Выставка кранаха в пушкинском музее часы работы. Выставка Кранаха в Пушкинском

«Мадонна с младенцем (Мадонна в винограднике)», 1520


В 1504 году Кранах приехал в Виттенберг - сейчас медвежий угол Германии, а тогда резиденцию влиятельного и просвещенного саксонского курфюрста Фридриха Мудрого, предложившего художнику должность придворного живописца. Солидное годовое жалованье в 100 гульденов - в два раза больше, чем у университетского профессора, - предполагает, что мастер не только пишет портреты своих покровителей, но и работает, как сказали бы теперь, над визуальным решением двора: декорирует интерьеры замка, оформляет турниры и свадьбы, консультирует портных насчет дизайна костюмов. Вскоре за труды он получил дворянский титул - невероятная честь в эпоху, когда художник считался ремесленником, стоящим на одной сословной ступени с кузнецом или пивоваром. К титулу прилагается собственный герб - крылатая змейка с рубиновым кольцом в пасти, которую Кранах отныне использует как подпись на работах своей мастерской. Наследникам Фридриха мастер будет служить до самой смерти. Когда курфюрст Иоганн Фридрих Великодушный потерпел неудачу в Шмалькальденской войне и был изгнан из Виттенберга, пожилой художник отправился за ним и провел последние дни в Веймаре, где и был похоронен.

«Венера и Амур», 1509


На надгробии Кранаха в Веймаре выбита эпитафия «Pictor celerrimus» («Быстрейший художник»). В виттенбергской мастерской на него трудилась армия подмастерьев, среди которых был его сын Лукас - художниками станут и внук, и правнук Кранаха (прямая линия его потомков прервется только в начале XX века, а одна из боковых даст Германии Гете).

Работа над полотнами велась конвейерным способом - для экономии времени и усилий детали композиции переносились из картины в картину с помощью трафаретов. Десятки Венер, Мадонн, Юдифей - и как минимум пяток версий «Серебряного века» (сюжет из поэзии Гесиода о золотом, серебряном и железном веках человечества): одна, например, выставлена в лондонской Национальной галерее.

Тиражный подход Кранаха, раздражавший некоторых искусствоведов (Александр Бенуа писал: «В отдельности каждая картина - прелесть, вместе взятые - они выдают «фабричный штамп»), приносил хороший доход. В 1512 году разбогатевший мастер приобрел два дома на центральной Рыночной площади - настолько добротных, что в одном из них во время дипломатического визита гостил король Дании. Рядом художник держал таверну, типографию и аптеку, на которую получил монополию, - последнее было выгодно, чтобы без посредников закупать минералы и пигменты для смешивания красок и печати гравюр. За деловую хватку Кранаха уважали все бюргеры Виттенберга - он состоял в городском совете и несколько раз был избран бургомистром.

«Женский портрет», 1526


И мифологические ню, и разодетые благородные дамы у Кранаха подогнаны под идеал красоты мастера - удлиненные пропорции, стройные фигуры, лукавые лисьи личики с раскосыми глазами и острым подбородком. «В накидке лисьей сама/Хитрей, чем лиса с холма» - это Бродский про кранаховскую «Мадонну под яблоней» из Эрмитажа. Созданный художником типаж предвосхитил моду XX века - Кранахом вдохновлялись Джакометти, Кирхер и Пикассо (последний даже сделал оммаж женскому портрету кисти Кранаха-сына).

«Грехопадение, изгнание из рая и искупительная жертва Христа», 1529


Жизнь Кранаха при дворе саксонских курфюрстов пришлась на историческое время. Идеи очищения веры, которые проповедовал профессор теологии Виттенбергского университета Мартин Лютер, привели к великому расколу христианской церкви. Кранах, как близкий друг Лютера (он был шафером на его свадьбе и крестил его детей), стал арт-директором нарождающейся Реформации. По Европе расходились гравюры со сделанными мастером портретами Лютера и его сподвижников, в типографии Кранаха печаталась лютеровская Библия (переведя Писание с латыни, Лютер создал немецкий литературный язык) с иллюстрациями художника. «Грехопадение» - еще одна агитка лютеранства, иллюстрирующая протестантский тезис о спасении не через церковь, но через чтение Библии и божью милость. Впрочем, деньги католиков Кранаху нравились не меньше, чем идеи протестантов: он охотно брался за портреты кардинала Альбрехта Бранденбургского, наместника папы в Германии и идеологического врага Лютера.

