Автор кантаты снег идет. Пастернак и Свиридов.«Снег идет

Художественный руководитель Санкт-Петербургской академической капеллы, народный артист России, профессор - Владислав Чернушенко пригласил ансамбль концертного хора мальчиков для участия в исполнении кантаты Георгия Свиридова «Снег идёт».

«Снег идёт» состоит всего из трёх номеров и потому считается самой маленькой кантатой в российской хоровой музыке. Свиридов написал её в 1965 году на стихи Бориса Пастернака, для женского хора, ансамбля мальчиков и симфонического оркестра.

Борис Пастернак, близкий в своей жизни к музыке и музыкальный в своих стихах, тем не менее, почему-то ни разу не привлёк внимание композиторов. Свиридов выступил первооткрывателем великого поэта в музыке. Для своей маленькой кантаты композитор отобрал три стихотворения из последнего периода творчества Пастернака, объединенные темой «художник и время». Это - «Снег идёт...», «Душа» и «Ночь».

Премьера кантаты состоялась 21 декабря 1966 года в Москве, в Большом зале Консерватории. «Снег идёт», по словам музыкальных критиков, «предстает перед слушателями классическим образцом тонкости и точности в выражении большого содержания минимальными средствами. Свиридов отказывается от всего внешнего, необязательного, грозящего многословием, добиваясь предельной „ёмкости“ каждой интонации и каждого музыкального образа».

По авторскому замыслу, хор мальчиков принимает участие в исполнении третьего, последнего номера кантаты. Однако, вопреки существующей традиции, Владислав Александрович попросил мальчиков исполнить также сопрановую строчку в первом номере кантаты, расположив хор на сцене таким образом, чтобы звучание женской альтовой группы и мальчишеской дискантовой было антифонным.

Работа над сочинением, оркестровые репетиции с Владиславом Чернушенко и исполнение кантаты в зале Академической капеллы - всё это подарило мальчиками незабываемые впечатления на осенних каникулах.


Интегрированный урок музыки (интеграция с изобразительным искусством) (2 класс)

Тема: Снежная зима в кантате Г.Свиридова, стихотворении Б.Пастернака и картинах русских художников.

Цель: познакомить с кантатами Г.Свиридова на стихи Б.Пастернака, обогащать словарный состав, ввести в пассивный словарный запас слово «кантата»; познакомить со стихотворением Б.Пастернака «Снег идёт…»

Ход урока.

    Актуализация знаний.

Дети! Как вы думаете, южная и северная зимы отличаются? (Да) Как вы думаете, какая зима в Италии,а в Африке?

А какой яркий признак северной зимы? (снег) А везде ли снег одинаковый? (Нет) Где его больше? (на лоне природы, на даче)

А какой снег? (холодный, бодрящий). Опишите его.

    Работа по теме урока.

Дети, я сейчас Вам прочитаю стихотворение Б.Пастернака. Послушайте его. «Снег идёт»

Борис Пастернак

Снег идет

Снег идет, снег идет.

К белым звездочкам в буране

Тянутся цветы герани

За оконный переплет.

Снег идет, и всё в смятеньи,

Всё пускается в полет,-

Черной лестницы ступени,

Перекрестка поворот.

Словно с видом чудака,

С верхней лестничной площадки,

Крадучись, играя в прятки,

Сходит небо с чердака.

Снег идет, снег идет,

Снег идет, и всё в смятеньи:

Убеленный пешеход,

Удивленные растенья,

Перекрестка поворот.

Дети, как по-разному можно сказать о снеге! о своём ощущении! Какие слова выбрал Борис Леонидович Пастернак для описания снега? Посмотрите на первые 2 четверостишия у вас на партах. Снег как белые звёздочки. Почему он так написал?

    Сейчас мы послушаем,как композитор Георгий Васильевич Свиридов (1915-1998) сочинил маленькие кантаты на стихи Б.Пастернака. Свиридов очень любил снежную Россию, с её многочисленными деревнями, крестьянскими песнями и забавами. (Учитель показывает картины на темы «Зима в живописи русских художников» и «Зимние забавы») . Всё его творчество отличается песенностью и связано с крестьянским фольклором.

