Как назывался пейзаж изображающий точный вид города. История развития пейзажа как жанра изобразительного искусства

Урок ИЗО в 6 классе по теме:

Пейзаж. Его виды и характеры .

(По программе Б.М. Неменского)

Цель урока: познакомить школьников с различными видами и характерами пейзажа, картинами знаменитых художников.

Задачи урока: научить различать виды пейзажа и характер пейзажа;

развивать у учащихся пространственное воображение, творческое мышление, эстетический вкус;

выполнить практическую работу используя сведения, полученные на уроке;

воспитывать доброжелательное отношение в коллективе, приучать к дисциплине;

создать эскиз на тему: «Дорога, по которой мне хотелось пройти»

Тип урока: комбинированный.

Вид урока: урок с использованием ИКТ-лекции, творческая работа.

Оборудование и программное обеспечение: компьютер мультимедийный проектор, доска для проектора.

Художественные материалы: альбом, простой карандаш или уголь.

Наглядные пособия (репродукции картин в презентации):

Межпредметные связи: география, история.

ХОД УРОКА

I. Организационный момент,

II. Объяснение новой темы (Слайд №1)

Сегодня на уроке мне хотелось бы познакомить Вас с различными видами и характерами пейзажа, картинами знаменитых художников и художников

Кто в наше время не знает, что такое пейзаж?

Ответ детей: Это картина, на которой изображены лес, поле, река, море или город, деревня, железная дорога и т.д.

В энциклопедии Даля дается следующее определение пейзажа – это непосредственный отзвук души человека, зеркало его внутреннего мира.

В Википедии определение следующее: пейза"ж (фр. Paysage, от pays - страна, местность), в живописи и фотоискусстве - тип картины, изображающий природу или какую-либо местность (лес, поле, горы, роща, деревня, город).

(Слайд №3) Неисчерпаемое многообразие природы породило в изобразительном искусстве различные виды пейзажного жанра.

Сельский,

городской,

парковый,

морской,

архитектурный,

индустриальный пейзаж.

1. Сельский пейзаж (Слайд №4)

К этому пейзажу прибегали многие художники – Федор Александрович Васильев, Алексей Кондратьевич Саврасов, Исаак Ильич Левитан, Константин Алексеевич Коровин и др. В сельском пейзаже художника привлекает поэзия деревенского быта, его естественная связь с окружающей природой.

2. Городской пейзаж отличается рационально организованной руками человека пространственной средой, включающей в себя здания, улицы, проспекты, площади, набережные. (Слайд №5)

Очень вдохновил образ старого Петербурга творческую группу под названием «Мир искусства».

Особое место в создании образа барочного, классического и современного им Петербурга заняли Мстислав Валерианович Добужинский («Петербург», «Домик в Санкт-Петербурге») и Анна Петровна Остроумова-Лебедева, создавшие целую серию гравюр, посвященных этому городу.

3. Парковый пейзаж (Слайд №6)

В нем изображают уголки природы, созданные для отдыха и удовлетворения эстетических потребностей людей. Такие пейзажи создавали Семён Федорович Щедрин в 18 веке и Александр Николаевич Бенуа в конце 19 веке. На их картинах гармоничное сочетание природных форм с декоративной скульптурой и архитектурой.

4. Морской пейзаж (Слайд №7)

Картины с изображением морского пейзажа ещё называют маринами. В Википедии дается следующее определение: Марина (ит. marina, от лат. marinus – морской) – один из видов пейзажа, объектом изображения которого является море. Марина – рассказывает о своеобразной красоте то спокойного, то бурного моря.

В России приверженцев этого пейзажа было очень немного, но самый яркий из них Иван Константинович. Айвазовский. Его картины «Черное море» и «Девятый вал» известны во всем мире. Вашему вниманию сегодня предоставлены картины «Восход луны в Феодосии», «Бурное море ночью».