Готовы посмотреть вам в глаза в лучший день лета - 3 августа, на Пикнике «Афиши» . The Cure, Pusha-T, Баста, Gruppa Skryptonite, Mura Masa, Eighteen - и это только начало.

С 4 марта по 15 мая в Государственном музее изобразительных искусств имени Пушкина впервые в России пройдет масштабная выставка, посвященная творчеству выдающегося мастера Северного Возрождения Лукаса Кранаха Старшего (1472-1553) и представителей нескольких поколений этой прославленной династии.

Сорок восемь живописных и более пятидесяти графических произведений из собраний музеев Готы, Берлина, Мадрида, Праги, Будапешта, Москвы, Санкт-Петербурга, Нижнего Новгорода и нескольких российских частных коллекций отражают разные этапы развития творческой традиции семьи Кранахов, где сочетаются интерес к истинно ренессансному прочтению религиозных и мифологических тем с элементами позднеготической сказочности. Экспозиция прослеживает важные почвенные перемены, произошедшие в художественном сознании немецких мастеров в период между Ренессансом и маньеризмом.

Украшением экспозиции станут знаменитые творения Лукаса Кранаха Старшего:

  • «Мистическое обручение святой Екатерины Александрийской, со святыми Доротеей, Маргаритой и Варварой» (вторая половина 1510-х, Музей изящных искусств, Будапешт);
  • «Венера и Амур» (1509; Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург);
  • «Плоды ревности. Серебряный век» (1530; ГМИИ им. А.С. Пушкина, Москва);
  • «Юдифь, обезглавливающая Олоферна» (1531; Фонд замка Фриденштайн, Гота).

Дополнят экспозицию гравюры и рисунки отца и сына Кранахов из собраний ГМИИ им. А.С. Пушкина, Государственного Эрмитажа, а также Фонда замка Фриденштайн в Готе.

Центральная фигура выставки — Лукас Кранах Старший, реформатор немецкой живописи, чьи новаторские идеи в отношении композиции, цвета и трактовки образов оказали большое влияние на искусство Северного Возрождения. В первой трети XVI века творческие поиски Лукаса Кранаха Старшего ознаменовали окончательный переход от идеалов Ренессанса к маньеризму. Художник организовал процветавшую на протяжении более ста лет мастерскую, руководство которой со временем перешло к его сыну Лукасу Младшему, а затем — внуку и правнуку. Он также явился создателем легко узнаваемого и запоминающегося мира ярких художественных образов. О Кранахах следует говорить как о фактических родоначальниках Саксонской школы живописи, процветавшей на протяжении всего XVI столетия.


Расписание сборных экскурсий по выставке:

  • по воскресеньям 13, 20, 27 марта, 10, 17, 24 апреля в 15:00 и 17:00;
  • по вторникам 15, 22, 29 марта, 5, 12, 19, 26 апреля в 15:00 и 18:00;
  • по средам 16, 23, 30 марта, 6, 13, 20, 27 апреля, 4, 11 мая в 18:00.

Стоимость билетов:

В рабочие дни:

  • с 11:00 до 13:00 — 300 руб., льготный 150 руб.;
  • с 13:00 до 17:00 — 400 руб., льготный 200 руб.;
  • с 17:00 до закрытия музея — 500 руб., льготный 250 руб.

По пятницам, во время проведения мероприятий «Пятницы в Пушкинском»:

  • с 17:00 до закрытия музея — 700 руб., льготный 350 руб.

В выходные дни:

  • с 11:00 до 13:00 — 400 руб., льготный 200 руб.
  • с 13:00 до закрытия музея — 500 руб., льготный 250 руб.

Лукас Кранах Старший (1472, Кронах, Верхняя Франкония - 1553, Веймар) вернулся в ГМИИ после выставочного вояжа.