    Дети, кантата (от итал. канторе),что значит петь, это муз.произведение, предназначенное для одного или нескольких солистов, хора и оркестра)

    Давайте послушаем эту музыку. Сели, чтобы вам было удобно, закрыли глаза. Какая музыка? (холодная, но светлая, сверкающая). Какую картину природы вы представляете, когда слушали эту музыку? (Мы чувствуем холод, зябкость, но настроение у музыки светлое, радостное. Фразы как снежинки.)

    А какие вообще снежинки? Какие вы наблюдали снежинки? Давайте посмотрим. Какие снежинки по цвету? Когда их лучше видно, на каком фоне? Когда,вы например, поймали снежинку на белую варежку, или когда заметили снежинку на тёмной куртке?

    Сейчас мы нарисуем снежинку. Взяли лист синего картона, чтобы снежинка была ещё заметней и казалась ещё красивее. Посмотрите на доску, у меня та тоже нарисован лист. Где мы будем рисовать снежинку? Как мы её расположим на листе. В этом углу? в этом углу? (нет), а где? Посередине. Правильно. Я нашла серединку и поставила точечку. А какая снежинка будет? маленькая? Нет, на весь лист. Правильно. Вот так (на доске учитель показывает) . А теперь я украшу нашу снежинку. Вот так. Вы можете рисовать, украшать вашу снежинку, как Вам больше нравится. Начали рисовать. Взяли кисточки, нашли середину, музыка Свиридова вам поможет.

    У кого получилась особенная снежинка? Кто хочет про неё рассказать?

    Давайте сделаем выставку. Полюбуемся в тишине нашим снегопадом! Какие все снежинки красивые и пушистые.

Маленькая кантата на стихи Бориса Пастернака

Состав исполнителей: женский хор, ансамбль мальчиков, оркестр.

История создания

После окончания «Деревянной Руси » в 1965 году Свиридов задумал следующую маленькую кантату, на этот раз - на стихи Б. Пастернака (1890-1960). Хотя и менее заметно, но поэзия Пастернака также прошла сквозь всю жизнь композитора. На его стихи были написаны самые первые романсы, которые сам Свиридов счел настолько несовершенными, что даже не включил в список сочинений.

Поэзия Пастернака никогда не оставляла композитора равнодушным. В своих дневниках он на протяжении многих лет так или иначе возвращается к ней. В частности, о «Докторе Живаго» есть такая запись: «Отдельные глубокие (хотя и далеко не всеобъемлющие) мысли П о жизни, о Человеке и его предназначении, о времени, о Революции, надругавшейся над Человеком...».

«Снег идет» - это обращение Свиридова к поэзии Пастернака после многих десятилетий раздумий. Любопытно, что «поэт этот, близкий в своей жизни к музыке и музыкальный в своих стихах, тем не менее, по-видимому, еще ни разу не привлекал раньше внимания композиторов, - пишет исследователь творчества Свиридова А. Сохор. - Свиридов, таким образом,... выступил первооткрывателем, причем не в фигуральном, а в буквальном смысле слова».

Для своей маленькой кантаты Свиридов отобрал три стихотворения из последнего периода творчества поэта, объединенные темой «художник и время». Это «Снег идет...» (1957), «Душа» (дата написания неизвестна, стихотворение в СССР не публиковалось и было взято Свиридовым из зарубежного источника) и «Ночь» (1956). Маленькая кантата была закончена в 1965 году, в том же году №3 был опубликован в последнем, 12-м номере журнала «Советская музыка». Премьера состоялась 21 декабря 1966 года в Москве, в Большом зале консерватории.

Музыка

1-я часть, «Снег идет», передает размеренный, безостановочный ход времени: монотонно, на одной ноте поют сопрано и альты, оркестровая партия завораживает повторением двух зыбких аккордов, убаюкивающей нисходящей интонацией. Во 2-й части, «Душа», монотонное кружение напоминает о ровном ходе времени в 1-й. Здесь скупое сопровождение с тянущимися звуками, на фоне которого разворачивается простой напев в духе городской песни, создает ощущение внутренней сосредоточенности, отрешенности от всего внешнего.

Урок № 11

Тема: Писатели и поэты о музыке и музыкантах

Цель. Выявить общие черты связи музыки и литературы, анализируя музыкальные, поэтические и прозаические произведения.