5. Архитектурный пейзаж близко соприкасается с городским. Но в архитектурном пейзаже художник главное внимание обращает на изображение памятников архитектуры в синтезе с окружающей средой. К архитектурному пейзажу обращались Николай Константинович Рерих, Александр Николаевич Бенуа, Петр Петрович Кончаловский и др. (Слайд №8)

6. В индустриальном пейзаже художник стремится показать роль и значение человека –создателя, строителя заводов и фабрик, плотин и электростанций. Такой пейзаж появился в советское время. Он был вызван идеей восстановления народного хозяйства после разрушительных лет гражданской войны. (Слайд №9)

Начало ему было положено в 20-х годах XX века картиной Бориса Николаевича Яковлева «Транспорт налаживается». Скупой живописно-повествовательный язык картины как бы сродни суровому времени Поэтика индустриального пейзажа стала центральной темой творчества многих художников на протяжении всего XX века.

Разнообразие пейзажа по характеру.

(Слайд №10) Изображая природу, художник отражает представления людей своей эпохи о прекрасном в окружающей их действительности.

Каждый пейзаж художник трактует по-своему, вкладывая в него определенный смысл.

Существует пять видов характера пейзажа. Это героически, исторический, эпический, романтический пейзаж и пейзаж настроения. Рассмотрим их подробнее.

1. Героический пейзаж (Слайд №11)

Так можно назвать пейзаж, в котором природа представляется величественной и недоступной для человека.

В нем изображаются высокие скалистые горы, могучие деревья, спокойная гладь вод и на этом фоне – мифические герои и боги. Так выглядит пейзаж в триптихе Павла Корина «Александр Невский».

К этому виду пейзажа можно отнести картину А. Рылова «В голубом просторе». Она написана в 1918 году, в ней аллегорически решен героико-романтически и образ свободы и мужества: вольные птицы в вольном небе, крохотный парусник в звенящем пространстве, плывущий навстречу вестникам пробуждающейся земли.

2. Пейзаж настроения (Слайд №12)

Стремление найти в различных состояниях природы соответствие человеческим переживаниям и настроениям придало пейзажу лирическую окраску. Чувства тоски, грусти, безнадежности или тихой радости находят свое отражение в пейзаже настроения.

С именем какого художника связывают появление лирического пейзажа? (А. Саврасов «Грачи прилетели».}

Василий Дмитриевич Поленов дал жизнь так называемому лирическому пейзажу, в котором присутствовал и бытовой жанр: «Московский дворик», «Березовая аллея в парке Абрамцева».

Ученик Алексея Кондратьевича Саврасова и Василия Дмитриевича Поленова, Исаак Ильич Левитан сочетал в своем творчестве эпическую и интимную, лирическую линию. «Ом был одним из первых русских художников, кто начал писать голубые и фиолетовые тени на снегу, кто передал красоту тончайших оттенков цветовой гаммы летних сумерек и голубую прозрачность лунного света». Он утвердил в русском искусстве пейзаж, который называют «пейзажем настроения».

3. Исторический пейзаж (Слайд №13)

В пейзажном жанре находят свое косвенное воплощение исторические события, о которых напоминают изображенные архитектурные и скульптурные памятники, связанные с этими событиями. Такой пейзаж называют историческим. Он оживляет в памяти давно минувшее и дает ему определенную эмоциональную оценку.

Представителями исторического пейзажа прежде всего надо назвать Николая Константиновича Рериха и Апполинария Михайловича Васнецова. Оба увлекались археологией и были большими знатоками русской старины. В 1903 году Н.К. Рерих пишет «Изборские башни», «Крест на Труворовом городище», позже воскрешает ратное прошлое древнего города в картинах «Дозор», «Вижу врага», «Земля славянская». Художник поставил перед собой задачу воспеть языком живописи красоту древнерусского зодчества, убедить современников в огромной ценности памятников старины. А.М. Васнецов в городских пейзажах восстанавливал картины быта наших предков. Он писал Москву XVII века.

4. Эпический пейзаж (Слайд №14)

Величавые картины природы, полные внутренней силы, особой значимости и бесстрастного спокойствия характерны для эпического пейзажа. В некотором смысле идеальный образ русской земли, славной своими лесными богатствами, широкими полями и могучими реками, создал Иван Иванович Шишкин.

