Картины по развитию речи. Организация работы по развитию связной речи с использованием картин и картинок

Составление рассказа по серии сюжетных картин.

Серии сюжетных картин,предназначенные для самостоятельного составления рассказов детьми.

Воздушный шарик.

Взрослый просит ребёнка разложить сюжетные картинки в логической последовательности, ответить на вопросы полным ответом и самостоятельно составить рассказ

1. Ответить на вопросы:
Кто и где потерял воздушный шарик?
Кто нашёл шарик на поле?
Какой был мышонок и как его звали?
Чем мышонок занимался на поле?
Что мышонок стал делать с шариком?
Чем закончилась игра с шариком?

2.Составить рассказ.

Образец рассказа «Воздушный шарик».

Девочки рвали в поле васильки и потеряли воздушный шарик. Маленький мышонок Митька бегал по полю. Он искал сладкие зёрнышки овса, но вместо них в траве нашёл воздушный шарик. Митька стал надувать шарик. Он дул, дул, а шарик становился все больше и больше, пока не превратился в огромный красный шар. Подул ветерок, подхватил Митьку с шариком и понес над полем.

Домик для гусеницы.

1. Ответить на вопросы:
Про кого будем составлять рассказ?
Расскажи, какая была гусеница и как её звали?
Чем гусеница занималась летом?
Куда однажды заползла гусеница? Что там увидела?
Что гусеница сделала с яблоком?
Почему гусеница решила остаться в яблоке?
Что гусеница смастерила в своём новом жилище?
2.Составить рассказ.

Образец рассказа «Домик для гусеницы».

Рассказ ребёнку не читается, а может использоваться в качестве помощи в случае затруднений при составлении детского, авторского рассказа.

Жила – поживала молодая, зелёная гусеница. Звали её Настя. Хорошо ей жилось летом: лазила по деревьям, лакомилась листочками, нежилась под солнышком. Вот только дома у гусеницы не было и она мечтала его найти. Один раз гусеница заползла на яблоню. Увидела красное большое яблоко и начала его грызть. Яблоко было такое вкусное, что гусеница не заметила, как прогрызла его насквозь. Гусеница Настя решила остаться жить в яблоке. Ей там было тепло и уютно. Скоро гусеница смастерила в своём жилище окошко и дверцу. Получился чудесный домик

Новогодние приготовления.

Взрослый просит ребёнка разложить сюжетные картинки в логической последовательности, ответить на вопросы полным ответом и самостоятельно составить рассказ.


1. Ответить на вопросы:
Какой приближался праздник?
Как ты думаешь, кто купил елку и поставил её в комнате?
Расскажи, какая была ёлка.
Кто пришёл украшать ёлку? Придумай имена детям.
Чем дети украсили ёлку?
Для чего в комнату принесли лестницу?
Что прикрепила к макушке ели девочка?
Куда дети посадили игрушечного деда мороза?
2.Составить рассказ.

Образец рассказа «Новогодние приготовления».

Рассказ ребёнку не читается, а может использоваться в качестве помощи в случае затруднений при составлении детского, авторского рассказа.

Приближался новогодний праздник. Папа купил высокую, пушистую, зелёную елку и поставил ее в зале. Павел и Лена решили украсить елку. Павел достал коробку с елочными игрушками. Дети повесели на елку флажки и разноцветные игрушки. Лена не могла дотянуться до макушки ели и попросила Павла принести лестницу. Когда Павел установил лестницу около ели, Лена прикрепила к макушке ели золотую звезду. Пока Лена любовалась наряженной елкой, Павел побежал в кладовую и принес коробку с игрушечным дедом морозом. Дети посадили деда мороза под ёлку и довольные убежали из зала. Сегодня родители повезут детей в магазин выбирать для новогоднего карнавала новые костюмы.

Неудачная прогулка.

Взрослый просит ребёнка разложить сюжетные картинки в логической последовательности, ответить на вопросы полным ответом и самостоятельно составить рассказ.



1. Ответить на вопросы:
Назови, кого ты видишь на картинке. Придумай имя мальчику и кличку собаке.
Где гулял мальчик со своей собакой
Что увидела собака и куда побежала?
Кто вылетел из яркого цветка?
Что маленькая пчёлка делала в цветке?
Почему пчёлка укусила собаку?
Что случилось с собакой после укуса пчелы?
Расскажи, как мальчик помог своей собаке?
2.Составить рассказ.

Образец рассказа «Неудачная прогулка».

Рассказ ребёнку не читается, а может использоваться в качестве помощи в случае затруднений при составлении детского, авторского рассказа.

Стас и собака Сойка гуляли по аллее парка. Сойка увидела яркий цветок и побежала его нюхать. Собака носом коснулась цветка и он закачался. Из цветка вылетела маленькая пчёлка. Она собирала сладкий нектар. Пчелка разозлилась и укусила собаку за нос. У собаки распух нос, из глаз потекли слезы. Сойка опустила хвост. Стас забеспокоился. Он достал из сумки пластырь и заклеил им собаке нос. Боль успокоилась. Собака лизнула Стаса в щёку и завиляла хвостом. Друзья поспешили домой.

Как мышонок забор красил.

Взрослый просит ребёнка разложить сюжетные картинки в логической последовательности, ответить на вопросы полным ответом и самостоятельно составить рассказ.

1. Ответить на вопросы:
Придумай кличку мышонку, о котором будешь рассказывать в рассказе.
Чем решил заняться в выходной день мышонок?
Что мышонок купил в магазине?
Расскажи, какого цвета была краска в вёдрах
Какой краской мышонок стал красить забор?
Красками какого цвета мышонок нарисовал на заборе цветы и листочки?
Придумай продолжение этого рассказа.
2.Составить рассказ.

Образец рассказа «Как мышонок забор красил».

Рассказ ребёнку не читается, а может использоваться в качестве помощи в случае затруднений при составлении детского, авторского рассказа.

В выходной день мышонок Прошка решил покрасить забор около своего домика. Утром Прошка сходил в магазин и купил в магазине три ведра с краской. Открыл и увидел: в одном ведре- красная краска, в другом - оранжевая, а в третьем ведре зеленая краска. Мышонок Проша взял кисточку и стал красить забор оранжевой краской. Когда забор был покрашен, мышонок обмакнул кисточку в красную краску и нарисовал цветы. Зеленой краской Проша нарисовал листочки. Когда работа была выполнена, к мышонку в гости пришли друзья, чтобы посмотреть на новый забор

Утёнок и цыплёнок.

Взрослый просит ребёнка разложить сюжетные картинки в логической последовательности, ответить на вопросы полным ответом и самостоятельно составить рассказ.



1. Ответить на вопросы:
Придумай клички утёнку и цыплёнку.
Какое время года изображено на картинках?
Как ты думаешь куда направились утёнок с цыплёнком?
Расскажи, как друзья переправлялись через реку:
Почему цыплёнок не пошёл в воду?
Как утёнок помог цыпленоку переплыть на другой берег?
Чем закончилась эта история?
2.Составить рассказ.

Образец рассказа «Утёнок и цыплёнок».

Рассказ ребёнку не читается, а может использоваться в качестве помощи в случае затруднений при составлении детского, авторского рассказа.

Летним днём утенок Кузя и цыпленок Цыпа пошли в гости к индюшонку. Индюшонок жил с папой индюком и мамой индюшкой на другом берегу реки. Утенок Кузя и цыпленок Цыпа подошли к реке. Кузя плюхнулся в воду и поплыл. Цыпа в воду не пошел. Цыплята плавать не умеют. Тогда утенок Кузя схватил зеленый листок кувшинки и посадил на него Цыпу. Цыплёнок плыл на листике, а утёнок подталкивал его сзади. Скоро друзья переправились на другой берег и встретились с индюшонком.

Удачная рыбалка.

Взрослый просит ребёнка разложить сюжетные картинки в логической последовательности, ответить на вопросы полным ответом и самостоятельно составить рассказ.

1. Ответить на вопросы:
Кто однажды летом пошел на рыбалку? Придумай клички коту и псу.
Что взяли с собой друзья?
Где друзья устроились для ловли рыбы?
Как ты думаешь,что стал кричать кот, когда увидел, что поплавок ушёл под воду?
Куда кот кинул пойманную рыбку?
Почему кот решил украсть рыбку, которую выловил пёс?
Расскажи, как псу удалось поймать вторую рыбку.
Как ты думаешь кот и пёс ходят ещё вместе на рыбалку?
2.Составить рассказ.

Образец рассказа «Удачная рыбалка».

Рассказ ребёнку не читается, а может использоваться в качестве помощи в случае затруднений при составлении детского, авторского рассказа.

Однажды летом Кот Тимофей и пёс Полкан пошли на рыбалку. Кот взял ведро, а пёс удочку. Сели на бережок реки и стали ловить. Поплавок ушёл под воду. Тимофей стал громко кричать: «Рыбка, рыбка, тяни, тяни». Полкан вытянул рыбку, а кот кинул её в ведро. Пёс во второй раз кинул удочку в воду, но на этот раз поймал старый сапог. Увидев сапог, Тимофей решил с Полканом рыбкой не делиться. Кот быстро подхватил ведро и побежал домой обедать. А Полкан вылил воду из сапога, а там была другая рыбка. С тех пор пёс и кот на рыбалку вместе не ходят.

Находчивый мышонок.

