственный Эрмитаж,

Санкт-Петербург

Звучное великолепие первого плана еще подчеркивает черная с золотом драпировка на фоне и сумеречные тона вечернего пейзажа в глубине. Ни одно пятно не вырывается из общего колористического строя портрета, каждый тон находит свой отзвук, сливаясь в единую и целостную красочную гармонию.

Портрет

Томаса Чалонера,

1630-е гг.

Государственный Эрмитаж,

Санкт-Петербург

Художник без всякой идеализации показывает лицо уже немолодого человека, с дряблой кожей и покрасневшими веками. Но энергичный властный поворот головы, вздрагивающие ноздри, твердо сжатый рот и особенно глаза, светлые и пронзительные, позволяют ощутить динамику внутренней жизни этого человека. Напряженная эмоциональность, пронизывающая весь строй портрета, как бы отражает саму атмосферу, в которой жило английское общество накануне буржуазной революции. Портрет Чалонера исполнен с такой легкостью и свободой, что кажется написанным в один прием. Очень тонко и деликатно, мелкими мазками Ван Дейк накладывает краски, моделируя лицо и руку, властно указывающую на эфес шпаги, с эскизной свободой пишет волосы, длинными, извивающимися, подвижными мазками передает он переливы отблесков черного шелка костюма, игру света на изломах его складок. Предельно скупа красочная гамма портрета; и этот почти монохромный в своем лаконизме цветовой строй полотна подчеркивает красоту образа.

Побуждая заглянуть в глаза тому или иному своему персонажу, создавая у зрителя ощущение как бы личного контакта с ним, художник вызывает тем самым активное сопереживание зрителя духовному миру человека, изображенного на портрете. Портрет становится более живым, более эмоционально напряженным и психологически более глубоким. Ван Дейк, воссоздавая с поразительной убедительностью живой облик позирующего ему человека, никогда не стремился к достижению простой иллюзии реальности. Его портреты - это, прежде всего, живописные образы, воплощенные на картинной плоскости в неразрывной с нею связи. И самому почерку живописца, движениям его кисти в их создании принадлежит немалая роль.

Отдых на пути в Египет («Мадонна с куропатками»), 1632. Государственный Эрмитаж,

Санкт-Петербург

Черты изысканности отличают также религиозные композиции Ван Дейка, исполненные во второй антверпенский период творчества художника. Одной из лучших среди них является «Отдых на пути в Египет» («Мадонна с куропатками»).В благородно величавых очертаниях фигуры мадонны, в широком плавном волнообразном ритме композиции снова ощущаются отголоски искусства Тициана. Основную группу действующих лиц - мадонну с младенцем на коленях и Иосифа - художник сдвигает влево. Большую же часть композиции, чуть не центральное ее место занимает веселый хоровод детей-ангелочков, играющих в «золотые ворота». К ним тянется младенец Христос. Художник передает всю живость и непосредственность этих милых детских фигурок, но их движения замедленны, и, быть может, немного нарочито изящны. 1615–1616.

Государственный Эрмитаж,

Санкт-Петербург

В человеческих лицах, темпераментах и характерах предстало перед ним неиссякаемое чудо жизненных волнений, чувств, страстей. Раскрыть внутренний эмоциональный мир человека, передать динамику человеческой души - вот что неудержимо притягивало к себе внимание художника с первых шагов его самостоятельного творческого пути. Уже в ранней серии изображений апостолов его увлекла задача не столько запечатлеть характерный облик человека, сколько вскрыть то, что таится за внешней оболочкой, одухотворяет ее.

Творчество Ван Дейка проложило пути в будущее, способствовало созданию целой школы превосходных английских портретистов XVIII в. и оказало значительное влияние на развитие портретной живописи Европы.



Просмотров