Характерна в этом отношении последняя большая работа Исаака Ильича Левитана – «Озеро», художник дал ей второе название – «Русь», обозначив, таким образом, эпическую программу произведения. В этом пейзаже художник стремится показать собирательный образ русской природы в ее характерном состоянии.

5. Романтический пейзаж (Слайд №15)

В пейзаже порой запечатлевается бунтарское начало, несогласие с существующим порядком вещей, стремление подняться над обыденным, изменить его. Грозовые тучи, клубящиеся облака, мрачные закаты, буйство ветра – мотивы романтического пейзажа.

Дух романтизма присутствует в картинах Алексея Кондратьевича Саврасова «Проселок» и «Рожь».

Проникнуты романтическим чувством динамичные пейзажи Федора Александровича Васильева.

Художником-романтиком называли Ивана Константиновича Айвазовского.

В выдающемся произведении Николая Константиновича Рериха «Небесный бой» над волнистыми очертаниями холмов громоздятся облака – то клубящиеся, то прямые и острые, как стрелы. Сочетание динамичности с величавой и торжественной монументальностью можно отнести к эпико-романтическому пейзажу.

(Слайд №16) Природа – это книга мудрости.

Он изображает природу в отдельных ее проявлениях и поэтому может постепенно открывать ее сокровенный смысл.

Природа учит и воспитывает нас непосредственно, ежедневно и глубоко.

III. Закрепление материала (Слайд №17)

IV. Практическая работа

Выполнить эскиз на тему «Дорога, по которой мне хотелось бы пройти» или «Архитектурный пейзаж, который я хотел бы увидеть вокруг себя (пейзаж будущего, настоящего, прошлого)».

Материалы: альбом, простой карандаш, уголь (на выбор).

V. Анализ работ

В XVII веке было введено разделение жанров живописи на «высокий» и «низкий». К первому относили исторический, батальный и мифологический жанры. Ко второму причисляли приземленные жанры живописи из повседневной жизни, например, бытовой жанр, натюрморт, анималистика, портрет, ню, пейзаж.

Исторический жанр

Исторический жанр в живописи изображает не конкретный предмет или человека, а определенный момент или событие, которое имело место в истории прошлых эпох. Он входит в основные жанры живописи в искусстве. Портрет, батальный, бытовой и мифологический жанры часто бывают тесно переплетены с историческим.

«Покорение Сибири Ермаком» (1891-1895)
Василий Суриков

В историческом жанре писали свои картины художники Никола Пуссен, Тинторетто, Эжен Делакруа, Питер Рубенс, Василий Иванович Суриков, Борис Михайлович Кустодиев и многие другие.

Мифологический жанр

Сказания, древние легенды и мифы, народный фольклор - изображение этих сюжетов, героев и событий нашло свое место в мифологическом жанре живописи. Пожалуй, его можно выделить в живописи любого народа, потому что история каждого этноса полнится легендами и преданиями. Например, такой сюжет греческой мифологии , как тайный роман бога войны Ареса и богини красоты Афродиты изображает картина «Парнас» итальянского художника по имени Андреа Мантенья.

«Парнас» (1497)
Андреа Мантенья

Окончательно мифология в живописи сформировалась в эпоху Ренессанса. Представителями этого жанра помимо Андреа Мантеньи являются Рафаэль Санти, Джорджоне, Лукас Кранах, Сандро Боттичелли, Виктор Михайлович Васнецов и другие.

Батальный жанр

Батальная живопись описывает сцены из военной жизни. Чаще всего при этом иллюстрируются различные военные походы, а также морские и сухопутные бои. А поскольку эти бои часто берутся из реальной истории, то батальный и исторический жанры находят здесь свою точку пересечения.

Фрагмент панорамы «Бородинская битва» (1912)
Франц Рубо

Оформилась батальная живопись во времена Итальянского Возрождения в творчестве художников Микеланджело Буонарроти, Леонардо да Винчи, а затем Теодора Жерико, Франсиско Гойя, Франца Алексеевича Рубо, Митрофана Борисовича Грекова и многих других живописцев.