Взрослый просит ребёнка разложить сюжетные картинки в логической последовательности, ответить на вопросы полным ответом и самостоятельно составить рассказ.

1. Ответить на вопросы:
Придумай имя девочке, клички кошке, мышонку.
Расскажи, кто жил в доме у девочки.
Что девочка налила в кошачью миску?
Что сделала кошка?
Откуда выбежал мышонок и что увидел в кошачьей миске?
Что сделал мышонок, чтобы напиться молока?
Чему удивилась кошка, когда проснулась?
Придумай продолжение этой истории.
2.Составить рассказ.

Образец рассказа «Находчивый мышонок».

Рассказ ребёнку не читается, а может использоваться в качестве помощи в случае затруднений при составлении детского, авторского рассказа.

Наташа налила кошке Вишенке в миску молока. Кошка немного полакала молока, положила ушки на подушку и уснула. В это время из-за шкафа выбежал мышонок Тишка. Он огляделся и увидел в кошачьей миске молоко. Мышонок захотел молока. Он залез на стул и вытянул из коробки длинную макаронину. Мышонок Тишка тихонько подкрался к плошке, опустил макаронину в молоко и выпил его. Кошка Вишенка услышала шум, вскочила и увидела пустую плошку. Кошка удивилась, а мышонок убежал обратно за шкаф.

Как ворона горох вырастила.



Взрослый просит ребёнка разложить сюжетные картинки в логической последовательности, ответить на вопросы полным ответом и самостоятельно составить рассказ.

1. Ответить на вопросы:
Как ты думаешь,в какое время года петушок шёл по полю?
Что петушок нёс домой?
Кто заметил петушка?
Что сделала ворона, чтобы полакомиться горохом?
Почему ворона не съела весь горох?
Как птица посеяла семена гороха в землю?
Что показалось из земли после дождя?
Когда на растениях появились стручки гороха?
Чему радовалась ворона?
2.Составить рассказ.

Образец рассказа «Как ворона горох вырастила».

Рассказ ребёнку не читается, а может использоваться в качестве помощи в случае затруднений при составлении детского, авторского рассказа.

Ранней весной шёл по полю петушок и нёс за плечами тяжёлый мешок с горохом.

Петушка заметила ворона. Она ткнула клювом в мешок и оторвала заплатку. Из мешка посыпался горох. Ворона стала лакомиться сладкими горошинками, а когда наелась, решила вырастить свой урожай. Лапками птица утоптала несколько горошин в землю. Пошел дождь. Совсем скоро из земли показались молодые побеги гороха. В середине лета на ветках появились тугие стручки с крупными горошинами внутри. Ворона поглядывала на свои растения и радовалась богатому урожаю гороха, который ей удалось вырастить.

Использование картин на занятиях по развитию речи

Составила: Карамышева Ксения Игоревна

Воспитатель МБДОУ «ДСКВ №68»

2015

1.Значение картин в ознакомлении детей с окружающим и развитии

словаря, в обучении детей рассказыванию…………………………………… 3

2.Подбор картин для каждой группы, требования к подбору……………… 6

3.Виды занятий с картинами…………………………………………………. 9

4.Структура занятий и методика проведения………………………………… 6

5.Требования к рассказам по картинам………………………………………. .9

ПРАКТИЧЕСКИЕ ЗАДАНИЯ…………………………………………………20

Конспект занятия по составлению рассказов по картине

Список используемой литературы………………………………………….... 23

  1. Значение картин в ознакомлении детей с окружающим и развитии словаря, в обучении детей рассказыванию .

Известный педагог К.Д. Ушинский говорил: «Дайте ребёнку картину, и он заговорит». Воспитание высокообразованных людей включает в себя овладение всеми богатствами родного языка. Поэтому одна из главных задач детского сада – формирование правильной устной речи детей на основе овладения ими литературного языка своего народа.

В методике развития речи дошкольников, по мнению исследователей О.И. Соловьёвой, Ф.А. Сохина, Е.И. Тихеевой и др., использованию картин принадлежит ведущая роль. Картина в различных её видах (предметная, сюжетная, фотография, иллюстрация, репродукция, диафильм, рисунок), а сюжетная в особенности, при умелом использовании позволяет стимулировать все аспекты речевой деятельности ребёнка. Известно, с каким увлечением даже самые маленькие дети рассматривают иллюстрации в книгах, журналах и задают бесчисленные вопросы взрослым.

Виды работы по картинам многочисленны. Одна и та же картина может служить материалом для ряда разнообразнейших видов занятий. Представленные на картинке предметы, объединены определенной логической ситуацией, определенным, за себя говорящим взаимоотношением. Языковая задача – уточнить и обогатить словарь детей, упражнять их в построении высказывания, подвести к практическому усвоению некоторых понятий.

Проблема развития связной речи и особенно обучения рассказыванию с опорой на картины (иллюстрации) была и остается в центре внимания психологов, лингвистов, педагогов и методистов (Л.С. Выготский, А.В. Запорожец, А.А. Леонтьев, Д.Б. Эльконин и др.). Действительно, значение рассказов огромно. В рассказах живут народные обычаи, обряды, в них сохраняются пословицы, поговорки. Из рассказов дети запоминают выражения и новые слова, которыми пользуются в повседневном быту, осваивают новые словосочетания, фразы, типа предложений.

Особую роль картинки в развитии ребенка и в развитии речи детей дошкольного возраста отводила Е.И. Тихеева. Она описала что картинам как фактору умственного развития ребенка должно быть отведено почетное место с первых лет его жизни. Картина вызывает активную работу мышления, памяти и речи. Рассматривая картину, ребенок называет то, что он видит, спрашивает о том, что ему непонятно, вспоминает об аналогичном событии и предмете из его личного опыта и рассказывает об этом.

С помощью картины педагог воспитывает у детей различные чувства; в зависимости от содержания картины это может быть интерес и уважение к труду, любовь к родной природе, сочувствие к товарищам, чувство юмора, любовь к красоте и всегда радостное восприятие жизни.

Польза картинки, по мнению К.Д.Ушинского, в том, что дети приучаются тесно связывать слово с представлением о предмете, учатся логично и последовательно выражать свои мысли, то есть картинка, одновременно развивает ум и речь. В.П. Глухов отмечал: «Попробуйте об одном и том же происшествии рассказать двум детям, одинаково способным, одному по рисункам, второму - без рисунков - и вы оцените тогда все значение рисунков для детей».

Таким образом «дошкольный возраст является периодом, в котором наблюдается наибольшее чувство к языковым явлениям, - это твердо установленный факт», - заключает в одном из своих исследований Д.Б. Эльконин. Рассказы обогащают детей знаниями об истории, культуре своего народа, развивают речь. А поскольку обучение рассказыванию в детском саду базируется на наглядном материале, и прежде всего на картинках, иллюстрациях через которые обогащается кругозор детей, развивается их образное мышление и связная речь, то именно они являются наиболее ценным материалом в работе с дошкольниками для развития речи.

Картины, рисунки, иллюстрации к литературным и фольклорным произведениям применяют в образовательном процессе как средство умственного (ознакомление с окружающей средой, развитие воображения, восприятия, внимания, мышления, речи, формирование интеллектуальных способностей, сенсорное развитие), эстетического (развитие художественно-эстетического восприятия, формирования эмоциональной чувствительности, обогащение эмоционально - чувственной сферы) и речевого воспитания (развитие художественно - коммуникативных способностей, стимулирование инициативы высказывания, овладение различными типами связной речи).

2. Подбор картин для каждой группы, требования к подбору

Детский сад должен позаботиться о том, чтобы у него был подбор картин, могущий удовлетворять все запросы текущей работы.

Требования к картине

  • Интересное, понятное содержание, воспитывающее положительное отношение к окружающему.
  • Реалистичное изображение.
  • Картина должна быть высокохудожественной.
  • Доступность содержания и изображения (отсутствие множества

деталей, сильного сокращения и заслонения предметов, излишней штриховки, незаконченности рисунка).

Картины могут быт ь: демонстрационные, раздаточные (набор открыток на разные темы, рассказы детей по картинкам).

Предметные картины – на них изображены один или несколько предметов без какого-либо сюжетного взаимодействия между ними (мебель, одежда, посуда, животные; «Лошадь с жеребенком», «Корова с теленком» из серии «Домашние животные» – автор С. А. Веретенникова, художник А. Комаров).

Сюжетные картины , где предметы и персонажи находятся в сюжетном взаимодействии друг с другом. И наталкивает ребенка на рассказ, связанный с интерпретацией действия. Серия или набор картин, связанных единым сюжетным содержанием, например, (рассказ в картинках) «Рассказы в картинках» Н. Радлова

Используются и репродукции картин мастеров искусства:

· пейзажные картины: А. Саврасов «Грачи прилетели»; И. Левитан «Золотая осень», «Весна. Большая вода», «Март»; К. Юон «Мартовское солнце»; А. Куинджи «Березовая роща»; И. Шишкин «Утро в сосновом бору», «Сосновый лес», «Рубка леса»; В. Васнецов «Аленушка»; В. Поленов «Осень в Абрамцеве», «Золотая осень» и др.;

· натюрморт: К. Петров-Водкин «Черемуха в стакане», «Стакан и яблоневая ветка»; И. Машков «Рябинка», «Натюрморт с арбузом»; П. Кончаловский «Маки», «Сирень у окна».