Лукас Кранах Старший. Адам и Ева. Грехопадение, фрагмент. 1527. Государственный музей изобразительных искусств им. А.С. Пушкина / The Pushkin State Museum of Fine Arts, Moscow. Photo by

Кранах был другом и сторонником Лютера в борьбе за Реформацию. Для той эпохи библейский рассказ о грехопадении Адама и Евы был связан с острейшей религиозной проблемой моральной ответственности человека за свои поступки и грехи. Кранах представляет библейский рай в виде густого леса в Германии. Характерные для его искусства изящные, несколько манерные светлые фигуры красиво выделяются на фоне темной листвы.

3.

Лукас Кранах Старший. Плоды ревности (Серебряный век). 1530. Дерево (дуб), темпера, масло. 56,5 х 38,5 см. Инв. № Ж-603. Ранее – в собрании Д.И. Щукина в Москве, в середине XIX в. - в собрании Христиана Шухардта. ГМИИ им. А.С. Пушкина / Lucas Cranach the Elder. The Effects of Jealousy (The Silver Age). . Вариант: фотография картины , 14.10.2016

Знакомство Кранаха с гуманистической культурой своего времени открыло путь античным и мифологическим темам в его искусстве, а дружба с Лютером пробудила интерес к дидактике.

Сюжет картины «Плоды ревности», созданной между 1527 и 1535 годами, навеян, вероятно, сочинением древнегреческого поэта Гесиода (между 750 и 650 гг до н.э.) «Труды и Дни», популярным среди гуманистически образованных людей эпохи Возрождения: за счастливым «золотым» веком в истории человечества последовал век «серебряный», когда между людьми стали возникать распри и войны, люди серебряного века впадают в безумие, нападают друг на друга и быстро гибнут.

4.

Фрагмент. Лукас Кранах Старший. Плоды ревности (Серебряный век). 1530. ГМИИ. Photo by

Очевидно, сюжет был подсказан художнику его гуманистически образованными друзьями, связанными с Виттенбергским университетом, интересовавшимися морально-этическими проблеми «детства человечества», его первозданной безгрешности. Праведная жизнь и богоугодные дела, как полагали гуманисты, способны после смерти на земле возвратить душу человека в потерянный Прародителями Рай. Возможно, что сюжет также связан с бытовавшими в то время представлениями о легендарной «праистории» Германии, в частности - Саксонии и Тюрингии, описанными в сочинениях римских авторов и средневековых хрониках.

Античный сюжет в данном случае давал Кранаху повод выразить моральную сентенцию о вреде людских раздоров, а также обратиться к теме обнаженного тела.

5.

Мадонна с младенцем (Мадонна в винограднике). Лукас Кранах Старший. Около 1520. Дерево, масло. 58х46 см. Инв. № Ж-2630. В ГМИИ с 1930 г. из Эрмитажа. Ранее - с 1825 г. Эрмитаж. Картина значительно обрезана в правой части и, в меньшей степени, внизу. В ГМИИ с 1930 г. из Эрмитажа. Ранее - с 1825 года находилась в Эрмитаже. Государственный музей изобразительных искусств им. А.С. Пушкина. Photo by . Вариант изображения на сайте музея . Эта работа есть на Google Art Project : zoom, 3038 x 4026 , но, кажется, на Google Art она темнее, чем в жизни.

Значительное место в творчестве Кранаха занял образ Богоматери. Написанная в двадцатые годы XVI века картина «Мадонна с младенцем» дошла поврежденной: утрачены нижняя и правая часть композиции, изображающие беседку, увитую виноградом.

В картине заключены общехристианские символы: виноградная лоза, кисть винограда, струя воды, гора, скалы.

Виноград – «мистическая гроздь» в руке Богоматери, к которой прикасается младенец, напоминает о человеческом воплощении Христа, принявшего муки и умершего на кресте во имя искупления Первородного греха. Виноградная лоза обозначает «истинную церковь Христову», которую персонифицирует собой Богоматерь. В левой части – типичный для региона Юго-Восточной Германии гористый ландшафт. Источник-водопад намекает на живительную силу христианской веры, утоляющую духовную жажду праведников. Отдельные элементы пейзажа также заключают в себе вполне конкретный символический контекст: гора - духовное возвышение над мирской суетой; скала слева на заднем плане - непоколебимую твердость и нерушимость истинной веры, опорой которой является Христос.

