Предметно-развивающая среда в музыкальном воспитании. Музыкальная предметно-развивающая среда доу Среды по музыкальному воспитанию
Консультация для педагогов ДОУ: «Музыкально - эстетическая и предметно – развивающая среда в рамках ДОУ»
Федеральные государственные требования к условиям реализации основной общеобразовательной программы дошкольного образования представляют собой совокупность требований, обеспечивающих реализацию программы и направленных на достижение планируемых результатов дошкольного образования.
Интегративным результатом реализации условий является создание развивающей образовательной среды, соответствующей целому ряду требований. Воспитание ребенка дошкольного возраста происходит в деятельности ребенка, поэтому важнейшим условием для обеспечения этой деятельности можно считать создание предметно-развивающей среды.
Предметно-развивающая среда – это система материальных объектов деятельности ребенка, функционально моделирующая содержание развития его духовного и нравственного облика. Это такая организация окружающего пространства, которая дает возможность ребенку реализовать себя в различных видах деятельности. Музыкальный зал в детском саду – это, как правило, самое большое, светлое и наилучшим образом оборудованное помещение, это визитная карточка детского сада. Здесь проходят не только занятия с детьми, но и всевозможные праздники, развлечения и другие мероприятия для детей, сотрудников и родителей.
Предметно-развивающая среда в музыкальном зале имеет свои особенности, связанные со специфической направленностью образовательной области «Музыка».
Современные научные исследования свидетельствуют о том, что музыкальное развитие оказывает незаменимое воздействие на общее развитие детей: формируется эмоциональная сфера, совершенствуется мышление, ребенок становится чутким к красоте в искусстве и в жизни. Отсутствие полноценных музыкально-эстетических впечатлений в детстве с трудом восполнимо впоследствии.
К важнейшим показателям креативности ребенка относятся:
творческая активность , т.е. готовность и высокий уровень мотивации к созданию нового;
самовыражение, иначе – свободный выбор ребенком вида музыкальной деятельности, способа воплощения своего замысла;
интеллект , «интеллектуальные способности»,
«музыкальный интеллект» - способность исполнять, сочинять и воспринимать музыку;
знания и навыки.
К факторам, способствующим становлению креативности детей можно отнести:
информационный , позволяющий развивать интеллект;
социальный, обеспечивающий поддержку детей в процессе их творчества, дающий возможность общения и обмена впечатлениями;
эмоциональный , обуславливающий психологический комфорт и безопасность.
Таким образом, музыкальная среда становится одним из компонентов педагогической системы и представляет собой музыкальное оформление жизнедеятельности детей.
В соответствии с этим в нашем детском саду мы выделяем музыкальную среду ДОУ, семьи и учреждений культуры и образования.
1. Музыкально-образовательная среда ДОУ
Блок организованной (регламентированной) музыкальной деятельности: музыкальных занятий и развлечений, праздников, театрализация и других видов деятельности с использованием музыки (для всех детей).
Блок нерегламентированной (совместной с воспитателем и самостоятельной) музыкальной деятельности детей в группе вне занятий (в теплую погоду - на свежем воздухе):
Совместная с воспитателем (в играх сюжетно-ролевых с использованием музыкального репертуара, хороводных, музыкально-дидактических, музыкально-творческих и др.)
Самостоятельная музыкальная деятельность детей вне занятий (возникает по инициативе детей, представлена песнями, музыкальными играми, упражнениями, танцами, а также песенным, музыкально-ритмическим, инструментальным детским творчеством).
2. Музыкально-образовательная среда семьи.
Актуальность работы с родителями определяется тем, что детский сад - это первый внесемейный социальный институт, в котором начинается систематическое педагогическое просвещение родителей. От эффективности нашей совместной работы с родителями зависит дальнейшее развитие ребенка.
Основная проблема во взаимодействии с семьей – недостаточное понимание родителями значения музыкального воспитания детей, поэтому мы совместно с воспитателями нашего детского сада поставили перед собой следующие задачи:
сформировать у родителей стойкое убеждение в важности и необходимости раннего музыкального развития ребенка;
научить способам создания музыкальной среды, методам музыкального воспитания детей в семье;
способствовать музыкальному просвещению родителей.