При выборе картины для занятия, педагог должен учитывать, что дети знают:

  • О персонажах картины (девочка, мальчик, колобок);
  • Их действиях (гуляют, играют, едят);
  • О месте действия (Где? В лесу, дома);
  • О времени действия (Когда?).

Дети любят рассматривать картины индивидуально, руководствуясь собственным интересами и выбором, а потому должны быть картины и для свободного пользования детей. Содержание их должно быть по возможности разнообразно и доступно пониманию детей. Картинки для свободного пользования детей выкладываются в сменном порядке на определенный срок в местах, откуда дети берут их по своему усмотрению. Ради удобства пользования картинами надо основательно продумать технику их хранения. Для каждой темы должно быть свое место: конверт, ящик, место в шкафу и т.п. Только в этом случае педагог сможет в любой момент найти нужную картину.

Основные требования, выдвигаемые методикой к картине и работе с ней.

Картина подбирается заранее с учетом интереса детей, с учетом учебно-воспитательной работы, с учетом времени года, местных условий (сначала своя местность, затем другое).

Картина должна висеть на уровне глаз детей.

Заранее подбирается указка или другие атрибуты.

Продумать размещение детей: полукругом не всегда; в шахматном порядке; с учетом слуха, зрения, роста детей; в круг.

Педагог и дети, которые выходят к картине, должны стоять справа от картины.

После занятия картины на несколько дней остаются в групповой комнате, воспитатель побуждает детей рассматривать их.

Требования, предъявляемые к подбору картин младший возраст (3-5 лет).

Композиция картины должна быть простой т.е. картины одно плановые.

Количество персонажей от 1 до 4.

Старший возраст (5-7лет).

Композиция сложная, то есть многоплановая.

Количество персонажей может быть достаточно большим.

Построение занятия и методика его проведения.

Чтобы правильно и эффективно рассмотреть картину воспитатель должен придумать какие знания он будет закреплять, какие знания будет давать детям.

3.Виды занятий с картинами

В соответствии с «Программой воспитания в детском саду» занятия по рассматриванию картин проводятся во всех возрастных группах. Но если дети младшего и среднего возраста учатся описывать картины, опираясь на вопросы педагога, то в старшей и подготовительной к школе группах основное внимание уделяется самостоятельному рассказыванию.

Виды занятий по картине:

  1. рассматривание картины;
  2. рассказывание по ней.

Для связного последовательного рассказа по картине необходимо при рассматривании картины понять ее сущность , установить связи :

  1. узнавание;
  2. установление причинно-следственных связей между действующими лицами, понимание мимики лица, действий.
  3. временные связи: учет места действия, времени, обстановки.

Для связного рассказа необходимо:

  1. позаботиться о содержательной стороне;
  2. четкое выделение или логизация образов;
  3. освоение форм монологической речи.

Виды картин.

  1. Предметные картины (один или несколько предметов без контактных связей).
  2. Сюжетные и многоэпизодные картины. На сюжетных картинах изображаются предметы в определенных сюжетных связях.
  3. Серии картин, связанных одним сюжетом.
  4. Пейзажные картины.
  5. Натюрморты.
  6. Картины с юмористическим содержанием.

Выделяются следующие виды занятий по обучению рассказыванию по картине.

  1. Составление описательного рассказа по предметной картине.
  2. Составление описательного рассказа по сюжетной картине.
  3. Придумывание повествовательного рассказа по сюжетной картине.
  4. Составление рассказа по последовательной серии картин.
  5. Составление описательного рассказа по пейзажной картине и натюрморту.
  6. Коллективное составление рассказов.

Усложнение от группы к группе.

Средняя группа

Старшая группа

Подготовительная группа

1. Описательный рассказ по предметной картине.

2. Описательный рассказ по сюжетной картине.

3. Описательный рассказ по сюжетной серии картинок.

1. Составление повествовательного рассказа по сюжетной картине.

2. Повествовательные рассказы по серии картинок на юмористические темы.

3. Коллективное составление рассказа.

1. Описательный рассказ по пейзажной картине и натюрморту.

Требования к рассказам детей:

  • точная передача сюжета; самостоятельность; образность;
  • целесообразность использования языковых средств (точное
  • обозначение действий); наличие связей предложений и частей
  • рассказа; выразительность; умение интонировать;
  • акцентирование наиболее значимых слов; плавность речи;
  • фонетическая четкость каждой фразы

4. Структура занятий и методика проведения: по рассматриванию картин; по составлению рассказов по картинам;

Задача педагога – учить детей воспринимать картину, вести от беспорядочного рассматривания к последовательному, выделять существенное; расширять запас слов детей; воспитывать чувства детей, т. е. вызывать правильное отношение к тому, что нарисовано

Структура занятия по ознакомлению с картинами

Состоят из трех частей, а лучше комбинированные: занятие + ИЗО, занятие + музыка, занятие + родной язык.

I часть – вводная (1-5 мин.): настроить детей к восприятию (беседа, загадки), младшим детям педагог еще раскрывает содержание этой картины для того, чтобы заинтересовать.

II часть – основная (от 10-20 мин. в зависимости от возраста детей): вопросы к детям. Заканчивается эта часть образцовым рассказом педагога, подтверждающим суть картины или чтением художественной литературы (описание). Для детей 5-7 лет образцом может быть рассказ ребенка. Если картина первый раз в группе, то образцом может быть рассказ только педагога.

III часть – итог занятия: сюрпризные моменты, словесная игра (подвижная), занятие по ИЗО после просматривания.

Основной словарный прием в ходе занятия – это вопросы к детям:

Основной словарный прием на этом занятии - вопрос. Употребляются разные формы вопросов:

1. Для выяснения общего смысла картины: о чем картина? Как мы ее назовем? Правильно ли дети встретили новенькую?

2. Для описания предметов: что? Какой? Где? Что делает? На что похож?

3. Для установления связей между частями картины: почему? Зачем? Для чего? Чьи? Чем похожи?

4. Для перехода за пределы изображенного: как вы думаете, что будет потом? Что было до этого? Как ты догадался об этом?

5. Вопросы о личном опыте детей, близком содержанию картины: а у тебя такие игрушки есть? А к нам в группу кто недавно пришел? Как мы встретили новенького?

6. Старшим детям для активизации словаря задается вопрос для подбора синонимов: как еще можно сказать об этом? (Несмелая, робкая, испуганная и др.) Вопросы по форме могут быть не только прямыми и наводящими, но и подсказывающими, особенно в младших группах: это котенок? Это мячик?

В старших группах можно использовать приемы, разработанные Е. И. Тихеевой. Проводятся упражнения типа игры «Кто больше увидит?» Дети называют детали изображенного предмета, не повторяясь. Это важно для развития наблюдательности, внимания и активизации словаря. Хорош прием сравнения картин (Чем похожи и чем не похожи?).

Цель рассматривания картины, цель задаваемых вопросов - выяснить ее основное содержание; при этом надо активизировать не словарь вообще, а определенную группу слов. Поэтому спрашивать следует об основном.

Младшая группа.

Подготовительный этап к обучению рассказыванию.

Особенности детей:

Дети ограничиваются перечисление предметов, отдельных систем и действий.

Задачи:

  1. Обучение детей рассматриванию картины и формирование умения замечать в ней равное.
  2. Постепенный переход от занятий номенклатурного характера к занятиям, упражняющим детей в связной речи (ответы на вопросы и составление небольших рассказов).

Структура занятий по ознакомлению детей с картиной:

  1. Внесение картины и рассматривание ее детьми самостоятельно.
  2. Рассматривание картины по вопросам.
  3. Заключительный рассказ-образец воспитателя.

Занятия можно начинать с небольшой вводной беседы, цель ее – выяснить представления, имеющиеся у детей, и создать эмоциональный настрой.

Методические приемы:

  1. Вопросы.
  2. Художественное слово.
  3. Игровые приемы.
  4. Выбор объекта и рассказывание о нем.
  5. Связывание нарисованного объекта на картине с показом игрушки.

Картины:

  1. изображающие отдельные предметы;
  2. домашних животных;
  3. сцены из детской жизни.

Средняя группа.

Отдельно проводятся занятия по обучению рассказыванию

По обучению рассказыванию занятия проводятся 1 раз в месяц, но если считаете, что требуется большая работа, то количество их увеличивается.

Картины:

  1. Батурина «Мы играем».
  2. Серия Соловьевой «Наша Таня».
  3. Веретенникова «Домашние животные».

Структура занятий.

  1. Актуальное содержание картины (изучается содержание картины, дети усваивают важнейшие связи, вопросов задавать немного).
  2. Обучение составлению рассказа.
  3. Рассказы детей, оценка рассказов.

Методическая работа.

  1. Вопросы – 3-4 минуты.
  2. Образцы рассказа воспитателя.
  1. Рассказ воспитателя должен охватывать все содержание картины.
  2. Должен быть построен в соответствии с правилами литературного рассказа, соблюдена последовательность, время, завязка.
  3. В рассказе должны иметь место образные выражения, прямая речь, знаки препинания.
  4. Излагаться должны живо, четко, выразительно. Для этого он должен продумываться заранее.

Усложнение – в ст. группах можно использовать литературный образ.

Рассказ воспитателя должен состоять из 7-8 предложений и начала образа дается для полного копирования. Постепенно уменьшается место образца – передвигается в середину и в конец занятия. После образца дается план.