Бытовой жанр

Сцены из повседневной, общественной или частной жизни обыкновенных людей, будь-то городской или крестьянский быт, изображает бытовой жанр в живописи. Как и многие другие жанры живописи , бытовые картины редко встречаются в самостоятельном виде, становясь частью портретного или пейзажного жанра.

«Продавец музыкальных инструментов» (1652)
Карел Фабрициус

Зарождение бытовой живописи произошло в X веке на Востоке, а в Европу и Россию она перешла только в XVII-XVIII веках. Ян Вермеер, Карел Фабрициус и Габриэль Метсю, Михаил Шибанов и Иван Алексеевич Ерменев являются самыми известными художниками бытовых картин в тот период.

Анималистический жанр

Главными объектами анималистического жанра являются животные и птицы, как дикие, так и домашние, и вообще все представители мира животных. Первоначально анималистика входила в жанры китайской живописи, поскольку впервые появилась именно в Китае в VIII веке. В Европе анималистика сформировалась только в эпоху Ренессанса - животные в то время изображались как воплощение пороков и добродетелей человека.

«Кони на лугу» (1649)
Паулюс Поттер

Антонио Пизанелло, Паулюс Поттер, Альбрехт Дюрер, Франс Снейдерс, Альберт Кейп - основные представители анималистики в изобразительном искусстве.

Натюрморт

В жанре натюрморт изображают предметы, которые окружают человека в жизни. Это неодушевленные объекты, объединенные в одну группу. Такие предметы могут принадлежать к одному роду (например, на картине изображены только фрукты), а могут быть разнородными (фрукты, предметы посуды, музыкальные инструменты, цветы и т.д.).

«Цветы в корзине, бабочка и стрекоза» (1614)
Амброзиус Босхарт Старший

Натюрморт как самостоятельный жанр оформился в XVII веке. Особенно выделяют фламандскую и голландскую школы натюрморта. В этом жанре писали свои картины представители самых разных стилей, от реализма до кубизма . Одни из самых известных натюрмортов написали живописцы Амброзиус Босхарт Старший, Альбертус Иона Брандт, Поль Сезанн, Винсент Ван Гог, Пьер Огюст Ренуар, Виллем Клас Хеда.

Портрет

Портрет - жанр живописи, который является одним из самых распространенных в изобразительном искусстве. Цель портрета в живописи - изобразить человека, но не просто его внешний облик, а еще и передать внутренние чувства и настроение портретируемого.

Портреты бывают одиночные, парные, групповые, а также автопортрет, который иногда выделяют отдельным жанром. А самым известным портретом всех времен, пожалуй, является картина Леонардо да Винчи под названием «Портрет госпожи Лизы дель Джокондо», всем известная как «Мона Лиза».

«Мона Лиза» (1503-1506)
Леонардо да Винчи

Первые портреты появились еще тысячелетия назад в Древнем Египте - это были изображения фараонов. С тех пор большинство художников всех времен так или иначе пробовали себя в этом жанре. Портретный и исторический жанры живописи тоже могут пересекаться: изображение великой исторической личности будет считаться произведением исторического жанра, хоть при этом и будет передавать облик и характер этого человека как портрет.

Ню

Целью жанра ню является изображение обнаженного тела человека. Период Ренессанса считается моментом возникновения и развития этого вида живописи, а главным объектом живописи тогда чаще всего становилось женское тело, которое воплощало в себе красоту эпохи.

«Сельский концерт» (1510)
Тициан

Тициан, Амедео Модильяни, Антонио да Корреджо, Джорджоне, Пабло Пикассо являются самыми знаменитыми художниками, которые писали картины в жанре ню.

Пейзаж

Главная тема пейзажного жанра - природа, окружающая среда — город, сельская либо дикая местность. Первые пейзажи появились еще в античные времена при росписи дворцов и храмов, создании миниатюр и икон. В качестве самостоятельного жанра пейзаж оформляется аж в XVI веке и с тех пор входит в самые популярные жанры живописи .