Свои самые первые уроки жизни ребенок получает именно в семье, поэтому важно с первых дней посещения ребенком дошкольного учреждения наладить контакт с родителями, чтобы и в семье, а не только в детском саду, для ребенка были созданы благоприятные условия для общения с музыкой.
В нашем детском саду ежегодно проводится анкетирование родителей с целью получения необходимых сведений об их музыкальной культуре (их музыкальные предпочтения), об их осведомленности о музыкальном развитии детей, их отношении к сотрудничеству с педагогами ДОУ.
Нами наработаны различные формы взаимодействия с семьей, например консультации, семинары, родительские собрания, совместное проведение праздников и развлечений и др(конкурс шляпок и конфет, праздник Нептуна). Все они дают определенный эффект.
Однако, мы убедились, что этого недостаточно, мало убедить родителей в необходимости музыкального воспитания ребенка в семье, я поняла, что важно еще обучить их наиболее доступным методам организации этой работы (например, рассказать, как создать музыкальную среду, с какого возраста и как начинать слушать с детьми музыку, какую музыку слушать предпочтительнее, какие музыкальные игрушки и инструменты приобретать или делать своими руками, как организовывать детский праздник.
С целью музыкального просвещения родителей мы организуем проведение родительских собраний (круглые столы), дней открытых дверей, индивидуальных консультаций, а также организацию обратной связи, анкетирование, информирование родителей через уголок для родителей – «Музыкальная палитра» и стенд «Калейдоскоп наших праздников». Проводим выставки работ детей и их родителей на тему «Рисуем музыку».
Опыт показывает, что благодаря объединению усилий педагогов нашего детского сада и родителей, их личному участию в некоторых сторонах педагогического процесса, работа по музыкальному воспитанию детей в целом и развитию их творческих способностей становится более успешной.
3. Музыкально-образовательная среда учреждений культуры и образования.
Среда социума значительно отличается от среды ДОУ и семьи. Поэтому мы строго соблюдаем принцип целостности при организации этой среды. Музыкально-образовательная среда учреждений культуры и образования направлена на музыкальное просвещение детей, посещающих дошкольные учреждения. В нашем ДОУ часто организуются концерты воспитанников музыкальной школы и школы искусств, спектакли кукольного и драматического театров и т.п.). Сотрудничаем с театром «Рождественский», с лицеем и школами Западного внутригородского округа, с краеведческим музеем им. Фелмцына.
Таким образом , музыкальная среда как средство приобщения ребенка к музыкальной культуре и средовой подход являются интегральным средством, обеспечивающим тесное и успешное взаимодействие детей, воспитателей и родителей.
Музыкальная деятельность дошкольников была интегрированной всегда, еще до выхода в свет новых ФГТ. Такие виды занятий как комплексные, тематические и интегрированные были в арсенале музыкальных руководителей с момента их появления в штатном расписании ДОУ.
В приведенной ниже таблице представлена интеграция образовательной области «Музыка» с другими образовательными областями в свете современных требований
Развитие физических качеств в процессе музыкально-ритмической деятельности, использование музыкальных произведений как сопровождения в зарядке и на физкультурных занятиях.
«Здоровье»
Сохранение и укрепление физического и психического здоровья детей, формирование представлений о здоровом образе жизни через музыкально-игровые образы, релаксация.
«Коммуникация»
Развитие свободного общения со взрослыми и детьми в области музыки; развитие всех компонентов устной речи в театрализованной деятельности; практическое овладение воспитанниками нормами речи.
«Познание»
Расширение кругозора детей в области музыки; сенсорное развитие, формирование целостной картины мира в сфере музыкального искусства, творчества
«Социализация»
Формирование представлений о музыкальной культуре и музыкальном искусстве; развитие игровой деятельности; формирование гендерной, семейной, гражданской принадлежности, патриотических чувств, чувства принадлежности к мировому сообществу
«Труд»
Формирование трудовых умений и навыков, воспитание трудолюбия, воспитание ценностного отношения к собственному труду, труду других людей и его результатам.
Развитие детского творчества, приобщение к различным видам искусства, использование художественных произведений для обогащения содержания области «Музыка», закрепления результатов восприятия музыки. Формирование интереса к эстетической стороне окружающей действительности.
