План-конспект открытого занятия по вокалу план-конспект урока на тему. Конспект занятия по эстрадному вокалу Конспект занятия по вокалу в доме культуры

«Если у вас есть талант, поделитесь им с другими! Если вы знаете, что сказать этому миру, скажите! Если ваша душа поёт, пойте!»

Наталия Княжинская

Введение.

Пение благотворно влияет на развитие голоса и помогает строить плавную и непрерывную речь. Групповое пение представляет собой действенное средство снятия напряжения и гармонизацию личности. С помощью группового пения можно адаптировать индивида к сложным условиям или ситуациям. Для детей с речевой патологией пение является одним из факторов улучшения речи. Для детей всех возрастов занятия в вокальном объединении - это источник раскрепощения, оптимистического настроения, уверенности в своих силах. Программа обеспечивает формирование умений певческой деятельности и совершенствование специальных вокальных и сценических навыков. Со временем пение становится для ребенка эстетической ценностью, которая будет обогащать всю его дальнейшую жизнь.

Описание материала : представленный мной конспект занятия по вокалу рассчитан для работы с ансамблем старшего звена (13 - 14лет). Тема занятия: «Концертная деятельность». Этот материал предлагается педагогам дополнительного образования и музыкальным руководителям в домах культуры.

Тема: «Концертная деятельность, как один из методов активного обучения»

Цель : Повысить адаптивные возможности детского организма путем успеха либо неудач при выступлении перед аудиторией.

Задачи: Обучающая: научить уверенно держаться на сцене в любой непредвиденной обстановке.

Развивающая: способствовать развитию певческих навыков, сценического мастерства.

Воспитательная: формировать целеполагание, здраво оценивать свои силы, обстановку в зале.

Оздоравливающая: создание системы профилактики и коррекции здоровья детей путём выступления перед аудиторией.

Оборудование, дидактический материал:

Фортепиано, музыкальная аппаратура.

План занятия:

1. Организационный момент.

2. Повторение пройденного материала.

3. Творческая часть

4. Подведение итогов.

ХОД ЗАНЯТИЯ:

1. Организационный момент (2 мин.)

Приветствие. Настрой на хорошее настроение, перечень порядка выступления.

Педагог: Здравствуйте, друзья мои! Вы сегодня все пришли?

Ответ детей (проверка присутствующих)

Я очень рада вас видеть, и надеюсь, вы тоже пришли на занятие с хорошим настроением. Тем более что сегодня у нас с вами очень интересный и ответственный день. А чтобы ничего не омрачило наше занятие, хочу вам напомнить что нужно:

Быть вежливыми со зрителями в зале, не ходить во время выступления других участников;

Быть аккуратными, что бы не запачкать свои концертные костюмы;

Не включать и не трогать никакую аппаратуру самостоятельно;

В розетку не вставлять ручки, заколки, скрепки и прочие посторонние предметы.

· не пользоваться электроприборами, если замечено повреждение провода.

2. Повторение пройденного материала (10 мин.)

Педагог: Продолжим с вокальной разминки.

Упражнение № 1

На одной ноте поём ма-э-и-о-у (восходящее движение по хроматизму)

Упражнение № 2

Поём по слогам «Я пою» по звукам T53 при нисходящем движении.

Упражнение № 3

По восходящему и нисходящему хроматическому движению поём да-да-да-да-да-да-да-да.

Упражнение № 4

Поём по слогам «Сияла ночь» по звукам T53 при нисходящем движении.

Упражнение № 5

Поем «Вот иду я вверх, вот иду я вниз»

Упражнение № 6

До-ре-до; до-ре-ми-ре-до; до-ре-ми-фа-соль-фа-ми-ре-до. Распевка поётся вверх по хроматизму.

Упражнение № 7

Поём по слогам «Мы идём» по звукам T53 при нисходящем движении.

Упражнение № 8

По звукам T53 при восходящим движении поём да-дэ-ди-до-ду; бра-брэ-бри-бро-бру; за-зэ-зи-зо-зу.

Упражнения для артикуляционного аппарата:

Упражнение № 9

Поём скороговорку «Под топотом копыт пыль по полю летит»

Упражнение № 10

Проговариваем скороговорку «Кукушка кукушонку сшила капюшон, кукушонок в капюшоне ужасно смешон»

Упражнение № 11

Упражнение на разогрев голосовых связок:

Дэй сам дэй. Каждый слог поется на одной ноте. Упражнение выполняется по гамме, в зависимости от диапазона голоса.

Именно после полного распевания я перехожу к активному методу обучения, разработанного мной:

Упражнение, направленное на самоутверждение и позитивный настрой, способствующий успешной самореализации:

Поем хором вниз по трезвучию на протяжении всей мажорной гаммы вверх и вниз: «Я пою, хорошо пою!».

После этого мы переходим к повторению произведений, направленных конкретно к данному концерту или конкурсу. Если это отчетный концерт, мы закрываем его общей песней всей вокальной студии. Здесь работает активный метод обучения «Давайте споём». Исполняем хором, для закрепления положительных эмоций.

4. Творческая часть (30 - 35 мин)

5. Подведение итогов занятия (4 мин.)

Для подведения итогов отлично подойдет активный метод обучения «Фруктовый сад». Вместо дерева можно взять ступень гаммы, а вместо лимонов и яблок нотные длительности.

Педагог: Спасибо ребята. До следующего занятия.

Используемая литература.

1. Дубровская С. В. Знаменитая дыхательная гимнастика Стрельниковой. – М.: РИПОЛ классик, 2008.

2. Емельянов В. В. Развитие голоса. Координация и тренинг. – СПб: Издательство «Лань»; Издательство «ПЛАНЕТА МУЗЫКИ», 2007.

3. Жавинина О., Зац Л. Музыкальное воспитание: поиски и находки // Искусство в школе. – 2003. – № 5.

4. Морозов В. П. Искусство резонансного пения. Основы резонансной теории и техники. – М., 2002.

5. Психотерапевтическая энциклопедия. - СПб: ПИТЕР, 2000.

6. Разумов А. Н., Пономаренко В. А., Пискунов В. А. Здоровье здорового человека. – М., 1996.

Тема занятия: «ПЕТЬ ПРИЯТНО И УДОБНО»

ЦЕЛЬ – формирование умения правильно произносить гласные и согласные звуки в словах, умения правильно дышать при исполнении песни.