Он присутствует в творчестве многих живописцев, начиная с Питера Рубенса, Алексея Кондратьевича Саврасова, Эдуарда Мане, продолжая Исааком Ильичом Левитаном, Питом Мондрианом, Пабло Пикассо, Жоржем Браком и заканчивая множеством современных художников XXI века .

«Золотая осень» (1895)
Исаак Левитан

Среди пейзажной живописи можно выделить такие жанры, как морской и городской пейзажи.

Ведута

Ведута - пейзаж, целью которого является изобразить вид городской местности и передать ее красоту и колорит. Позже, с развитием промышленности, городской пейзаж переходит в пейзаж индустриальный.

«Площадь святого Марка» (1730)
Каналетто

Оценить городские пейзажи можно, познакомившись с работами Каналетто, Питера Брейгеля, Федора Яковлевича Алексеева, Сильвестра Феодосиевича Щедрина.

Марина

Морской пейзаж, или марина изображает природу морской стихии, ее величие. Самым известным художником-маринистом в мире, пожалуй, является Иван Константинович Айвазовский, чью картину «Девятый вал» можно назвать шедевром русской живописи . Расцвет марины происходил одновременно с развитием пейзажа как такового.

«Парусник во время шторма» (1886)
Джеймс Баттерсворт

Своими морскими пейзажами также известны Кацусика Хокусай, Джеймс Эдвард Баттерсворт, Алексей Петрович Боголюбов, Лев Феликсович Лагорио и Рафаэль Монлеон Торрес.

Если вы еще больше хотите узнать о том, как возникли и развивались жанры живописи в искусстве, посмотрите следующее видео:


Забирай себе, расскажи друзьям!

Читайте также на нашем сайте:

Показать еще

Светлана Васильева
«Что такое пейзаж»

Цель : Познакомить детей с пейзажем , как жанром изобразительного искусства. Развивать творческую фантазию, эстетические чувства. Формировать художественное мышление, инициативность, самостоятельность. Вызвать эмоциональный отклик на картины, воспитывать чувство прекрасно-го. Обогащать словарь детей : пейзаж , пейзажист .

Материал : Дидактические игры «Собери картину» , «Составь пейзаж » , репродукция картины Шишкина И. И. «Корабельная роща» , магнитные доски, магнитофон, запись звуков природы.

Входит Художник.

Х. - Здравствуйте, ребята!

Д. - Здравствуйте!

Х. – Я Художник. А вы знаете, кто такой художник ?

Ответы детей.

Х. –Художник - человек, который рисует или пишет картины. А вот как вас зо-вут, я сейчас узнаю. Я вам протяну ладошки, вы будете до них дотрагиваться и называть свои имена.

А вы хотите стать художниками?

Х. - Тогда я вас приглашаю в школу юных художников. У каждой школы есть своя эмблема. У нашей школы то же. Я приготовил для каждого из вас такую эмблему и предлагаю вам выбрать и надеть ее.

Дети берут бэйджики и надевают.

Х. – Ребята, чтобы получить звание «Юный художник» необходимо выполнить несколько заданий и ответить на вопросы. Вот мое первое для вас задание. Сложите, пожалуйста, из частей картинки (детям раздаются конверты) . Здесь будут собирать дети, у которых эмблема изображена на синем фоне, а здесь у кого на красном.

Дети подходят к магнитным доскам и выполняют задание.

Х. - Какие красивые у вас получились картинки. Посмотрите на них повнимательней. Что изображено у ребят с красными эмблемами? (ответы детей) Что изображено у ребят с синими эмблемами? (ответы детей) Как мы можем это назвать одним словом? (ответы детей) А еще это можно назвать пейзажем .

В переводе с французского языка пейзаж обозначает местность. Чаще всего – это изображение природы. Если художник изобразил город или городскую улицу, пейзаж называется городским. Лесные просторы – это … лесной пейзаж , горы - … горный, море - … морской. Ребята, художника, которые пишет пейзажи , называют – пейзажистом . Так что же такое пейзаж ? А как называют художника, который изображает пейзаж ? Ребята, пейзаж является одним из видов изобразительного искусства.