Тип урока . Интегрированный.

Задачи урока.

    Обучающие :

    • формирование умения анализировать, сравнивать музыкальные и литературные произведения;

      развитие чувства художественного слова;

      знакомство с новыми произведениями искусства;

      расширение представлений о композиторе Г.В. Свиридове и о его музыке.

    Развивающие :

    • формирование эстетического вкуса учащихся, умения вести диалог, рассуждать, выделять основную мысль произведения;

      развитие исследовательских способностей;

      развитие интереса к музыке через творческое самовыражение;

      развитие образного мышления.

    Воспитательные :

    • привлечение внимания к творчеству русского композитора, писателя, поэта,

      определение значимости роли музыки в жизни человека;

      воспитание чувства любви к Родине;

      воспитание эмоциональной отзывчивости на произведения искусства.

Оборудование.

Компьютер, музыкальный центр, видео ряд к музыкальному произведению, видео ряд с портретами композитора Г.В.Свиридова, портрета писателя Пастернак, видео ряд родных мест Г.В. Свиридова

Материал для слушания.

Г.В.Свиридов «Запевка» на стихи И.Северянина, Г.В.Свиридов кантата «Снег идет»

ХОД УРОКА

    Музыкальное приветствие.

    Проверка по журналу.

    Повторение пройденного материала:

    • Чьи это портреты? (писатель Шукшин и композитор Гаврилин)

      Почему я эти портреты поставила рядом?

      Композитор Гаврилин, композитор какого века? (20в)

      Как называется его музыкальное произведение, которое мы слушали на прошлом уроке? («Перезвоны»)

      Что дало толчок к написанию таково музыкально произведения? Рассказы Шукшина

      Что такое «Перезвоны»? Симфония-действо

      Что такое симфония – действо? Что-то между оперой и ораторией, в нем есть слова и музыка.

      Что такое программная симфония? Симфония, с определенным содержанием, которое изложено в программе или выражено в названии.

      Чем пронизано все произведение? – колокольным звоном.

      Что такое капелла? Группа исполнителей с оркестром, или хор певчих

      Симфония – действо написано для….? Солистов, хора и ударных инструментов.

      Как назывались музыкальные номера? «Вечерняя музыка», «Молитва», «Весело на душе».

      О чем каждое произведение? Вечерняя музыка – без слов, медленное произведение, образ вечера; «Весело на душе» - народное гулянье с шутками и прибаутками, ; «Молитва» - монах, читает молитву, обращение к богу.

4. Новая тема:

    Представим, что один композитор оставил нам свое звуковое послание.

    Что можно сказать об этом композиторе? Какой страны этот композитор? О чем он хочет нам рассказать?
    Слушание «Запевки» И.Северянина, Г.В.Свиридова.

    Это русский композитор? (Да).

    Почему вы так решили? (Варианты ответов учащихся).

    О чем это музыкальное произведение? (О России, о Храме, о нашей Родине)

    Как он относится к Родине?

(Варианты ответов учащихся: композитор воспевает свою Родину, восхищается ею, любит ее и др.)

    Кто исполнил это произведение? (Смешанный хор. Музыка звучала без сопровождения).

    Кроме музыки прозвучал еще и поэтический текст. Соавторство двух творческих людей: музыканта и поэта.

Прозвучала хор «Запевка» русского композитора Г.В.Свиридова на стихи И.Северянина.

О Свиридове:

Гео́ргий Васи́льевич Свири́дов , , - , ) - советский и российский композитор, пианист.

Русский композитор, родился в один из холодных декабрьских вечеров 1915г. в г. Фатеже Курской области. В деревянном доме, который стоял у реки Усожа. Весной и летом город утопал в зелени садов, где можно было слышать пенье соловьев. Народные курские песни окружали композитора с детства. Через всю жизнь Г.В.Свиридов пронесет любовь к родной природе, родному краю. Сегодня в Фатеже, в квартире, где жил композитор, находится квартира – музей, школа искусств. Перед школой в 2006г. установлен бюст Г.В.Свиридову.