Задачи – научить четко и активно произносить и пропевать слова в песне,

Развитие коллективного творчества,

Воспитание эстетического вкуса

Оборудование и музыкальный материал:

Фортепиано

Синтезатор

Ноты песни «Доброта»

Иллюстрация картины Кустодиева «Купчиха»

Ход занятия

  1. Организационный момент. Музыкальное приветствие «Добрый день». Указание цели занятия.
  2. Актуализация опорных знаний . Беседа о голосовом аппарате. Что принимает участие в появлении голоса? Что такое голосовые связки? Что происходит с ними во время пения? Как нужно беречь свой «музыкальный инструмент»? Как нужно дышать и сидеть, чтобы петь было приятно и удобно?

Учитель читает стихотворение «Петь приятно и удобно».

3. Выполнение гимнастики на правильное произношение гласных и согласных звуков (а.о,у.и; м, н,п,т,к,л,р). Дети вместе с учителем произносят звуки, при этом помогают движения рук.

Выполнение упражнений на активизацию мимики (губ, языка, щек):

- «Уточкин нос»

- «Пятачок»

- «Восьмерка»

- «Круг»

- «Футбол»

- «Улыбка»

Дети с помощью мимики изображают задания учителя, при этом руки не участвуют.

Выполнение упражнения « Динозавр» на высотное интонирование звука. Дети вместе с учителем рисуют руками и голосом динозавра, меняя высоту голоса.

  1. Работа над дыханием.

- «Цветок». Обучающиеся представляют в руках цветок и спокойно через нос вдыхают его аромат, при этом учитель следит, чтобы плечи детей не поднимались вверх, а оставались на месте. Выдох через рот.

- «Блюдце с чаем». Дети спокойно вдыхают через нос, а выдыхают осторожно «на блюдце с горячим чаем». При этом учитель следит за долгим выдыхом обучающихся.

5. Что такое доброта? (беседа о доброте)

Вокально-хоровая работа над песней «Доброта». Повторение текста песни и пение мелодии с правильным интонированием.

Исполнение песни «Доброта» под музыкальное сопровождение.

6. Подведение итогов занятия.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект открытого урока по вокалу «Использование элементов артпедагогических технологий в работе с детьми младшего школьного возраста».

В колледже прошел областной семинар "Использование артпедагогических технологий на музыкальных занятиях с детьми школьного возраста", в ходе которого был проведен открытый урок по вокалу «Исполь...

Разработка конспектов занятий по вокалу

Конспекты по вокалу, разработанные мной, помогают следить за динамикой развития ученика. Конспекты из трех частей: дыхательная гимнастика, работа над голосом и работа с песней....

Конспект открытого занятия Образцового коллектива воально-эстрадной студии "Солнышко" ГБОУ ДТДиМ Колпинского района СПб (руководитель, педагог по вокалу Смирнова Ниталья Алексеевна).

Представлен для распостранения опыта педагогам дополнительного образования детей художественной направленности. Внедрение инновационного подхода в воспитании, и привитие художественного вкуса учащихся через жанр эстрады.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное образовательное учреждение

дополнительного образования детей

Дворец творчества детей и молодежи

Колпинского района Санкт-Петербурга

Методический проект

«Новое педагогическое образование»

Направление «Новое качество»

методическая составляющая проекта «Траектория будущего»

(в контексте третьего года реализации Программы развития учреждения «Пространство свободного выбора»)

В одном солнечном ритме

Конспект открытого занятия

по программе «Вокально-эстрадная студия»

для учащихся 2 года обучения;

тема «Развитие исполнительского мастерства в ансамбле»

Возраст детей: 8-12 лет

педагог дополнительного образования

Смирнова Н.А.

методист

Абикова Т.А

Санкт-Петербург

2014

Методический проект

«Новое педагогическое образования»

Направление «Новое качество»

и методическая составляющая проекта «Траектория будущего»

(в контексте четвёртого года реализации

Программы развития учреждения «Пространство свободного выбора»)

«Светить всегда, светить везде до дней последних донца.

Светить! И никаких гвоздей! Вот лозунг мой и солнца!»

В. Маяковский

Пояснительная записка

Методическая тема: приемы развития и сплочения детского творческого коллектива в вокально-эстрадной студии «Солнышко»

Методическая цель занятия: демонстрация приемов развития и сплочения детского коллектива вокально-эстрадной студии «Солнышко» в процессе формирования навыка исполнительского мастерства в ансамбле

Описание приемов организации здоровьесберегающей деятельности на занятии

  • Цикл упражнений на дыхание и дикцию, выполняемые в едином ритме (метр, пульсация) при совмещении теории и практики

Цель:

- разогрев мышц артикуляционного аппарата

Профилактика болезней позвоночника, сохранение осанки, формирование правильного вокального дыхания и опоры звука;

Развитие координации движения и речи;

Сплочение коллектива при выполнении упражнений в едином ритме, синхронно

  • Распевка

Цель:

Подготовка вокального аппарата к пению;

Развитие артистичности, эмоциональности, образности, манеры;

Развитие вокальной техники, диапазона, гармонического слуха в элементах двухголосия, основанное на взаимной поддержке, умении работать в паре

  • Учебно-дидактическая игра «МУЗЫКА СОЛНЦА»

Цель:

Повторение, закрепление знаний средств музыкальной выразительности;

Сплочённость ансамбля на основе доверия друг к другу как обеспечение психологически комфортной среды;

Умение применить теоретические знание в исполнительской практике.

  • Работа над песенным репертуаром

Цель:

- закрепление пройденного материала и дальнейшее его изучение;

Развитие координации движений и вокала в песенном материале с использованием микрофона.

Развитие единого эмоционального и вокально-технического исполнительского мастерства ансамбля и солистов.

Все применяемые приемы способствуют созданию благоприятной, психологически комфортной среды и сплочённости коллектива. В течение занятия рационально распределена двигательная, вокальная нагрузка, обеспечивающая благоприятное эмоциональное состояние, развитие вокальных, певческих и артистических навыков. В совместной работе у детей развиваются чувство доверия друг к другу, взаимной поддержки, появляется стремление к продуктивной, творческой, коллективной деятельности.

Представленные приемы также обеспечивают создание необходимой здоровье сберегающей среды: укрепляют голосовой и артикуляционный аппарат, опорно-двигательную систему.

Тема занятия. В одном солнечном ритме.