6.


Фрагмент. Лукас Кранах Старший. Мадонна с младенцем (Мадонна в винограднике). Около 1520. ГМИИ. Photo by

7.

Лукас Кранах Старший. Голгофа с предстоящими. 1515. Дерево (липа), темпера, масло. 50,5 х 34. Инв. № 1235. ГМИИ им. А.С. Пушкина. Трофей из Готы. Photo by . Другой вариант: скан из каталога

8.

Лукас Кранах Старший. Портрет рыжеволосого мужчины с бакенбардами. 1526 / Lucas Cranach the Elder. Portrait of a Man with Whiskers. 1526. Photo by . Вид без рамы

Кранах был как автором картин на библейские темы, так и выдающимся портретистом. Имя человека, изображенного на этом портрете, до сих пор не установлено; ясно только, что моделью послужило высокопоставленное лицо. Художник умело использует великолепный костюм, чтобы создать декоративное художественное целое.

9.


Фрагмент: дракончик Кранахов. Лукас Кранах Старший. Портрет мужчины с бакенбардами. 1526. ГМИИ. Photo by

10.

Лукас Кранах Старший. Женский портрет. Около 1526. Государственный музей изобразительных искусств им. А.С. Пушкина / Lucas Cranach the Elder. Portrait of a Woman. Photo by

Исполненная а те же годы, что и Портрет мужчины с бакенбардами» (1526), картина сильно отличается от наго по художественному решению. Если в мужском портрете яркие полосы костюма выделяются на темном фойе, то в женском выразительный сисуэт выступает на светлом фоне. Кранах передает не только характерную внешность, но и духовный строй моделей – спокойное достоинство мужчины, оттенок иронической отстраненности в улыбке женщины.

11.

Фрагмент. Лукас Кранах Старший. Женский портрет. Около 1526. ГМИИ. Photo by

Эти шесть картин Кранаха Старшего находятся в Главном зданим ГМИИ в зале №8 на первом этаже.

Жаль, что в постоянной экспозиции Пушкинского не нашлось места картине с сожжением книг:

12.


Лукас Кранах Старший (?). Сожжение запрещенных книг перед правителем (Сожжение книг Ария перед императором Константином?). Около 1530 года (?). Дерево, темпера, масло. 41 х 69 см. Инв. № 968. С 1946 года - Государственный музей изобразительных искусств им. А.С. Пушкина, Москва. Трофей из Готы. В запасниках музея / Lucas Cranach the Elder (?). The Burning of Forbidden Books in Front ofa Prince (The Burning of Arians Books before Emperor Constantine ?). Скан из каталога.

Пушкинский музей совместно с десятком зарубежных и российских институций показывает 48 картин и более 50 графических работ Лукаса Кранаха Старшего и его мастерской с подзаголовком "От Ренессанса до маньеризма". Стилистические тонкости на этой выставке не самое главное, считает ВАЛЕНТИН ДЬЯКОНОВ.

"Во времена Кранаха немец, должно быть, выглядел существом грубым и неотесанным,- писал немецкий искусствовед Рихард Мутер 100 с лишним лет назад.- Достаточно взглянуть на линогравюры второстепенных немецких мастеров, чтобы встретить толпу хромых, горбатых недоумков, висельников, калик перехожих, мошенников, докторов-шарлатанов и торговцев индульгенциями, которые населяли тогдашнее искусство". Недоумение историка, воспитанного на итальянских образцах, объяснимо: Кранах Старший и его круг были по-настоящему оценены только в XX веке, когда немецкие авангардисты открывали для себя национальное искусство, не тронутое идеалами южного Возрождения. Чем глубже проникал антикизирующий вкус в немецкое искусство, тем быстрее забывались приемы мастерской Кранаха, которые кажутся нам ныне столь милыми. Кранах и его мастерская принадлежат и своему времени (современники считали старшего вторым мастером Германии после Дюрера), и нашему. Помимо прочего его мастерская - предок фабрики Энди Уорхола и других коммерческих предприятий XX века вроде авторизированных отливок Огюста Родена.