«Чтение художественной литературы»
Использование музыкальных произведений с целью усиления эмоционального восприятия художественных произведений, сочинение простых опер на сюжеты известных сказок.
«Безопасность»
Формирование основ безопасности собственной жизнедеятельности в различных видах музыкальной деятельности.
Весь широчайший спектр оснащения музыкального зала охватить невозможно, коснемся только того оборудования, с помощью которого осуществляется интеграция образовательных областей.
Отдельно хочется сказать о важности такого объекта предметно-развивающей среды, как мультимедийное оборудование в музыкальном зале. Наличие такого оборудования дает практически неограниченные возможности в плане интеграции образовательных областей. И значительно обогащает музыкальную деятельность ребенка и облегчает труд музыкального руководителя в соблюдении принципа комплексно-тематического планирования. Дает возможность разнообразить музыкально-дидактический материал, помогает ребенку значительно расширить общий кругозор, сформировать целостную картину мира.
Мы живем в южном регионе России, поэтому начиная с мая по ноябрь занятия, развлечения и праздники мы проводим на свежем воздухе. В нашем саду имеется вся необходимая аппаратура для проведения таких мероприятий: синтезатор, радиомикрофоны, микшерный пульт управления, колонка-усилитель, театральные радиомикрофоны.
Перечисленные принципы учитываются при построении развивающей среды с учётом возрастных и индивидуальных особенностей воспитанников, а также программных задач, что способствует повышению уровня самостоятельности у детей дошкольного возраста.
Таким образом, созданная в дошкольном учреждении предметно-развивающая среда соответствует федеральным государственным требованиям.
Татьяна Жукова
Для музыкального воспитания детей необходима богатая музыкальная предметно-развивающая среда (музыкальная среда , а для развития личности дошкольников рядом с ними должен быть педагог, увлечённый музыкой , умеющий реализовать творческий потенциал музыкальной среды и управлять развитием творчества детей.
Основные знания и умения ребёнок получает на специально-организованных занятиях в музыкальном зале , а закреплять их эффективнее в самостоятельной деятельности, т. е. в группе. Вот почему педагоги нашего ДОУ очень вдумчиво и внимательно относятся к проектированию и организации музыкально-развивающей среды в группах , стремятся сделать её интересной и насыщенной. При создании условий для музыкального и творческого развития детей, мы учитываем, что обстановка во всех возрастных группах в первую очередь должна быть комфортной и безопасной для ребёнка, пособия должны соответствовать требованиям гигиены, правилам охраны жизни и здоровья детей.
Силами наших воспитателей в каждой группе созданы предметные зоны для развития творческих способностей дошкольников. Здесь наши воспитанники имеют возможность в игровой форме закреплять знания, полученные на занятиях : исполнить знакомые песни, аккомпанируя себе на детских музыкальных инструментах ; зарисовать сюжет полюбившейся песни или инсценировать её, используя элементы костюмов. Часто можно наблюдать, как дети, распределившись по подгруппам , делятся на певцов, музыкантов и зрителей .
При организации предметной среды , а также в процессе разработки её компонентов, мы столкнулись с проблемой нехватки материальных средств на приобретение различного оборудования, пособий и детских музыкальных инструментов . Как бы парадоксально это не звучало, но эта проблема способствовала развитию творчества педагогов, родителей и детей, так как многое компоненты среды были сделаны своими руками с минимальными материальными затратами.
На наш взгляд, использование нестандартного музыкального оборудования , изготовленного руками воспитателей, очень полезно, так как позволяет обеспечивать динамичность музыкальной среды , постоянное её обновление, а это, в свою очередь, вызывает у детей интерес к музыкальной деятельности , мотивацию, а затем и потребность в ней.
При изготовлении пособий мы стараемся использовать чистые цвета, предметы разных размеров , из разнообразных материалов. Часто эти звучащие атрибуты позволяют ребёнку «слышать» окружающий мир. Они легки в исполнении, требуют минимум материалов и функциональны по выполняемым задачам. Так, например, для изготовления музыкальной шкатулки достаточно взять мыльницу, наполнить её пуговицами, различными по размеру и фактуре, оклеить её клейкой лентой. Получившийся инструмент позволяет :
Научить ребёнка сравнивать отдельные звуки, контрастные по тембру и окраске звучания;
Воспитать желание использовать звучащие предметы в различных видах деятельности.