Цель: развитие исполнительского мастерства в ансамбле с помощью средств музыкальной выразительности

Задачи

Образовательные:

  • обучение дыхательным, дикционным приёмам;
  • закрепление понятия «Средства музыкальной выразительности»
  • формирование умения анализировать музыкальное произведение: текст песни и музыкального сопровождения;
  • развитие осмысленного исполнения движений; умения анализировать собственное исполнение
  • развитие эмоциональной выразительности, артистизма и творческого самовыражения вокалиста и ансамбля с использованием средств музыкальной выразительности ;
  • освоение вокальной техники в движении: формирование вокального дыхания, осанки;
  • закрепление знаний, умений и навыков, полученных на предыдущих уроках ;

Развивающие:

  • развитие музыкальных способностей: слух, чувство ритма, музыкальную память, внимание;
  • укрепление артикуляционного и вокального аппарата;
  • развитие координации;
  • развитие умения слушать и слышать, доверять друг к другу, исполняя песенный материал.

Воспитательные:

  • воспитание стремления к сохранению и укреплению здоровья;
  • формирование эстетического воспитания, умения вести себя в коллективе;
  • формирование умения работать в команде;
  • формирование чувства ответственности; взаимопомощи, доброжелательного отношения друг к другу;
  • формирование умения творчески взаимодействовать с педагогом, учащимися

Вид занятия: комбинированное – закрепление с введением новых элементов содержания.

Форма организации детей: групповая.

Методы обучения: наглядный (практический показ), словесный (объяснение, беседа), практический .

Средства обучения: музыкальный инструмент (синтезатор), компьютер, дидактический: раздаточный материал, микрофоны, награды (солнышки - пятёрки).

Характеристика группы: группа 2 года обучения, дети 8-12 лет в количестве 12 человек. В основном, девочки, разные по своему психофизическому развитию и два мальчика. Необходим индивидуальный и дифференцированный подход ко всем воспитанникам, особенно к мальчикам.

Материалы УМК представлены в приложении : программа; учебно - дидактический материал; технические средства обучения - микрофоны; подборка музыкального материала – минусовых фонограмм в плей-листе компьютера.

Время занятия: 45 минут

Организация контроля на занятии

Контроль на учебном занятии осуществляется с целью проверки и оценки достижений обучающихся путем сравнения того, что есть, с тем, что должно быть.

Используется следующие виды, формы и методы контроля.

  • Текущий контроль

Цель: анализ хода освоения знаний и формирования умений и навыков учащихся. Дает возможность своевременно отреагировать на недостатки, выявить причины и принять меры к их установлению; сопутствует процессу становления умения и навыка от начального до конечного этапа занятия.

Метод: наблюдение.

  • Тематический контроль

Цель: проверка уровня усвоения программного материала по теме занятия, определение уровня эмоционального фона , самоанализ

Методы: беседа, опрос по теме "В одном солнечном ритме", импровизация детей на уроке.

План занятия:

I.Организационный момент. Приветствие. Сообщение темы и цели занятия.

II.Подготовительный период

Беседа по теме занятия

III.Основная часть

  1. Упражнения на дыхание, дикцию в движении
  2. Распевка – подготовка голосового аппарата к пению
  3. Учебно – дидактическая игра
  4. Работа над репертуаром:

Песня «Родина моя» муз. Д. Тухманова, сл. Р Рождественского

III. Повторение.

(повторяем с использованием микрофонов и движений)

IV. Подведение итогов. Аплодисменты.

Ход занятия

Этапы

Время

Примечание

Сопроводительный текст

Организационный

Организация начала занятия, приветствие, активизация внимания, создание психологического настроя на творческую плодотворную

деятельность

1 мин.

Учащиеся заходят в класс, выстраиваются в полукруг для приветствия, затем в круг

Здравствуйте дети, родители и коллеги! Сегодня мы проводим открытое занятие по эстрадному вокалу на тему

«В одном солнечном ритме» Надеемся, что оно станет, не только познавательно - развивающим, но ещё и подарит замечательное, солнечное настроение нашим гостям.

Ребята, напомню правила поведения на занятии – уважительное, внимательное отношение друг к другу, аккуратное, бережное отношение к аппаратуре.

Подготовительный

Беседа по теме занятия

Начало выполнения дыхательной, артикуляционной гимнастики, разогрева мышц

4 мин.

Мы с вами продолжаем познавать и изучать средства музыкальной выразительности, которые необходимы любому исполнителю песни на сцене. Как в сольной работе, так и в ансамбле. Зачем, как вы думаете?

Примерные ответы детей:

Чтобы больше узнать

Чтобы понимать из чего состоит вокальное, музыкальное произведение, песня

Верно, чтобы исполнитель был грамотным, чувствовал песню и делился своими знаниями и ощущениями со зрителем. И зритель был с нами в одном ритме, в одной эмоции.

Но для этого необходимо в первую очередь нам самим, друг с другом быть в одном сердцебиении и настроении.

Давайте начнём нашу разминку. Она так же поможет нам восстановить вокальное дыхание, разогреть мышцы спины, живота и подготовится к пению.

Основной

1 .Упражнения на дыхание (закрепление понятия «метр»)
- пчела

Насос

2. Упражнения на артикуляцию («пульсация в метре»)

Лошадка (щелканье языком)

Конфета (упражнения для языка)

Скороговорка «Егорка»

РАСПЕВКА

Вокальные упражнения:

1. «Ниточка» (исполнение протяжного звука на одной ноте закрытым о открытым ртом на слоги)

2. «Музыкальный лифт» (упражнение на сглаженность регистров и опору звука)

3. «Секвенции» вокальные и дикционные (пение кантилены, стакатто)

4. «Смешанные ритмы»

(упражнение на иизменения ритма, темпа,

Растяжка у станка;

Grand battement jete. По группам;

Первая и вторая форма port de ras.

2) Упражнения. Комбинация со скакалкой. Подготовительные упражнения.

Комбинация на смену рисунков.

Ходы по диагонали:

шаги на п/п,

шаг на п/п с поднятием колена,

бег на высоких п/п pas couru,

ход на п/п " раз,два, три -стою",
перескоки,

бег со сменой ног вперед-назад по четыре, подскоки в повороте,

полечка в повороте,

галоп в повороте.

Прыжки:

temps saute,

pas chasse,

поджатые,

"двойные" поджатые,

"мячики"

подскоки в повороте,

полечка в повороте,

галоп в повороте.