Молодцы, вы сделали первый шаг к званию юного художника.

Х. - Чтобы стать юными художниками вам надо уметь составлять пейзажи . Вот мое следующее задание, я вам предлагаю самим попробовать составить пейзаж .

Игра «Составь пейзаж » (дети на листе формата А3, на котором изображен фон, выкладывают деревья, создавая пейзаж )

Дети выполняют задание за столами.

Х. – Какие интересные пейзажи у вас получились . Скажите, пожалуйста, почему вы решили составить зимний пейзаж ? Почему вы решили составить летний пейзаж ?

Я вас поздравляю, вы сделали второй шаг к званию юного художника.

Звучит музыка

Х. –А сейчас мы отправляемся в лес. Но это не простой лес, а волшебный. Я предлагаю вам стать маленькими семенами. Семена попали в землю (дети приседают) . Их полил дождик, согрело солнышко и они стали прорастать (дети потихоньку встают, руки поднимают вверх) . Деревья становятся все выше и выше, маленькие ростки превращаются в крепкие молодые деревья. Их ласкает ветерок, и они тихонько начинают покачиваться. А на ветвях сидят птицы и поют. Давайте мы их послушаем.

Дети присаживаются на ковер, звучит запись пения птиц.

Х. – Русская земля всегда была богата лесами. Люди ходили в лес по грибы, по ягоды, на охоту. Из бревен срубленных деревьев строили дома, дровами отапливали свои жилища, делали деревянную мебель. Из древесины вырезали ложки. С лип драли лыко, плели лапти. Лес кормил и обогревал людей.

И вот дождался русский лес своего художника.

В маленьком городке Елабуга в семье купца родился мальчик. Назвали его Ваней. Он должен был помогать отцу вести торговые дела. Но Ваня делал это так неохотно и неумело, что скоро его оставили в покое. Отец был очень рад, когда сын проявил интерес к искусству, и отправил его в Москву учиться. Когда Ваня вырос и выучился, то стал настоящим художником. Он по-настоящему, глубоко любил природу. Когда приходил в лес, находил самое красивое место, усаживался на пне, устанавливал мольберт и начинал писать. На его картинах деревья, травы и кусты, как живые. За это его прозвали - «Царем леса» . Это был великий художник Иван Иванович Шишкин (показ портрета)

Звучит музыка

Давайте и мы с вами подойдем поближе к и полюбуемся одним из произведений великого художника. Это репродукция с картины Шишкина «Корабельная роща» - самой крупной по размерам в его творчестве. (дети самостоятельно рассматривают репродукцию)

Что изображено на картине

Как вы думаете прохладный или теплый день изобразил художник?

Хотели бы вы оказаться в этом лесу?

Рассмотрите внимательно картину и скажите : где в лесу можно погреться на солнце, где - спрятаться в тени? Хотите ли вы побегать по воде босиком, приложить ладошку к камням : какие они - холодные или теплые?

Хотелось бы вам очутиться на верхушке одной из сосен? Почему?

Почему роща названа «корабельной» ?

В том случае, если дети будут затрудняться с ответом, педагог им поясняет :

Очевидно, это связано с тем, что сосны высокие и прямые, как мачты, а их шевелящиеся от ветра ветви похожи на паруса. А может, пройдет немного времени. И многие из этих гигантов превратятся в могучие корабли и увидят необъятные просторы земли.

Х. - Скажите, пожалуйста, с каким видом изобразительного искусства вы познакомились? Как называются такие художники? Какие пейзажи бывают ?

Х. - За то, что вы выполнили все мои задания, правильно отвечали на все вопросы, я вам вручаю свидетельства, о том, что вам присвоено звание «Юный художник» (выдача свидетельств, аплодисменты) . А впереди вас ждут новые встречи с художниками и их картинами.

Х. – До свидания, ребята!

И графики , которого является местность, естественная или преображённая человеком.