Кранах далеко не был "грубым и неотесанным" - наоборот, вращался в самом центре событий, ключевых для истории Европы. Родился он в небольшом местечке, переехал в Вену, оттуда по приглашению саксонского курфюрста Фридриха Мудрого двинулся в Виттенберг, где и осел, превратившись в важную персону: дважды бургомистр, владелец разных бизнесов и даже виноторговец. Да, и еще придворный художник курфюрста, пожалованный собственным гербом - крылатым драконом, которого проецируют на стены Пушкинского так, что товарный знак Кранаха напоминает сценографию на концерте каких-нибудь металлистов.

В Виттенберге мастер познакомился и подружился с Мартином Лютером, родоначальником Реформации, и стал его горячим приверженцем. Главный памятник дружбе Кранах Старший выгравировал в 1521 году, изобразив Лютера как юнкера Йорга - под этим именем основатель протестантизма прятался от властей. Эту вещь на выставке не показывают, зато есть отличный графический портрет ближайшего соратника Лютера - Филиппа Меланхтона. Дружба с Лютером, впрочем, не мешала Кранаху Старшему принимать заказы у идеологического врага - кардинала Альбрехта Бранденбургского. Популярность его манеры заставила Кранаха организовать мастерскую, в которой самые знаменитые вещи писались десятки раз по готовым образцам. Оттого чуть ли не во всех европейских музеях есть кранаховские "Лукреции" - обнаженные красотки с кинжалом у ребра. Всего продукция мастерской насчитывает около 1000 работ - цифра внушительная для эпохи, когда производство картин было процессом чрезвычайно трудоемким. Как всякий тираж, продукция мастерской подвержена эрозии, и даже у самых талантливых подмастерьев Кранаха Старшего (лучшим считается его сын, полный тезка, только младший) в лучшем случае выходят отличные портреты.

Из всего разнообразия сюжетов вокруг мастерской и ее основателя Пушкинский выбирает самый неинтересный и старомодный. Вопрос стиля и эпохи был важен когда-то, но теперь, в эпоху массовой ностальгии по Средневековью, можно было отнестись к богатой биографии художника с большим уважением. Тем более что Возрождение мастерская затронула по касательной. У Кранаха, как и у малых голландцев, например, мы видим удивительное сочетание фотографической точности лиц и нелепости тел, написанных как будто нарочно в позах гуттаперчевых мальчиков и девочек. Что, конечно, тоже понятно: познания в области обнаженки черпались из редких и - в случае Кранаха - примитивных гравюр из популярных в Европе трактатов о язычестве. Пушкинский назначил главной картиной на выставке эрмитажную "Венеру с Амуром", поместив ее в апсиду Белого зала, и это хороший пример двойственного отношения к античности. Первую ню, написанную, судя по всему, под влиянием друзей-гуманистов из университета Виттенберга, Кранах Старший снабдил грозным предостережением: "Всеми силами гони купидоново сладострастие, иначе твоей ослепленной душой овладеет Венера". На основе этой вещи, пожалуй, только и можно приписать Кранаха к Возрождению или маньеризму: почти все остальные его работы принадлежат к иной моральной вселенной. Здесь зарождается "протестантская этика и дух капитализма", если вспомнить Макса Вебера: предложение зависит от спроса, эротические картинки и портреты поставлены на поток - в общем, Лютера и Лукрецию в каждый дом

В ГМИИ имени А.С.Пушкина открывается выставка "Кранахи. Между Ренессансом и маньеризмом", объединившая работы Лукаса Кранаха Старшего (1472-1553), его младшего сына - тоже Лукаса Кранаха (1515-1586) из собраний музеев Готы, Берлина, Мадрида, Праги, Будапешта, Москвы, Санкт-Петербурга, Нижнего Новгорода и частных коллекций. Проект, благодаря которому в Москве встретились 48 живописных работ и более 50 листов графики из одной из самых знаменитых художественных мастерских Европы XVI века, положившей начало Саксонской школе живописи, стал возможен благодаря инициативе ГМИИ им. А.С.Пушкина и Фонда замка Фриденштайн в Готе.