  1. Требования к этой части.
  1. Воспитатель должен знать, кого он спросит: 1-2 хорошо рассказывающих, затем детей, затрудняющихся и закончить хорошо рассказывающими. Всего спросить от 5 до 9 детей.

Обязательно следить за вниманием детей и разнообразить приемы за счет внесения игрушек, дополнений детей, учет желания детей.

Требования к оценке детских рассказов.

Первые самостоятельные рассказы по картине могут состоять из 2-3 предложений. Одни дети воспроизводят самое главное, а другие то, что им интересно, рассказы третьих детей не характеризуют суть картин.

К середине года рассказы становятся длиннее (6-8 предложений), приобретают последовательность, приближаются к образцу, а в конце года дети почти дословно передают образец.

В конце года можно заслушать 7-9 рассказов.

Старшая и подготовительная группа.

В старшей и подготовительной группах требования к детским рассказам увеличиваются.

  1. Содержание рассказа должно обогащаться подробностями, рассказ увеличивается.
  2. Ребенок подготовительной группы должен соблюдать все 3 части. Начало и конец – четко выделены.
  3. Обращать внимание на подбор четких и точных слов.

При оценке следует отличать достоинство рассказа, детали, которые делают его непохожим на другой. В ст. группе к оценке привлекаются сами дети.

Усложнение в методике рассматривания картины.

В старшем дошкольном возрасте рассматривают картину предварительно или в первой части занятия.

Новые задачи по рассматриванию картины.

Помочь детям понять сущность картины, установить все связи и зависимости.

Направление на накопление словесного материала, идет работа по отыскиванию точных слов для характеристики действующих лиц, действий.

Систематизация материала для рассказывания.

Структура.

  1. Внесение картины и рассматривание детьми (восприятие в целом).
  2. Рассматривание картины под руководством воспитателя.
  3. Заключительный рассказ – образец педагога.

Методические приемы.

  1. Серия вопросов на выявление содержания, на установление связей, на детальное рассматривание картины и поиск точных слов. Используется прием закрывания части картины.
  2. Прием придумывания названия картины и обобщение воспитателя.

Задачи по обучению рассказыванию в старших группах становятся разнообразнее и зависят от содержания картины.

  1. Учить понимать содержание картины.
  2. Воспитывать чувства.
  3. Учить составлять связный рассказ по картине.
  4. Активизировать и расширять словарный запас.

В ст. группах 10 занятий по обучению рассказыванию.

Картины «Ежи», «Наша Таня», «Домашние животные». Одну и ту же картину можно использовать неоднократно и усложнять задачи.

Виды занятий в ст. группах по рассказыванию.

  1. Описательный рассказ по предметным и сюжетным картинам.
  2. Рассказы по серии картинок на юмористические темы.
  3. Повествовательный рассказ.

В подготовительной группе добавляется:

  1. Описательный рассказ по пейзажной картине.
  2. составление коллективного рассказа.
  3. Рассказ по серии картинок.

Требования к структуре занятия.

Образец должен служить средством перевода детей на более высокую ступень развития умения рассказывать.

  1. Актуализация рассказа.
  2. Обучение рассказыванию.
  3. Рассказы детей и оценка.

Методические приемы.

  1. Вопросы и установление содержания или связей по картине.
  2. Образец – усложнение передвижение его в конец занятия.

В ст. группе если дети хорошо умеют рассказывать, то вместо образца дети используют план самостоятельно.

Усложнение методических приемов.

Средняя группа

Старшая группа

Подготовительная группа

1. вопросы

2. образец ознакомления с образцом перемещения образца.

3. план после образца и по мере овладения вместо образца.

4. рассказы детей – воспроизведение образца, от 2-3 предложений до 6-8.

5. оценка дается воспитателем.

1. вопросы

3. план составляют дети.

4. увеличивается количество подробностей в рассказе.

5. привлекаются дети.

1. вопросы

2. образец средства перевода на более высокую ступень и использование литературного образа.

3. план составляют дети.

4. соблюдается последовательность рассказа, время, место действия, наличие 3-х частей рассказа, четкость слов.

5. дети и воспитатели.

Коллективное составление рассказа по картине « Обучение детей описанию пейзажа.

  1. Подводить постепенно.
  2. Перед этими занятиями накапливать опыт, связанный с восприятием природных явлений – наблюдение красоты природы.

Приемы.

  1. Вопросы, направленные на выявление главного,
  2. Сравнение и сопоставление предметов или явлений,
  3. Дидактические игры – кто больше увидит.
  4. Художественная литература, стихи, загадки, сказки, рассказы.
  5. Рассматривание иллюстраций, рисование пейзажа, увиденного на улице.

Когда опыт накоплен – обучение рассказыванию.

  1. Рассматривание картины.
  2. Обучение рассказыванию.
  3. Рассказы детей.

Приемы.

  1. Вводится беседа – направленная на восприятие художественного произведения.
  2. Использование музыки Чайковского.
  3. Опора на опыт детей с целью понять настроение картины.
  4. Использование поэтических произведений для понимания картины.
  5. Прием введения в картину (давайте погуляем в этой роще).
  1. Во второй части литературный образец, план.
  2. Оценка.

5.Требования к рассказам по картинам

Общие требования к организации работы с картиной:

Работы по обучению детей творческому рассказыванию по картине рекомендуется проводить, начиная со 2-й младшей группы детского сада.

При подборе сюжета необходимо учитывать количество нарисованных объектов: чем младше дети, тем меньше объектов должно быть изображено на картине.

После первой игры картина оставляется в группе на все время занятий с ней (две-три недели) и постоянно находится в поле зрения детей.

Игры могут проводиться с подгруппой или индивидуально. При этом не обязательно, чтобы все дети прошли через каждую игру с данной картиной.

Каждый этап работы (серия игр) следует рассматривать как промежуточный. Результат этапа: рассказ ребенка с использованием конкретного мыслительного приема.

В детском саду проводятся два вида таких занятий: рассматривание картин с беседой о них и составление детьми рассказов на материале картин.

На первых дошкольники овладевают преимущественно диалогической речью: учатся выслушивать вопросы педагога, отвечать на них, спрашивают; вторые способствуют развитию монологической речи: дети приобретают навыки составления рассказа, в котором все части контекстно связаны друг с другом, логически и синтаксически объединены.

Рассматривание картин, как считает Е. И. Тихеева, преследует тройную цель: упражнение в наблюдении, развитие мышления, воображения, логического суждения и развитие речи ребенка.

Таким образом, рассматривание картины побуждает ребенка к речевой активности, обусловливает тему и содержание рассказов, их нравственную направленность.

Но рассказать о содержании картины ребенок может лишь в том случае, если он ее понял. Степень связности, точности, полноты рассказов во многом зависит от того, насколько правильно ребенок воспринял, осмыслил и пережил изображенное, насколько ясными и эмоционально значимыми стали для него сюжет и образы картины.

Для того чтобы дети лучше поняли содержание картин, воспитатель проводит с ними предварительную беседу, в которой используется личный опыт ребят, воспоминания о событиях сходных с изображенными на картине. В процессе рассматривания активизируется и уточняется словарь, развивается диалогическая речь: умение отвечать на вопросы, обосновывать свои ответы, самому задавать вопросы.

Следовательно, цель беседы по картин е – подвести детей к правильному восприятию и пониманию основного содержания картины и одновременно развитие диалогической речи.

Дети не умеют рассматривать картины, не всегда могут устанавливать взаимосвязи между персонажами, иногда не понимают способы изображения объектов. Поэтому необходимо учить их смотреть и видеть предмет или сюжет на картине, развивать наблюдательность. Детей учат замечать в картине детали: фон, пейзаж, состояние погоды, включать в свой рассказ описание природы + художественное слово (стихотворение, отрывок из прозы, загадка, скороговорка).

Переход от вступительной беседы к рассматриванию самой картины должен быть логически последовательным и плавным. Вопросами «Кого вы видите на картине?», «Что несет в руке девочка?» воспитатель переключает внимание детей на картину, сразу же выделив в ней центральный образ Рассматривание картин подготавливает детей к составлению описаний и рассказов-повествований.

Передавая в рассказе изображенное на картине, ребенок с помощью воспитателя учится соотносить слово со зрительно воспринимаемым материалом. Он начинает сосредоточивать внимание на отборе слов, на практике усваивает, как важно точное слово-обозначение т. п.

Великий русский педагог Ушинский обосновывал ценность картинки тем, что изображение предмета возбуждает мысль ребенка и вызывает выражение этой мысли в «самостоятельном слове».

ПРАКТИЧЕСКИЕ ЗАДАНИЯ

Тема «Составление рассказов по картине "Кошка с котятами»

Цель: Упражнять в отгадывании загадок. Формировать умение внимательно рассматривать картину, рассуждать над её содержанием (с помощью вопросов воспитателя). Формировать умение составлять развёрнутый рассказ по картине, опираясь на план. Упражнять в подборе слов, близких по значению; подбирать слова, обозначающие действия предметов. Развивать чувство коллективизма, здоровое соперничество.

Материал: листы, карандаши, мяч, два мольберта, два ватмана, фломастеры.

Ход: Сегодня мы будем учиться составлять рассказ по картине о домашнем животном. О каком именно животном вы будете рассказывать, вы узнаете, когда каждый из вас отгадает свою загадку и быстро зарисует отгадку. Загадки я буду загадывать на ушко.