Прыжки:

temps saute,

pas chasse,

поджатые,

"двойные" поджатые,

"мячики"
прыжок на одной ноге, другая вперед выворотно на 30 градусов.

По подгруппам делают комбинацию со скакалкой.

3) Выполнение танцевальных этюдов.

Испанский и русский с платочками.

5 мин.

10 мин.

10 мин.

Упражнения 1-3 в кругу выполняются в одном метре и пульсации, закрепляя теорию в практике.

Упражнения на дыхание «пчела» и «насос» активизируют работу мышц живота и диафрагмы.

Упражнения на артикуляцию так же разогревают мышцы языка, губ, артикуляционного аппарата

Продолжая движение в ритме, приступаем к распевке – подготовке голосового, вокального аппарата к пению

Что-то написать

Все вокалисты знают, что для того, чтобы красиво петь, нужно в первую очередь хорошо разогреть артикуляционныё аппарат. Для чего?

Для того, чтобы была чёткая дикция и было понятным слово в песне

Правильно. Но ещё мы разогреем с вами мышцы живота и восстановим вокальное дыхание. И повторим понятия «метр» и «пульсация». Что это?

Сердце, пульс музыки

Правильно. А метр и пульсация вместе?

Это – Ритм.

В одном ритме проговорим нашу скороговорку «Егорка»

(выполняем упражнения)

Хорошо. Молодцы.

Мы с вами разогрели мышцы живота, артикуляционный аппарат, а теперь приступим к распевке. Зачем, дети, вокалист распевается?

Чтобы настроить вокальный аппарат

1.Упражнение «Ниточка» - ручки на поясе. Послушали. В каком темпе? Нашли метр, отобразили, запели (тянем один звук на слоги «ли, лю, лё»). Формируем правильно гласные. Помним про парные звуки. Следим за дыханием.

2. Упражнение «Музыкальный лифт». Едем на лифте с первого этажа до седьмого через все ноты гаммы и обратно.

3. «Секвенции». Совмещаем вокальные приёмы (слитное пение, пение стакатто)

Как обычно, мДля того, чтобы полноценно и красиво танцевать, необходимо сначала разогреть мышцы;

(Ответы: профилактика болезней позвоночника, сохранение осанки, формирование правильной походки;

развитие эластичности мышц, выворотности, силы ног, шага)

В этом году мы ввели предмет-скакалку. Она очень помогает укреплению организма, развитию координации, силы, прыжка. Более того, я заметила, что вам очень нравится выполнять упражнения, у многих появляется азарт и большее желание выполнить качественно то или иное упражнение. Это упорство, как и в спорте, очень важно! Так что берем скакалки и почувствуем себя настоящими спортсменками

А кто из вас знает, сколько стран мира станут участниками Олимпиады 2014?

Примерные ответы детей: (123, 250, 36)

36. Правильно!

Основной

4.«Смешанные ритмы»

(использование изменений ритма и темпа, вокальной подачи, мягкой и жёсткой «атаки звука»)

ДИДАКТИЧЕСКАЯ ИГРА

« Музыка солнца» в песне «Родина моя»

Муз. Д. Тухманова,

Сл. Р Рождественского

подскоки в повороте,

«полечка» в повороте,

галоп в повороте.

Прыжки:

temps saute,

pas chasse,

поджатые,

"двойные" поджатые,

"мячики"
прыжок на одной ноге, другая вперед выворотно на 30градусов.

По подгруппам делают комбинацию со скакалкой.

3) Выполнение танцевальных этюдов.

Испанский и русский с платочками.

5 мин.

Дети разбирают дидактический материал средств музыкальной выразительности (СМВ), дают определения понятиям и анализируют его в музыки песни «Родина моя»

4.Приступим к нашей любимой «Смешанной распевке». Послушаем. Чем она отличается от предыдущих?

В ней меняется ритм, темп

Манера исполнения

Она разнообразная по настроению и характеру

Правильно, споём, учитывая все особенности, которые вы перечислили.

5.Дети, угадайте мелодию! (педагог играет мелодию припева песни «Родина моя»). Правильно, это мелодия припева песни «Родина моя». Кто её автор?

Давид Тухманов

Совершенно верно! Разделимся на два голоса, споём её на звук «а».

Скажите, может песня жить без мелодии?

Нет

Конечно. Ведь мелодия это что?

Душа песни, музыкальная мысль

Хорошо, а может песня жить без слов, текста?

Нет, потому что песня отличается от музыки тем, что в ней есть и музыка и слова

Очень хорошо! В ней есть, таким образом, две мысли - музыкальная и словесная. И мы должны соединить их вместе и донести до зрителя.

Давайте ещё раз окунёмся в музыку этой песни и разберём средства музыкальной выразительности которыми пользовался композитор и аранжировщик.

Используем нашу универсальную игру «Музыка солнца»

(педагог раздаёт детям солнышки со СМВ и даёт 3 мин. на определение понятий и анализ музыки. Песня звучит фоном в варианте +1 с голосом)

Итак, слушаю вас, друзья мои.

Замечательно, а теперь возьмём микрофоны и исполни первый и второй куплет песни.

В некоторых видах спорта присутствует хореография. Без нее никуда. Например, впервые средства хореографии были применены в процессе тренировки сборной команды гимнасток СССР к XVI олимпийским играм в Мельбурне. В газете «Советский спорт» отмечено великолепное разноплановое выступление гимнасток, где для каждой спортсменки были индивидуально подобраны стили и народности, исходя из их физических данных и темперамента.

А кто из вас знает сколько стран станут участниками Олимпиады 2014?

Примерные ответы детей:

Молодцы, 36 стран, в их числе Испания и Россия. Попробуем с помощью танца передать характер, эмоциональность и культуру этих двух стран.

Сегодня мы с вами воспользуемся нашими солнышками, на которых отображены все средства музыкальной выразительности. Давайте поиграем

(дети разбирают лучики и определениями СМВ и собирают в одно солнце).

Повторение пройденного

Работа над песней

«Родина моя»

Повторение песни

«Если город танцует»

муз. А Журбина,

сл. И Резника

10 мин.

5 мин.

Учащиеся исполняют 1 и 2 куплет песни с использованием двухголосия в припевах.

А сейчас, пожалуйста, возьмите микрофоны. Напоминаю, что пользуемся ими аккуратно, внимательно следим за положением руки во время движений. (исполняем)

Повторим, ребята, для наших гостей песню, которая уже полюбилась нашим зрителям и которую мы готовим на конкурсное выступление. (исполняем)

Контрольно-

рефлексивный

Контроль за освоением

материала по теме занятия

2 мин.