Работы Кранаха Старшего есть в российских собраниях. Его знаменитой "Мадонне под яблоней" из Эрмитажа даже посвятил в 1964 году стихотворение Иосиф Бродский, с тщанием влюбленного пересчитав количество яблок на картине ("под яблоней из пятнадцати яблок"), но в подзаголовке назвав ее в "Венерой с яблоками". Но даже знатоков Кранаха на выставке ждут открытия.

Об этом рассказывает куратор выставки Вадим Анатольевич Садков.

Вадим Садков: Начнем с того, что в России впервые можно будет увидеть вместе произведения двух Лукасов Кранахов - Старшего и Младшего. Кроме замечательного качества вещей из Эрмитажа, мы привозим картину из Нижнего Новгорода. И, конечно, работы Лукаса Кранаха Младшего из Фонда замка Фриденштайн в Готе и из частной коллекции, которые встретятся у нас в музее, для многих станут открытием этого своеобразного художника.

Но это только часть замысла. Другая идея - показать вместе работы Кранахов из собрания Фонда замка Фриденштайн и российских собраний - принадлежит Кнуту Кройху, бургомистру города Готы. В 1955 году Советский Союз вернул в Дрезденскую галерею и в другие музеи ГДР множество работ, оказавшихся в нашей стране после Второй мировой войны. Но часть работ старых мастеров из немецких собраний по разным причинам остались у нас. Поэтому идея была - впервые за 70 лет показать вместе все шедевры Кранахов из коллекции Готы.

Это проект такого же научного и общественного значения, как "Золото Шлимана" или "Сокровища Тевтобургского леса", того самого, где две тысячи лет назад германские племена разбили римских легионеров, они были показаны вместе с экспонатами из Эрмитажа, Исторического музея…

Сколько работ будет из Фонда замка Фриденштайн?

Вадим Садков: Девять картин и около 20 гравюр. Кроме того, впервые будут показаны четыре рисунка Лукаса Кранаха Старшего, считавшиеся утраченными во время Второй мировой войны. В наш музей эти рисунки пришли в 1970-1980-е годы из частных коллекций.

А какие работы Кранаха в коллекции ГМИИ им. А.С.Пушкина из Готы?

Вадим Садков: В частности, это ранняя работа Кранаха Старшего "Распятие с предстоящими" и одно из лучших его произведений - "Грехопадение Адама и Евы в Раю". Будут показаны также два портрета, мужской и женский - Лукас Кранах был очень востребованным портретистом. Но портреты родом из музея в Гейдельберге, хотя попали к нам из Готы. В конце войны немцы перевезли музейные сокровища в штольни в Тюрингии, Саксонии, и произведения из разных музеев там оказались рядом.

Впервые в России можно увидеть вместе произведения двух Лукасов Кранахов - Старшего и Младшего...

Судя по названию, была еще одна магистральная идея - показать изменение манеры семейной мастерской Кранахов в течение века. Но, наверное, изменения за такой срок в мастерских, где ремесло передавалось от отца к сыну, далее внукам, были не редкость…

Вадим Садков: Да, но положение Кранахов было уникально - они были придворными художниками. Кранах Старший - при дворе курфюста Фридриха III Мудрого, потом его брата Иоанна Твердого, потом его сына… Социальный статус Кранаха сопоставим с тем, что был у Боттичелли, Леонардо да Винчи или Тициана.

Как при дворах итальянских герцогов?

Вадим Садков: Почему только их? Ян ван Эйк, например, работал при дворе герцога Бургундского.

Но в Виттенберг, ко двору Фридриха III Мудрого, в 1505 году Лукас Кранах приехал все же молодым художником.