· Острые коготки, мягкие подушки;

· Шёрстка пушистая, длинные усы;

· Мурлычет, лакает молоко;

· Умывается языком, прячет нос, когда холодно;

· Хорошо видит в темноте, песни поёт;

· У неё хороший слух, ходит неслышно;

· Умеет выгибать спинку, царапается.

Какая отгадка у вас получилась? Значит, сегодня мы будем составлять рассказ о кошке, вернее о кошке с котятами.

Посмотрите на кошку. Опишите её внешний вид. Какая она? (большая, пушистая). Посмотрите на котят. Что можно сказать о них? Какие они? (маленькие, тоже пушистые). Чем отличаются котята друг от друга? Что у них разное? (один котёнок рыжий, второй - чёрный, третий - пёстрый). Правильно, они отличаются окраской шерсти. А чем они ещё отличаются? Посмотрите, что делает каждый котёнок (один играет с клубком, второй спит, третий лакает молоко). Чем похожи все котята? (все маленькие). Котята очень разные. Давайте дадим клички кошке и котятам, чтобы по ним можно было догадаться, какой котёнок по характеру.

Котёнок: (называет кличку) играет. Как ещё можно сказать про него? (резвится, прыгает, катает клубок). Котёнок: (называет кличку) спит. Как ещё можно сказать? (дремлет, закрыл глаза, отдыхает). А котёнок по кличке: лакает молоко. Как по-другому можно сказать? (пьёт, лижет, наедается).

Я предлагаю вам встать в круг. Я буду по очереди бросать вам мяч, а вы будете подбирать ответы на вопрос: «Что умеют делать кошки?»

Вернёмся к картине. Послушайте план, который поможет вам составить рассказ.

· Кто изображён на картине? Где происходит действие?

· Кто бы мог оставить корзину с клубками? И что здесь случилось?

· Что может произойти, когда вернётся хозяйка?

Постарайтесь в рассказе использовать слова и выражения, которые вы использовали при рассматривании картины.

Дети по очереди составляют 4-6 рассказов. Другие выбирают, чей рассказ получился лучше, и аргументируют свой выбор.

В завершении занятия воспитатель предлагает разделиться на две команды. Для каждой команды приготовлен свой мольберт. Каждой команде нужно будет за определённое время нарисовать как можно больше котят или кошек. На сигнал участники команд по очереди бегут к мольбертам.

Итог занятия.

Конспект занятия по рассматриванию картины в младшей группе.

«Собака со щенятами»

Цель: - формировать умение детей отвечать на вопросы воспитателя при рассматривании картины;

Формировать у детей представление о животном мире;

Воспитывать доброе отношение к животным

Материал: Игрушка собака, картина «Собака со щенятами»

Ход занятия

Дети сидят на стульчиках.

Воспитатель: Ребята, к нам кто-то пришел в гости. Хотите знать кто это?

Дети: Да, хотим (хоровые ответы детей).

Воспитатель: Тогда отгадайте загадку: «Громко лает, а в дверь не пускает»

Дети: Собака (хоровые ответы детей)

Воспитатель: Правильно. Молодцы. Воспитатель вносит в группу игрушку собаку. У собаки в лапах большой сверток.

Собака: Здравствуйте ребята (дети здороваются с собакой).

Собака: Гав, гав. Меня зовут « Жучка» Гав, гав. А как вас зовут? (спрашивает индивидуально)

Собака: А, я пришла не одна, а со своей подружкой. Хотите посмотреть? (из свертка достает маленькую собачку). Вот моя подружка. Ее зовут Умница. Это потому что, она очень послушная, очень хорошо себя ведет.

Воспитатель садится на стул и создает доверительную обстановку, способствуя беседе. Рассматривают картину.

Воспитатель: Я сейчас вам расскажу про собаку по имени Умница. Она живет в будке. Собака большая. У нее есть голова, туловище, хвост, четыре лапы. На голове у собаки нос, уши. Тело собаки покрыто шерстью. У нее есть два щенка, это ее дети. Они маленькие. Собака Умница заботится о щенках. Собака – домашнее животное, она живет рядом с человеком. Человек заботится о собаке. Он приносит ей еду. Теперь вы расскажите мне о собаке. Я буду задавать вам вопросы, а вы будете отвечать.

Воспитатель: Посмотрите, ребята, собака большая или маленькая?

Дети: Большая

Воспитатель: Что это? (показывает на картине голову собаки) Дети: Голова

Воспитатель: Что это? (показывает на картине туловище) Дети: Туловище.

Воспитатель: Что есть на голове у собаки? (спросить 3-х - 4-х детей индивидуально) Дети: Уши, глаза, нос.

Воспитатель: Покажите (спросить 3-х - 4-х детей индивидуально).

Воспитатель: У собаки, какие щенки: большие или маленькие?

Дети: Маленькие

Воспитатель: Как называется этот домик? Дети: Будка

Дети, которые не говорят, показывают ответы на картине.

Собака: Ой, какие молодцы!

Воспитатель: «Жучка», а ребята знают про тебя стихотворение. Хочешь послушать?

Собака: Да, хочу.

Воспитатель спрашивает 3-х - 4-х детей. Стихотворение: «Вот собачка Жучка»

Собака: Молодцы, молодцы! Я не хочу уходить, мне хочется поиграть с вами.

Воспитатель: Дети давайте поиграем с «Жучкой» в игру.

Проводится игра «Лохматый пес»

Собака: Ребята, а вы умеете разговаривать как собачка?

Дети: Гав-гав-гав

Воспитатель: А. как щенки лают?

Дети: (нежно) Гав-гав-гав

Собака: Молодцы, ребята. Мне было так весело с вами играть, я обязательно приду к вам еще.

Воспитатель: Ребята, попрощаемся с собачкой «До свидания!»

Список используемой литературы

1.Арушанова, А.Г. Речь и речевое общение детей: Книга для воспитателей детского сада. – М.: Мозаика-Синтез, 2009. -187 с.

2.Гусарова, Н.Н. Беседы по картине: Времена года. – СПб.: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2001. -132 с.

3.Короткова, Э.П. Обучение детей дошкольного возраста рассказыванию: Пособие для воспитателя дет. сада. – М.: Просвещение, 2-е изд., 2002. -291 с.

4.Короткова, Э.П. Обучение рассказыванию в детском саду. - М., 2008. -371 с

5.Развитие речи детей дошкольного возраста: Пособие для воспитателя дет. сада. / Под ред. Ф.А. Сохина. - 2-е изд., - М.: Просвещение, 2009. -261 с.

6.Саво, И.Л Обучение дошкольников рассказыванию по картине как одно из направлений работы по формированию связной речи/ Дошкольная педагогика - №6, 2009. – с. 14 – 16.

7.Ткаченко, Т.А. Обучение детей творческому рассказыванию по картинам: Пособие для логопеда. – М.: Владос, 2006. - 121 с.

8.Тышкевич, И.С. Развитие речи и творчества дошкольников старшего возраста//Инновации и образование. Сборник материалов конференции. Серия “Symposium”, выпуск 29. СПб.: Санкт-Петербургское философское общество, 2003. -184 с.

9. Развитие речи детей дошкольного возраста // Под ред. Ф. А. Сохина. - 2-е изд., - М.: Просвещение, 2006. -281 с.


Описание предметных картин – это связное последовательное описание изображенных на картине предметов или животных, их качеств, свойств, действий, образа жизни.

Описание сюжетной картины – это описание изображенной на картине ситуации, не выходящей за пределы содержания картины. Чаще всего это высказывание типа контаминации (дается и описание, и сюжет).

Рассказ по последовательной сюжетной серии картин.

По существу ребенок рассказывает о содержании каждой сюжетной картинки из серии, связывая их в один рассказ. Дети учатся рассказывать в определенной последовательности, логически связывая одно событие с другим, овладевают структурой повествования, в котором есть начало, середина, конец.

Повествовательный рассказ по сюжетной картине (условное название), по определению К. Д. Ушинского, «рассказ, последовательный во времени». Ребенок придумывает начало и конец к изображенному на картине эпизоду. От него требуется не только осмыслить содержание картины и передать его в слове, но и с помощью воображения создать предшествующие и последующие события.

Описание пейзажной картины и натюрморта, навеянное настроением, часто включает элементы повествования. Вот пример описания картины И. Левитана «Весна. Большая вода» ребенком 6,5 лет: «Растаял снег, и затопило все кругом. Деревья стоят в воде, а на горке домики. Их не затопило. В домиках живут рыбаки, они ловят рыбу».

В обучении детей рассказыванию по картине выделяют несколько этапов.

В младшем дошкольном возрасте осуществляется подготовительный этап, который ставит своей целью обогатить словарь, активизировать речь детей, научить их рассматривать картины и отвечать на вопросы по их содержанию.

В среднем дошкольном возрасте детей учат рассматривать и описывать предметные и сюжетные картины сначала по вопросам воспитателя, а затем по его образцу.

В старшем дошкольном возрасте возрастает мыслительная и речевая активность детей. Дети самостоятельно или с небольшой помощью воспитателя описывают предметные и сюжетные картины, составляют сюжетные рассказы по серии картин, придумывают начало и конец сюжету картины.

К рассказыванию по картине дети младшего возраста подводятся постепенно, через другие занятия, на которых учатся воспринимать содержание картинки, правильно называть изображенные на ней предметы и объекты, их качества, свойства, действия, отвечать на вопросы и с их помощью составлять описание. Этой цели служат дидактические игры с предметными картинками: малыши должны подобрать пару к указанной картинке, назвать предмет, сказать, какой он, что с ним делают.