В зависимости от главного предмета изображения и характера природы, внутри пейзажного жанра различают: сельский и городской пейзажи ; архитектурный и индустриальный пейзажи ; морской и речной пейзажи .

Почему художники пишут пейзажи , когда так просто взять и сфотографировать понравившийся природный ландшафт? Чем же отличается живописны й пейзаж от фотографии местности?
Если портретист изображает человека не только с внешней, так сказать, физической стороны, но и его внутренний мир, то на пейзаже он изображает своё внутреннее состояние, свою душу. То есть, живописный пейзаж - это не только картина природы, это картина внутреннего мира художника. И в этом смысле пейзаж отличается от фотографии.Когда мы приходим на выставку, то мы смотрим на душу другого человека. Глядя на пейзаж , мы видим мир глазами художника.


Иван Шишкин, например, выписывал свои пейзажи до мельчайших деталей, так что от фотографии не отличишь. Однако не это главное, а то, что его душа выбирала именно этот вид, это состояние природы. Поэтому пейзажная живопись - это изображение видов природы с передачей настроения, навеваемого их созерцанием.

Сколько мы знаем волнующих откровений, связанных с этим жанром . Возьмём только наши отечественные имена - К. Саврасов, К. Коровин , А. Рылов, Н. Крымов, А. Пластов, А. Куинджи, Н. Рерих, И. Айвазовский и другие. Они создали прекрасную традицию русской пейзажной живописи .


Пейзаж - непосредственный отзвук души человека, зеркало его внутреннего мира. Подчас он решает крупные задачи, воплощает тончайшие духовные коллизии. Скажем, импрессионисты ставили перед собой довольно узкие цели - передать воздух, свет, запечатлеть мерцание силуэтов. Русский же пейзаж в лучших его воплощениях всегда был прежде всего сосредоточением глубоких переживаний, острых философских идей.


В русской пейзажной живописи есть произведения, значение которых в истории нашей культуры необычайно велико! Мы часто говорим: "левитановская осень", "шишкинский лес" или "поленовский пруд". Образы природы волнуют всех людей, рождая у них сходные настроения, переживания и раздумья.

Кому из нас не близки пейзажи русских живописцев : "Грачи прилетели" А. К. Саврасова, "Оттепель" Ф. А. Васильева, "Рожь" И. М. Шишкина, "Ночь на Днепре" А. И. Куинджи, "Московский дворик" В. Д. Поленова, "Над вечным покоем" И. В. Левитана? Мы невольно начинаем смотреть на мир глазами художников, раскрывших поэтическую красоту природы. Умение создать в пейзаже образ , передать самое характерное в явлении природы есть качество, отличительное для русской пейзажной школы . Этим качеством, пожалуй, определяется и её место в истории мировой живописи . Русские пейзажисты всегда ставили перед собой задачу создания пейзажа -картины, которая по глубине замысла, по силе эмоционального воздействия по количеству "материала" для размышления не уступит многофигурной композиции.


Художники-пейзажисты видели и передавали природу каждый по-своему. Свои излюбленные мотивы были и у Айвазовского И. К. , изображавшего различное состояние моря, корабли и людей, борющихся со стихией. Его полотнам присущи тонкая градация светотени , эффекта освещения, эмоциональная приподнятость, тяготение к героике и пафосу.

Природа, изображение которой представлено на картинах русских пейзажистов , не имеет ничего общего с равнодушно и бездумно воспроизведённым куском поля, леса или реки ради "красивости" того или иного мотива. В них всегда присутствует сам художник, его чувства, мысли, его ясно выраженное отношение к тому, что он изображает. Беря реальные предметы окружающей природы, пейзажист пользуется и композицией и цветовой характеристикой их, одно усиливая, другое приглушая, чтобы создать определённый

До эпохи Возрождения пейзаж выполнял декоративную функцию. Но прежде чем пейзаж стал носителем идеи и прежде чем начал помогать раскрывать характер главных героев, а уж тем более обрел самостоятельность, прошло очень много времени.

Как зарождался жанр пейзаж?