Спасибо, молодцы! А сейчас, ребята, мы подведём итоги нашего занятия.

Оно называлось « В одном солнечном ритме». Так что же такое солнечный ритм?

Это когда мы, солнышки, делаем всё вместе, в одном ритме, в одном музыкальном движении поём и танцуем;

Когда мы вместе передаём наше настроение зрителю.

Правильно! И для этого мы должны быть грамотными, яркими, думающими исполнителями. А наш солнечный ритм должен передать нашему зрителю ощущение радости, света и тела.

Итоговый

1 мин.

Дети стоят по линиям. В конце делают поклон. Педагог раздает солнышки - пятёрки всем учащимся

Спасибо всем! Я считаю, что все сегодня очень плодотворно поработали. Все поставленные задачи выполнены, а главное наши гости получили хорошее, солнечно – позитивное настроение! Спасибо всем
До новых встреч! Аплодисменты!

Учебно-методический комплекс

занятия по теме

«В одном солнечном ритме»

«В одном солнечном ритме»

по программе «Вокально-эстрадная студия»

Упражнения на развитие дыхания и дикции

Цикл дыхательных, ритмичных упражнений, выполняемых в едином ритме

Раздел и тема программы

Подборка упражнение на развитие артикуляционного аппарата, формирование правильного дыхания

Упражнения разогревают артикуляционные мышцы, развивают их эластичность, способствует формированию навыка правильного дыхания

Являются методом профилактики простудных заболеваний.

Выполняются в начале основной части занятия как подготовительное к пению и оздоровительное практическое средство, а также при выполнении в едином ритме и синхронно направлено на развитие сплоченности коллектива, взаимной поддержке и ответственности.

Регулярное применение данных упражнений способствует разогреву мышц, артикуляционно-голосового аппарата, развитию координации и опоры звука предупреждает появление простудных болезней; воздействует на эмоциональный настрой учащихся, создает позитивное настроение, повышает мотивацию к занятиям вокалом, развивает дружеские связи в коллективе

Описание выполнения упражнений

Упражнения на дыхание (с закреплением понятия «метр»)
1. Упражнение «Пчела»

Выполняется в заданном педагогом темпе «метра». Руки на поясе, ноги на ширине плеч. Говорим резко «кыш!» (ощущаем тонус «пустой» диафрагмы), резкий вдох носом в диафрагму, на выдохе изображаем полёт пчелы. Длительность «полёта» пчелы зависит то равномерного распределения выдоха. Повторяем 4 раза, соблюдая метрическое движение.

2. Упражнение «Насос»

Сохраняя метрическое движение можно чуть ускорить темп.

а) Ноги на ширине плеч. Положение рук – на ширине груди с сжатыми кулаками. С затакта – резкий вдох носом (локти в стороны) , выдох резкий через рот на сильную долю (руки перед собой с разжатыми пальцами). Выполняется по 4 раза с детьми 8-10 лет, старшие (11-12 лет) делают по 8 раз. Затем свободный выдох с пропуском в один такт. Количество упражнений всего – 4.

б) Продолжаем в том же темпе. Тело наклонено вперёд, спина прямая, руки на уровне груди, пальцы вместе. Так же с затакта руки приподнять на вдох через нос, резко опустить вниз на выдох через рот. Количество упражнений как в части «а».

Упражнения на артикуляцию («пульсация в метре»)

1.Упражнение «Лошадка»

Продолжая ощущать метр в ногах, щёлкаем языком, изображая цоканье копыт.

Затем увеличиваем число цоканий в пульсации, меняем метр на двудольный и трёхдольный.

2. «Конфета».

Тело в спокойном положении, руки на поясе. Рот закрыт, зубы разжаты. Ищем языком внутри рта конфетку. По часовой стрелке и обратно. Погладит внутри щёчки язычком по очереди. Высовываем язычок, покусывая от кончика до корня извне. Чья конфетка длиннее?

3. Скороговорка «Егорка »

Опять задаём в теле темпо - ритм. Вдох. Задержать дыхание, говорим скороговорку, равномерно распределяя выдох:

« Как на горке, на пригорке жили 22 Егорки.

Раз, Егорка, два, Егорка, три, Егорка….» и т.д. пока не закончится дыхание. Чем больше Егорок, тем лучше. Педагог следит за правильным взятием дыхания. Плечи не поднимаются!

Аннотация к материалам УМК занятия

«В одном солнечном ритме»

по программе «Вокально-эстрадная студия»

Название методического материала

Распевка

Форма методического материала

Подборка вокальных упражнений

Раздел и тема программы

Раздел программы «Развитие исполнительского мастерства в ансамбле».

Тема занятия: «В одном солнечном ритме»

Являются методом профилактики негативных эмоций

Методика применения методического материала

Распевку целесообразно проводить непосредственно перед исполнением вокальных произведений, т.к. она способствует развитию вокальной техники, диапазона. Несет нагрузку формирования гармонического слуха в элементах двухголосия.

Результативность применения методического материала

Распевка обеспечивает создание эмоциональной сферы в исполнении двухголосием, основанным на взаимной поддержке, формирует умение работать в ансамбле.

Описание выполнения распевки

Вокальные упражнения :

1.«Ниточка»

Исполнение протяжного звука на одной ноте закрытым ртом, затем открытым на слоги «ли, лю, лё» в нескольких тональностях по восходящему движению.

Следим за дыханием, интонированием устойчивого звука. Педагог контролирует формирование учащимися гласных звуков.

2. «Музыкальный лифт» .

Упражнение на сглаженность регистров и опору звука. Едем на лифте с первого этажа до седьмого через все ноты гаммы и обратно. На звук «А» - как первый этаж и «И» - фиксированный седьмой. Педагог следит, чтобы учащиеся правильно направляли звук в головной резонатор и ощущением его опоры.

Проходим от ля(м ) до фа(1 ) основного звука.

3. «Секвенции»

Закрепляем понятие «секвенция». Движение мелодии на слог «Ли» (кантилена); звук « Я» (стакатто); звук губами «тпру» при исполнении мелодии. Выполняем 4-5-раз в восходящем движении.

4.«Смешанные ритмы»

Использование изменений ритма и темпа, вокальной подачи, мягкой и жёсткой «атаки звука». Используются элементы двухголосия.