«Игра в прятки» – картинки прячут (расставляют по разным легко доступным местам), дети находят их, приносят и называют.


В работе с малышами используются предметные и сюжетные картины, близкие опыту детей, вызывающие эмоциональный отклик: «Кошка с котятами», «Собака со щенятами», «Корова с теленком», «Наша Таня». Основной вид занятия по картине в младшей группе – беседа. Перед показом картины выясняют опыт детей, вызывают интерес к ней. В беседе можно выделить такие части: рассматривание картины (о методике его проведения см. выше) и рассказ воспитателя о ней.

У детей постепенно формируют умение связно, последовательно рассказывать о содержании картины с помощью вопросов воспитателя, его дополнений, вместе с ним по логической схеме: «Кошка Мурка лежит на... (коврике). У нее маленькие... (котята). Один… (котенок)» и т.д. В процессе такого рассказывания активизируется словарь детей (котята, лакать, мурлыкать, корзинка с клубками). Занятие заканчивается небольшим обобщающим рассказом воспитателя, который объединяет детские высказывания. Можно прочитать какой-либо авторский рассказ. Так, картине «Куры» по содержанию соответствует рассказ К. Д. Ушинского «Петушок с семьей». Потешки, загадки, короткие стихи могут быть использованы в самом начале, в ходе беседы, при ее завершении.

Важно мотивировать речевую деятельность: показать картину и рассказать о ней новенькой девочке, кукле, своей любимой игрушке, маме. Можно предложить еще раз внимательно посмотреть на картину, запомнить ее и дома сделать рисунок. В свободное время надо рассмотреть рисунок и предложить ребенку рассказать о нем. В конце четвертого года жизни становится возможным переходить к самостоятельным высказываниям детей. Как правило, они почти полностью воспроизводят образец рассказа воспитателя с небольшими отступлениями.

Средний дошкольный возраст характеризуется становлением монологической речи. На этом этапе продолжается обучение описанию предметных и сюжетных картин. Процесс обучения и здесь идет последовательно. Рассматриваются и описываются предметные картинки, проводится сравнение изображенных на картине предметов и животных, взрослых животных и их детенышей (корова и лошадь, корова и теленок, свинья и поросенок).

Примеры сравнений, сделанных детьми: «У свиньи хвост большой, как веревка, закорючкой, а у поросеночка хвостик маленький, закорючечкой, как тонюсенькая веревочка». «У свиньи на носу пятачок большой, а у поросеночка маленький пятачочек».

Проводятся беседы по сюжетным картинам, заканчивающиеся обобщением, которое делает воспитатель или дети. Постепенно дети подводятся к связному последовательному описанию сюжетной картины, в основе которого первоначально лежит подражание речевому образцу.

Для рассказывания даются картины, которые рассматривались в младшей группе, и новые, более сложные по содержанию («Медвежата», «В гости к бабушке»).

Структура занятий проста. Вначале дети молча рассматривают картину, затем проводится беседа, уточняющая основное содержание и детали. Далее дается образец и предлагается рассказать о содержании картины. Необходимость образца объясняется недостаточным развитием связной речи, бедностью словаря, неумением последовательно излагать события, поскольку еще нет четкого представления о структуре повествования. Образец учит последовательности изложения событий, правильному построению предложений и соединению их друг с другом, отбору необходимой лексики. Образец должен быть достаточно коротким, преподноситься живо, эмоционально.

Вначале дети воспроизводят образец, а позднее рассказывают самостоятельно, внося в рассказ свое творчество.

Приведем пример образца рассказа по картине «Кошка с котятами». «У одной маленькой девочки была кошка Мурка с котятами. Однажды девочка забыла убрать корзинку с клубками пряжи. Пришла Мурка с котятами и улеглась на коврике. Один из котят, белый с черными пятнышками, тоже лег возле своей мамы-кошки и уснул. Серенький котеночек проголодался и стал жадно лакать молоко. А рыженький котенок-шалунишка прыгнул на скамеечку, увидел корзинку с клубками, толкнул ее лапкой и уронил. Покатились клубочки из корзины. Увидел котенок, как катится синий клубок, и стал с ним играть».

Для начала можно предложить одному ребенку описать понравившегося ему котенка, другому ребенку – описать кошку, а затем рассказать про всю картину.

В порядке усложнения по картине «Собака со щенятами» можно дать образец описания одного щенка, а другого пусть дети описывают самостоятельно по аналогии. Педагог помогает пояснениями, которые касаются последовательности описания, словаря, связи предложений. По этой же картине дается план описания всей картины, а речевой образец предлагается в конце занятия.

Следующий этап работы – рассказывание по серии сюжетных картин (не более трех) – возможен при наличии у детей умения описывать картины. Рассматривается и описывается каждая картина из серии, затем высказывания детей объединяются в один сюжет воспитателем или детьми. Причем уже в процессе рассматривания выделяются начало, середина, конец развивающегося во времени сюжета. Для этой цели наиболее подходит серия «Как Миша потерял варежку» /

В старшем дошкольном возрасте задачи обучения монологической речи на занятиях с картинами усложняются. Дети должны не только понимать содержание картины, но и связно, последовательно описывать всех персонажей, их взаимоотношения, обстановку, используя разнообразные языковые средства, более сложные грамматические конструкции. Основное требование - большая самостоятельность в рассказах по картинам.

· описанию и сравнению предметных картин;

· описанию сюжетных картин;

· повествованию по серии сюжетных картин.

Занятие начинается с рассматривания или повторного просмотра картин, уточняющего основные моменты сюжета. В зависимости от умений детей, уровня владения ими описанием или повествованием педагог использует разные методические приемы: вопросы, план, речевой образец, коллективное рассказывание, обсуждение последовательности повествования, творческие задания.

Основным приемом обучения по-прежнему остается образец. По мере овладения детьми речевыми умениями роль образца меняется. Образец дается уже не для воспроизведения, а для развития собственного творчества. В какой-то мере подражание остается – дети заимствуют схему построения текста, средства связи, языковые особенности. В связи с этим возможны варианты применения образца: он касается одного эпизода картины или отдельных персонажей; образец дается по одной из двух предлагаемых для рассказывания картин; предлагается в виде начала (дети продолжают и заканчивают его); может даваться после нескольких детских рассказов, если они однообразны; может вообще не использоваться или заменяться литературным текстом. В последнем случае необходимы другие приемы руководства детьми.

Например, план в виде вопросов и указаний. Так, по картине «Зимние развлечения» (автор О. И. Соловьева) детям предлагается рассказать сначала о том, как дети лепят снежную бабу, затем о тех, кто заботится о птицах, далее как катаются с горки и, наконец, что делают другие дети.

В старшей группе продолжается обучение построению рассказа по серии сюжетных картин. Такой вид рассказывания способствует развитию умения выстраивать сюжетную линию высказывания, формирует представления о его композиции, активизирует поиск образных средств выражения и способов внутритекстовой связи.

Разработаны различные варианты предъявления картин для составления коллективного рассказа по сюжетной серии: на доске выставляют набор картинок с заведомо нарушенной последовательностью. Дети находят ошибку, исправляют ее, придумывают название рассказа и содержание по всем картинкам; вся серия картинок находится на доске, первая картинка открыта, другие закрыты. После описания первой открывают по порядку следующую, каждая картинка описывается. В конце дети дают название серии, отбирают самое удачное. Такой вариант развивает воображение, умение предвидеть развитие сюжета; дети размещают в нужной последовательности не правильно расположенные картинки, затем составляют рассказ по целой серии. Они договариваются между собой, кто в какой последовательности будет рассказывать (закрепляется представление о композиции рассказа).

Методику предъявления картин можно варьировать и дальше. Каждый вариант решает ряд задач: формирования представлений о композиции, развития умений описывать сюжет, предвидеть его развитие, придумывать начало и середину, когда известен конец, и др.

Рассказы по серии сюжетных картин подготавливают детей к творческому рассказыванию по картине, к придумыванию начала и конца к изображенному эпизоду.

В подготовительной к школе группе дети должны уметь самостоятельно составлять описания и повествования по картинам, с правильной передачей содержания, с соблюдением соответствующей структуры, с использованием образной речи.

Для обучения используются все типы картин и все виды детских рассказов. Особое внимание уделяется самостоятельности и творчеству. В качестве речевого образца часто используется художественное произведение: короткие рассказы Л. Н. Толстого, К. Д. Ушинского, Е. Чарушина, В. Бианки.

В этой группе продолжается обучение рассказыванию по серии картин, проводится рассказывание по многоэпизодным картинам («Зимние развлечения», «Летом в парке», «Улица города»). Рассматривание картин осуществляется по частям, используются творческие задания, детям предлагают самим задавать вопросы; словарь активизируется, обогащается образными выражениями (эпитеты, сравнения, метафоры).

Воспитатель может начать рассказ об одном из эпизодов, дети продолжат. Можно использовать указания, кому начинать, о чем рассказать сначала, в какой последовательности развивать сюжет. После таких пояснений и указаний дети принимают участие в коллективном рассказывании.

Э. П. Короткова рекомендует организовывать составление рассказов и придумывание сказок по юмористическим картинкам. Она советует так проводить рассматривание, чтобы было обеспечено содержание для рассказов. Начало беседы должно быть не традиционным, а несколько необычным («Почему на картину весело смотреть?» или «Чем вас развеселила картина?»).