Подумаешь, тоже работа -
Беспечное это житьё:
Подслушать у музыки что-то
И выдать шутя за своё...
(А. А. Ахматова)

Тема нашего урока: « Писатели и поэты о музыке и музыкантах»

Писатели и поэты - мастера слова - пытались описать её словами, но полностью раскрыть тайну звуков не удавалось никому. Недаром русский композитор А. Н. Серов говорил: «Музыка досказывает то, что словами нельзя или почти нельзя выразить». "Музыка, может быть, самое дивное создание человека, его вечная загадка и услада," - слова писателя Виктора Астафьева.

Слушая ни один раз музыку Свиридова, русский писатель XX века Виктор Петрович Астафьев написал рассказ о музыке, о Свиридове, где он называет его емким словом «Мастер». Давайте познакомимся с фрагментом рассказа «Слово о мастере».

У. – Какое отношение к музыке у Астафьева, откуда рождается музыка, что она дает человеку? Почему Виктор Петрович называет мастером Свиридова?

Музыка – дивное создание, вечная загадка, услада.
Природа – шум ветра, шелест травы, звон опадающей листвы.
Человек – возвращает все лучшее.
У. – А чем является музыка для вас?
(Варианты ответов учащихся: колыбельная мамы, красота, чувства…)
У. – В рассказе есть один секрет, здесь спрятан ответ на вопрос: что объединяет все виды искусства?
Откуда берут свои идеи творческие люди? – Из окружающей нас жизни. Мастер тот – кто умеет все увидеть, услышать и рассказать в своем произведении...

Мы выяснили, что основной жанр – это вокальные произведения. Связь музыки и литературы. Свиридов всегда обращается к поэтам, которых, как и его волнует тема Родины, красота природы, исторические события. Любимыми поэтами были: А.Блок, А.С.Пушкин, В.Маяковский.

Послушайте стихотворение Пастернака «Снег идет»:

«Снег идет» Борис Пастернак

Снег идет, снег идет.
К белым звездочкам в буране
Тянутся цветы герани
За оконный переплет.

Снег идет, и всё в смятеньи,
Всё пускается в полет,-
Черной лестницы ступени,
Перекрестка поворот.

Снег идет, снег идет,
Словно падают не хлопья,
А в заплатанном салопе
Сходит наземь небосвод.

Словно с видом чудака,
С верхней лестничной площадки,
Крадучись, играя в прятки,
Сходит небо с чердака.

Потому что жизнь не ждет.
Не оглянешься - и святки.
Только промежуток краткий,
Смотришь, там и новый год.

Снег идет, густой-густой.
В ногу с ним, стопами теми,
В том же темпе, с ленью той
Или с той же быстротой,
Может быть, проходит время?

Может быть, за годом год
Следуют, как снег идет,
Или как слова в поэме?

Снег идет, снег идет,
Снег идет, и всё в смятеньи:
Убеленный пешеход,
Удивленные растенья,
Перекрестка поворот.

После окончания « » в 1965 году Свиридов задумал следующую маленькую кантату, на этот раз - на стихи Б. Пастернака (1890-1960). Поэзия Пастернака никогда не оставляла композитора равнодушным.

Кантат – вокально-инструментальное произведение для солистов, и оркестра.

«Снег идет» - это обращение Свиридова к поэзии Пастернака после многих десятилетий раздумий.

Для своей маленькой кантаты Свиридов отобрал три стихотворения из последнего периода творчества поэта, объединенные темой «художник и время».

1-я часть, «Снег идет», передает размеренный, безостановочный ход времени: монотонно, на одной ноте поют сопрано и альты, оркестровая партия завораживает повторением двух зыбких аккордов, убаюкивающей нисходящей интонацией. Во 2-й части, «Душа», монотонное кружение напоминает о ровном ходе времени в 1-й. Здесь скупое сопровождение с тянущимися звуками, на фоне которого разворачивается простой напев в духе городской песни, создает ощущение внутренней сосредоточенности, отрешенности от всего внешнего.

Слушаем ч.1 Снег идет

У. – Посмотрите, что говорит Г.В. Свиридов о поэзии: «Мне поэтическое слово кажется исключительно важным, весомым. Оно весит в сто и тысячу раз больше, чем слово прозаика. Это слова, которые отобраны поэтом, гением… И они производят на меня сильнейшее впечатление…»
Мы увидели как для музыканта стихи стали вдохновением для создания музыкального произведения.
Как талантливо это сделал Свиридов. Если человек делает что – то очень хорошо, лучше, чем другие как мы его называем?
У-ся – (Мастер.)