Аннотация к материалам УМК занятия

«В одном солнечном ритме»

по программе «Вокально-эстрадная студия»

Название методического материала

«Музыка солнца»

Форма методического материала

Учебно-дидактическая игра

Раздел и тема программы

Раздел программы «Развитие исполнительского мастерства в ансамбле».

Тема занятия: «В одном солнечном ритме»

Подборка творческих заданий с раздаточным материалом на повторении и закрепление знаний средств музыкальной выразительности

Учебно-дидактическая игра помогает рационально и эффективно организовать процесс обучения, чередовать различные виды деятельности и активности, при этом актуализировать и закрепить знания учащихся о средствах музыкальной выразительности исполнения в ансамбле, формирует доверительные отношения между воспитанниками.

Методика применения методического материала

Используется в качестве контрольно- обучающего, развивающего и средства на основном этапе занятия и укрепляющего организм средства. Является важным элементом занятия, решающим воспитательные задачи по развитию коммуникативных способностей детей.

Результативность применения методического материала

Игра позволяет развить умение применять теоретические знания в исполнительской практике в условиях ансамбля, укрепить эмоционально-психологическое состояние детей, способствует созданию атмосферы взаимодействия детей друг с другом, формировать психическую готовность к вокальному исполнению

Описание проведения игры «Музыка солнца»

Учащимся выдаются дидактические пособия: шаблоны – солнышки. В центре каждого солнышка - таблички с названиями средств музыкальной выразительности: ритм; метр; мелодия; динамика; лад; регистр; пульсация; ритмический рисунок; темп.

Звучит музыкальное произведение – песня по теме урока и изучаемого репертуара.

Учащимся даётся время на прослушивание фонограммы.

В зависимости от выбранного солнышка, учащимся надо охарактеризовать средство музыкальной выразительности. Например, если солнышко – ритм, то учащийся говорит и показывает, в каком ритме звучит музыка. И из чего состоит ритм? Он объединяется с метром и пульсацией (присоединяется к обладателям солнышек с этими понятиями). Так же определяем основной лад, темп, развитие динамики, движение мелодии, её ритмический рисунок, и т.д.

На данном уроке мы разбираем аранжировку песни «Родина моя» (композитор Давид Тухманов). Какой темп, ритм использовал музыкант (определить двудольный метр с помощью пульсации)? В каком основном ладу звучит музыка? Как меняется характер и движение мелодии в куплете и припеве?

Всё это должен анализировать и слышать исполнитель для передачи музыкальной мысли зрителю, вызывая эмоциональную отдачу, объединившись одним ритмом.

Аннотация к материалам УМК занятия

«В одном солнечном ритме»

по программе «Вокально-эстрадная студия»

Название методического материала

Песенный репертуар:

1.Песня «Родина моя»

муз. Д. Тухманова, сл. Р Рождественского

2.Песня «Если город танцует»

муз. А. Журбина, сл. И Резника

Форма методического материала

Подборка фонограмм (минус) песенного репертуара для ансамблевого исполнения

Раздел и тема программы

Раздел программы «Развитие исполнительского мастерства в ансамбле».

Тема занятия: «В одном солнечном ритме»

Подборка фонограмм (под минус) песен, изученные и исполняемые детьми в ансамбле

Работа над данным песенным репертуаром способствуют развитию исполнительских навыков в ансамбле, закреплению пройденного материала, самоанализа, адекватной оценки собственной работы в вокальном коллективе

Методика применения методического материала

Работа над песенным репертуаром проводится на основном этапе занятия. Решается задача развития координации движений и вокала в песенном материале с использованием микрофона.

Результативность применения методического материала

Приемы работы над песенным репертуаром демонстрируют уровень развития исполнительского мастерства ансамбля и солистов в едином эмоциональном и вокально-техническом

характере; способствуют созданию благоприятной, психологически комфортной среды и сплочённости коллектива. В течение занятия рационально распределена двигательная, вокальная нагрузка появляется стремление к продуктивной, творческой, коллективной деятельности .

Описание работы над песенным репертуаром

  1. Песня «Родина моя» муз. Д. Тухманова, сл. Р. Рождественского

1.Беседа.

Проанализировав музыку пени (аранжировку) через игру «Музыка солнца», определяем жанр песни с помощью текста как «жанр патриотической песни», так как она о родине. Какие чувства вызывает в нас текст куплета? Единения, дружбы, гордости за нашу страну. Как поэтом описана красота природы в припеве? Как две мысли – музыкальная и словесная помогают передать настроение и характер песни зрителю?

Обратить внимание на секвенционное движение мелодии, параллельное движение голосов в «терцию». Услышать гармоническое движение. Обратить особое внимание на чистоту интонирования и эмоциональность исполнения.

3.Исполнение куплетов. Сравнить «атаку» звука, обратить внимание на формирование и подачу гласных звуков. Следить за дыханием и дикцией. Ввести элементы движения.

4.Исполнение песни с использованием микрофонов.

Педагог раздаёт микрофоны учащимся, напоминая правила работы с ними.

Исполнение песни под фонограмму (-1) без прописанной вокальной партии.

  1. Песня «Если город танцует» муз. А. Журбина, сл. И Резника

Повторение ранее изученной песни с использованием микрофонов и поставленных движений.


Здравствуйте, ребята и уважаемые гости!

На протяжении всего учебного года мы учим очень много интересных и разнообразных песен, у каждой из них есть своя история и смысл. Ребята, а скажите, пожалуйста, без чего смысл и содержание произведения мы не сможем донести до зрителя? (Дети отвечают) Правильно! Без четко произнесенного текста песни.

Сегодня мы проведем открытое занятие, темой которого является «Артикуляция и вокальное слово». Пение - единственный вид музыкально-исполнительского искусства, где музыкальное исполнение органически сочетается с необходимостью выразительного донесения речевого текста.

Но прежде чем, мы приступим к артикуляционной и вокальной работе, мы сделаем, необходимые для настоящего певца, дыхательные упражнения.

Ребята, вы, наверняка, все очень любите воздушные шарики. Представим, что мы с вами проглотили шарик, теперь, когда мы с вами делаем вдох, наш шарик надувается прямо у нас в животе. Затем выдыхаем и шарик наш сдувается! Молодцы, а теперь еще 5 раз надуем и сдуем шарик.