Впервые изображение природы мы встречаем на рельефах древних цивилизаций, которые возникли на берегах могучих рек. На картинах или скульптурах, дошедших до наших дней, пейзаж представляет собой редкие образцы флоры. И только в эпоху Ренессанса, когда у итальянцев проснулся интерес к натуре, пейзаж отвоевал себе место под рампами.

Обращение к природе происходит синхронно с пробуждением человеческой пытливости. Человек пытается разобраться, что в нем сильнее - духовное или материальное? Что является смыслом жизни или что приносит счастье? Инстинкт или разум?

Немцы считали, что природа привносит в жизнь человека сумбур. И уж если в человеке побеждают инстинкты — жди беды. Итальянцы были не согласны со своими северными коллегами, они находили, что только баланс двух начал в человеке может дать гармоничную личность. Тициан и Джорджоне воплощали эту идею в своих картинах, в то время как Рафаэль отдавал дать уважения городскому пейзажу , наслаждаясь стройностью линий. Эпоха романтизма возникла в противовес эпохи Просвещения, чтобы восстановить нарушенный баланс. Чувствуя, что человеческая мораль и нравы далеки от совершенства, художники обратились к природе. Сезоны года были призваны отражать состояния человеческой души. Наконец, натура к XIX веку возобладала.

Особенности пейзажа в живописи заключаются в трактовке этого жанра художниками. Своеобразие пейзажа зависит от места, которое отводится пейзажу на картине, и индивидуальному восприятию художниками природы.

Кульминация жанра пейзаж

Французы рисовали природу, пытаясь изобразить все ее многочисленные оттенки и настроения. Начиная с Коро и вплоть до импрессионистов, пейзаж переживал годы триумфа. Старшие импрессионисты — К. Моне, К. Писсарро, А. Сислей уже работали исключительно на свежем воздухе, чтобы не допустить и малейшего искажения. Пресловутая световоздушная среда, которая на картине соединяла природу и человека воедино, прочно вошла в анналы искусства.

Появились пейзажные серии, объединенные одним мотивом. Импрессионисты одинаково уважали и сельский, и городской пейзаж. Но пейзаж как вид искусства не мог стоять на месте и должен был развиваться. Сезанн, Жорж Сёра и Ван Гог привнесли в пейзаж свое характерное видение. Природа Поля Сезанна величественна, монументальна, она имеет четкие границы. Жорж Сёра играл с оптическим эффектом, воздействуя на зрителя цветом. Его мозаичные картины стилизованы, декоративны. Неистовый Ван Гог в своих картинах изливал душу, он использовал природу как рупор, чтобы донести до зрителя свою боль от сознания несовершенства человека.

Поль Гоген замыкает строй постимпрессионистов, его творчество близко к символизму, где природа лишь отдаленно напоминает свой прототип. Его цветовые плоскости, заменившие форму, обладают категоричным звучанием.

Особенности пейзажа в живописи на картинах русских художников

Русские художники Саврасов и Шишкин также оказали влияние на развитие жанра. На своих картинах они любовно изображали русскую природу — степи и озера, поля и леса. Торжество сельской жизни на Руси было выполнено в духе среднеевропейского пейзажа. Неяркие краски как нельзя кстати подошли к русским просторам. Морские пейзажи получили мировую известность благодаря Айвазовскому, который достиг недосягаемых высот в этом жанре.

Французский импрессионизм нашел отклик в работах Серова и Коровина, работы которых получили признание. Советские художники — Крымов, Грабарь — манифестировали красоту человеческого труда, идущего рука об руку с природой. Процесс урбанизации также оказал влияние на мир искусства. Сегодня из плеяды талантливых художников можно выделить Василия Афанасьевича Лескова , его картины непредсказуемы и очень эффектны.

На протяжении веков роль пейзажа в искусстве постоянно менялась, а мастерство художников неукоснительно росло. Современные художники пользуются большой свободой при выборе средств выразительности и техники. Если вы хотите, чтобы ваш дом украсил пейзаж, способный воспламенить воображение, заказывайте картины у настоящего мастера.



Просмотров