Вадим Садков: Молодым, но достаточно известным. Кранах довольно рано прославился в Вене. До него у Фридриха Ш Мудрого в должности придворного живописца состоял итальянец Якопо де Барбери. Он по своему уровню, может, и не сопоставим с гениями немецкого искусства, о которых мы говорим, но он повлиял и на Дюрера, и на Кранаха. Кранах сменил его на этом посту и, как и полагалось, придворному мастеру, занимался еще и оформлением свадеб, рыцарских турниров, делал зарисовки сцен охот… Как написал в панегирике художнику ректор Виттенбергского университета: "Не то, чтобы дня, а и часа не проводишь ты в праздности; кисть постоянно в деле. Всякий раз, как князья зовут тебя на охоту, ты берешь с собой дощечку и живо запечатлеваешь то Фридриха, травящего оленя, то Иоганна, выслеживающего кабана, и этим наброскам они радуются не меньше, чем самой охоте".

Лукас Кранах Старший так утвердился при дворе саксонского курфюста, что ему даже доверили воспитывать наследника - Иоганна Фридриха Великодушного. Такое восхождение вряд ли связано только с талантом художника?

Вадим Садков: Он был очень энергичным человеком. Сейчас его бы назвали, наверное, эффективным менеджером. Одно то, что он не раз избирался бургомистром Виттенберга, был членом городского совета, о многом говорит. Как и тот факт, что датский король Христиан II останавливался в доме Кранаха, когда посещал Виттенберг. Он не только получил дворянское звание и фамильный герб…

С дракончиком…

Вадим Садков: Именно. Он еще и получил привилегию на торговлю лекарствами. Конечно, аптеки всегда были доходным бизнесом. Но аптека позволяла без посредников покупать краски, минералы, необходимые для живописи и печати гравюр. Ему и типография какое-то время принадлежала…

Типография пригодилась, когда нужно было поддержать Реформацию, которую возглавил Мартин Лютер, кстати, друг Кранаха. Говорят, Лукас дал ему деньги для выпуска первого перевода Евангелия с латыни на немецкий…

Вадим Садков: Он вообще был очень верным другом. Показательна история, которая произошла уже в старости Кранаха Старшего. Его воспитанник Иоганн Фридрих Великодушный, который возглавил коалицию протестантских князей, потерпел поражение в битве при Мюльберге, где ему противостояли католики во главе с Карлом V. Иоганн Фридрих в качестве пленника был отправлен в замок, недалеко от Инсбрука. И вот 75-летний художник добровольно едет к своему покровителю, чтобы разделить с ним изгнание и тяжесть поражения. И прожил с ним пять лет. Когда Иоганн Фридрих Великодушный был прощен и отправлен в Веймар, Кранах едет туда же. Благо там же жила его дочь со своей семьей. В Веймаре до сих пор есть могила Кранаха - на старом кладбище Якобсфриденхоф.

Немецкие мастера перенимали опыт итальянских художников Ренессанса. Кранах был исключением?

Вадим Садков: Он все же ренессанс воспринимал через призму Дюрера. У них было своего рода соревнование. Особенно в области печатной графики… Что касается школы, то первые уроки он получил у своего отца Ганса Малера. Они жили в городке Кронах в Верхней Баварии, отсюда - его имя Кранах. Потом Лукас как странствующий подмастерье доехал чуть не до Кракова, и в Вене, конечно, много чего изучал. Но сказать определенно, чей он ученик, трудно.

Если Дюрер воспринял ренессанс в классическом понимании, итальянском, то Лукас Кранах - художник, более связанный с немецкой национальной традицией. Многие принципы искусства средних веков очень тесно переплетаются в его наследии с ренессансными идеалами, от которых он тоже позднее будет отходить. В направлении к маньеризму.

Действительно ли, что работы Кранаха благодаря своей "неправильности" перекликаются с мастерами авангарда?

Вадим Садков: Это так. Фактически Кранах по-настоящему был открыт и оценен на выставке 1898 года в Дрездене. После нее он становится одним из любимых художников немецких экспрессионистов. Не только Людвиг Кирхнер, но и Пабло Пикассо, и Альберто Джакометти откликаются на творчество Кранаха и создают ремейки на его работы. Оказалось, что из знаменитых трех мастеров XVI века: Дюрера, Кранаха Старшего, Ганса Гольбейна Младшего, Кранах был наиболее созвучен восприятию ХХ века или начала нынешнего столетия необычайной экспрессивностью своего художественного языка.



Просмотров