Хорошо, теперь поиграем с вами в игру под названием «Змея». Давайте повернемся лицом к друг другу, а теперь представим, что наша правая рука - это змея. Наберем воздуха в живот, поднимем руку и сложим кисть в виде мордочки змеи, и со звуком «Ссс» змея поползла. Хорошо, а теперь представим, что наши змеи хотят друг друга напугать. Набираем снова воздух в живот, делаем звук «Ссс», и в тот момент, когда будет заканчиваться дыхание, мы сделаем резкий активный выдох с тем же звуком, при этом наша змея соответственно сделает бросок. Теперь сыграем в эту игру еще раз. Умнички!

Теперь мы переходим к артикуляционной гимнастике. Ребята, становимся все к зеркалу и мы с вами сейчас отправимся в зоопарк. Сначала мы посетим океанариум. Первую мы увидели с вами рыбу-иглу, тонкую-тонкую рыбу. Давайте с вами втянем щечки, что бы быть похожими на нее. А за рыбой-иглой плывет рыба-шар, раздули щечки как у этой рыбки, молодцы! А за ней плывет морской конек, посмотрите, как у него сильно вытянуты губки вперед, давайте так же вытянем наши губы! Ну и напоследок мы посмотрим с вами на рыбу-мяч, и так же сильно надуем щеки! Выходим из океанариума, идем дальше, и навстречу нам бежит лошадка, давайте сделаем звук стучащих копыт, сначала быстро, а потом лошадка нас увидела и немного замедлила шаг (делаем звук стучащих копыт медленнее). Лошадка убежала далеко, а мы идем дальше и видим жирафа. У жирафа не только длинная шея, но и длинный язык. А теперь и мы с вами сделаем наш язык длинным как у жирафа, тянемся языком до носа, не помогаем себе руками! Хорошо, а теперь вытягиваем его к подбородку. Отлично! Идем дальше и видим с вами бегемота, а у него большая пасть! А ну-ка открыли рот как бегемоты, широко- широко. И постоим так немного. Молодцы, экскурсию по зоопарку мы с вами провели, теперь пойдем играть в мячик.

Сейчас мы с вами вспомним скороговорки, которые мы учили на предыдущих занятиях, первая «Ехал Грека», громко, не торопясь, выговариваем каждое слово.

(Дети рассказывают скороговорку)

Ехал Грека через реку,

Видит Грека в реке рак

Сунул руку Грека в реку

Рак за руку Грека цап.

И точно так же четко активно проговариваем с вами вторую «Кукушка кукушонку»

«Кукушка кукушонку

Купила капюшон,

Как в капюшоне

Он смешон»

(Берем маленький теннисный мячик) А теперь, как и обещала, мы поиграем в мячик! Разбейтесь, пожалуйста, по парам и встаньте напротив друг друга (дети делятся по парам). Сейчас каждый из вас будет проговаривать одну строчку из скороговорки и на последнее слово, на ударный слог, бросать мячик партнеру. Левая сторона говорит первую строчку, правая – вторую, и так далее до конца каждую скороговорку. (Дети выполняют задание). Молодцы, ребята!

Елена Михайловна Иванова
План-конспект занятия по вокалу

План-конспект

открытого занятия педагога дополнительного образования

Ивановой Елены Михайловны

руководителя вокального кружка «Поющие друзья»

технологического техникума г. Биробиджан

Тема занятия вокальных номеров ».

Цель занятия : сформировать представление о последовательности и содержании работ, способствующих повышению качества исполнения разучиваемых песен, научить использовать полученные знания в самостоятельной работе.

Задачи :

а) обучающие :

Закрепить понятия «сольное» и «ансамблевое» пение;

Дать понятие «алгоритм» ;

Обобщить ранее изученный материал, познакомив с алгоритмом работы над вокальным произведением ;

Научить детей использовать полученные знания в самостоятельной работе;

б) развивающие :

В процессе вокально -хоровой работы развивать певческие навыки;

Развивать творческие способности, вовлекая детей в работу над песней;

в) воспитательные :

Формировать устойчивый интерес к музыкальной вокальной культуре ;

Воспитывать доброе отношений друг к другу и к окружающим.

Технологии, используемые на занятии :

Технология формирования певческой культуры.

Технология дифференцированного обучения.

Технология индивидуального обучения.

Здоровьесберегающая технология.

Материальные средства обучения :

Фортепиано

Доска, мел

Магниты

Мульти-медиа проектор, экран

Карандаш, тетрадь

Ноутбук

Микрофон

Фонограмма минус

Ноты и текст песен

Ход занятия

I. Организационный момент.

Воспитанники кружка входят в класс, садятся на свои места.

Педагог :

Здравствуйте. Я рада новой встрече с вами. Сегодня, ребята, мы продолжим работу над нашими песнями. Первую половину занятия мы посвятим изучению нового материала и общей песне, которую мы готовим к праздничному концерту, а во второй половине займемся индивидуальной и самостоятельной работой.

Инструктаж по технике безопасности на рабочем месте :

Напоминаю вам, что вся техническая аппаратура у нас работает от электричества, поэтому необходимо быть максимально осторожными : стараться не задевать провода фортепиано и магнитофона, микрофонный провод не крутить в руках. На стульях не качаться во избежание травм.

Тема нашего занятия звучит так : «Алгоритм работы, направленной на достижение высокого уровня исполнения сольных и ансамблевых вокальных номеров », а.

цель наша сегодня : узнать в какой последовательности ведется работа над вокальным произведением и научиться самостоятельно применять полученные знания.

II. Теоретическая часть.

Изучение нового материала.

И начнем мы с того, сто попытаемся разобраться : в чем состоит суть темы занятия . Первое слово, думаю, покажется вам наиболее интересным - «алгоритм» . Сразу спрошу : может кто-то знает, что оно означает?

Учащиеся : …

Педагог :

А ведь, нет ничего проще : алгоритм - последовательность действий (шагов, приводящая к достижению поставленной цели, т. е. что за чем следует делать, чтобы получить желаемый результат.

А основная цель у нас какая? Для чего мы приходим сюда вокальный кружок ) заниматься?

Учащиеся : Чтобы научиться красиво петь песни, выступать на сцене.

Педагог :

Правильно. Нам не хочется просто спеть песню (как получится, на наших занятиях мы стремимся научиться исполнять ее на достойном уровне. Известно, что нет предела совершенству, но мы должны к нему стремиться. А для того, чтобы получить хороший результат в нашей с вами работе, мы должны четко представлять себе из чего она состоит.