Вывод.

У. – Мы увидели, что литература и музыка могут быть вдохновением для творческих людей. Есть общие жанры. Есть общие средства выразительности. Идеи люди творческих профессий черпают для своих произведений из реальной жизни.

Литература, музыка всегда
Союз искусства и добра,
Союз великого, земного,
Такого близкого, родного
Искусства.

Удрас А.Ф.

    Распевание.

6. Песня

«Маленький триптих» (1964) - одно из немногих сочинений Свиридова для симфонического оркестра. Оно, тем не менее, прочно связано с основной, «вокальной» линией его творчества. Первая часть целиком построена на интонациях знаменного распева, третья - один из символов музыки Свиридова - воскрешает образы русской старины. Самая загадочная часть - вторая - навевает воспоминания о суровой красоте, нависших громадах храмов, о кровавых страницах русской истории. Музыка «Маленького триптиха» использована в легендарном спектакле Малого театра «Царь Федор Иоаннович» (постановка Бориса Равенских).

Маленькая кантата «Снег идет» - едва ли не первое в русской музыке обращение к стихам Бориса Пастернака - написана в 1965 году. Она интересна прежде всего необычностью трактовки хора. Он у Свиридова скорее носитель не смысла, собственно мелодической выразительности, но краски. Например, в первой части («Снег идет») он поет всего лишь на двух повторяющихся нотах: в третьей части («Ночь») в партии хора и в оркестре также господствует стаккатный (отрывистый) штрих.

День первого исполнения «Поэмы памяти Сергея Есенина» 31 мая 1956 года стал знаменательным в истории русской культуры ХХ века. Именно это сочинение явило миру гений Георгия Свиридова. До этого дня были двадцать лет творчества, известность (всеобщее внимание привлекло уже первое сочинение двадцатилетнего автора - цикл романсов на стихи Пушкина), мучительное изживание влияния учителя, Дмитрия Шостаковича (в его классе в Ленинградской консерватории Свиридов занимался в 1937 - 1941). Не было - своей Темы в искусстве. И именно в этот день Художник и Тема наконец-то нашли друг друга. В «Поэме памяти Сергея Есенина» сфокусирован основной эстетический приоритет Свиридова - новый традиционализм. Музыка Свиридова проста, иногда статична, но эта простота очень сложно организована; традиционный музыкальный язык вбирает достижения музыки ХХ века - сонерику и неофольклоризм. В пору увлечения наконец- то разрешенным (хотя и дозированно) авангардом, Свиридов шел против течения - к естественной русской певческой (в широком смысле) интонации. «Поэма» стала для Свиридова первым шагом вглубь национальной традиции: впоследствии этот путь закономерно привел к абсолютному отказу от «мирской» музыки; в поздний период творчества (с начала 1980-х) композитор пишет исключительно в духовном жанре, а интонационной основой его музыки становится знаменный распев. «Поэма памяти Сергея Есенина» имела огромное общественное значение, вызвав небывалый интерес как к творчеству Есенина, так и вообще к теме русской деревни. Именно музыкальное сочинение Свиридова стоит у истоков «деревенской прозы» как мощного стилевого течения отечественной литературы конца 1950-х - середины 1980-х (среди авторов - Василий Белов, Валентин Распутин, Федор Абрамов, Борис Можаев и другие). В поэме десять номеров, и все они, так или иначе, проникнуты ностальгией по «деревянной Руси» (название кантаты, также на стихи Есенина). Замечательны две кульминации цикла - номера 9 и 10. №9 - «Я - последний поэт деревни» - тихая печальная песнь из сердечной глубины: значительность каждой ноты и фразы подчеркнута скупым оркестровым сопровождением (тоническая квинта, совсем как в «Шарманщике», финале вокального цикла «Зимний путь» Шуберта). №10 - «Небо - как колокол...» - праздничный колокольный финал, в котором, однако ощущается неоднозначное отношение автора к гибели старой Руси.

Михаил Сегельман



Просмотров