Так же легки в исполнении «шуршунчики» , «скрипунчики» и т. д. (полотняные мешочки, заполненные мелкими предметами из различных по качеству материалов : крупой, семечками, песком, крахмалом и др.)
Появлению в музыкальных уголках нового пособия «Музыкальные варежки » , вызвало у наших детей неподдельный интерес и способствовало решению задач по развитию ритмического восприятия.
Инструмент «Мишкины штанишки» (пластмассовые плечики с прикреплённой к ним разноцветной шуршащей упаковкой для цветов, которая нарезана мелкой полоской) помогает решать следующие задачи :
Обучение детей самостоятельно и плавно выдыхать через рот;
Развитие навыков правильного дыхания через нос, увеличения объёма лёгких;
Побуждение детей к желанию имитировать звуки природы, развивать воображение (шуршание листьев, дуновение ветра) .
В своей практике мы также используем пособия, разработанные педагогом-музыкантом Е . Ю. Матвиенко «Весёлые кубики» . Кубики мы изготовили из квадратных картонных коробок, украшенных самоклеющейся цветной бумагой. Главное, чтобы кубик был лёгким и не травмоопасным. Изображения на кубиках также выполнили из самоклеющейся цветной бумаги в виде аппликаций. Пособие выглядит ярко, эстетично и тем самым вызывает желание играть с ним.
Игра в «Кубик-оркестр» позволяет чувствовать и воспроизводить метрический пульс речи и музыки , развивать коммуникативные навыки, слуховое внимание, навыки элементарного музицирования в оркестре, воспитывать интерес к игре на музыкальных инструментах .
Игра «Ритмический кубик» помогает развить у старших дошкольников слуховое внимание, ритмичность; использовать «звучащие жесты» - хлопки, шлепки, щелчки, притопы и т. д. ; закреплять навыки прямого счёта; вызывать положительные эмоции от игры.
Следует отметить, что при проектировании и создании предметных зон для развития творческих способностей детей, мы стараемся, чтобы музыкальная среда органично соседствовала с театральной и уголком по изодеятельности. Эти виды детской деятельности тесно связаны, взаимопроникновенны и как бы вытекают один из другого. В уголках для театрализованной деятельности представлены разные виды театров . Дети с удовольствием разыгрывают сценки кукольного театра, небольшие сказки, которые «озвучивают» при помощи музыкальных инструментов , и по желанию могут зарисовать сюжет полюбившейся сказки. Отрадно видеть, как кукла оживает в руках ребёнка. Эти куклы изготовлены руками наших воспитателей с участием детей старших возрастных групп. Большую помощь в этом оказывают наши родители.
Театр Смешарики.
Таким образом, подводя итог выше сказанному, можно сделать вывод, что организация музыкальной предметно-развивающей среды требует соблюдение следующих принципов :
1. принцип учёта возрастных и индивидуальных особенностей и склонностей детей;
2. принцип функционального и эмоционального комфорта детей в среде (музыкальная предметная среда сомасштабна глазу , действиям руки, росту ребёнка);
3. принцип системности (периодическое обогащение и обновление содержания предметной среды для поддержания устойчивого интереса детей к творческой деятельности).
Соблюдение этих принципов помогает сформировать у наших воспитанников творческую активность, умение мыслить креативно, расти творчески развитыми людьми.
наталья жиркина
Предметно-развивающая среда по музыкальному воспитанию детей раннего возраста
Вопрос организации предметно-развивающей среды ДОУ на сегодняшний день стоит особо актуально. Это связано с введением нового Федерального государственного образовательного стандарта (ФГОС) к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования.
В соответствии с ФГОС программа должна строиться с учетом принципа интеграции образовательных областей и в соответствии с возрастными возможностями и особенностями воспитанников . Решение программных образовательных задач предусматривается не только в совместной деятельности взрослого и детей , но и в самостоятельной деятельности детей , а также при проведении режимных моментов.
Для музыкального воспитания детей необходима богатая музыкальная предметно-развивающая среда .