Для придумывания творческого рассказа-повествования (последовательного во времени) берется знакомая детям картина («Шар улетел», «Новенькая», «Подарки маме к 8 Марта»), уточняется ее содержание, составляется описание. Затем детям предлагают придумать, что могло быть до того, например, как девочка Таня пришла в детский сад (по картине «Новенькая»).

Пока дети не овладеют умением придумывать начало и конец к картине, можно подсказывать завязку для развития сюжетной линии («Может быть, Таня часто видела, как дети играют на участке детского сада, как им весело, и ей тоже захотелось быть с ними. А может быть, однажды пришла мама с работы и сказала: «Завтра, Танюша, пойдешь в детский сад». Таня обрадовалась или огорчилась? Как она собиралась?»).

Сразу после этого можно придумать и концовку. Воспитатель или дети обобщают детские рассказы в одно повествование. Возможно составление коллективного рассказа. Задача воспитателя – давать четкие указания. Задание рассказать про то, что нарисовано, ведет к описанию сюжета, задание придумать начало и конец к сюжету обязывает ребенка сочинить что-то новое.

Для поддержания интереса детей к описанию картин М. М. Конина советовала использовать составление и отгадывание загадок.

Особый интерес представляют занятия с использованием репродукций пейзажных картин и натюрмортов кисти мастеров искусства. Методику их рассматривания и описания разработала Н. М. Зубарева Остановимся кратко на особенностях этой методики.

Воспринимая пейзаж или натюрморт, дети должны увидеть красоту изображенного, найти слова для передачи прекрасного, эмоционально откликнуться, взволноваться тем, чем взволнован художник, осознать свое отношение к воспринимаемому.

Рассматривание пейзажных картин необходимо сочетать с наблюдениями природы (осенний и зимний лес, небо, оттенки цветов зелени при различном солнечном освещении и т.д.) и с восприятием поэтических произведений, описывающих природу. Запас непосредственных наблюдений над явлениями природы помогает детям воспринимать произведения искусства и испытывать эстетическое наслаждение.

Н. М. Зубарева рекомендует оригинальные приемы рассматривания пейзажных картин. Повышает эмоциональное восприятие картины рассматривание ее в сопровождении музыки («Золотая осень» И. Левитана и «Октябрь» П. И. Чайковского). Сама форма занятия вызывает у детей радость, удовлетворение.

Одновременное рассматривание двух картин разных художников на одну и ту же тему («Березовая роща» И. Левитана и А. Куинджи) помогает детям увидеть различные композиционные приемы, которыми пользуются художники для выражения своего замысла. Предложение мысленно войти в картину, осмотреться вокруг, прислушаться стимулирует творчество и дает полноту ощущения образа. Далее организуется описание картин детьми.

Аналогичная работа проводится по рассматриванию и описанию натюрморта. Эстетическому восприятию его способствует рассматривание посуды, цветов, овощей, фруктов, знакомство с их цветом, формой, фактурой, запахом и составление из них «живых натюрмортов» на столе. Так дети подводятся к описанию натюрморта («Цветы» Д. Налбандяна, «Сирень» И. Левитана).

Коспект НОД по развитию речи "Рассказывание по картине И. Шишкина "Зима".

Киселева Евдокия Ивановна, воспитатель МКДОУ «Детский сад №4» г.Лиски, Воронежская область.
Описание: данный конспект позволяет научить детей правильно составлять описательный рассказ по картине. Он будет полезен воспитателям, учителям ИЗО, педагогам дополнительного образования, родителям. Беседа поможет с уверенностью рассказывать об увиденном и придаст уверенности в собственных силах.
Цель: формирование умения составлять связный, последовательный рассказ по картине.
Задачи: продолжать учить детей рассматривать пейзажи; помогать возникновению эмоционального настроя в процессе их восприятия; подвести к пониманию художественного образа; высказывать свои чувства, вызываемые картиной; учить подбирать определения, по - разному отвечать на один и тот же вопрос.

Ход занятия

Воспитатель. Сегодня мы будем говорить о зиме.


Ребята, вспомните, что бывает только зимой. Отгадайте загадку: «Белая скатерть все поле покрыла». Что это?
(Дети отвечают на вопросы).
Воспитатель. Какой бывает снег?
Дети. Белый, пушистый, чистый, воздушный, тяжелый, искристый.
Воспитатель. Что такое сугроб? Какие бывают сугробы? (Ответ детей)
- Каким бывает лес зимой?
Дети. Спящим, сказочным, неподвижным, волшебным, таинственным, суровым, величественным.
Воспитатель. Какими словами можно описать зиму?
Дети. Волшебная, сказочная, вьюжная, морозная, сверкающая, зима - волшебница.

Дети под музыку П.И. Чайковского из цикла «Времена года» рассматривают картину. Воспитатель читает отрывки из стихотворений, называя авторов.


Ф. Тютчев
Чародейкою зимою
Околдован, лес стоит -
И под снежной бахромою,
Неподвижною, немою,
Чудной жизнью он блестит.


С. Есенин
Заколдован невидимкой,
Дремлет лес под сказку дня.
Словно белою косынкой
Подвязалася сосна.
Понагнулась, как старушка,
Оперлася на клюку,
А под самою макушкой
Долбит дятел на суку.

Воспитатель. Перед вами картина, которую написал русский художник
И. Шишкин, он очень любил родную природу. Подумайте и скажите, что изображено на картине? (Ответ детей).


- Какими художник нарисовал снег, небо, лес? (Ответ детей).
- Какое название вы дали бы картине? Почему? (Ответ детей).
- Какое настроение у зимы на картине? (Ответ детей).
- Какие чувства они вызывают у вас? (Ответ детей).
Послушайте мой рассказ об этой картине.
«Великолепен вид зимней природы. Кусты и деревья покрыты блестящим инеем, по которому скользят солнечные лучи, осыпая их холодным блеском алмазных огней. Воздух мягок. В лесу торжественно, светло и тепло. День как бы дремлет. Снегири сидят, нахохлившись, на засыпанных снегом деревьях. Небо очень светлое, почти белое, к горизонту оно густеет и цвет его напоминает свинец… Там собираются тяжелые снеговые тучи. В лесу становится все сумрачней, все тише, вот - вот пойдет густой снег. Вся земля покрыта сияющим, мягким белым снегом. Синеют лишь глубокие следы. Воздух морозный, кажется покалывает щеки колючими иголочками.
Зима - волшебница. Она очаровывает природу, украшает ее сказочными нарядами…»
Воспитатель. Ну, а теперь вы попробуйте рассказать свой рассказ. С чего вы начнете? Чем закончите рассказывание?
(Дети рассказывают, воспитатель оценивает рассказы детей, исходя из критериев: передан ли художественный образ картины, насколько связна и образна речь, степень творчества в описании картины).
Воспитатель. Каждый из вас по - своему, с помощью слов, нарисовал зимнюю картину. А теперь мы сядем за стол и нарисуем зиму с помощью карандашей и красок.


Подводится итог занятия.

Картина имеет большое значение в развитии речи, прежде всего благодаря своей конкретности, наглядности.

Картина создаёт основу для сознательного овладения словом, подкрепляет и уточняет слово, употреблённое детьми для выражения своей мысли.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Картина как средство развития речи дошкольников.

Картина имеет большое значение в развитии речи, прежде всего благодаря своей конкретности, наглядности.

Картина создаёт основу для сознательного овладения словом, подкрепляет и уточняет слово, употреблённое детьми для выражения своей мысли.

Рассказы по картине способствуют развитию образного мышления и образной речи.

Перед детьми встает задача склонять существительные, спрягать глаголы, согласовывать прилагательные с существительными. По словам Ушинского картина приводит в порядок нестройную фразу. Картина – одно из эффективных средств развития наблюдательности, внимания.

При рассматривании и обсуждении картин педагог решает и воспитательные задачи.

Готовить детей к жизни - это не только дать им определённые знания, выработать навыки, научить трудиться, закалить физически и нравственно, но и привить любовь к искусству. Это возможно лишь тогда, когда дети научатся самостоятельно и верно разбираться в живописном полотне, смогут определить своё отношение к художественным образам. На занятиях по ознакомлению с картиной педагог развивает активное отношение к жизни, учит детей видеть и правильно понимать прекрасное не только в искусстве, природе, но и в общественной жизни, учит самих создавать прекрасное.

Вот почему картина занимает все большее место в учебно-воспитательном процессе.

Картина вполне заслуженно завоевала себе прочное место в дошкольной практике как средство развития речи детей.

Интересная картина воздействует на чувства дошкольников, развивает не только наблюдательность, но и воображение.

Но всякая работа с картиной принесет пользу лишь при условии тщательной подготовки к ней.

Картина должна быть доступна дошкольникам по содержанию и настолько эмоциональна, чтобы вызвать желание высказаться. Эмоциональное восприятие детьми картины является стимулом их творческой активности.

Для описания педагог должен подбирать картины, простые по композиции с ограниченным числом, изображённых на ней людей, предметов, преимущественно с сюжетом, содержащим конфликтную ситуацию.

Больше волнует детей тот живописный образ, который оживляет в их воображении жизненные ситуации. Вот почему особенно близки дошкольникам, прежде всего, произведения художников, посвященные маленьким детям, близким людям, животным, природе.