Понятно, что мы должны много слушать музыки, читать, выполнять различные упражнения на дыхание, развитие голоса и много другое. Но, сейчас мы с вами попытаемся понять : из каких шагов, из каких этапов состоит работа над песней, будь она сольная или ансамблевая.

А, кстати, кто может напомнить : чем отличается сольное исполнение от ансамбля. А в чем состоит сложность каждого из них.

Сольное пение – поет 1 человек, большая ответственность за то, как ты споешь, отсутствие рядом локтя товарища – нет психологической поддержки, отсюда – страх, нет возможности «спрятаться» если что-то не получается так как хотелось бы.

В ансамбле – другие особенности : много голосов, здесь важно достичь слаженного пения, т. е. единства в исполнении.

Независимо от того, сольное произведение или ансамблевое, алгоритм примерно одинаковый. В ансамбле работа усложняется за счет затраты большего количества времени особенно на начале, когда осуществляется разучивание партий (голосов) (т. е. мелодии и ритма каждой из них, а затем их соединение и выстраивание гармонии.

Итак, ребята, вашему вниманию предлагается вот такая схема. (см. схему № 1) Сегодня мы с ней только познакомимся. А уже на следующих занятиях будем изучать более подробно. Напоминает эта схема кому-то «лестницу» , а кому-то, в связи с последними Олимпийскими играми «пьедестал» . Победителем здесь станет тот, кто дойдет до самой высокой ступеньки, а наградой станет что?

Учащиеся : …

Педагог : Да, аплодисменты слушателей и удовлетворение от проделанной работы.

Физминутка

Педагог : Сейчас свои знания мы попробуем применить на практике. Но прежде чем приступить к работе над нашим репертуаром, нам необходимо что сделать?

Учащиеся : …

Педагог : Правильно, подготовить певческий аппарат к работе, ведь работа над качеством исполнения произведения начинается уже с выполнения упражнений.

III. Практическая часть.

Работа над качеством исполнения сольных и ансамблевых вокальных произведений .

3. 1 Подготовка певческого аппарата к работе (работа стоя) :

1. Певческая установка.

2. Артикуляционная гимнастика :

Разработка щёк : «Клоунские гримасы : улыбка-трубочка» , «Пасть льва» , «Хомячок : голодный и сытый» , «Шпаги» .

Разработка губ : «Пятачок» , «Кусаем губы» , «Недовольная лошадь» .

Разработка языка : «Жевачка» , «Часики» , «Лошадь и пони» .

Разработка мягкого неба : «Колесики» , «Позеваем» .

3. Упражнения на дыхание :

«Игра со свечкой» (глубокий вдох-медленный выдох) .

«Сдуваем воздушный шарик» (выдох с остановками на счет 1-5) .

«Насос» (медленный вдох-сильный выдох) .

«Собака в жару» .

4. Распевание :

«На одном звуке закрытым ртом» (+ цепное дыхание) .

«Два звука : м, у, а» (формирование гласных + мягкая атака) .

«Пять звуков : «пение губами» (+работа мышц губ) .

«Пять звуков : а-а… о-о… и-и…» (+пение на опоре) .

«Пять звуков : Ми-и-а-ми… А-ми» (формирование гласных + твердая и мягкая атака+ скачки) .

«Т 5/3 и Д» (расширение диапазона + опора + тембральная окраска звука + дыхание + атака звука).

Педагог : А теперь приступаем к работе над песней «Только вперед» .

3.2 Работа над ансамблевым вокальным произведением

(«Только вперед» - 1 куплет и припев):

1. Повторение песни (1 куплет и припев) .

2. Припев :

Ритмическая и темповая слитность ансамбля.

Единая манера звукообразования : округлые гласные.

Фразировка.

3. Куплет (работа с солистами) :

4. Соединение куплета с припевом :

Своевременное вступление солистов.

Пауза перед припевом.

5. Закрепление под фонограмму (1 куплет и припев) :

При помощи фортепиано и педагога.

Самостоятельно.

Физминутка

Педагог : Ребята, скажите пожалуйста, на каком этапе работы мы с вами сейчас находимся. Аргументируйте свой ответ.

Дети : Преимущественно на начальном (ведется работа над чистотой интонирования и построения гармонии, точностью ритма, но уже постепенно начинаем использовать элементы 2 этапа (единая манера звукообразования, дикция, артикуляция, дыхание, атака звука).

Педагог : Молодцы. А сейчас я вам предлагаю поработать самостоятельно. Задача перед вами будет стоять следующая : определить на каком этапе работы над песней находятся ребята, с которыми я сейчас буду работать индивидуально.

Будьте, пожалуйста, внимательны : не критиковать – вы должны понимать, что, кто-то пришел раньше в коллектив, кто-то позже, у кого-то получается чуть быстрее, а кому-то необходимо побольше времени. Вам надо просто определить (ни с кем не советуясь) ступеньку на которой они находятся, т. е. показать свои знания.

Работа ведется педагогом параллельно : используются 2 формы работы индивидуальная и фронтальная.

3.3 Работа над сольным вокальным произведением :

1. «Белыми птицами» Елена Фурман и Кристина Сенько :

Ритмический ансамбль,

Своевременность вступления,

Дикция и артикуляция,

Чистота интонации в припеве.

2. «Кукушка» Ксения Боковня :

Единая округлая манера звукообразования,

Звук на опоре – избавление от пения на крике.

3. «Звездный календарь» Настя Егрищина :

Дикция и артикуляция,

Единая открытая манера звукообразования,

Пение на опоре.

4. «Я вернусь» Юлия Слесарчук :

Динамические оттенки,

Пение на опоре,

Фразировка,

Жанр и характер произведения,

Интонационно-драматическое развитие песни (контрастное) .

IV. Подведение итогов.

Педагог : Занятие наше близится к концу, и мне хотелось бы от вас услышать : что нового вы сегодня для себя узнали, какая работа проделана сегодня, и какая, на ваш взгляд работа нам еще предстоит.

Учащиеся : 1. Сегодня мы познакомились с вами с алгоритмом работы над вокальными произведениями и учились определять этапы нахождения процесса работы над произведением. 2. Работали над ансамблем 1 части песни «Только вперед» . 3. Работали над сольными песнями, улучшая уровень их исполнения.

Мы с вами сегодня проделали огромную работу, каждый из вас старался, вы молодцы. Впереди у нас много интересной работы. Но это будет на следующих занятиях . А сегодня всем спасибо, до свидания!



Просмотров