Основные знания и умения ребёнок получает на специально-организованных занятиях, а закреплять их эффективнее в самостоятельной деятельности, т. е. в группе. Вот почему педагоги нашего ДОУ очень вдумчиво и внимательно относятся к проектированию и организации музыкально-развивающей среды в группах , стремятся сделать её интересной, насыщенной и доступной. При создании условий для музыкального и творческого развития детей , мы учитываем, что обстановка во всех группах в первую очередь должна быть комфортной и безопасной для ребёнка, пособия должны быть доступны детям, соответствовать требованиям гигиены, правилам охраны жизни и здоровья детей .
Музыкальное искусство и музыкальная деятельность в дошкольном возрасте - средство и путь всестороннего развития ребенка. Музыка тесно связана с другими видами искусства и сопровождает всю жизнь ребенка в детском саду. Все дети приобщаются к музыке , содержание которой отвечает общим и специальным задачам и учитывает возрастные ступени и индивидуальные различия.
Ведущая деятельность наших детей (2-3 года) – предметная , предметно-манипулятивная . Поэтому формы музыкальной деятельности детей возрастосообразные .
При организации предметной среды , а также в процессе разработки её компонентов, мы столкнулись с проблемой нехватки материальных средств на приобретение различного оборудования, пособий и детских музыкальных инструментов . Как бы парадоксально это не звучало, но эта проблема способствовала развитию творчества педагогов, родителей, так как многие компоненты среды были сделаны своими руками с минимальными материальными затратами
На мой взгляд, использование нестандартного музыкального оборудования , изготовленного руками воспитателей , очень полезно, так как позволяет обеспечивать динамичность музыкальной среды , постоянное её обновление, а это, в свою очередь, вызывает у детей интерес к музыкальной деятельности , мотивацию, а затем и потребность в ней. Часто эти звучащие атрибуты позволяют ребёнку «слышать» окружающий мир. Они легки в исполнении, требуют минимум материалов и функциональны по выполняемым задачам.
Самостоятельная музыкальная деятельность детей носит инициативный , творческий характер и основывается на приобретенном опыте, отличается многообразием форм и является начальным проявлением самообучения и развития.
Музыка в повседневной жизни детского сада обуславливает ее включение в разные моменты детской деятельности и помогает разнообразить жизнь детей в условиях детского сада.
Следует отметить, что при проектировании и создании предметных зон для развития творческих способностей детей , мы стараемся, чтобы музыкальная среда органично соседствовала с театральной и уголком по изодеятельности.
Эти виды детской деятельности тесно связаны, взаимопроникновенны и как бы вытекают один из другого. В уголка для театрализованной деятельности представлены разные виды театров . Дети с удовольствием разыгрывают сценки кукольного театра, небольшие сказки, которые «озвучивают» при помощи музыкальных инструментов , и по желанию могут зарисовать сюжет полюбившейся сказки.
Отрадно видеть, как кукла оживает в руках ребёнка. Эти куклы изготовлены руками наших воспитателей . Большую помощь в этом оказывают наши родители.
Использование музыки возможно не только на музыкальных занятиях , но и в быту, в разных режимных моментах : в часы досуга, во время игр детей , на прогулке, в условиях различных занятий, связанных с художественной деятельностью детей .
Ребенок приобщается к искусству не только на занятиях, но и в свободной деятельности.
Силами наших воспитателей в каждой группе созданы предметные зоны для развития творческих способностей дошкольников. Здесь наши воспитанники имеют возможность в игровой форме закреплять знания, полученные на занятиях : исполнить знакомые песни, аккомпанируя себе на детских музыкальных инструментах ; зарисовать сюжет полюбившейся песни или инсценировать её, используя элементы костюмов.
Музыка и стихи звучат на праздниках, развлечениях в исполнении взрослых и детей . Художественное оформление усиливает эмоциональное переживание ребенка. Театрализованные действия также требуют изобразительного и музыкального оформления . Яркие зрелища, праздники, развлечения так же вызывают желание детей выразить свои впечатления. И чем они ярче - тем интереснее дети музицируют.
Насыщенная предметно -развивающая и образовательная среда становится основой для организации увлекательной, содержательной жизни и разностороннего развития каждого ребенка. Развивающая предметная среда является основным средством формирования личности ребенка и является источником его знаний и социального опыта.