Реалистический пейзаж всегда проникнут живым чувством, несёт в себе своеобразную и глубокую мысль и потому возбуждает разнообразные эмоции. Как показывает практика целесообразно использовать такие пейзажи «Мартовское солнце» Юона, «Ранняя весна» Остроухова, «Золотая осень» Левитана. Организуя работу над картиной, воспитатель основывается на детских впечатлениях, полученных в результате наблюдений за природой.

Жизненный опыт детей - это не только увиденное и пережитое ими, но и изученное, услышанное. Одним из принципов отбора картин является близость содержания произведения живописи и литературного произведения, прочитанного детям.

Работа по картинам Васнецова «Богатыри», «Витязь на распутье» связывается со слушанием былин. Работа по пейзажным картинам связывается со слушанием поэтических и музыкальных произведений. Такая работа способствует более глубокому восприятию и осмыслению произведений живописи и искусства.

Методы и приемы работы с картиной.

В работе с картиной педагог придерживается примерно следующей последовательности.

1.Подготовка детей к восприятию картины

2.Молчаливое рассматривание картины.

3.Свободное высказывание детей

4.Анализ живописного полотна.

5.Словарно-стилистическая работа.

6.Коллективное составление плана.

7.Устный рассказ по картине.

Перед тем как показать детям картину, необходимо подготовить их к активному восприятию произведения живописи. Картину сразу вывешивать не следует, т.к. дети будут её рассматривать, отвлекутся и потеряют интерес к предложенной воспитателем работе. Во вступительной беседе полезно кратко познакомить дошкольников с автором картины или с историей ее создания.

Формы сообщения сведений о жизни и творчестве художника разнообразны: рассказ, диск, отрывок из какой-либо художественной книги. Чтобы лучше донести до детей содержание картины, особенно пейзажа, необходимо опираться на личные наблюдения детей за природой.

Готовя детей к составлению описательного рассказа можно провести экскурсию с детьми в лес или парк. Объектами наблюдения детей могут быть: земля, воздух, небо, снег, деревья, птицы. Еще до рассматривания картины дети мысленно перенесутся в обстановку, схожую с изображенной на картине.

Во время беседы педагог помогает найти яркие слова, образные выражения, чтобы передать все, что они видели во время экскурсии.

Во вступительной беседе часто воспитатель обращается и к литературным произведениям, тематика которых близка содержанию анализируемой картины. Например, рассмотрению картины Остроухова «Ранняя весна» предшествует беседа, во время которой дошкольники вспоминали произведения о весне (Тютчев «Весенние воды» и др.).

Прежде чем перейти к рассматриванию картины Шишкина «Зима», можно прочитать детям, как поэты и писатели описывают красоту зимней природы (Пушкин «Зимний вечер», «Зимнее утро», Никитин «Встреча зимы»). Можно привлечь и музыкальное произведение, вспомнить пословицы, поговорки, загадки.

Берем «Март» Левитана. Отмечаем изменения в природе, слушаем Пушкина «Гонимы вешними лучами». А затем слушаем Чайковского «Времена года», «Подснежник». Затем беседа.

Что представляете, когда слушаете?

Как звучит мелодия в музыке Чайковского? (робко, нежно)

Затем после беседы предлагается картина «Март». Всё это должно настроить ребят на более полное и глубокое восприятие картины.

Анализ картины - четвертый этап работы. Проблема анализа живописного полотна является одной из основных в решении задач воспитания мышления, культуры устной и письменной речи, эстетического вкуса детей. Умелый анализ картины, направляемый педагогом - одно из активных средств, помогающих овладеть умением образно мыслить и говорить. Анализ полотна проводится в процессе беседы или рассказа воспитателя. Беседа помогает детям тоньше, глубже увидеть, почувствовать и осмыслить произведение искусства.

Ставя вопросы, педагог раскрывает связь между предметами, изображенными на картине. Помимо вопросов, относящихся к конкретному содержанию картины, следует задавать вопросы, побуждающие детей к высказыванию своих впечатлений. Какое впечатление навевает картина на вас? Какое настроение навевает картина на вас? Какое впечатление производит на вас изображенный на картине пейзаж? А дальше нужно выяснить, почему создается такое настроение? Выясняется тема картины. Не всегда дошкольники могут определить самостоятельно тему картины. Помочь в этом может задание. Озаглавить картину, т.к. в названии большей частью выражается мысль. По тем названиям, которые предлагают дети, можно сделать вывод, как они поняли основное содержание картины, как сумели обобщить увиденное. Полезно проводить такую работу дважды: до и после анализа картины. Сравнение этих двух названий между собой покажет, насколько глубоко и правильно дошкольники поняли содержание.

Иногда можно поступить по-иному: сообщить детям название, и спросить, почему художник именно так назвал картину. Часто название говорит не только о содержании картины, но и о замысле художника, о том, что он считал самым главным. Можно спросить, почему Шишкин И.И. назвал свою картину «На севере диком», а не просто «Сосна»? Нужно вспомнить первую строку из стихотворения Лермонтова «на севере диком стоит одиноко сосна. Это – Лермонтовская сосна, которая мечтает о далеком солнечном крае, изображена на полотне Шишкина. Название картины помогает понять выраженное чувство тоски и одиночества.

Картине присущи особые образные средства, как и любому другому искусству. Дети должны воспринимать ее эстетически. Воспитатель, работая с картиной, должен использовать знания детей по изобразительному искусству. (-Как построена картина? Какой цвет преобладает? Какие цвета холодные, а какие теплые? Где в картине главное действующее лицо? Кто главный? Как художник показал? Кого выделяет?)

Вопросы должны быть посильны для дошкольников. Задача вопросов - помогать умственному развитию детей, продвигать и укреплять их знания, формировать их грамматическое мышление и совершенствовать их речь. Эта задача обязывает педагога приводить в систему свои вопросы на занятиях, но и ограничивать их количества. Главное не количество, а точность и последовательность.

Одним из эффективных приемов работы с картиной является сравнение, в процессе которого у ребят начинает вырабатываться собственное отношение к произведению. Сравнения могут проводиться разные: двух или нескольких картин, сравнение картин и художественного произведения, картины и музыки. Сравнение может проводиться с целью выявления различия или установления сходства в рассматриваемых картинах. Иногда сравнение используется, чтобы облегчить понимание идейной направленности. Прием сравнения удачен при работе с картиной Грабаря «Февральская лазурь», «Март» Левитана.

Вначале ведется работа только по картине Грабаря. (Левитановский «Март» не вывешивается). Название картины Грабаря не сообщается. Выслушав первые высказывания дошкольников о картине, учитель задает вопросы:

Какое время года изобразил художник?

Какое время суток?

Как написаны стволы берез?

На каком фоне изобразил их художник?

Сообщается название картины. Выясняется значение слова «лазурь», подбираются однокоренные слова (лазурный) и синонимы (голубое, светло-синее). Здесь можно рассказать и об истории создания картины.

Затем звучит вопрос:

Оправдывает ли картина свое название?

Затем вывешивается репродукция картины «Март».

А какие изменения вы заметили на этой картине?

По каким признакам можно определить, что это весна?

Как передал Левитан пробуждение природы?

Какие цвета использовал?

Нужно сравнить цвета у Грабаря и Левитана.

Разбор картины в процессе беседы - наиболее распространенный, почти единственный прием работы над картиной. Однако необходимо разнообразить приемы и методы, и не забывать о силе устного слова. Живой рассказ воспитателя о картине обогащает восприятие, пробуждает дошкольников к активному словесному действию. Речь педагога служит образцом высказывания о картине.

Ознакомление с планом рассказа - пятый этап работы.

Устный рассказ по картине – шестой этап работы. К устному рассказу необходимо привлекать возможно большее число ребят. На этом этапе проводится словарная работа, работа по конструированию предложений. Нужно учитывать возможности слабых детей. Они должны принимать участие в устной работе со всеми детьми, а затем им нужно дать облегченное индивидуальное задание.

Анализ – восьмой этап работы.

Речевому развитию учащихся способствуют упражнения разного типа.

I группа упражнений – формирование умения определить тему.

  1. Молчаливое рассматривание
  2. Рассматривание под музыку
  3. Мысленное воспроизведение ранее рассмотренной картины (закройте глаза и представьте)
  4. Какие звуки можно услышать при рассматривании.
  5. Чтобы вам захотелось сделать, если бы вы попали в эту картину?
  6. Определение темы (что видите?)

II группа – формирование умения сравнивать, обобщать.

  1. Сравнение темы стихотворения, сказки, рассказа и картины
  2. Сравнение настроения картины и музыкального произведения
  3. Сопоставление основной мысли картины с пословицами
  4. Сравнение картин и различных по настроению
  5. Сопоставление образов, созданных одним художником, но в разных картинах

III группа – формирование умения выполнять анализ картины

  1. Объяснение названия
  2. Придумывание своего названия, сравнение с автором
  3. Выбор заголовка из нескольких
  4. Определение по заголовку содержания
  5. Анализ цветовой гаммы
  6. Выявление характера персонажа на основе его внешнего облика (позы, выражения лица, одежды)

IV группа – упражнения по обогащению словаря

  1. Игра «Скажи наоборот» (подбор антонимов)
  2. Подбор синонимов для определения цвета
  3. Подбор слов по микротемам
  4. Подбор прилагательных или глаголов для характеристики объекта.



Просмотров